"Использование музыкальных инструментов"

Автор: Володько Виктория Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ № 33 "Тополёк"
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: Статья, конспект занятия
Тема: "Использование музыкальных инструментов"
Дата публикации: 08.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Мой подход в работе с детьми.
Эмоциональная отзывчивость на музыку - это центр музыкальности ребенка. Эту способность у детей можно развивать через различные виды музыкальной деятельности - восприятие, исполнение, творчество, а также в других видах исполнительской и творческой деятельности: пении, игре на музыкальных инструментах, импровизации при обязательном присутствии выразительности детского исполнения. Очень важно в детском возрасте помочь ребёнку осознать своё достоинство, проявить свою индивидуальность. Максимальное проявление индивидуальности происходит в процессе развития творчества, которое ребёнок проявляет в разных видах деятельности. Известно, что творческому самовыражению способствует творческое музицирование. В своей работе я стала опираться на Программу «Элементарного музицирования с дошкольниками». Главной задачей Программы является воспитание у детей навыков творческого ансамблевого музицирования, умения проявить индивидуальность, способность к самовыражению. Заложенное в ее основу сочетание принципов музыкальной педагогики Карла Орфа с достижениями отечественной музыкальной педагогики позволяет с большой эффективностью решать поставленные задачи. Посещая семинары Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой, я «пропустила» все ощущения через себя, почувствовала и увидела в этой Программе так много нового, ценного, что вопрос, принять ее для себя или нет, просто отпал. Я удивлялась и восхищалась простотой и гениальностью системы Орфа. Овладевая системой Орфа, я начала работать в этом ключе. Первое, что удивляет, привлекает и делает мгновенно сторонником системы Орфа - особая атмосфера, в которой увлеченность, внутренний комфорт, раскованность испытывают почти все. Подобная атмосфера просто бесценна, потому что позволяет осуществить содержательную суть «активная творческая деятельность детей». Дети на самом деле все время в действии, действуют творчески, поскольку ставятся в условия, в которых им необходимо фантазировать, проявлять индивидуальность. Главной задачей в этой системе является не созидание музыкальных шедевров для слушателей, а сам творческий процесс, необходимый детям и дающий возможность их самовыражения. Творчество детей рассматривается, как умение и желание сделать что-то по-своему, индивидуально. Слова
«сыграй, станцуй, как ты хочешь
» распахивают невидимые ворота в мир фантазии, изобретательности. Неважно! Хорошо придумал ребенок, интересно или не очень, а, возможно, просто повторил. Никогда не критикую ребенка. В ответ ребенок остается самим собой, а значит продолжает проявлять свою индивидуальность. А как глаза детей загораются счастьем, когда ему предоставляют свободу. Он может сам сочинять, придумывать то, что он хочет и как хочет. Детям необходимо творить и переживать, чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта, им надо «попробовать» её в порядке простого испытания, не «догадываясь о ней», а «пребывая в ней» - петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать, самому придумывать
и изменять музыку. Импровизация - главный принцип музыкального и личностного развития детей. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рождённая их фантазией музыка проста и чудесна, как сама страна детства. Здесь из обычного металлофона рождается мерцающий огонёк светлячка, простые рыболовные колокольчики «разговаривают» друг с другом о дружбе, а коробочки с крупой расскажут, как осенью грустно шуршат под ногами листья. Стоит только прислушаться и в лёгком постукивании карандашом по столу можно услышать незатейливую песенку дождика, в бумажном шелесте – целую сказку, рассказанную простым бумажным листком. Основным приемом является вовлечение ребенка в музицирование по принципу: «
делай с нами вместе » и « сделай,

как Ты хочешь».
Подходы этой методики к музыкальному воспитанию не только учитывают возможности маленьких детей, но и ставят во главу угла уважение личности ребенка и принятие любых его индивидуально-творческих проявлений. На занятии создается атмосфера игры, соблюдается принцип «для ребенка, а не над ребенком». В такой атмосфере ребенок чувствует себя удобно, уютно, от нее не устает, учится в ней искусству общения. А я, как педагог не остаюсь в стороне, а являюсь участником, организатором, вдохновителем импровизационных музыкальных игр детей. Мне близки слова Т.Э.Тютюнниковой «Вдохновитель может поставить двойку только себе, если занятие не удалось, а дети были в нем пассивны и работали без удовольствия». Я всегда стараюсь быть естественной, эмоциональной, участвую в играх вместе с детьми с особой заинтересованностью и получаю от этого искреннее удовольствие. И, что самое важное, у детей возникает желание и потребность активно общаться с музыкой - музицировать. Наш детский сад работает по Программе «Истоки» и направление «Художественно-эстетическое развитие» рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства. В основе - развитие способностей к музыкальной, литературной, изобразительной деятельности, детское творчество, интеграция различных видов художественной деятельности (музыка, живопись, изобразительное искусство). Использование в своей работе принципов Орфа в соединении с лучшими достижениями отечественной детской музыкальной педагогики позволяет решать такие задачи как воспитание у детей навыков творческого ансамблевого музицирования, воображения, умения проявить индивидуальность, способность к самовыражению.
Музыкальное занятие по использованию инструментов

в каждом виде деятельности.


