"Кому нужна зима?

Автор: Хижнякова Ирина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №4 "БЕРЁЗКА"здание 1
Населённый пункт: Астраханская область п. Володарский
Наименование материала: образовательный проект
Тема: "Кому нужна зима?
Дата публикации: 08.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБДОУ детский сад «Березка» Образовательный проект Группа старшая №4 Воспитатель: Хижнякова И.Б. Январь 2016г.

Паспорт проекта «Кому нужна зима?»
Автор: Хижнякова И.Б., воспитатели МБДОУ детский сад «Березка», пос. Володарский.
Цель проекта:
Формирование знаний у детей 4-6 лет знания о живой и неживой природе в зимний период.
Задачи:
Расширять и углублять знания детей о зимнем времени года. Формировать знания о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу. Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.

Сроки и этапы реализации:

I.Подготови

тельный

этап

II. Разработка

проекта

III.Внедрение

проекта

IV. Итоговый

этап
Постановка цели, задач. Изучение методической литературы Подбор методической литературы Выбор форм работы с детьми и родителями. Выбор основных мероприятий. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта. Определение и формулировка ожидаемых результатов Проведение бесед, опытов, поисково- иссл-кой деят-ти с детьми при участии родителями. Составление памяток, рекомендаций для родителей. Оформление буклетов, листовок. Родительское собрание «Поисково- исследовательская дея-ть дошкольников 4-6 лет Фотоальбом «Познавать интересно». Родительское собрание «Итоги проекта «Кому нужна зима?» Выставка рисунков детей «Зима», «Зимний лес"

Перечень основных мероприятий:
Разработка памяток, рекомендаций для родителей. Оформление буклетов, листовок для родителей. Создание условий в группе и на игровом участке. Разработка конспектов мероприятий. Родительское собрание.
Исполнители проекта и основные участники:
Воспитатели группы, дети, родители (лица, их заменяющие).
Ожидаемые результаты:
Формирование у детей разносторонних знаний о взаи-мосвязи живой и неживой природы в зимний период. Воспитание бережного отношения к природе. Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию. Усиление ресурсного обеспечения группы.
Актуальность проекта:
В 4-6 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров со взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.
Новизна проекта:
Направление данного проекта ранее не рассматривалось педагогами в дошкольном учреждении.
Результаты реализации проекта:
Расширение кругозора детей. Повышение знаний детей об окружающем по теме «Зима». Привлечение большего количества родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.

Защита проекта:
Фотоальбом «Познавать интересно». Книги рассказов детей «Приметы зимы», «Кому нужна зима?». Информационные папки - передвижки для родителей «Опыты и эксперименты с детьми зимой», «Развиваем кругозор ребенка», «Познавательное общение. Что и как? А главное – когда?»

Объем и содержание работы:

