"Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"

Автор: Ишнязова Мария Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 7 "Буратино"
Населённый пункт: г. Гай, Оренбургская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"
Дата публикации: 08.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Буратино» города Гая Оренбургской области _________________________________________________________________ 462631, Оренбургская область, г. Гай, ул. Орская, 116 А, тел./факс: 8(35362) 4-22-15 e-mail: mbdoy7@yandex. ru
Педагогический совет

«Использование здоровьесберегающих

технологий в ДОУ»
Подготовила:
Ишнязова М.А.
старший воспитатель МАДОУ« Детский сад № 7 «Буратино» г. Гая, Оренбургской области 2015-2016 учебный год
Цель:
Систематизировать знания педагогов о здоровье и методах организации здоровьесберегающего пространства.
Задачи:

1. Проанализировать работу с детьми по созданию здоровьесберегающего пространства в ДОУ. 2. Повысить профессиональную компетентность педагогов в области здоровьесбережения. 3. Развивать творческий потенциал педагогов, инициативность, активность, ответственность.
Повестка дня

Теоретическая часть.
1. Итоги выполнения предыдущего педагогического совета.
-
Заведующий Шкондина Е.В. 2. Вступительное слово о теме, повестке дня, актуальности поставленной проблемы для коллектива ДОУ.
-
Заведующий Шкондина Е.В. 3. Отчёт по итогам тематического контроля « Организация работы по здоровьесбережению в ДОУ».
-
Старший воспитатель Ишнязова М.А. 4. Доклад медицинского работника ДОУ о результатах заболеваемости в группах. - Чернова Е.Е.
Практическая часть.
Деловая игра «В стране Здоровья»
Решение педсовета.

Теоретическая часть.

1. Вступительное слово о теме, повестке дня, актуальности

поставленной проблемы для коллектива ДОУ.

Педагогический совет хотелось бы начать со слов великого русского педагога В.А. Сухомлинского: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям – все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ: – занятия физкультурой, прогулки; – рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна; – дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды; – бережное отношение к окружающей среде, к природе; – медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендации, прохождение ежегодно медосмотра детей; – формирование понятия «не вреди себе сам». Данные разных исследований показывают, что за последнее время отсутствие у детей физических качеств, таких как усидчивость, выносливость, умение корректировать свое эмоциональное состояние, становится огромной проблемой для воспитателей, педагогов, учителей. Важным условием является слаженное, совместное взаимодействие всех специалистов и работников ДОУ.
2. Отчёт старшего воспитателя по итогам тематического контроля

«Организация работы по здоровьесбережению в ДОУ».

Сроки:
с 09 по 13 ноября 2015 г.
Исполнители:
заведующий МАДОУ «Детский сад № 7 «Буратино» Шкондина Е.В., старший воспитатель Ишнязова М.А.
Цель
: создание условий для использования здоровьесберегающих технологий в разных видах деятельности детей дошкольного возраста.
1. Оценка развития детей.
Через индивидуальные беседы, наблюдения за детьми в разных режимных моментах, был проведён анализ самочувствия детей. В результате использования здоровьесберегающих технологий в разных видах деятельности видна положительная динамика, дети более подвижны, сосредоточены на предлагаемой деятельности, повышается работоспособность и умственная активность. У детей сформированы навыки культуры и здорового образа жизни, знания о правилах безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях в соответствии с возрастными особенностями.
2. Оценка профессионального мастерства воспитателя.

