"ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Автор: Кочешкова Елена Васильевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДПО "СОИРО"
Населённый пункт: город Старый Оскол
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Дата публикации: 08.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО -

ПРОСТРАНСТВЕННОЙ

СРЕДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.В. Кочешкова, методист МБУ ДПО «СОИРО»
В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жѐсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях. Таким образом, при создании развивающей предметно- пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее – РППС ДОО) необходимо обеспечить реализацию:  образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учѐта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;  двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;  различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий. «Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с
особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учѐта особенностей и коррекции недостатков их развития». Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)»
Назначение и цели организации РППС ДОО
В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, дошкольные организации могут вполне реально осуществлять реформу своей деятельности. Это касается и изменений развивающей среды ребенка. Здесь крайне необходимо произвести новые изменения при сохранении лучших традиций системы. Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы. В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:  охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;  максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;  построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;  создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении
собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;  открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;  построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);  создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья. В каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно- пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Основные принципы организации развивающей предметно-

пространственной среды дошкольной образовательной организации

(РППС ДОО)
Принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка. В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть: - содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий
детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;  трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;  полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;  доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;  безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надѐжности и безопасность их использования, такими как санитарно- эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности. Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.). Также при организации РППС взрослым участникам образовательного процесса следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям. В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково- исследовательскую детскую деятельность.
Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования РППС, возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при формировании РППС необходимо уделять внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования. При реализации образовательной программы дошкольного образования в раз-личных организационных моделях и формах РППС должна обеспечивать:  соответствие общеобразовательной программе ДОО;  соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО соответствие возрастным возможностям детей;  трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;  возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности;  вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;  наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными возможностями физического здоровья и детей-инвалидов) непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды.;  соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН. С учетом вышеуказанных требований РППС ДОО должна обеспечивать вариативность на содержательно-педагогическом уровне образовательного процесса. Данная задача решается системно, упорядочивая множество игровых средств ДОО в «систему игровых средств» – «игровую поддержку развития детей».
Нормативные требования по организации развивающей предметно-

пространственной среды

При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:  Конституция Российской Федерации;  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»;  Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;  Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;  Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпиде- миологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждѐнная Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;  Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждении "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);  Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;  Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной

образовательной организации

Определение содержания компонентов РППС для дошкольной организации базируется на деятельностном подходе. Преемственность этапов развития деятельности должна быть обеспечена в образовательной программе с учетом специфики воспитательно-образовательных задач для каждой возрастной группы дошкольной организации. Требования к общеобразовательной программе, условиям ее реализации и результатам обозначены во ФГОС ДОО. Одним из условий реализации общеобразовательной программы в организации выступает формирование развивающей предметно-пространственной среды и выполнение ее следующих функций:  реализация различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий;  организация образовательного потенциала пространства ДОО и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учѐта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;  реализация двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения. Опираясь на вышеуказанные функциональные аспекты, РППС должна отражать полный процесс образовательной деятельности ДО с учетом индивидуальных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда состоит из характеристик, необходимых для выполнения требований ФГОС ДО в целом, и организации РППС, в частности. Полноценное функционирование РППС позволит создать целостную системообразующую развивающую среду ДОО с учетом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей, детей. Данный принцип предполагает организацию совместных мероприятий со стороны ДОО, в лице педагога с семьей воспитанника, для обеспечения преемственности РППС в домашних условиях. Например, совместные игровые мероприятия, организованные в рамках общеобразовательной программы (обмен опытом семейного воспитания, проектная деятельность, участие в различных конкурсах, фестивалях, ярмарках и др.). Стоит отметить, что данный аспект немаловажен, поскольку РППС, организованные в ДОО и в условиях семьи должны иметь единые принципы для обеспечения комфортного пребывания и развития ребенка. Организация РППС должным образом позволит содействовать реализации индивидуального образовательного маршрута каждого воспитанника ДОО.