Направления

деятельности

Содержание

деятельности

Ресурсы

Исполнители
Наблюдения с детьми Птицы зимой Кормушка, корм Воспитатели, дети Деревья Участок группы, иллюстрации Воспитатели, дети «Где зимуют почки? Участок группы, иллюстрации Воспитатели, дети Деревья и кустарники Участок группы, иллюстрации Воспитатели, дети Участок нашей группы Участок группы Воспитатели, дети «Зачем нам зима?» Участок группы, иллюстрации Воспитатели, дети Опыты, эксперименты, поиск «Где прячутся листья?» Участок группы, иллюстрации Воспитатели, дети «Насекомые зимой» Участок группы, иллюстрации Воспитатели, дети «Какой бывает снег?» Участок группы, иллюстрации Воспитатели, дети «Снег - вода - лед» Тазик, банка, марля (или бинт), формочки Воспитатели, дети Чтение произведений «Я знаю, что нужно придумать» А. Барто Книга /произведение Воспитатели, дети «Поет зима, аукает…» С. Есенин Книга /произведение Воспитатели, дети «Зима» И. Су-риков Книга /произведение Воспитатели, дети
«Где зимуют почки?» Н. Павлова. Книга /произведение Воспитатели, дети «Лес зимой» В. Бианки. Книга /произведение Воспитатели, дети «Под снегом на лугу» Н. Павлова Книга /произведение Воспитатели, дети «Снег - что это такое?» З. Трофимова. Книга /произведение Воспитатели, дети Рассматривание иллюстраций, картин Серия «Зимние забавы» Набор ил- люстраций Воспитатели, дети Серия «Зимние праздники» Набор иллюстраций Воспитатели, дети Серия «Звери зимой» Набор иллюстраций Воспитатели, дети Серия «Художники о зиме» Набор иллюстраций Воспитатели, дети Беседы «Зима и дети. Зимние забавы» Картины, иллюстрации Воспитатели, дети «Если б не было зимы…» Воспитатели, дети «Зачем людям зима?» Картины, иллюстрации Воспитатели, дети «Зима в лесу» Картины, иллюстрации Воспитатели, дети Музыкальные произведения (слушание) «Зимняя сказка» аудиозапись Воспитатели, дети «Кабы не было зимы..» аудиозапись Воспитатели, дети Творческие деятельность / задания Творческое домашнее задание «Кому нужна зима?» /беседа- Воспитатели, дети, родители
размышление/ Рисуем дома с мамой и папой «Зима» Воспитатели, дети, родители Рисуем дома с мамой и папой «Кому нужна зима?» Воспитатели, дети, родители Информационный материал для родителей Консультация «Поисково- исследовательская деятельность детей 4-6 лет» Воспитатели, родители Буклет «Опыты и эксперименты с детьми дома» Воспитатели, родители Папка-передвижка «Опыты и эксперименты с детьми зимой» Воспитатели, родители Папка-передвижка «Развиваем кругозор ребенка» Воспитатели, родители НОД Дикие животные зимой» «Как живут звери в зимнем лесу»

«Зимние развлечения» Картины, иллюстрации. Воспитатели

Конспект НОД по познавательному развитию по теме:

«Дикие животные

зимой» в старшей группе.