Через беседы с педагогами, наблюдения за работой в разных видах деятельности, был определён уровень профессионального мастерства педагога в использовании здоровьесберегающих технологий. В течение дня педагоги используют различные здоровьесберегающие технологии: а) для сохранения и укрепления здоровья ( динамические паузы, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика корригирующая); б) обучение здоровому образу жизни (беседы о здоровье и его сохранении, игротреннинги и игротерапия, создание проблемных и игровых ситуаций); в) коррекционные технологии (технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, цветотерапия, релаксация). В старшей и подготовительной группах (педагоги Попова О.В., Береговенко О.С., Фомина Т.Б., Сергеева Л.Г.) дети имеют простейшие представления о здоровом образе жизни (правильное питание, максимум движения, профилактика различных заболеваний), применяют на практике эти знания (следят за качеством выполнения упражнений, во время еды соблюдают правила культуры поведения за столом, во время прогулки следят за безопасностью игр.) В младших и средней группах педагоги Шахаева Е.Ю., Твердохлебова О.А., Желтова Н.В., Щекодько Т.В.) используют здоровьесберегающие технологии в соответствии с возрастом и индивидуальными запросами ребёнка (игры-забавы, музыкально-ритмитческие движения, игры-подражания). Однако не всегда есть контроль со стороны воспитателей за правильностью осанки детей во время работы за столом. На занятиях воспитатели не используют профилактические упражнения для глаз. Так же оценивалось создание условий для здоровьесберегающих технологий в разных видах деятельности детей дошкольного возраста, в работе узких специалистов. Наблюдение за работой узких специалистов показало, что уровень профессионального мастерства педагогов в использовании здоровьесберегающих технологий, высокий. Педагоги используют в своей работе в основном здоровьесберегающие образовательные технологии. В образовательной деятельности используют различные методы, направленные на здоровьесбережения, физминутки, дыхательную гимнастику, пальчиковые музыкальные упражнения. Булдина Л.И., использует в своей работе формы музыкатеропии (танцетерапия, слушание разнохарактерной музыки). Педагогом-психологом используется технология обеспечения социально- психологического благополучия ребёнка. С помощью методов раскрепощения, тренингов, обеспечивается эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей. В ходе проверки было просмотрено ряд физкультурно-оздоровительных мероприятий. Воспитатель подготовительной группы Сергеева Л.Г. показала проведение подвижной игры на спортивной площадке. Воспитатель подготовила методически верно проведение подвижной игры, удачно выбрала ее с учетом погодного явления, т.к. игра проводилась на воздухе. Было учтено главное правило подвижных игр – движения, были очень хорошо усвоены детьми и разучены воспитателем предварительно на физкультурных занятиях и в индивидуальной работе в режиме дня. В процессе игры воспитатель следила за правильностью выполнения движений, соблюдением правил игры, нагрузкой и взаимоотношениями детей. Регулировала нагрузки повтором игры и
уменьшением активности играющих путем назначения водящими детей с разным уровнем развития движений. Во 1 младшей группе «Непоседы» (Тагирова Р.Р.) и старшей группе (Береговенко О.С.) была оценена утренняя гимнастика. Гимнастика проведена на высоком уровне, построена методически верно, с индивидуальным подходом к каждому ребенку, под музыкальное сопровождение, в соответствии с гигиеническими требованиями. В средней группе (Щекодько Т.В.) и 2 младшей группе (Шахаева Е.Ю.) старшим воспитателем была просмотрена прогулка детей. Обе прогулки проведены в соответствии с планами. Интересно и содержательно построены наблюдения, беседы о состоянии погоды, дети с удовольствием играли в подвижные игры, с большим желанием трудились. Прогулки построены интересно и методически верно. Предложение - приобрести выносной материал для игр и труда. Воспитатель 2 младшей группы Твердохлебова О.А. провела игровое физкультурное занятие на тему: «Ловкие ребята, ребята дошколята». Педагог смогла заинтересовать детей, привлечь их к четкому выполнению движений. Воспитателю рекомендовано следить за нагрузкой детей во время проведения физкультурных упражнений, применять на занятии музыкальное сопровождение для поддержания интереса детей.
3. Оценка создания условий группе.
Оценка состояния методического обеспечения по данной теме, показало, что, почти во всех группах созданы условия для здоровьесбережения детей. Имеются физкультурные уголки с необходимым оборудованием для развития физических качеств, для профилактики плоскостопия (ребристые дорожки), для профилактики сколиоза (швецкие лестницы), подобран материал и созданы картотеки гимнастики для глаз (подготовительная группа «Теремок»), дыхательная гимнастика (Старшая группа «Почемучки»), пальчиковая гимнастика (все возрастные группы), упражнения для профилактики плоскостопия (младшие группы) и т.д. Имеется методическая литература по данной теме, но не в достаточном количестве. С 01.10.15 г. по 13.11.15 г. в МАДОУ «Детский сад № 7 «Буратино» состоялся смотр-конкурс «Лучший физкультурный центр группы» , в котором принимали участие все возрастные группы. По итогам смотра-конкурса I место заняли подготовительная группа «Теремок» (воспитатели Сергеева Л.Г., Фомина Т.Б. ); II место заняли младшая группа «Смешарики» (воспитатели Шахаева ЕЮ, Твердохлебова О.А. ); III место заняли старшая группа «Почемучки» (воспитатели Попова О.В., Береговенко О.С.).
4. Планирование работы.
Оценка системы планирования показала, системность в планировании мероприятий с использованием здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие образовательные технологии планируются педагогами в разные временные промежутки дня, в образовательной деятельности (физминутки), после сна (коррегирующая гимнастика после сна, хождение по дорожке здоровья). Однако мало мероприятий по данному направлению планируется в утренний, вечерний отрезок времени и на прогулке.
5. Работа с родителями.