Предметное содержание
Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны
быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. В РППС должны быть включены также предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым (педагогом). Предметное содержание РППС должно выполнять информативные функции об окружающем мире и передачи социального опыта детям. Все игрушки, оборудование и другие материалы должны быть разнообразны и связаны между собой по содержанию и масштабу для обеспечения доступности среды. Требования к предметному содержанию можно разделить на две группы: общие и специальные. Критерии первой группы указывают на такие качества, которые должны категорически у них отсутствовать, т.к. они оказывают негативное влияние на психическое и физическое здоровье ребѐнка. Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны:  провоцировать ребенка на агрессивные действия;  вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партнѐры (сверстники, взрослые);  провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;  вызывать у ребѐнка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции;  провоцировать ребѐнка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей. В состав критериев другой группы включены качества, направленные на обеспечение гармоничного развития ребенка:  полифункциональность. Это качество должно давать возможность ребѐнку гибко использовать элементы РППС в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях;  применение элементов РППС в совместной деятельности. Наличие этого качества говорит о том, что все игровые средства могут быть использованы в коллективных играх (в том числе и с участием взрослого), а также при инициировании совместных действий;  дидактическая ценность. Это качество указывает на то, что игровые средства РППС могут использоваться как средство обучения ребенка;  эстетическая ценность. Наличие такого качества подтверждает, что игровые средства РППС могут являться средством художественно- эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусств. Помимо соответствия критериям, установленным ФГОС ДО, все элементы РППС должны иметь все необходимые сертификационные
документы: Сертификат соответствия и Гигиенический сертификат. Именно эти документы свидетельствуют об их безопасности для физического здоровья детей. Что касается специальных требований, то их перечни элементов РППС должны найти своѐ отражение в структуре и содержании образовательных программ ДОО (в том числе для ДОО, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья). Отдельно необходимо уделить внимание развивающим свойствам элементов РППС. Это обусловлено тем, что благодаря своему высокому развивающему потенциалу, игровые средства могут быть использованы для детей с различным уровнем развития. Развивающие возможности элементов РППС характеризуются на основе оценки их «развивающего потенциала», полагая при этом, что чем выше этот потенциал, тем выше развивающие возможности. Степень этого потенциала можно оценить следующим образом. Чем больше количество заданий, которые могут быть сформулированы перед ребѐнком с использованием элементов РППС таких заданий, чем больше число ступеней сложности, которые могут быть сформированы на основе образовательных заданий и «высота» этих ступеней, чем равномернее их «высота», тем выше развивающий потенциал элементов РППС. Смысл двух последних степеней можно понимать следующим образом: на основе некоторого элемента РППС можно сформулировать несколько заданий, но все они мало отличаются друг от друга по сложности, а, следовательно, такой элемент не позволит сформировать большое число ступеней сложности. Возможен и другой вариант: элемент имеет достаточно много ступеней, но задания на соседних ступенях значительно отличаются друг от друга по уровню сложности, т.е. «высота» ступеней сложности различна. При такой неравномерности ребѐнок может легко справится с одними заданиями, а другие будут для него слишком трудны, и он сможет их выполнить только с помощью взрослого. Степень «открытости», связанная с особенностью его структуры и содержания. Существуют такие элементы РППС, которые стимулируют творческую активность и ребѐнка, и взрослого. Они побуждают придумывать новые задания для детей помимо тех. Чем больше новых заданий может быть придумано на основе использования элементов РППС, тем выше их развивающий потенциал. Степень универсальности – возможность применять элементы РППС для нескольких программных направлений. Чем для большего числа направлений они могут быть использованы, тем выше его развивающий потенциал. «Автодидактичность» – структурное свойство игрового средства, которое «указывает» ребѐнку на его ошибки, сделанные при выполнении того или иного игрового задания. Чем больше заданий с такими «указаниями», тем выше развивающий потенциал элементов РППС.
Определяя перечисленные параметры, можно делать выводы о величине развивающего потенциала различных элементов РППС, сравнивать их между собой, и выбирать из них те, которые имеют наибольшие развивающие возможности. Оценивание развивающих возможностей элементов РППС, формирование перечней на их основе значительно повысит эффективность игровой поддержки образовательного процесса ДОО. Это обусловлено тем, что один развивающий элемент, благодаря своим свойствам, может быть использован для организации развивающих игр с широким диапазоном сложности. В состав перечней РППС для ДОО должны входить только те элементы, которые удовлетворяют установленным критериям качества, специальным требованиям, соответствующим профилю ДОО, имеющие все необходимые сертификаты. Кроме того, желательно, чтобы они имели высокий развивающий потенциал.