Цель:
1. Продолжать знакомить с названиями животных, со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни. 2. Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи. Активизация предметного и глагольного словаря, словаря признаков по теме «Дикие животные». 3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материал
: Кукла «Незнайка», картинки и игрушки диких животных.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним
Дидактические игры
: «Угостим животных», Когда это бывает? », «Чей это домик? », «Кто чем питается? ».
Содержание организованной деятельности детей:
Раздается стук в дверь. Появляется испуганный и замерший Незнайка. Воспитатель: Здравствуй Незнайка, что сдобой случилось? Незнайка: Мы с друзьями пошли гулять по зимнему лесу, а я отстал от них и заблудился.Тогда я побежал.И вдруг увидел какое то рыжее животное бежит мне на встречу. Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет, В деревне кур крадет – (Лиса) . Как вы узнали, догадались, что это лиса? Что в загадке сказано о хвосте? О мехе? А еще что можно сказать о лисе, какая она? (Дети подбирают слова – признаки рыжая, хитрая, осторожная) Незнайка: А я же не знал, что это лиса и так испугался.что еще быстрее побежал. Вдруг и за куста как выпрыгнет какой то белый комочек с длинными ушами.Он в одну сторону, а я в другую кто это был помогите узнать.
Зимой белый, летом серый. Ни кого не обижает, А всех сам боится – (Заяц) . Какой он? Что говорится о нем в загадке? (Дети – быстрый, трусливый, ушастый) Незнайка:ой, ой неужели это был зайка, а я же не знал и так затрясу от испуга, что провалился в снежную яму.Но мне повезло там спал какой-то лохматый пес . Большой, косолапый, В теплой шубе мохнатой. Летом по лесу гуляет, Зимой в берлоге отдыхает – (Медведь) . Как вы догадались. Что это медведь? Какой он? (Дети – неуклюжий, мохнатый, сильный) Затем я быстро выбрался от туда и снова побежал.Но недолго мне пришлось бежать вдруг мне навстречу вышла еще одна серая собака.Я так обрадовался и решил к ней подойти но она вдруг как оскалит зубы и начнет рычать на меня я так и присел. А вы ребята случайно не знаете кто это мог быть. Серый, зубастый, по полю рыщет. Телят и ягнят ищет – (Волк) . Какой волк? Какие у него зубы? Что еще можно сказать о волке? Какой он? (Дети -Сильный, быстрый. Зубастый, страшны) Воспитатель: Какой ты Незнайка глупенький разве ты не знаешь, какие животные живет в лесу? Незнайка : Нет. Воспитатель: Ребята давайте расскажем Незнайке как называют животные которые живут в лесу. Дети: дикие животные . Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру-разминку Игра-разминка «На водопой»:
Как-то днем лесной тропой звери шли на водопой (дети спокойно идут по кругу друг за другом, За мамой лосихой топал лосенок (идут, громко топая, За мамой лисицей крался лисенок (крадутся на носочках, За мамой ежихой катился ежонок (приседают, медленно двигаются вперед, За мамой медведицей шел медвежонок (идут вперевалку, За мамой белкой скакали бельчата (скачут вприсядку) За мамой зайчихой - косые зайчата (скачут на выпрямленных ногах, Волчица вела за собою волчат (идут на четвереньках, Все мамы и дети напиться хотят (лицом в круг, делают движение языком и лакают) . Незнайка: Спасибо ребята.Я так много сегодня узнал о диких животных, что теперь при встрече с ними буду знать кого боятся, а кого нет. Воспитатель: Если нужна будет помощь, то обращайся, к нашим ребятам они тебе всегда помогут. Правда, ребята. Повторение и подведение итогов. Воспитатель: Молодцы ребята, Вам незнайка говорит «Спасибо». Теперь он сможет смело гулять по лесу, зная его обитателей.
Конспект НОД «Как живут звери в зимнем лесу» с детьми старшей группы
ЦЕЛИ:
• Развивать и расширять словарный запас у детей по теме – «Коммуникация»; • Закрепить название диких животных и птиц в речи – «Коммуникация» • Развивать связную речь – «Коммуникация»; • Развивать память, внимание, логическое мышление – «Познание» • Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам и зверям – «Познание».
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
упражнять детей в правильном подборе признаков, определений и сравнений к заданному слову. Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
: ежедневные наблюдения за птицами на участке, рассматривание иллюстраций о животном мире. Чтение произведений, знакомство с пословицами, стихотворениями, разгадывание загадок о животных и птицах.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
: трафареты животных на каждого ребенка.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБЛАСТЕЙ
: коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество, познание, здоровье. Ход НОД: 1. Организационный момент. Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в лес. А в какой лес мы с вами сегодня пойдем, вы поймете, если послушаете это стихотворение, которое написал А. С. Пушкин: Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница зима! Пришла, рассыпалась; клоками, Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою Сровняла пухлой пеленою, Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки – зимы. Как вы думаете, в какой же лес мы с вами отправимся? Дети: В зимний. Правильно, мы с вами отправимся в зимний лес, где можно встретить много необычного и интересного. Именно зимний лес может рассказать о том, кто в нем живет. Ведь летом заметить лесных жителей не очень просто, а зимой лес можно прочитать как книгу, но для этого необходимо знать язык леса. Зима снежная. В лесу лежат глубокие сугробы. На чем же нам отправиться в лес? Мы отправимся в лес на лыжах! -Почему? Дети: Потому что на лыжах удобно ходить по снегу. Потому что лыжи не проваливаются в снег. Почему лыжи не проваливаются в снег? Дети: Потому что лыжи деревянные, легкие, длинные. Надевайте лыжи. Поехали! (Дети имитируют движения ходьбы на лыжах) . Мы надели лыжи, встали на лыжню. Не догнать нас даже быстрому коню! Нам не страшен холод, и не быть беде. Мы домчимся быстро к Зимушке-зиме! Вот мы и приехали с вами в лес! Слайд №2. 2. Как тихо в лесу. Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка – зима. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина. Но это не так, и если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит, их кто-то оставил. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, какие животные здесь были, что делали, чем питались, кто за ними охотился. Посмотрите, а вот и первые следы. Как думаете, чьи они?
Слайд 3 -7 Правильно, это следы зайца. Заяц оставляет глубокий прыгающий след. -Как зайчик приготовился к зиме? Дети: Заяц сменил свою шубу на белую, потому что в белой шубе его не видно на снегу, легче прятаться от врагов: лисы, волка, охотников. Воспитатель: Белая шубка помогает зайцу маскироваться, белый цвет делает его неприметным на снегу. Зимой зайцы кормятся по ночам корой деревьев и замёрзшей ягодой. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий видный след. Если бы заяц ходил просто и прямо, то, утром его по следу быстро бы нашли и поймали. Но его спасает хитрость. Проскачет вперед, а потом начинает петлять, запутывает свои следы. Но если уж настигает его враг, он будет защищаться, отбиваться лапами, кусаться, а зубы у зайца очень острые Что помогает зайцу заметить опасность? Дети: Большие чуткие уши. А вы знаете, почему он не проваливается в снег? Вспомните про куропатку. На задних лапах отрастает длинный густой мех, который помогает не проваливаться, быстро скакать и петлять по снегу. У зайчика нет домика, для него домик это любая снежная ямка 3. Физминутка Ребята, давайте попробуем попрыгать как зайцы, и запутать свои следы, чтобы никто нас не нашел. (Дети прыгают) Слайд 8 -10 А вот еще чьи-то следы. На что они похожи? А кто из вас знает, как белочка зимует? (Ответы детей? Дети: Она поменяла цвет шубки, сделала запасы орехов, шишек, желудей, грибов, ягод. Воспитатель: Белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая, также как и зайцу, помогает ей маскироваться, серый цвет шубки делает ее неприметной среди голых веток деревьев, -- От кого спасается белка? (от куницы, рыси) - Где устраивает своё жилище белочка (ответ детей)
Воспитатель: Всё свои запасы хранит в специальных кладовочках – пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. Так как у белки хорошая память, она запоминает, где делала свои кладки с осени. Так что голодать белочке зимой не приходится. А когда наступают морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, и закрыв хвостиком нос может спать несколько суток 5Давайте двигаться дальше. Вот следующие следы. Интересно, чьи они. (ответы детей) Слайд 11 -15 Правильно, это лиса. Лиса идет очень аккуратно - лапка к лапке - "строчит". Как лиса подготовилась к зиме? Дети: Лиса поменяла окраску шерсти на зиму.Мех становится более ярким, тёплым, длинным. Как вы думаете, зачем лисе такой пушистый хвост? Дети: Согревает, следы заметает.