Оценка системы планирования, оценка использования различных форм взаимодействия с родителями показала, что в группах планируются и проводятся совместные с родителями мероприятия по данной теме. Здесь в большей степени используется технология валеологического просвещения родителей. В каждой группе имеются папки-передвижки по темам профилактики различных заболеваний, по использованию форм и методов здоровьесбережения, постоянно вывешиваются консультации для родителей по данной теме: «Как не болеть простудными заболеваниями», «Ребёнок и компьютер», «Играем пальчиками» и т.д. Проводятся родительские собрания, где родители вместе с детьми учатся выполнять различные упражнения пальчиковой, дыхательной, корригирующей гимнастики. Привлекаются родители к участию в совместных физкультурных досугов и праздников. Однако не во всех группах имеется страничка здоровья в уголках для родителей, где бы педагоги информировали родителей о состоянии здоровья и физическом развитии, о двигательной подготовленности их ребёнка (Твердохлебова О.А., Шахаева Е.Ю., Щекодько Т.В., Желтова Н.В., Тагирова Р.Р., Савенко В.Н., Шкондина Т.К. Таким образом, можно сделать вывод, что работа по использованию здоровьесберегающих технологий в детском саду имеет положительную динамику, однако педагогом даны следующие рекомендации: 1. Воспитателям планировать и проводить мероприятий по данному направлению в утренний, вечерний отрезок времени и на прогулке. 2. Приобрести методическую литературу по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. 3. Оформить страничку здоровья в уголке родителей, где бы педагоги информировали родителей о состоянии здоровья и физическом развитии, о двигательной подготовленности их ребёнка. 4. Продолжать пополнять предметно-развивающую среду для развития двигательной активности детей во всех возрастных группах. 5. Воспитателям групп планировать и проводить совместные мероприятия с медицинским персоналом ДОУ по формированию двигательной активности, привычки к здоровому образу жизни дошкольников .
5. Работа с родителями.
Оценка системы планирования, оценка использования различных форм взаимодействия с родителями показала, что в группах планируются и проводятся совместные с родителями мероприятия по данной теме. Здесь в большей степени используется технология валеологического просвещения родителей. В каждой группе имеются папки-передвижки по темам профилактики различных заболеваний, по использованию форм и методов здоровьесбережения, постоянно вывешиваются консультации для родителей по данной теме: «Как не болеть простудными заболеваниями», «Ребёнок и компьютер», «Играем пальчиками» и т.д. Проводятся родительские собрания, где родители вместе с детьми учатся выполнять различные упражнения пальчиковой, дыхательной, корригирующей гимнастики. Привлекаются родители к участию в совместных физкультурных досугов и праздников. Однако не во всех группах имеется страничка здоровья в уголках для родителей, где бы педагоги информировали родителей о состоянии здоровья и физическом развитии, о двигательной подготовленности их ребёнка
(Твердохлебова О.А., Шахаева Е.Ю., Щекодько Т.В., Желтова Н.В., Тагирова Р.Р., Савенко В.Н., Шкондина Т.К. Таким образом, можно сделать вывод, что работа по использованию здоровьесберегающих технологий в детском саду имеет положительную динамику, однако педагогом даны следующие рекомендации: 1. Воспитателям планировать и проводить мероприятий по данному направлению в утренний, вечерний отрезок времени и на прогулке. 2. Приобрести методическую литературу по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. 3. Оформить страничку здоровья в уголке родителей, где бы педагоги информировали родителей о состоянии здоровья и физическом развитии, о двигательной подготовленности их ребёнка. 4. Продолжать пополнять предметно-развивающую среду для развития двигательной активности детей во всех возрастных группах. 5. Воспитателям групп планировать и проводить совместные мероприятия с медицинским персоналом ДОУ по формированию двигательной активности, привычки к здоровому образу жизни дошкольников.
4. Доклад медицинского работника ДОУ о результатах