Организация пространства
К функциональным аспектам оборудования пространства ДОО относятся также акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения. Например, поразному могут восприниматься предметы в зависимости от факторов, влияющих на восприятие: светлое или темное время суток, дождливый или солнечный день и пр. В связи с этим, система освещения должна быть распределена равномерно и вдоль светонесущей стены. Немаловажную роль при организации РППС приобретают и цветовые характеристики. Цвет в помещении, оборудования и различных материалов способен зрительно изменить восприятие предметов, ограничить или увеличить пространство. Эмоциональное воздействие цвета может более увеличиться в ограниченном пространстве. Таким образом, в соответствии с действующими нормами: «В помещениях, ориентированных на южные румбы горизонта, применяют отделочные материалы и краски неярких холодных тонов, с коэффициентом отражения 0,7–0,8 (бледно-голубой, бледно-зеленый), на северные румбы – теплые тона (бледно-желтый, бледно-розовый, бежевый) с коэффициентом отражения 0,7–0,8. Отдельные элементы допускается окрашивать в более яркие цвета, но не более 25% всей площади помещения» В соответствии с требованиями ФГОС ДО организация пространства РППС (в здании и на участке) должна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивать возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия. Использование технических средств в помещениях ДОО должно быть адаптируемым под конкретные задачи, специфику образовательной программы и основано на систематическом использовании различных средств
информационно-образовательных технологий (ИОТ). В настоящее время существуют ИОТ, предназначенные как для фронтальной работы педагога с детьми, групповой работы, так и индивидуальной работы детей под руководством взрослого. Причем эти технические средства должны органично функционировать без разрушения уже созданной РППС без необходимости организации специализированных компьютерных кабинетов. Совместное использование современных и традиционных технических средств в дошкольном образовании позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования. Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств (зон, уголков, секторов, центров и т. п.) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться. При этом следует учитывать доступность для осуществления всех основных видов активности помещений ДОО, где осуществляется образовательная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов. Зонирование пространства должно быть организовано с учетом всего времени пребывания детей в ДОО. Примерный перечень зон для организации РППС: – для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.); – для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.); – для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных ма-териалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.); – для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.); – для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.); – для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.); – для отдыха (уединение, общение и пр.). Наполняя или дополняя РППС необходимо помнить о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.
Изменение
Для мобильности пространства РППС предполагается разделение на зоны при помощи различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы
и знаки для зонирования и пр. При этом необходимо педагогу необходимо обеспечить возможность полноценной двигательной активности детей. В то же время следует учитывать и возможность изменения структуры зонирования РППС для возникающих образовательных задач: организация детской импровизированной самостоятельной игры, проведение различных тематических занятий и пр. Иными словами, оперативное изменение пространства является одним из необходимых критериев для полноценного функционирования РППС. Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание РППС необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов. Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает. При ограниченных возможностях замены элементов РППС можно менять местоположение. Если постоянно и целенаправленно осуществлять смену материалов, со временем дети более внимательно начинают относиться к пространству и осуществлять поиск нового, более интересного.
Обеспечение
Данный компонент предназначен для обеспечения полноценного функционирования РППС, отвечающей современным требованиям дошкольного образования. Целью методической, технической и информационной поддержки является создание оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач ДОО. Методическая поддержка заключается в наличии и использовании конкретных учебно-методических материалов для организации и обеспечения РППС, использования в образовательном процессе и повышения квалификации. При организации РППС это позволит избежать рисков для физического и психического развития ребенка, несоответствия предметного содержания возрасту и интересам ребенка и пр. В качестве фактора негативного воздействия выступает игровая продукция – игры, игрушки, игровые информационные ресурсы, взаимодействие ребенка с которыми грозит ему ущербом, травмой для физического, психического и духовно-нравственного развития. Объективные показатели негативного влияния: 1) сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук, тактильные ощущения и др.); 2) провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формированию негативных установок личности; 3) чрезмерное развитие определенных сторон личности и чувств за счет общего развития (чувство превосходства над другими, зависть, жадность и пр.); 4)формирование преждевременных потребностей ребенка, в том числе сексуальных; 5) снижение активности ребенка, культивирование его несамостоятельности (гиперзаданность игрушки, программа на потребление и пр.);
6) тщеславие от «имения» игрушки вместо «умения»: придумать различные способы игры с ней, сделать игрушку своими руками и пр.; 7) культивирование индивидуализма вместо развития социальности, соборности, включенности в социум.
Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников
I. Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка:  физические риски,  психологические риски,  нравственные риски. II. Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка. III. Принцип соответствия:  возрастным (половозрастным) особенностям ребенка,  индивидуальным особенностям,  специальным особенностям ребенка. 