А кончик хвоста у лисы белый для того, чтобы в темноте лисята не потеряли мать. Воспитатель: Днём лисица прячется в глубокой норе, а по ночам, так же как и волк, рыщет про лесу в поисках пищи. У неё хороший слух и нюх, она бродит по полю, обнюхивает снег, и прислушивается, не пищат ли мыши в своих норках под снегом, а как услышит, спасайтесь тогда мыши, ведь у кумушки лисы зубки остры! Так, мышами в основном, и кормится всю зиму. Лисица мышкует – это значит охотится на мышей. Слайд 16 -17 А здесь еще чьи-то следы. Как вы думаете, чьи они? Ребята, а вы знаете, как волк подготовился к зиме? Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днём, а ночью охотятся. Недаром говорят, что волка ноги кормят. Волки охотятся на крупных животных: оленей, лосей. У волка крепкие, сильные ноги, они долго могут бежать за добычей. Охотятся стаей -5 6 волков. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Другие слабые волки ему подчиняются. Запасов на зиму не делают. 5. Физминутка Зайка серенький сидит И ушами шевелит
Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать, Кто - то зайку напугал, Зайка - прыг и убежал. Это был свирепый волк. Ходит-бродит серый волк И зубами щёлк да щёлк Шёрстка как щетинка Вздыбилась на спинке. Повстречалась мне лиса Любопытные глаза, Притаилась за пеньком Ярко-рыжим огоньком, И спокойно наблюдает: Кто в её лесу гуляет! Слайд 18 6. Давайте продолжим наше путешествие. Очень интересные следы, похожи на след от копыта. (ответы детей) Правильно, это лось. А как зимуют лоси? Лоси не делают запасы, по этому, им приходится тяжело зимой, они с трудом пробираются по снегу в поисках корма: раскапывают под снегом сухую траву, объедают тонкие ветки с кустарников и деревьев. Лоси спят прямо на снегу. У них длинные сильные ноги, крепкие копыта, рога. Лоси умеют легко бегать по глубокому снегу. Защищаются от волков копытами и рогами Слайд 20 Посмотрите, а вот на снегу видны маленькие следы. Как вы думаете, чьи они? Дети: Это следы птицы.
А разве не все птицы улетели в тёплые края? Как называют птиц, которые остались с нами зимовать? Назовите зимующих птиц (ответы детей) Трудно живется птицам в зимнем лесу. Стараются они в холодные и лютые морозы поближе к жилью человека прилететь, подкормиться. Слайд №21 -22 Посмотрите, что это за сугроб в лесу? Как вы думаете, кто в нем спит? Дети: Это берлога медведя. Как же он всю зиму спит и ничего не ест? Дети: Осенью медведь много питается, нагуливает жир, это помогает спать ему всю зиму без просыпа. Воспитатель: Он ложится на кучу сухих листьев и его засыпает снегом. Зиму он проводит в берлоге. В это время у него сходит кожа со ступней и медведь усиленно лижет лапы, отсюда и поговорка - "сосать лапу, как медведь» Зимой у медведицы рождаются медвежата. Какие ещё животные зимой спят? Дети: Это ежики, суслики, еноты, барсуки, сурки. Воспитатель: Для того, чтобы закрепить название тех животных, которые зимой спят и которые бодрствуют, предлагаю вам пальчиковую гимнастику. Выполняйте вместе со мной: (на первую строчку будем дотрагиваться большим пальцем по очереди до указательного, среднего, безымянного и мизинца, на вторую строку сжимаем и разжимаем все пальцы в кулак, далее делаем тоже левой рукой) . 7. Пальчиковая гимнастика .Еж, медведь, барсук, енот Спят зимою каждый год. Волка, зайца, рысь, лису - Их зимой найдешь в лесу. Слайд 23 Ребята, могут ли выжить лесные животные без еды зимой? Дети: Животным приходится очень трудно зимой, без помощи людей не обойтись.
Воспитатель:Людей, которые кормят и заботятся о лесных животных называют лесниками. Чтобы звери не погибли для них делают «Пункты питания». Для лосей подрубают молодые осины, они любят так же ветки рябины. Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, репу, желуди. раскладывают морковку и капусту для зайчиков, для белок шишки и желуди, Животные любят соль. Солью подкармливают лосей и зайцев. Птицам развешивают кормушки. Что животным страшнее: холод или голод? Почему? Дети: Животные много ходят; бегают в поисках еды; тратят много сил и здоровья. Самый опасный враг – это голод, когда нечего есть. Холод не так опасен, так как у них тёплая шубка Давайте и мы поможем зверям в это холодное и голодное время. Наденем зверям шубки каждому свою. 9. Продуктивная деятельность Детям раздаются трафареты животных, при помощи карандашей они раскрашивают им шубки. (звучит спокойная мелодия) 10. Итог. Вот и закончилось наше путешествие. Куда мы с вами сегодня ходили. Что видели в зимнем лесу? (Ответы детей) Давайте с вами посмотрим на экран и еще раз вспомним, следы каких животных и птиц мы видели. На этом наше занятие окончено. Мне было очень приятно сегодня с вами работать. Надеюсь, когда вы вырастете большими, то станете настоящими следопытами и сможете самостоятельно определять следы животных.

