"Педагогическое общение"

Автор: Рябикова Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа лицей №1420 корпус 5
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогическое общение"
Дата публикации: 06.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Педагогическое общение.
Педагогическая деятельность относится к числу такого вида творческого труда, которая невозможна без общения. Педагогическое общение профессионально значимо и для учителей, и для воспитателей, и для музыкальных руководителей. Разнообразны функции педагогического общения, и среди них основные: воспитательная, организующая, социально - перцептивная. Воспитательная функция, пожалуй, в наибольшей степени определяет специфичность педагогического общения — предусматривает формирование в процессе взаимодействия педагога с воспитанниками гармонически развитой личности и относительно высокого уровня развития группы в целом. Особое место занимает функция формирования взаимоотношений, создание педагогически целесообразного благоприятного микроклимата для психического развития каждого ребенка. Важную, роль в психическом развитии человека, в формировании его личности играет окружающая социальная среда. Однако развивающийся ребенок в широкую социальную среду погружен не непосредственно. Можно выделить ряд звеньев, посредством которых общество прикасается к отдельному человеку. Наиболее близка к человеку клеточка общества, в которой возникает и реализуется «социальная ситуация», развития личности, — микросреда. Она не проста по своей структуре. Ее существенные компоненты такие подсистемы, как «ребенок - взрослые члены семьи», «ребенок - воспитатель», «ребенок - ребенок». От, того какова микросреда ребенка, доминирующие отношения в каждой ее подструктуре, во многом зависят формирующиеся черты личности, ее будущее лицо. Особое место в социальной микросреде детей, посещающих детские сады, занимает воспитатель. Он и элемент общей микросреды, и в то же время организатор моновозрастной микросреды ребенка. При этом - даже в случае, когда педагог посредством общения воздействует на группу в целом, на родителей или других членов микросреды дошкольника, - он в то же время оказывает влияние и на отдельного ребенка, на его положение в системе межличностных отношений. Социально - перцептивная функция педагогического общения связана с познанием воспитанников, их микросреды. Она тесно переплетена и с его другими функциями, способствует в значительной степени их реализации; кроме того, в процессе педагогического общения социально - перцептивная функция может выступать и как самостоятельная, ведущая. В процессе общения воспитатель применяет как прямые, так и косвенные воздействия на детей. Обычно под прямыми мы понимаем воздействия, которые прямо, обращены к: воспитаннику, так или иначе касаются его поведения, взаимоотношений (объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и др.). Косвенными считаются воздействия через других лиц, через соответствующую организацию совместной деятельности и т. д. Наиболее эффективны в деятельности дошкольников, особенно младшего и среднего
возраста, косвенные воздействия, прежде всего воздействия посредством игры, игрового общения. Игровое общение помогает регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, корректировать развитие личности. Вступая в игровое взаи- модействие, педагог получает возможность экономным путем, без излишнего нажима, морализирования осуществлять руководство деятельностью детей, их развитием. Оптимальность педагогического общения зависит и от способности воспитателя использовать искусство, сказку, песню, музыку как средство воздействия на ребенка. Для того чтобы педагогическое общение воспитателя с детьми стало эффективным, в наибольшей степени способствовало их психическому развитию, необходимо знать, что ждут от общения со взрослым дети? Что является - особенно значимым для установления благоприятных взаимоотношений? Исследования психологов показывают, что на протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько форм общения детей со взрослыми. Первоначально возникает непосредственно - эмоциональная форма общения с близкими взрослыми. В основе ее лежит потребность ребенка во внимании и доброжелательном к себе отношении со стороны окружающих его людей. Для эмоционального общения важно, чтобы взрослые отнеслись к ребенку авансом как к сознательной личности, как к субъекту, который способен понять и откликнуться. В дальнейшем (со второго полугодия первого года жизни) все отчетливее проявляется потребность ребенка не только в ласке, но и в сотрудничестве со взрослым ради быстрейшего достижения наилучшего результата в практической или игровой деятельности. Потребность этого рода он удовлетворяет в значительной степени в процессе делового общения. Деловые контакты со взрослым (просьба о помощи, приглашение к совместной деятельности, обращение за разрешением, обращение за оценкой результатов деятельности и т.д.) помогают открывать и усваивать ранее неизвестные способы употребления предметов, выработанные человечеством, глубже осваивать предметный мир, свободнее ориентироваться в нем. В дошкольном возрасте наряду с деловыми контактами со взрослым ребенок вступает также и во внеситуативное общение - познавательное и личностное. При познавательном общении он обсуждает со взрослыми предметы и явления мира вещей. Сюда относятся сообщение новостей, познавательные вопросы, просьба почитать, рассказ о прочитанном, виденном, фантазии Основной мотив познавательного общения — стремление ребенка к общению со взрослыми ради получения новой информации или обсуждения с ним возможных причин разнообразных явлений окружающего мира. При личностном общении предметом общения является человек (сообщение ребенка о своем эмоциональном состоянии, рассчитанное на сопереживание взрослого, обращение за одобрением, сообщение о чувствах симпатии и расположения, попытки расспросить взрослого о себе самом). В основе личностного общения лежит потребность ребенка в эмоциональной поддержке, его стремление к взаимопониманию и сопереживанию (ребенок
стремится к совпадению своего отношения и оценки окружающего с оценкой и отношением взрослого). Именно общение, его содержание, по мнению советских психологов, является одним из наиболее важных моментов, определяющих развитие отношения детей к взрослым. Более всего ребенка удовлетворяет то содержание общения, уровня потребности в котором он уже достиг. Общение со взрослыми, как показывают исследования, подготавливает появление новых, более сложных видов деятельности, ведущего вида деятельности (так, например, деловое общение способствует становлению предметно-орудийной -ведущей в раннем возрасте деятельности; внеситуативно - личностное общение – учебной - ведущей в младшем школьном возрасте). Итак, педагогическое общение воспитателя должно учитывать изменяющуюся на протяжении дошкольного возраста потребность детей в общении со взрослыми. Эффективность педагогического общения в значительной степени зависит и от умения воспитателя учитывать в процессе взаимодействия с детьми их возрастные и индивидуальные особенности. Различные формы воздействия педагог избирает для общения даже в аналогичной ситуации с детьми разного темперамента, с самыми маленькими и старшими дошкольниками. Различно и содержание педагогического общения: оно учитывает потребности каждого ребенка, его интересы, склонности, особенности семейной микросреды. Важный фактор, влияющий на эффективность педагогического общения, отношение воспитателя к детям.