Принципы оценки безопасности игровой продукции
1. Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества). 2. Психофизиологическая безопасность – соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту и пр.), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений. 3. Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие. 4. Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения. Критерии оценивания физических (технологических) параметров игровой продукции – шкала оценивания степени рисков игровой продукции. Процедура оценивания. Используется метод экспертных оценок. Экспертиза проводится экспертами, имеющими соответствующую квалификацию в данной области. Используется пятибалльная (от 1 – минимум, до 5 – максимум) или семи-балльная дихотомическая (-3 -2 -1 0 1 2 3) шкалы выраженности оцениваемых при-знаков. Экспертами оцениваются следующие параметры. I. Физические (технологические) параметры. 1. Визуальные: 1) композиция и гармоничность всех частей игрушки, 2) цвета игрушки и их сочетаемость, 3) природосообразность – степень соответствие реальности,
4) акцентирование частей (например, глаза, зубы и клыки, размеры головы по отношению к туловищу и пр.), 5) степень условности фигуры живого существа, детализация. Особо оцениваются: мигание света, резкие неестественные цвета. 2. Тактильные: 1) материал, дающий разнообразие тактильных ощущений, 2) сочетание разных природ материала: гладкость и твердость – мягкость/пушистость, 3) экологичность материала, 4) характеристики оцениваются как: - приятность /неприятность, - острота /округлость, - гладкость /шершавость, - теплота/ холодность. Особо оценивается: наличие/отсутствие опасных острых краев, отделяющихся деталей и фрагментов. 3. Обонятельные: 1) тонкий запах игрушки, 2) отсутствие аллергенов; 3) нейтральность. Особо оценивается риск аллергенных материалов. 4. Вкусовые: 1) невозможность негативных вкусовых синестезий (например, сладкого и смертоносного); 2) нейтральный вкус игрушек-«продуктов»; Особо оценивается риск аллергических реакций. 5. Звуковые: 1) характеристика звуков: высота, громкость, мелодичность; 2) вербальные показатели слов, фраз, издаваемых игрушкой – различимость, понятность, язык (родной или иностранный); 3) смысловой/лингвистический анализ текстов языка: говорящие куклы, др. игрушки, азбуки. Особо оценивается риск превышения допустимого уровня громкости звука. 6. Кинетические: 1) побуждающие двигательную активность ребенка, исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей, 2) игрушки (механические, электронные, электрические), производящие разно-образные движения, их характер:  резкий,  быстрый,  зигзагообразный и пр. Особо оценивается: риск наличие вибрации, выстреливающего эффекта и пр. Экспертиза физических рисков игровой продукции предполагает анализ следующих моментов:
– игрушки и игровые материалы (а равно их упаковки), представляющие опасность удушения; – игрушки и игровые материалы, статическое или динамическое состояние кон-структивных элементов которых (выступы, струны, острые части и др.) не исключает причинения ребенку опасных ран; – игрушки, мелкие конструктивные элементы которых не исключают их отделения и проглатывания ребенком, либо материал изготовления (мех, ткань) или покрытия (лак, краска) способны вызвать аллергические реакции и приступ удушья; – игрушки, предусматривающие выстреливание каких-либо предметов, форма, состав и развиваемая кинетическая энергия которых могут причинить телесное повреждение использующему их ребенку или третьим лицам; – игрушки и игровые материалы, элементы и конструктивные особенности которых не исключают причинения ребенку термических или химических ожогов; – электрические, электротехнические или электронные игрушки, конструктивные элементы которых не исключают поражения ребенка электрическим током; – игрушки, элементы и конструктивные особенности которых (цветное мигание, вибрация) не исключают причинения ребенку мозгового нарушения по типу эписиндрома. II. Игровая продукция должна соответствовать и анатомо-физиологическим критериям:  половозрастным характеристикам ребенка,  росту,  массе тела,  размеру руки, дающей возможность захвата предмета и пр. III. Психологическая безопасность игровой продукции предполагает оценку следующих критериев: 1. Педагогический (дидактический) – чему научит игрушка. Какие разовьет умения, творческие, способности? 2. Психоэмоциональный – что несет в себе, игрушка, каково ее назначение? Какие чувства пробудит? 3. Эстетический – соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувства прекрасного, гармоничного? 4. Социальный – даст ли она возможность совместной деятельности, сотрудничества, договориться в спорной ситуации, сопереживать и пр.? IV. Психологические риски игровой продукции требуют внимания к игрушкам, имеющим следующие конструктивные особенности. 1. Игрушки, провоцирующие причинение ущерба здоровью и жизни ребенка:  оправдывающие или провоцирующие причинение себе каких-либо телесных повреждений или совершение самоубийства;  содержащие в себе скрытые побуждения, пропаганду или рекламу употребления наркотических и веществ, а также алкогольных напитков, пива, и табачных изделий.