Интегрированное занятие в старшей группе

"Зимние развлечения"

Цел

ь:
развитие творческой инициативы и самостоятельности детей, умения на практике применять имеющиеся знания и умения.
Задачи:
 Закрепить знания детей о зимних явлениях в природе.  Развивать воображение, память, речь и речевую выразительность, учить составлять сложные предложения со значением противопоставления. Усвоение переносного значения слов.  Формировать интерес к окружающему.  Совершенствование коммуникативных навыков, установление межличностного доверия, развитие эмпатии и интереса к партнерам по общению. ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о веселых зимних играх. Пусть мороз трещит, Вьюга в поле кружит Малышам – крепышам Не страшна стужа. Молодцы у нас ребята: Сильные и смелые, Дружные умелые.
1. Динамические упражнения «На дворе мороз и ветер»

Воспитатель:
На дворе мороз и ветер, На дворе гуляют дети, (гуляют) Ручки, ручки потирают, (потирают ручки) Ручки, ручки согревают. Чтоб не зябли наши ручки Мы похлопаем в ладошки. (Хлопают) Вот как хлопать мы умеем, Вот как ручки мы согреем. Чтоб не зябли наши ножки, Мы потопаем немножко. (Топают) Вот как топать мы умеем, Вот как ножки мы согреем. Нам мороз теперь не страшен Все мы весело попляшем. Вот как мы плясать умеем, Вот как ножки мы согреем. (А.Ануфриева, О.Милюкова)
2. Дыхательные упражнения

Воспитатель:

Как подул Дед Мороз – В воздухе морозом Полетели, закружились Ледяные звезды. Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение: Кружатся снежинки в воздухе морозном. Падают на землю кружевные звезды. Вот одна упала на мою ладошку. Ой, не тай, снежинка, подожди немножко. (Н.Нищева)
Воспитатель:
Ребята, пока мы играем со снежинками, у меня замерзли руки. Как их можно согреть?
Дети:
Подуть на них, потереть друг о друга, надеть варежки.
3. Воспитатель:
У меня для вас задание – раскрасьте, пожалуйста, варежки. Садитесь парами за столы. Слушайте задание. Каждая пара будет раскрашивать свою пару варежек. Вспомните, чем похожи и чем отличаются варежки? (Ответы детей). Я каждой паре раздаю их пару варежек. Тебе – правую, тебе – левую. Трудность выполнения состоит в том, что у вас на двоих один набор фломастеров и только семь минут на выполнение задания. Приступайте, пожалуйста. Через 7 минут дети приглашаются в круг. Воспитатель задает вопросы паре, которая хуже всех справилась с заданием: – От одной ли пары ваши варежки? – Нравятся ли вам ваши варежки? – Хотели бы вы их носить? – Как вы выполняли работу? – Ребята, вы поняли, почему вы не справились с заданием? Теперь вы знаете, что бы что- то сделать, надо сначала договориться. Заходит вторая группа детей.
4. Упражнение для коррекции зрения со снежинками
(выполняют две группы)
Воспитатель:
Мы снежинку увидали, Со снежинкою играли. Дети берут снежинки в руки сфокусировав на ней взгляд. Снежинки вправо полетели, Дети вправо посмотрели. (Взгляд вправо) Вот снежинки полетели Глазки влево посмотрели. (Взгляд влево) Ветер снег вверх поднимал И на землю опускал. (Вверх, вниз) Дети смотрят вверх и вниз Все! На землю улеглись. Покружится и присесть, Опустив снежинки на пол. Глазки закрываем. Глазки отдыхают. 1-я группа детей вручает гостям билеты на экологическую сказку.