заболеваемости в группах (Чернова Е.Е.).
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15 % и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3 %. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27 % детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90 % детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30 % детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85 % этих детей - потенциальные больные сердечнососудистыми заболеваниями. Около 50 % детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков). Какую картину мы можем наблюдать в нашем детском саду? В детском саду, на данный момент находится 137 воспитанников. По результатам медосмотра и приема детей в ДОУ приводим данные: с I гр. здоровья – 43 ребенка, II гр. здоровья – 87 детей; III гр. здоровья – 7 детей. Заболевания очень разные: ОИВДП, пневмония, острый бронхит , ветреная оспа, ОКИ, отит, скарлатина. Группа по физкультуре: основная – 132 ребёнка; подготовительная – 4. Физическое развитие выше среднего – 10 детей; среднее – 115 детей; ниже среднего – 11 детей.
С начала учебного года – самый высокий процент заболеваемости – в группе раннего возраста. Анализируя, состояние здоровья детей, посещающих дошкольное учреждение, следует констатировать, что удельный вес часто болеющих колеблется в пределах 20-25%. Наибольшее количество воспитанников страдает простудными заболеваниями (27%). В структуре инфекционной заболеваемости доля ОРЗ составляет 85%. Большая часть дошкольников нашего ДОУ болеют почти ежегодно. Патологические изменения при заболеваниях приводят к функциональным и физическим нарушениям в организме ребенка. В связи с этим возникает проблема повышения эффективности здоровьесбережения в ДОУ. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Вот почему применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий может повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Практическая часть.

Деловая игра «В стране Здоровья»
Задание № 1
.
«Закончить пословицы о здоровье»
Чистота – … залог здоровья Здоровье дороже … золота Чисто жить – … здоровым быть Здоровье в порядке – … спасибо зарядке Если хочешь быть здоров – … закаляйся В здоровом теле – … здоровый дух Здоровье за деньги … не купишь Береги платье снову, … а здоровье смолоду Будет здоровье – … будет все
Задание № 2
.
«Реши кроссворд»

Вопросы к кроссворду:
1.Физические упражнения, в результате которых снимается статичное напряжение мышц организма ребенка (физкультминутка) 2. Одно из средств закаливания, фактор внешней среды, способствующий усилению кровообращения и повышению работоспособности организма (воздух) 3. Вид игры, основное средство физического воспитания детей дошкольного возраста (подвижная) 4. Мышечное расслабление, сопровождающееся снятием физического напряжения (релаксация) 5. Организованная форма активной терапии, основанная на связи движения, музыки и слова (логоритмика) 6. Система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма ребенка ко всем неблагоприятным факторам внешней среды (закаливание) 7. Гимнастика, способствующая развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей раннего и дошкольного возраста (пальчиковая) 8. Чередование различных видов деятельности, отдыха, сна, питания, пребывания на воздухе, соответствующее возрастным особенностям детей (режим) 1 2 33 4 5 6 7 8

