Рабочая программа дополнительного образования по познавательно - исследовательскому развитию детей 5-7 лет в кружке "Почемучки"

Автор: Фурт Алевтина Уразбаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №30 "Лесная сказка"
Населённый пункт: Балашиха
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа дополнительного образования по познавательно - исследовательскому развитию детей 5-7 лет в кружке "Почемучки"
Дата публикации: 07.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида №30 "Лесная сказка". Рассмотрена и одобрена на Утверждаю заседании педагогического совета Заведующая МБДОУ № 30 Протокол № ____________ Забельская Т.В.
РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

дополнительного образования

по познавательно-исследовательскому развитию

детей 5-7 лет

в кружке «Почемучки»
Разработчик: Фурт А.У. воспитатель МБДОУ №30 г. Балашиха – 2016г. 0

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка
2 1.1. Актуальность 2 1.2. Цель программы 2 1.3. Задачи программы 3 1.4. Ожидаемые результаты 3 1.5. Формы и режим занятий 3 1.6. Продолжительность реализации программы 4
2. Организация образовательного процесса.
4 2.1. Материалы и оборудование, необходимые для реализации программы 5 2.2. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса 6 2.3. Дидактический материал и техническое оснащение занятий 6 2.4. Правила безопасности жизнедеятельности детей 6 2.5
.
Виды и структура исследовательских занятий 7 2.6. Примерный алгоритм подготовки и проведения занятия –экспериментирования 7 2.7
.
Структура занятия-экспериментирования (примерная) 7 2.8
.
Предметно-пространственная среда для экспериментирования в доу 8 2.9. Схема модели опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности детей 9
3. Учебно – тематический план
(Приложение № 1.) 10 - 12
4. Комплексно тематическое планирование
(Приложение № 2.) 13 - 19
5.

Педагогическая диагностика
(Приложение № 3.) 20 - 21
5.1. Мониторинг
(Приложение № 4) 22
6. Заключение
23
7. Список используемых источников
24
I
.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1

1.1. Актуальность. Ф
едеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, предусмотрено формирование у детей познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности, а познавательно-исследовательская деятельность признана одним из основных механизмов развития ребёнка. Научные исследования в области педагогической наукой доказывают необходимость теоретической и практической разработки этой проблемы. Исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними является для ребёнка естественным средствами познания, что делает юного исследователя более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. В совместной деятельности со взрослым ребёнок понимает, как можно безопасно для себя исследовать окружающие его объекты, у него формируется умение делать выводы и умозаключения по итогам исследовательской деятельности . Систематическая работа по развитию познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников может способствовать разностороннему развитию детей, так как у ребёнка формируются причинно-следственные связи, навыки общения, развивается речь, он получает первичные представления о себе и окружающей действительности. Программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста включает в себя темы, позволяющие расширить познавательные способности ребёнка по отношению к объектам живой и неживой природы. В программе представлены разнообразные виды деятельности детей, обеспечивающие познание окружающего мира; предусмотрено использование разнообразных материалов и оборудования как средств познания. Занятия с детьми, предусмотренные программой организованы в виде небольших циклов, объединенных общей темой, и проводятся как с группой, так и с подгруппой детей. Ведущее место в них занимает практическая работа – проведение простейших опытов, наблюдений, экспериментов. Главным является то, что дети принимают непосредственное участие в исследовательской деятельности, а некоторые опыты проводят самостоятельно.
1.2. Цель программы
Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост путем совершенствования его исследовательских способностей.
1.3. Задачи программы
2
1.Расширение у детей кругозора об окружающем мире через обобщение представлений о химических и физических свойствах веществ: воды, песка, глины, воздуха, снега и т.д.; 2.Развитие у детей умения пользоваться приборами при проведении игр- экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.); 3.Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения, умение делать умозаключения и выводы; 4.Формирование способов познания путем сенсорного анализа; развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции.
1.4. Ожидаемые результаты:
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:  быстрое включение в активный познавательный процесс;  самостоятельное пользование материалом;  постановка цели и нахождение путей ее достижения;  самостоятельность при поиске открытий;  проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;  настойчивость в отстаивании своего мнения;  расширение кругозора детей;  развитие критического мышления и речи;  развитость мускулатура пальцев;  проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе её информацию об объекте.
1.5. Формы и режим занятий
Программа реализуется на занятиях кружка «Почемучки». Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, в свободное от непосредственно образовательной деятельности время. Продолжительность занятий с детьми 5 – 7 лет не более 20 – 25минут. Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин. Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде. Педагог проводит презентацию каждого эксперимента. Это может быть индивидуальная презентация, индивидуальный показ, круг. К каждому набору для эксперимента могут прилагаться инструктивные карты, выполненные в виде последовательных рисунков или с краткой словесной инструкцией (для читающих детей). Все эксперименты сопровождаются 3
составлением протокола. Дети используют простейший вариант: заполняют таблицу (ставят любой знак); дети (умеющие читать) - кратко записывают результат в заготовленную форму или зарисовывают.
1.6. Продолжительность реализации программы
Продолжительность реализации программы – 1 год. Предусматривается работа с детьми старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет.
I I
.
Организация образовательного процесса.
Реализация программы осуществляется в разных формах работы с детьми: в форме непосредственной образовательной деятельности; в совместной деятельности педагога с детьми; в свободной самостоятельной деятельности самих детей. Непосредственно на занятиях решаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей. В совместную деятельность педагога с детьми входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности (изодеятельность, развитие речи, основы безопасности жизнедеятельности, игры и т.д.) Свободная самостоятельная деятельность обеспечивается возможностью свободного выбора деятельности, отвечающей его способностям и интересам. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их. Ребенок может самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме. Прежде чем приступить к экспериментированию, необходимо с детьми составить план предстоящей деятельности: 1. Выбрать объект исследования. 2. Подобрать необходимое оборудование. 3. Уточнить, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным. 4. Определить, для чего проводится опыт (прогнозируем результат). 5. Закрепить с детьми последовательность действий. 6. Вспоминить правила безопасности. 7. Провести эксперимент. 8. Зафиксировать результат. 9. Проанализировать полученные результаты (совпадают ли ожидаемые результаты с реальными; какой момент опыта был самый интересный; в чем испытывали затруднения). 4
Для фиксации результатов можно использовать разнообразные виды документов, такие как: календарь погоды, календарь природы, дневник (альбом) наблюдений и т.д.
2.1. Материалы и оборудование, необходимые для осуществления