5. Воспитатель:
Мы карточки покажем И про каждую расскажем: Белый ковер, мороз, снегопад, Санки, лыжи, коньки, снегокат, Горка, каток, сугробы, снежки, Елка, снегурочка, снеговики, Валенки, шуба, штаны, рукавица, Дятел. сова, ворона, синица. Быстро темнеет, снежинки порхают… Ну, когда же все это бывает? – Сейчас я прочитаю вам небольшой рассказ «Гостья – зима». Вы внимательно его послушаете, а потом будете пересказывать. «Кончилась осень. К нам в гости пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. бушует метель. Воет ветер. Злится вьюга. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках, снегокатах. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Это – зимние забавы. Мы очень любим зиму».
Вопросы:
– Кто пришел к нам в гости? – Какое время года было до этого? – Чем зима накрыла землю? – Что делает метель (вьюга, ветер, мороз)? – Какие подарки принесла зима? – Для чего людям нужны эти подарки? – Что такое зимние забавы?
6. Массаж биологически активных зон «наступили холода» для профилактики

простудных заболеваний

Воспитатель:
Да-да-да Наступили холода (потереть ладошки друг о друга) Да-да-да-да Превратилась в лед вода (мягко провести пальчиками рук по шее сверху вниз) Ду -ду-ду Я на лыжах иду. (Растереть ладонями уши) Ды-ды-ды На снегу есть следы (приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба) Заходят дети 3-й группы.
7. Логоритмика «Снежная баба»
Из мокрого снежного белого кома (Дети идут по кругу друг за другом,руками имитируя катание снежного кома) Мы снежную бабу слепили у дома (Поворачиваются лицом в круг. Круговые движения руками 3 р.) Стоит наша баба у самых ворот (Плавные движения руками вверх, вниз) Никто не проедет, никто не пройдет. (Грозят пальцем) Знакома она уже всем во дворе, (Движения руками «замок»)
А Жучка все лает («Ушки») «Чужой на дворе» (Грозят пальцем) Дети вручают билеты на экологическую сказку гостям. Дети второй группы уходят.
8. Задание «Собери снежинку»
Последовательность выполнения: 1. Дети самостоятельно делятся на командира, штурмана и двух членов экипажа. 2. Командир должен собрать из палочек снежинку, объясняя свои действия. 3. Задание выполняют члены экипажа, командир и штурман следит за правильностью выполнения. Воспитатель хвалит детей. Выходит четвертая группа детей.
9. Подвижная игра «Карусель»
(3 и 4 группы вместе) «Завертелась вьюга Словно карусель. Медленно сначала, А потом быстрей. Ничего не видно, Все белым-бело. Наконец-то стихло Землю замело». Дети 3-й группы вручают гостям билеты на экологическую сказку.
10. Игра «Знатоки сказок»

Воспитатель:
Зимнее время – это время новогодних праздников, волшебства, сказок. Сейчас мы с вами поиграем и проверим, хорошо ли вы знаете эти сказки. Задания детям: 1. Разделиться на две команды (социоигра «Найди друга») 2. Дать название своей команде. 3. Назвать добрых сказочных героев. 4. Назвать злых сказочных героев. 5. Назвать сказочный транспорт. 6. Назвать волшебные предметы. Результаты игры фиксируются наглядно. Дети самостоятельно определяют победителя.
11. Пальчиковая гимнастика «На елке»:
Мы на елке веселились, Хлопки в ладоши. И плясали, и резвились. Ритмичные удары кулачками. После добрый Дед Мороз Сжимают и разжимают кулачки. Нам подарки преподнес. Дал большущие пакеты, Рисуют руками круг. В них же вкусные предметы: Хлопки Конфеты в бумажках синих, Загибают на обеих руках пальчики, начинаяс большого. Орешки рядом с ними Груша, яблоко, один Золотистый мандарин! (В. Волина) Заходят дети пятой группы.