Задание № 3
.
«Назови правильно»
К какой здоровьесберегающей технологии относятся следующие задачи: 1 команда: А) - развитие физических качеств; - контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников; - формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно- двигательного аппарата; - воспитание привычки повседневной физической активности; - оздоровление средствами закаливания (физкультурно-оздоровительные) Б) - организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; - организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания; - организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т.д.); - организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно- эпидемиологических нормативов – СанПин; - организация здоровьесберегающей среды в ДОУ (медико-профилактические) 2 команда: А) - обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; - обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника (Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка) Б) - информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности; - знакомство родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении; - информирование о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; - привлечение родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках (технологии валеологического просвещения родителей)
Задание № 4
.
«Продолжи фразу»
1. Процесс изменения форм и функций организма человека – … (физическое развитие). 2. Основное специфическое средство физического воспитания – … (физические упражнения). 3. Детский туризм это – … (прогулки и экскурсии). 4. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и метание – … (основные виды движения).
5. От чего зависит здоровье детей? (организация оптимального двигательного режима, прогулка, проветривание, профилактика простуды, безопасно организованная среда, соблюдение режима дня). 6. Вы на прогулке с детьми, пошел дождь. Как это погодное явление превратить в фактор детского развития? (организовать подвижную игру «Убежим от дождика»).
Задание № 5
.
«Продекламировать стихотворения о спорте»
1 команда: Каждый день у нас, ребятки, Начинается с зарядки. Даже утром самым хмурым Веселит нас физкультура. И конечно очень важно, Чтоб зарядку делал каждый. 2 команда: Для занятий, как известно, Обруч нам необходим. И красиво, и полезно Упражненья делать с ним. Через прыгалку поскачем По дорожке далеко. Не сумел бы даже мячик Так подпрыгнуть высоко.
Задание № 6
.
«Знатоки гимнастики»
Каждой из команд предлагается показать: 1 команда: Показать комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. 2 команда: Показать комплекс упражнений для профилактики нарушения зрения.
Решение педсовета.
1. Продолжать использовать здоровьесберегающие технологии в работе ДОУ. Срок: постоянно. Ответственный: педагоги ДОУ. 2. Проанализировать и усовершенствовать систему методической работы по повышению компетентности педагогов в вопросах использования в своей работе здоровьесберегающих технологий. Срок: до 01.09.16 г. Ответственный: старший воспитатель, творческая группа. 3. Создать картотеку по здоровьесберегающим технологиям. Срок: до 01.09.16 г. Ответственный: старший воспитатель, педагоги ДОУ. 4. Воспитателям всех возрастных групп:
- уделять особое внимание развитию у детей, движений циклического характера (бег, прыжки, ходьба и т.д.); - наращивать резервные возможности организма ребёнка за счёт регулярных физических упражнений ребёнка Срок: постоянно. Ответственный: педагоги ДОУ. 6. Воспитателям рационально сочетать физкультурные занятия с технологиями здоровьесбережения. Срок: постоянно. Ответственный: педагоги ДОУ. 7. Педагогам использовать метод проектов в организации работы по здоровьесбережению. Срок: постоянно. Ответственный: педагоги ДОУ.
«Реши кроссворд»
1

«Реши кроссворд»
2 33 4 5 6 7 8 1 2 33 4 5 6 7 8
1 команда: Каждый день у нас, ребятки, Начинается с зарядки. Даже утром самым хмурым Веселит нас физкультура. И конечно очень важно, Чтоб зарядку делал каждый. 2 команда: Для занятий, как известно, Обруч нам необходим. И красиво, и полезно Упражненья делать с ним. Через прыгалку поскачем По дорожке далеко. Не сумел бы даже мячик Так подпрыгнуть высоко.