познавательно – исследовательской деятельности:
 схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; книги познавательного характера, атласы;  карточки-схемы проведения экспериментов, оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента);  индивидуальные дневники экспериментов;  прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.);  мерные ложки;  сита и воронки разного материала, объема;  резиновые груши разного объёма;  половинки мыльниц, формы для изготовления льда, резиновые или целлофановые перчатки;  пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл;  гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля;  гигиенические безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, пакетики чая) и т.п.;  природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п.;  бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.;  лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;  природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;  разные виды бумаги;  красители: гуашь, акварельные краски;  контейнеры с землей для посадки растений;  контейнеры с песком и водой;  контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов;  рулетка, портновский метр, линейка, треугольник;  часы песочные; глобус; микроскоп; ноотбук;  бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры;  клеёнчатые фартуки, щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки, полотенца. 5

2.2. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
В работе кружка применяются исследовательские методы обучения: репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений); -продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск)
2.3. Дидактический материал и техническое оснащение занятий:
Основное оборудование:  приборы-помощники (увеличительные стекла, весы, песочные весы, компас, магниты, телескоп; часы песочные; глобус; микроскоп; ноотбук; и др.);  разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;  разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);  разные виды бумаги; красители (пищевые и непищевые);  медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);  прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.). Дополнительное оборудование:  специальная одежда (халаты, фартуки);  контейнеры для сыпучих и мелких предметов;  карточки-схемы проведения эксперимента;  индивидуальные дневники экспериментов;  правила работы с материалом;  индивидуальные дневники.
2.4.Правила безопасности жизнедеятельности детей
1. Работа под наблюдением взрослого. 2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой. 3. Грязными руками не трогать глаза. 4. Не брать руки в рот. 6