2. Игрушки устрашающего характера:  способные сильно испугать ребенка, вызвать появление у детей устойчивых страхов, тревоги;  детально и/или натуралистически изображающие или моделирующие физиологический процесс или последствия смерти, тяжелых соматических, психических или иных заболеваний в унижающей человеческое достоинство форме;травм, увечий, следов обильного кровотечения вследствие несчастных случаев, аварий, катастроф, детально и натуралистически изображающие или моделирующие акты вскрытия, самоубийства, членовредительства; детально и натуралистически изображающие или моделирующие трупы убитых людей или животных, искалеченные тела, ампутированные части тел, а также следы кровопролития;  изображающие или моделирующие боль, отчаяние или предсмертную агонию человека или живых существ, включая звуковую имитацию криков боли, ужаса и агонии. 3. Игрушки, оправдывающие или провоцирующие на жестокость и агрессию, либо формирующие виктимные наклонности детей как поведение жертвы:  связанные с изображением или моделированием чрезмерной жестокости, предполагающие моделирование ребенком или участие ребенка в моделировании актов или проявлений чрезмерной жестокости в игре;  побуждающие к жестокому обращению в отношении людей или животных;  провоцирующие у ребенка агрессию по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка;  изображающие или моделирующие бесчеловечное обращение, включая пытки, а также иные деяния, причиняющие особые физические или психические страдания человеку (а равно существу, имеющему явное сходство с человеком) или животному. 4. Игрушки, доминантой игрового замысла которых является активное манипулирование ребенком; вызывая игровую ситуацию, навязывающую ребенку зависимость его игрового поведения от электронной программы, заложенной в игрушку. 5. Игрушки, использующие синестезию, основанные на сочетании психологически несочетаемого – например, сладкого и смертельного. 6. Игрушки, натуралистически изображающие или моделирующие выделительные процессы человеческого организма или организма животного или результаты таких процессов. 7. Игрушки, изображающие или моделирующие гениталии человека или животных. V. Духовно-нравственная безопасность игровой продукции – необходимый принцип оценки игровой продукции, позволяющий определить риски игр и
игрушек на личностно-смысловом, тонко психологическом уровне, что, при этом, значительно усложняет экспертизу игровой продукции. Это требует от экспертов собственной четкой нравственной позиции, способности в современных сложных условиях, когда, по словам А.С. Пушкина, «добро и зло – все стало тенью» различать подлинно позитивные нравственные воздействия игрушки от растлевающих детское сознание, способствующих как бы незаметному переворачиванию нравственных норм. 1. К детским игрушкам, затрагивающим духовно-нравственную сферу, относятся:  изображающие или моделирующие оккультно-мистические практики или магические ритуалы, вовлекающие ребенка в осуществление оккультно-религиозных магических ритуалов;  посягающие на общественную нравственность и оскорбляющие нравственные чувства и человеческое достоинство ребенка и его родителей;  связанные с изображением или моделированием актов вандализма, кощунства или надругательства над традиционными национальными и/или религиозными ценностями, предполагающие такое моделирование ребенком или участие ребенка в таком моделировании;  способствующие формированию у ребенка пренебрежительного или негативного отношения к физическим недостаткам других людей, к людям по признаку их расовой, национальной, религиозной или социальной принадлежности;  явно оправдывающие, романтизирующие или героизирующие экстремизм, терроризм, преступность и преступный образ жизни, либо иным образом криминализирующие сознание ребенка. 2. Игрушки, направленные на провокацию противоправного поведения, нравственного развращения, интеллектуальное растление:  сексуализирующие сознание ребенка, эксплуатирующие тему сексуальных отношений;  провоцирующие игровые сюжеты, связанные с сексом, изображающие, моделирующие или имитирующие сексуальные отношения, в том числе с использованием реальных или виртуальных образов человека, животных или существ, имеющих явное сходство с человеком;  побуждающие детей дошкольного возраста к сексуальным контактам (их имитации), формирующие представления о допустимости форм половой распущенности, о гомосексуальных союзах как о нормальной, социально приемлемой или допустимой форме семьи;  формирующие представления о педофилии, детской проституции как о социальных или нравственных нормах сексуального поведения либо как о продвинутом, модном образе жизни;
