"Как попал картофель в Россию"

Автор: Судмал Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: "Перекопская средняя общеобразовательная школа №7"
Населённый пункт: Республика Крым, город Армянск, село Перекоп
Наименование материала: конспект занятия по внеурочной деятельности
Тема: "Как попал картофель в Россию"
Дата публикации: 07.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Хочу знать»

Тема: «Как попал картофель в Россию»

Тип занятия:
урок открытий новых знаний.
Цель:
1. Сформировать устойчивое понимание о значение картофеля в жизни людей, развить навыки проведения лабораторных опытов: определять на ощупь крахмал и муку; растворять крахмал и муку в воде. 2. Развивать социальные навыки: работать в группе, договариваться, учитывать мнение других и отстаивать свое собственное мнение. 3. Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей.
Задачи:
Познакомить детей с историей появления на Руси картофеля. Расширять знание о значении картофеля в жизни людей. Воспитывать интерес к всему новому.
Оборудование:
Презентация о картофеле.
Ход занятия.

1.

Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Вспомните, пожалуйста, наш девиз. Вместе не трудно Вместе не тесно Вместе легко И всегда интересно.
2.

Мотивация учебной деятельности

1. Отгадывание загадок
- Отгадайте загадку, которую вам загадают мишка и ежик, и вы узнаете, о каком овоще мы сегодня будем говорить Что копали мы в земле Жарили, варили. Что в золе мы испекли
Ели и хвалили. - Конечно это картофель.
3. Сообщение темы и задач урока

1. Беседа.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? - А что мы узнаем на уроке? - Правильно, сегодня на уроке вы узнаете, как растет картофель, как он попал в Россию, какие блюда можно приготовить с картофеля, какие лечебные свойства имеет, а также какое значение имеет в нашей жизни.
4. Этап открытия новых знаний.

1. Просмотр мультфильма
(«Лунтик» серия Картофель )
2. Сообщение учителя
- Откуда же появился этот овощ? Было время когда люди совсем ничего не знали о нем. Родиной картофеля считают Южную Америку. Там картофель ели с давних времен. Однажды испанский юноша Педро втайне пробрался на корабль, который плыл в Америку. Мальчика очень заинтересовали обычаи невиданного народа и все, что он узнавал, он записывал в книгу. Позже эти записи составил книгу «Хроника Перу». В ней он и описал странный овощ - картофель. Описанный Педро странный овощ был привезен в Европу как декоративное растение. Посмотрите как красиво цветет картофель. Поэтому его высаживали на клумбу перед дворцами, цветами украшали прически. В Россию картофель завез царь Петр 1. Он прислал из Голландии мешок клубней картофеля. Картофель не сразу пришелся по вкусу. Крестьяне не знали, какую часть надо употреблять в пищу. Некоторые ели зеленые плоды, которые образуются после цветения. Но плоды были ядовиты и вызывали отравления. Другие употребляли незрелые клубни, которые были горькими и неприятными на вкус. Только через некоторое время крестьяне научились правильно выращивать и употреблять картофель. Постепенно картофель вытеснил репу. Еще один заместитель картофеля лопух. Корни его варили, парили, ели печеными. Их добавляли в суп, делали из них котлеты и лепешки. Из корней лопуха делали повидло и мармелад.
3.

Дидактическая игра «Собери урожай»
- Давайте поиграем в игру.
a. Встаньте свободно. Чтобы собрать урожай, нужно сначала посадить картофель. Делаем наклон вперед, сажая картофель. b. Лето наступило, солнышко сияет, и картофель быстро растет. Поднимите руки, тянитесь вверх- показывайте, как растет картофельный куст. c. Ветер сильно дует - качайте вытянутыми в стороны руками. d. Грохочет гром – потопайте ногами. А картофелю все нипочем. e. Снова в синем небе солнце сияет, и картофель снова быстро растет – тянемся вверх, вставая на мысочки f. Картофель вырос, пора собирать урожай – делаем наклоны, убирая картофель. Мы с вами собрали урожай, скажите какие блюда можно приготовить из картофеля? (Дети перечисляют названия блюд.)
4.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»
- Ваша задача, правильно расположить правильную последовательность роста картофеля.
5. Сообщение учителя
- Ой, а доктор Айболит говорит, что картофелем можно лечиться. - Кого лечили картофелем и как? - Давайте узнаем у доктора Айболита? Если вы простыли и у вас кашель нужно подышать над картофельным паром. Для этого варили неочищенный картофель в «мундире» - так его называли, а затем, сделав бумажную воронку над её верхом вдыхать осторожно горячий пар, а так же теплый картофель прикладывают на грудь. Если вы обожглись нужно приложить на это место натертый сырой картофель. Сок сырых клубней картофеля употребляют при болях в желудке. Вот видите оказывает Я предлагаю взять в руки картофель и рассмотреть его. (дать время для рассматривания) А теперь ответьте на вопросы:  Какой формы клубень картофеля?
 Какого он цвета? Кожура картофеля бывает разного цвета: синего, красного, коричневого, но сам картофель белого и желтого. Форма клубней бывает разной, даже в виде животных. Это как у людей, все мы отличаемся друг от друга: цветом волос (русые, черные, рыжие), ростом (высокие и низкие). Так и картофельные клубни отличаются друг от друга.  Какой картофель на ощупь?
5.

Работа по теме занятия

1.

Лабораторная работа.
 1) Натереть сырой картофель. Результат: жидкая кашица. Вывод: в картофеле есть вода. (Воспитатель вывешивает карточку со знаком вода на мольберт)  2) Натертую картофельную кашицу размешать в воде. Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета? Результат: вода стала беловатой, мутной; (Почему вода стала мутной?) Вывод: в воде содержится крахмал и он полностью не растворяется в ней.  3) Воду процеживаем через сито. Даем отстояться в течение часа. Результат: образуется белый осадок. Вывод: В картофеле есть белое вещество.  4) Осадок высушиваем, он становится сухим, похожим на муку. - Знаете, что это? Это крахмал или картофельная мука. Повторите слово- крахмал. Вывод: в картофеле есть крахмал. - Для чего нам нужен крахмал? Дети: заваривать кисель, крахмалить бельё, использовать в приготовлении многих блюд, масок для красоты. Общий вывод: из картофеля мы выделили: воду, крахмал.
1.

Физкультминутка.

2.

Практическая работа
- А сейчас мы с вами сделаем необычных ежиков, используя картофель? 6.
Итог занятия
- Что сегодня нового и интересного узнали о картофеле? - Как появился картофель в России?

7. Рефлексия
Сегодня я узнал (ла)… Мне было интересно… Мне было трудно