Программные задачи:
Учить различать 2-х частную форму в музыкальном произведении; развивать поэтический и музыкальный слух; закреплять различные ритмические рисунки; правильно интонировать и музицировать; формировать умение заканчивать определённые движения с окончанием музыкальной фразы; воспитывать доброе, бережное отношение к инструментам; делиться, уступать друг другу и видеть несправедливость. Снова осень на пороге, Листья пожелтели. Закружились на пороге Желтые метели. В поле ржи сейчас пойдем, Насекомых мы найдем. Пшеница поспела золотая! Наливная! Наливная!
Звучит «Марш»
Л. Шульгина или любой двухчастный. На 1-ую часть дети идут, маршируя, на 2-ю часть бьют ритмический рисунок, без продвижения. Повторяется 3-4 раза. Перестроения: в 2 шеренги, в 4 шеренги. Прошу вас, ребята, располагайтесь на пшеничном поле. Поле широкое, раздольное, пшеницу не топчите, насекомых не будите. Пшеница поспела! Золотая! Наливная! Наливная! А что помогает пшенице поспевать? Колосу набирать силу? Правильно, дождь.
Пальчиковая гимнастика.
Дождик, дождик. Поливай! Бьём палочкой по палочке медленно. Будет хлеба урожай! Так же. Будут булки, будут сушки, Бьём палочкой по палочке быстро. Будут вкусные ватрушки! Показываем круг, сомкнув палочки – это «ватрушки». (Палочки возвращаем в корзинку) А вот и паучок проснулся, дети, вы хотите услышать, как среди колосьев на ветру поёт тонкая паутина?
«Пау-паучище»
Пау-пачище Соединяем большой палец правой руки с Паутину шил. мизинцем левой, «плетём» поочерёдно. Вдруг закапал дождик, Легко хлопаем по ладони пальчиками. Паутину смыл . Правой кистью смахнуть с левой ладони. Выглянуло солнце, стало подсыхать, Открыв пальцы, прочертить круг. Пау-паучище трудится опять. Соединяем большой палец правой руки с мизинцем левой, «плетём» поочерёдно. Дети берут трубочки от разборного металлофона, которым заранее пришиваются верёвочки – трубочка должна висеть на пальчике ребёнка!!! Бьём по очереди музыкальными палочками по трубочке. Начинает преподаватель, затем ребёнок, сидящий слева. Второй ребёнок, сидящий слева от первого игрока и т.д. Вот какой нежный, тонкий, прозрачный звук у паутинки. Прошу вас нежно уложить паутинку в корзинку, не нарушив узор. Тихо-тихо рядом сядем, Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде, В разноцветном, расписном…. Вы услышите сейчас и стихотворение, и музыкальное произведение, попробуйте определить настроение.
Маски: грустная, весёлая.
Е.Авдиенко «Письмо» Непоседа – ветерок у куста сорвал листок, Долго с листиком осенним над деревьями кружил, А потом мне на колени желтый листик положил. Тронул ласково лицо: «Получите письмецо!» А.Майкова Осенние листья по ветру кружат, Осенние листья в тревоге кричат: Всё гибнет! Всё гибнет! Ты чёрен и гол! О лес мой, родимый, конец твой пришёл!
Слушание «Болезнь куклы»
П. Чайковский или любое грустное произведение. Инструмент треугольник. Дети играют из-за такта, с запозданием, эту сложность можно наработать за 4-5 занятий, сначала музыкант играет произведение на фортепиано, только потом оно звучит в исполнении симфонического оркестра. Какую музыку написал Пётр Ильич Чайковский? Она минорная или мажорная? (Весёлая или грустная?)
Повторение песни «Ах, какая осень» З. Роот
. А ваша любимая песня «Ах, какая осень», она мажорная или минорная? Исполним один куплет. Треугольник звучит коротко, на сильную долю: Ах, какая осень, Ах, какая, Вся из желтых листьев золотая, И дождя серебряные нити Песенки поют.
Пение «Шур-шур»
сборник Осокиной, разучивание . Как же не вспомнить замечательную песню «Шур-шур» Исполнение песни на ксилофонах: 1куплет; припев поют дети. На проигрыш, считая до восьми, глиссандо короткое, тихое, чтобы ксилофону «не было больно». Главное условие игры на музыкальных инструментах – не играть во время пропевания текста, только на проигрыш, будь – то частушки или классика. Песня для того звучит, чтобы её слушать и слышать, а инструмент не должен мешать!!! Посмотрите, рядом с пшеничным полем огромный луг, есть где развернуться! А сейчас, а сейчас начинаем перепляс. Подходи сюда, народ, тот, кто пляшет - тот вперёд.
Танец с ложками.
Ложки, что ни говори, Примечательные.
А ребята – ложкари Замечательные.
Песня «Ложки».
А на нашем лугу прыгают лягушата, хотите поиграть, разбирайте лягушат (девочки берут маленькие кастаньеты, мальчики маленькую и большую кастаньеты ).
Игра «Лягушки».
Мы зелёные лягушки: ква,ква, ква-ква-ква, Мы весёлые квакушки: ква,ква, ква-ква-ква, На болоте мы живём: ква,ква, ква-ква-ква, Громко песенку поём: ква,ква, ква-ква-ква. Заранее выбирается цапля. На слове «ква» играют дети на маленьких кастаньетах, когда звучит мелодия в басу, «крокодил» пугает лягушек (игра на больших кастаньетах), ещё появляется цапля – враг лягушки.Догоняшки. Ходит цапля по болоту, Ищет цапля лягушат. 1,2,3,4,5 выходи скорей играть.
Итог занятия
: Прошу вас, передавайте молоточек по кругу, вспомним, на каких инструментах вы сегодня играли. Ребята, я хочу собрать альбом с музыкальными инструментами, предлагаю вам стать его авторами. Возьмите в группе краски, карандаши и нарисуйте любимый инструмент.