 изображающие или моделирующие изнасилования или иные насильственные действия сексуального характера, любые действия сексуального характера в отношении взрослого или ребенка;  связанные с изображением или моделированием искусственного прерывания беременности, предполагающие такое моделирование ребенком или участие ребенка в таком моделировании (беременная кукла Барби, у которой можно вскрыть живот и достать плод). 3. Игрушки, посягающие на детско-родительские отношения, представляющие их в негативном виде, дискредитирующие семью и родителей, побуждающие ребенка к активному негативизму и конфликтам с близкими. Перечисленные риски могут не отражать все возможные риски игровой продукции, способные оказать серьезное травмирующее воздействие на физическое, психологическое и духовно-нравственное развитие ребенка. Техническая поддержка необходима для оценки и обеспечения функционирования игрушек, аппаратного оборудования и других материалов оснащения РППС. Информационная поддержка для формирования РППС необходима при включении в образовательный процесс родителей воспитанников. В данном случае, родителям оказывается помощь в выборе игровой и развивающей продукции в соответствии с половозрастными и психолого-возрастными особенностями ребенка для соблюдения единства требований к подбору РППС как в детском саду, так и в условиях семьи. В заключение стоит отметить, что формирование (дополнение) РППС должно являться уникальным решением для каждой ДОО. Представленная РППС ДОО является универсальной и позволяет успешно реализовать проектирование и внедрение в целях формирования условий и обеспечения возможностей для реализации образовательной программы в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, принятыми концепциями развития образовательной организации и другими нормативными документами.
Формирование предметного содержания РППС ДОО
Для максимальной реализации образовательного потенциала развивающей предметно-пространственной среды как элемента образовательной среды в рамках требований ФГОС ДО целесообразно классифицировать предметное содержание на функциональные группы, нацеленные на решение различных воспитательно-образовательных задач. Функциональный модуль – это группа компонентов материалов, оборудования и инвентаря (далее – Перечень) по видам детской деятельности для организации пространства (группы, уличного участка и т. п.) для решения воспитательно-образовательных задач общеобразовательной программы ДОО.
Предметное содержание функциональных модулей в соответствии с ФГОС ДО коррелирует с основными направлениями (образовательными областями). Отдельно стоит заметить, что деление образовательных областей на отдельные группы (направления) довольно условно, поскольку при учете взаимодополнения решение конкретных задач в свою очередь содействует и косвенному решению других задач.
Направления образовательных областей с учетом взаимодополнения

Социально-коммуникативное развитие включает в себя:
1) развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей. Данное направление связано непосредственно с ведущей деятельностью детей дошкольного возраста – игровой деятельностью, а также приобщением к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; 2) формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Основными целями данного направления являются формирование у дошкольников основ собственной безопасности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Здесь основной акцент педагогической работы ставится на формировании и усвоении дошкольниками знаний о безопасном поведении и развитии способности предвидеть опасность в различных меняющихся ситуациях; 3) развитие трудовой деятельности. Трудовое воспитание дошкольников подразумевает формирование нравственных представлений о труде и получение практического опыта трудовой деятельности; 4) патриотическое воспитание. Основной целью патриотического воспитания дошкольников является воспитание духовно-нравственной личности: формирование патриотических чувств, любви к Отечеству, своему народу.
Речевое развитие включает несколько направлений:
1) развитие словаря. Данное направление работы связано с освоением значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, непосредственно в которой происходит общение; 2) развитие связной речи. Направление по развитию диалогической (разговорной) и монологической (рассказывание) речи у дошкольников; 3) воспитание звуковой культуры. Цель направления – формирование правильного произношения звуков путѐм развития восприятия звуков родной речи и произношения; 4) формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Направление данной образовательной области обеспечивает формирование творческого характера речи, раскрытие перед детьми различных явлений и отношений в области лексики для подготовки к обучению грамоте;
5) формирование грамматического строя речи. В процессе формирования грамматического строя речи у дошкольников закладывается умение оперировать лексическими единицами, обеспечивается выбор языковых средств для общения; 6) воспитание любви и интереса к художественному слову. Основой данного направления являются привитие навыков слушать, слышать и воспринимать художественные тексты, обучение сочетанию слушания с другими видами деятельности, формирование умения видения образа за текстом и речевая передача в беседе.