2.5



Виды и структура исследовательских занятий
В дошкольном учреждении экс периментирование может быть организовано в трех основных формах: занятие, совместная деятель ность педагога и воспитанника, а также самостоятельная деятельность детей, под присмотром взрослых. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы по какой-то исследуемой проблеме, позволяющей систематизировать представления детей. Такие занятия проводятся не чаще чем одно в две-три недели. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью, отдельным этапом любого другого занятия с детьми (по конструированию и пр.), ориентированного на разные виды детской деятельности (музыкальной изобразительной, естественнонаучной и др.). Предлагаемая ниже структура за нятия-экспериментирования является примерной и может быть скорректирована в практике работы.
2.6 Примерный алгоритм подготовки и проведения

занятия – экспериментирования
1.Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рас- сматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса 2.Определение типа, вида и тематики Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, раз- вивающие, воспитательные задачи). 3.Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления. 4.Предварительная исследовательская работа с использованием обо- рудования, учебных пособий (в мини-лаборатории или центре науки). 5.Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы. 6.Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам.
2.7 Структура занятия-экспериментирования (примерная)
Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации. Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия). Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. Уточнение плана исследования. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования. 7
Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы), помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.


2.8 ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ДОУ
Организация мини-лаборатории в детском саду В мини-лаборатории может быть выделено: 1.Место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. д.). 2.Место для приборов. 3.Место для выращивания растений. 4. Место для хранения материалов (природного, бросового). 5.Место для проведения опытов. 6.Место для неструктурированных материалов (стол «песок — вода» или емкость для воды, песка, мелких камней и т. п.). 8

2.9 Схема модели опытно-экспериментальной, исследовательской

деятельности детей 5-7 лет кружок «Почемучки»


Приложение №1


III
.
Учебно – тематический план
№ занятия Перечень тем Количество занятий Теоретическое Практическое Дети старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет): 1. Выбор названия кружка. Заинтересовать детей новым видом деятельности. Вызвать желание заниматься экспериментальной деятельностью. 1 - 9
2. Вводное. Знакомство с лабораторией. Организация эксперимента 1 -
Блок - Вода «Опыты с водой»

3

3
3 «Вот она какая –вода!» Чтение сказки «Почему заплакал ручеек?» 1 - 4 Вода -растворитель. Опыты с водой: Прозрачность воды Что растворяется в воде? Как очистить воду от мути? - 1 5 «В каждом деле без воды – и ни туды и ни сюды!» Опыты с водой: Пар – это вода Соленая и пресная вода - 1 6 «Здравствуй водичка» 1 - 7 «То здесь пар, а то - вода» Чтение сказки «Жили – были два облачка» Опыты с водой: Превращение в воду Пар – это вода Лед легче воды Лед – твердая вода 1 1
Блок «Снег» «Опыты со снегом»
2 5 8 «Где рождается снег» Чтение познавательной сказки: «Жила – была Капелька» Опыты со снегом: Кто рисует на окнах? 1 1 15 «Узнаем о снеге» Чтение рассказа «История про снежный колобок» Опыты со снегом: Как уменьшить время таяния снега. 1 1 16 «Береги нос в большой мороз!» Опыты со льдом - 1 17 «Дождь и гроза» Путешествие капельки.
-

1
18 Твердая вода. Почему не тонут айсберги. - 1
Блок - Воздух «Опыты с

воздухом»
2 2 19 «Первые шаги в науку» Воздух. Опыты с воздухом 1 1 10
20 «Вращение вертушки» 1 21 Почему дует ветер
1

-

Блок «Песок, земля, камни»
1 5 22 Какими бывают камни? 1 - 23 Как появляются горы? - 1 24 Откуда взялись острова. - 1 25 Как происходит извержение вулкана. - 1 26 Удивительный песок
-

1
27 Сухая и влажная почва - 1
Блок «Электричество»

2

1
28 В мире электричества» Понятие об электрических зарядах
1

-
29 Что такое молния? 1 - 30 Почему горит фонарик. - 1
Опыты с магнитом
1 1 31
Испытание магнита.