Познавательное развитие предполагает:
1) знакомство с миром природы и формирование экологического сознания. Направление обеспечивает формирование представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее, а также навыков культуры поведения в природе; 2) знакомство с социальным миром. Данное направление связано с формированием у дошкольника представления о себе как представителе человеческого рода, людях и их разнообразной деятельности, а также на основе познания развитие творческой и свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважением к людям; 3) развитие элементарных математических представлений. Целью направления является интеллектуальное развитие дошкольников, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.
Художественно-эстетическое развитие:
1) формирование и развитие эстетического восприятия мира природы. Направление подразумевает формирование эстетического отношения дошкольников к окружающему миру природы; 2) формирование и развитие эстетического восприятия социального мира. Направление определяет формирование эстетического отношения дошкольников к окружающему миру (уважению к людям, отношение к человеческим взаимоотношениям, труду взрослых и пр.);
3) формирование и развитие художественного восприятия произведений искусства. Данное направлений связано с формированием и развитием интереса к содержанию художественных произведений, понимания его выразительных средств, а также зарождению оценочных суждений, которое может найти свое выражение в музыкальной, театрализованной и других видах деятельности; 4) художественная деятельность (изобразительная деятельность, лепка, аппликация, конструирование из различных материалов и др.). В данном направлении основой является развитие эстетического восприятия, эстетического чувства и творчества дошкольников.
Физическое развитие включат в себя следующие направления:
1) приобретение дошкольниками опыта двигательной деятельности. Направление подразумевает развитие у дошкольников таких физических качеств как гибкость, выносливость, быстрота, равновесие и пр., способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, координации движения, развитию крупной и мелкой моторики; 2) становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Данное направление обеспечивает формирование и развитие у дошкольников способности контролировать свои движения в двигательной сфере; 3) становление ценностей здорового образа жизни. Направление связано сформированием у дошкольников мировоззрения здорового образа жизни и привитие культуры личной гигиены (режим дня, питание, уход за телом, отдых и пр.). Организация современной РППС в рамках многомерного пространства зависит от конкретных задач, поставленных в ходе реализации образовательной программы ДОО. В свете современных тенденций развития вариативных форм дошкольного образования необходимо учитывать специфику пространственного решения для обеспечения реализации образовательной деятельности. Для организации РППС в семейных условиях родителям также рекомендуется ознакомиться с образовательной программой ДОО, которое посещает ребенок, для соблюдения единства семейного и общественного воспитания. Это поможет соблюдению в семье индивидуальной образовательной траектории ребенка. Для организации РППС в ДОО или в семейных условиях следует рассматривать пространство в рамках имеющихся возможностей. Традиционно это система кабинетов в ДОО и комнаты в квартире, доме и т. д., где проживает семья дошкольника. Для максимально возможного использования имеющегося пространства, предлагается использовать базовые функциональные модули с учетом взаимодополнения образовательных областей. Таким образом,
образовательные задачи развития и воспитания ребенка дошкольного возраста могут быть решены с учетом возможностей имеющего пространства. РППС может включать следующие функциональные модули: - «Игровая»; - «Физкультура»; - «Музыка»; - «Творчество»; - «Логопед»; - «Психолог»; - «Уличное пространство»; - «Бассейн».
Общая характеристика функциональных модулей
1. Функциональные модули ориентированы на следующие возрастные группы ДОО: - I младшая группа – группа раннего возраста (2-3 года); - II младшая группа (3-4 года); - cредняя группа (4-5 лет); - cтаршая группа (5-6 лет); - подготовительная группа (6-7 лет). 2. Каждый функциональный модуль охватывает все образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников. 3. Организация пространства ДОО соответствует количественному наполнению Перечней функциональных модулей в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников и требованиям к устройству и организации помещений ДОО. 4. Количественное наполнение каждой из позиций Перечней функциональных модулей соответствует требованиям к устройству и организации помещений ДОО по принципу предлагаемого количества, исходя из типовой численности группы детей. 5. Перечни функциональных модулей рекомендуются для использования независимо от вида ДОО. 6. Позиции Перечней (материалов, игрушек, оборудования и пр.) функциональных модулей могут быть использованы для организации развивающей предметно-пространственной среды родителями дошкольников в домашних условиях. 7. Перечни функциональных модулей в части общефункциональных компонентов, таких как мебель, сопутствующее оборудование, образовательные и развивающие информационные технологии, приведен в виде сводной таблицы в разделе «Общие компоненты функциональных модулей» с пометкой факта вхождения в соответствующий Перечень функционального модуля.