Магнитные свойства Земли. Компас.
Опыты с магнитом. 1 1
Блок «Температура»
1 - 32 Солнце дарит нам тепло и свет. 1 -
Блок «Звук, Свет»
2 2 33 «Волшебные стеклышки» - 1 34 О «Дрожалке и пищалке». - 1
Блок «Измерение»
- 2 35 Чем можно измерить длину? - 1 36 Сила тяготения. Упрямые предметы - 1 11
37 Подведение итогов знаний детей. 1. - Итого: 37 занятий Приложение № 2
IV. Комплексно тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование занятий-экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста: 5 -7 лет. Сентябрь Тема Задачи Литература 1 неделя - - 2 неделя - - 3 неделя
Выбор названия

кружка.
Заинтересовать детей новым видом деятельности. - 12
Вызвать желание экспериментальной деятельностью. 4 неделя
Экскурсия в

детскую

лабораторию
Задачи: Уточнить представление о том, кто такие ученые, познакомить с понятием «наука», «гипотеза», о способе познания мира – эксперименте, о назначении детской лаборатории; дать представление о культуре поведения в лаборатории. 1.Тягушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста», стр.41 Октябрь 1 неделя
«Вот она какая –

вода!»
Чтение сказки «Почему заплакал ручеек?» Сформировать представление о Мировом океане и родниковой воде;выяснить знания детей о свойствах и качествах воды, её значении для жизни живых организмов; дополнить знания детей о пользе океанов и морей. 1Л.В.Рыжова «Методика детского экспериментирования», стр.82 2.Н.В. Нищева «Опыты с объектами неживой природы», стр.174 2 неделя
Вода

-растворитель.
Опыты с водой: Прозрачность воды Что растворяется в воде? Как очистить воду от мути? Задачи: выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием, закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами. 1.Т.А.Шорыгина «Беседы о воде в природе», стр. 2.Тягушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста», стр. 46. 3 неделя
«В каждом деле

без воды – и ни

туды и ни сюды!»
Опыты с водой: Пар – это вода Соленая и пресная вода Задачи: закрепить представления о значении воды в природе и жизни человека; расширить знания о соленой воде морей и океанов, почему вода в реках пресная, а в океанах соленая; прививать бережное отношение к воде. 1.Л.В. Рыжова «Методика детского экспериментирования», стр.94. 4 неделя
«Здравствуй

водичка»
Задачи: закреплять знания о свойствах воды; способствовать развитию сенсорного восприятия; обучать умению пользоваться схемами – символами, помогающими отвечать на вопрос логично, 1.Л.В.Рыжова «Методика детского экспериментирования», стр.101.. 13
последовательно; закреплять навыки поведения у воды. Ноябрь 1 неделя
«То здесь пар, а то

- вода»
Чтение сказки «Жили – были два облачка» Опыты с водой: Превращение в воду Пар – это вода Лед легче воды Лед – твердая вода Задачи:сформировать представление о свойствах воды испаряться; закрепить знания об условиях, при которых вода испаряется; формировать представление о свойствах пара;закрепить понимание того, как образуются облака; формировать умение устанавливать причинно – следственные связи между явлениями природы. 1.Л.В.Рыжова «Методикадетского экспериментирования», стр.89. 2.Н.В. Нищева «Опыты с объектами неживой природы», стр.174 2 неделя
«Где рождается

снег»
Чтение познавательной сказки: «Жила – была Капелька» Опыты со снегом: Кто рисует на окнах? Задачи: формировать представление об образовании снежинок в природе; формировать умение различать строение и формы снежинок упавших с малых и больших высот; формировать знания о происхождении снежинок и инея; формировать умение пользоваться критериями сравнения. 1.Л.В. Рыжова «Методикадетского экспериментирования», стр.112. 3 неделя
«Узнаем о снеге»
Чтение рассказа «История про снежный колобок» Опыты со снегом: Как уменьшить время таяния снега. Задачи: формировать умения делать выводы; формировать навыки самостоятельного обследования признаков снега; развивать наблюдательность; продолжать формировать умения устанавливать причинно – следственные связи; развивать мотивацию желания исследовательской деятельности. 1.Л.В. Рыжова «Методика детского экспериментирования», стр.117. 4 неделя
«Береги нос в

большой мороз!»
Опыты со льдом Задачи:Воспитывать стремление помочь всем попавшим в беду в экстремальных обстоятелствах; побуждать к положительным поступкам; формировать наблюдательность; формировать представление о 1.Л.В. Рыжова «Методика детского экспериментирования», стр.157. 14
гололёде как явлении природы; развивать познавательный интерес к получению новой информации; формировать умение делать выводы. Декабрь 1 неделя
«Первые шаги в

науку»

Воздух.
Опыты с воздухом Задачи: расширить представление детей о свойствах воздуха и его качестве; формировать умения понимать и осмысливать причинно – следственные связи, логически рассуждать, делать выводы; продолжать формировать реалистическое понимание природных явлений через опыты (эксперименты). 1.Л.В. Рыжова «Методика детского экспериментирования», стр.163. 2.Тягушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста», стр.59. 3.Н.В. Нищева «Опыты, эксперименты, игры» стр. 90. 2 неделя
Солнце дарит

нам тепло и свет.
Задачи: дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. 1.Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром», стр. 92 2.Тягушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста», стр. 61. 3 неделя
Почему дует ветер
Задачи: Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движение воздушных масс; уточнить представление детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый. 1.Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром», 78 -80. 2.Тягушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста», 64. 4 неделя
«Вращение

вертушки»
Задачи: выявить обладает ли воздух упругостью; понять как можно использовать силу воздуха; устанавливать связь между силой ветра и вращением вертушки. 1. Е.В. Лосева «Развитие познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников» ,стр.62. 2. Тягушева Г.П., Чистякова А.Е. 15
«Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста», 67. Январь 1 неделя - - 2 неделя
«Дождь и гроза»

Путешествие

капельки.
Задачи: познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения. 1.Л.В.Рыжова «Методика детского экспериментирования», Стр.105. 2.Т.А.Шорыгина «Беседы о воде в природе», стр. 48. 3.Тягушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста», 70. 3 неделя
Чем можно

измерить длину?
Задачи: Расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности (локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд). 1.Тягушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста», 74 2.Н.В. Нищева «Опыты, эксперименты, игры» Стр.81.. 4 неделя
«Волшебные

стеклышки»
Задачи: познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, биноклем,объяснить, для чего они нужны человеку. 1.Тягушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста», 51. Февраль 1 неделя
Твердая вода.

Почему не тонут

айсберги.
Задачи: уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. 1.Тягушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста», стр.78. 2 неделя
Откуда взялись
Задачи: познакомить детей с 1.Тягушева Г.П., 16

острова.
понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря. Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста», стр. 85. 2. Т.А.Шорыгина «Беседы о природных явлениях и объектах» Стр. 64. 3 неделя
Как происходит

извержение

вулкана.
Задачи: познакомить детей с природными явлением – вулканом, причиной его извержения. 1.Тягушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста», стр. 87. 2. Т.А.Шорыгина «Беседы о природных явлениях и объектах» Стр. 16. 4 неделя
Как появляются

горы?
Задачи: познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор; научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто. 1.Тягушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста», стр. 89. 2.Т.А.Шорыгина «Беседы о природных явлениях и объектах» Стр. 21. Март 1 неделя
Испытание

магнита.

Магнитные

свойства Земли.

Компас.
Опыты с магнитом. Задачи: Познакомить детей с физическим явлением – магнитизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса. 1.Тягушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста», стр. 91. 2.Н.В. Нищева «Опыты, эксперименты, игры» Стр.98, 129. 2 неделя
О «Дрожалке и

пищалке».
Задачи: познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука – дрожание предметов. 1.Тягушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста», стр. 94. 3 неделя
Как сделать звук

громче?
Задачи: обобщить представления детей о физическом явлении – звуке: звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передаются с 1.Тягушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста», стр. 95. 17
помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов. 2. Н.В. Нищева «Опыты, эксперименты, игры» Стр.128. 4 неделя
«Радуга в небе»
Задачи: познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме – алгоритму; развивать внимание. 1.Тягушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста», стр. 115. 2.Н.В. Нищева «Опыты, эксперименты, игры» Стр.97. Апрель 1 неделя
«Удивительный

песок»
Задачи: Ознакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением; развивать наблюдательность, смекалку. 1.Н.В. Нищева «Опыты, эксперименты, игры» Стр.111. 2 неделя
«Сухая и влажная

почва»
Задачи: Ознакомить со способами определения и сравнения сухой почвы и влажной почвы, сформировать умения фиксировать результаты исследований. Н.В. Нищева «Опыты, эксперименты, игры» Стр.112. 3 неделя
Что такое

молния?
Задачи: познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии. 1.Н.В. Нищева «Опыты, эксперименты, игры» Стр.132. 2.Т.А.Шорыгина «Беседы о природных явлениях и объектах» Стр. 55. 4 неделя
Сила тяготения.