8. При организации разновозрастных групп воспитанников содержательное и количественное наполнение функциональных модулей реализуется в зависимости от количества детей по усмотрению дошкольной образовательной организации. Принципы оснащения РППС адресуют те основные виды деятельности, на которые направлено приобретение опыта детьми в пяти образовательных областях, и в том числе типы и виды средств оснащения, позволяя таким образом адаптировать РППС под конкретные задачи ДОО. Виды игровых средств, входящих в состав Перечня, разнообразны и создают необходимые условия для деятельности, общения, взаимодействия и сотрудничества ребѐнка со взрослыми и сверстниками, обеспечивающие успешное решение развивающих задач для всех образовательных областей: коммуникативно- личностного развития, познавательного, речевого развития, художественно- эстетического и физического развития. Разработанный подход позволяет сформировать естественную, комфортную, уютную обстановку с рационально организованной и насыщенной РППС в зависимости от вида функционального модуля дошкольного учреждения и с учѐтом разнообразных потребностей различных возрастных групп. Перечень предусматривает наличие игровых и методических материалов для коррекции трудностей, нарушений и отклонений развития детей и учитывает потребности инклюзивного образования. В этом случае, состав формируемого оснащения включает оборудование и методическое обеспечение для проведения психологической диагностики детей; осуществления коррекционно-развивающей работы, включая игротерапию, арттерапию и сказкотерапию; консультативной работы с родителями и воспитателями и проведения родительских групп. Чѐткая структурированность состава РППС и системный подход к еѐ построению способствует рациональному оснащению различных детских учреждений, таких как детские сады, санаторно-курортные организации, детские дома и центры детского развития, позволяет сформировать типовые варианты развивающей предметнопространственной среды для дошкольных образовательных организаций различных видов: общеобразовательного детского сада, детского сада с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников, детского сада компенсирующего вида, детского сада присмотра и оздоровления, детского садкомбинированного вида, центра развития ребѐнка, группы кратковременного пребывания и малокомплектного детского сада. Отдельно следует упомянуть и о семейном воспитании. Данные рекомендации также позволяют родителям сориентироваться и определиться в разнообразии игровых средств, предлагаемых на рынке детских товаров, для формирования РППС в условиях семьи. Перечень представляет рекомендуемое количественное и номенклатурное наполнение РППС для типовой группы детей дошкольной организации. Конкретные количественные и номенклатурные параметры
РППС ДОО определяются с учетом количества и численности возрастных групп, требований действующих СанПиН, результатов аудита существующей материально-технической и методической базы, особенностей содержания реализуемой образовательной программы. Решение обеспечивает реализацию в игровой форме творческих типичных для дошкольного возраста видов деятельности ребенка – игровой, изобразительной, конструктивной – рисования, лепки, конструирования и пр., способствующих развитию любознательности, интересов, мотивации к познанию, обучению и творчеству. Алгоритм формирования РППС на примере функциональных модулей. Ниже приведены паспорта тематических функциональных модулей, которые включают описание конкретного назначения (функции модуля) для выбора взрослым (педагогом или родителем) позиций из предложенного списка игрушек и оборудования (компонентов) для формирования РППС. Каждый паспорт функциональных модулей включает нормативно- правовое основание использования тех или иных компонентов, возможные реализуемые виды детской деятельности и соответствие возрасту детей, фиксируемые знаком «x». Перечень компонентов функционального модуля содержит рекомендованное количество игрушек и оборудования в зависимости от возрастной детской группы в ДОО. Для формирования РППС в условиях семьи, Перечень содержит рекомендованный минимальный (базовый) комплект различных компонентов для родителей. Таким образом, при формировании РППС в ДОО или в условиях семьи, каждый паспорт функционального модуля позволит определить компоненты для выполнения конкретных образовательных задач в индивидуальном порядке. Литература 1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 2. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2013. – 464 с. 3. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н.Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. - 119с.
4. Комарова О.А. Обеспечение вариативности развивающей среды// Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8. 5. Комарова О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с обраовательными областями.//Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8. 6. Ясвин В. А.Образовательная среда: от моделирования к проектированию/В. А. Ясвин.-М.,2001.