Упрямые

предметы
Задачи: дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. Задачи: познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развивать умение фиксировать результаты наблюдения. 1.Тягушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста», стр. 47 - 48. Май 1 неделя
Почему горит

фонарик.
Задачи: уточнить представления детей о 1.Тягушева Г.П., Чистякова А.Е. 18
значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста», стр. 110. 2 неделя
Какими бывают

камни?
Задачи: выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает; развить любознательность. Н.В. Нищева «Опыты, эксперименты, игры» Стр.190. 3 неделя
Блок

«Температура»
Задачи: Формирование представлений о температуре окружающей среды и собственного тела. Н.В. Нищева «Опыты, эксперименты, игры» Стр.82.. 4 неделя Подведение итогов знаний детей 19

5. Педагогическая диагностика
Приложение №3
Показателями уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью являются:
Уровни Отношение к эксперимен- тальной деятельности Целеполагание Планирование Реализация Рефлексия Высокий Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы. Средний В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. 20
Ниже среднего В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес. Не видит проблему самостоятельно. Ребенок не высказывает предположения, не может выстроить гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым. Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, но не учитывает их качества и свойства. Не проявляет настойчивость в достижении результатов. Не может сформулировать выводы самостоятельно только по наводящим вопросам. Овладение детьми вышеуказанными знаниями, умениями и навыками фиксирует в таблице в начале и конце года. № п/п Ф.И. ребенка Отношение к эксперимен- тальной деятельности Целеполагани е Планировани е Реализация Рефлексия 21
Приложение № 4.
5.1. МОНИТОРИНГ
результативности дополнительного образования детей по экспериментальной деятельности № п/п Ф.И. ребенка Отношение к эксперимен- тальной деятельности Целеполагание Планирование Реализация Рефлексия 1 Белоконь Максим 2 Ефанов Костя 3 Ещеркин Матвей 4 Костичан Рита 5 Лобанов Ваня 6 Озерова Вера 7 Прохоров Степа 8 Петрова Алеся 9 Романенко Вика 10 Самодурова Таисия 11 Фуртова Даша 12 Шкодин Андрей
6. Выводы:
22
Организация развивающей среды и экспериментально- исследовательской деятельности дошкольников успешно реализуется в процессе работы по программе,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,: у большинства детей отмечен высокий уровень развития познавательной и учебной деятельности, психических процессов, активизации мышлений, умственных умений анализа, синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, развитию речи, умению формулировать свои мысли; у педагогов –отмечена стабильная мотивация к изучению и внедрению новых технологий, повышению профессионального мастерства; повышению и качества воспитательно-образовательной работы, соответствию современным требованиям дошкольного образования. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам. Данная программа позволяет более полно решить существующую проблему, уделяет внимание как структуре развивающей среды с принципами построения развивающей среды, характеристикой микроблоков развивающей среды, правила безопасности при проведении экспериментально-исследовательской деятельности, так и структуре учебно- воспитательной системы в экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников с перечислением содержания объектов экспериментально-исследовательской деятельности, формами работы с детьми и их распределением в учебном плане, структуре эксперимента, особенностям экспериментирования в разных возрастных группах.
7.Список литературы
1. Л.В.Рыжова «Методика детского экспериментирования», Издательство «Детство - Пресс», 2014г. 2. Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром», Санкт – Петербург, «Детство – 23
Пресс»,2015г. 3. Е.В. Лосева «Развитие познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников », Санкт – Петербург, «Детство – Пресс»,2013г. 4 .Тягушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста», Санкт – Петербург, «Детство – Пресс»,2015г. 5. Н.В. Нищева «Опыты, эксперименты, игры», Санкт – Петербург, «Детство – Пресс»,2015г. 6. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старешй группе детского сада», познавательное развитие ТЦ «Учитель», Воронеж, 2010г.
7.
Т.А.Шорыгина «Беседы о воде в природе», «Беседы о природных явлениях и оъектах», Творческий центр «Сфера», Москва, 2010 г. 8. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.Воронеж:«Учитель»,2010 г. 9. Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов, «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников», Издательство «Мозаика - Синтез»,Москва, 2014г. 10. Е.Е. Крашенинников, О.Л.Холодова, «Развитие Познавательных способностей дошкольников», », Издательство «Мозаика - Синтез»,Москва, 2014г. 24
25
26
27
28
29