12. Фонопедические упражнения «Мороз»
(по методу В.Емельянова)
Воспитатель:
Вышел на просторы погулять мороз. «Топ-топ! Чап-чап!» – 2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям. Белые узоры в косах у берез. «У!» – короткие, «острые» звуки в высоком регистре на разной высоте. Снежные тропинки, голые кусты «Ш..» – потирая ладони друг о друга Падают снежинки тихо с высоты. «П!..П!..» – постепенно опуская руки вниз В белые метели, утром до зари, В рощу прилетели стайкой снегири Прижать руки к груди и, произнося «Фр-р-р..», резко разводить их в стороны. Зиме, морозу рады и зайчики, и белочки, И радуются снегу и мальчики и девочки. Дети 4-й группы вручают билеты на экологическую сказку гостям.
13. Задание «Закончи предложение»
1. Составление сложных предложений со значением противопоставления. Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью: – Зимой бывает снегопад, а осенью…. – Зимой бывает снег, а летом… – Зимой снег падает, а весной… – Зимой катаются на санках, а летом… – Зимой лес спит, а весной… – Зимой катаются на коньках, а летом… – Зимой бывает холодно, а летом… – Зимой деревья белые, а осенью… – Зимой растут сугробы, а летом растут… – Зимой лепят снеговика, а летом… – Зимой насекомые прячутся, а весной… 2. Исправь ошибку. Работа с деформированными предложениями: – Маска любит надевать Машу. – Елка пляшет возле Снегурочки. – Дети нарядили игрушки елками. – Елка зажглась на лампочках. – Дед Мороз принес мешок в подарок. Воспитатель хвалит детей.Дети вручают оставшиеся пригласительные билеты гостям. Заходят все дети.
14. Логоритмика «За зимой идет весна»
(н-р музыка «Каравай») За зимой идет весна Дети идут друг за другом по кругу. Снова будет не до сна. За весною будет лето Взявшись за руки идут по кругу. Не забудем мы про это. А потом приходит осень Руки на плечи, идут по кругу. Хоть ее мы и не просим.
А за осенью – зима Опустили руки. Заморозит всех она. «Греемся» Воспитатель благодарит детей. Приглашает гостей на экологический спектакль «Берегите природу», подготовленный детьми Образовательная область «Познание» Обобщающая беседа о зиме Цели: - обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе; закрепить знания об особенностях существования растений зимой, об образе жизни и поведении животных. Интеграция: О.О. «Коммуникация» Активизировать словарный запас; развивать диалогическую речь (добиваться полных ответов на вопросы) . Развивать мышление, внимание, память в ходе дидактической игры: «4 лишний». О.О «Безопасность» Закреплять правила поведения в природе, воспитывать бережное отношение к природе. О.О. «Труд» Закрепить умение вырезать снежинки из бумаги; развивать мелкую моторику рук. Предварительная работа: Чтение художественной литературы. Беседы, наблюдения в природе. Дидактические игры на закрепление знаний. Рассматривание картин и иллюстраций о природе Демонстрационный материал: большой кубик с картинками – схемами на гранях, иллюстрации перелетных и зимующих птиц. Раздаточный материал: ножницы, листы белой бумаги квадратной формы.
Ход:
Собираю детей в круг на ковре. - Ребята, я предлагаю вам поприветствовать друг друга. Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, легкий ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Здравствуй утро! Здравствуй, день! Нам здороваться не лень. Дети, я хочу поиграть вами и с нашим чудесным кубиком.
Игра «Крутись, вертись, на бочок ложись». Надо бросить кубик и какая грань выпадет (животное, птица, насекомое, дерево, цветок, овощ), то вы и назовете. - Ребята, какое сейчас время года? (Зима). Давайте выложим слово «зима» из букв на магнитной доске. - Назовите зимние месяцы. - Какой сейчас месяц? (Февраль). В давние времена люди, наблюдая за природой, заметили, что все в ней взаимосвязано. Вспомним народные приметы, пословицы и поговорки о зиме, о феврале. - Как изменилась погода зимой? - Какие зимние явления природы вы знаете? - Как зимуют растения, насекомые, животные? - Почему так мало птиц? - Дети, за что вы любите зиму? - Какие зимние развлечения вам нравятся? (Ответы детей). Поиграем в игру «4 лишний». (На магнитной доске картинки с изображением четырех птиц, одна из которых перелетная, остальные зимующие. Надо найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор). Физкультурная пауза: Раз - нагнулся, разогнулся. Два - нагнулся, потянулся. Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире. Пять, шесть - тихо сесть. А сейчас я предлагаю вам вырезать снежинки из бумаги, что бы продлить зиму. Давайте вспомним порядок работы. (Ответы детей). Для этого нам нужно размять пальчики. Пальчиковая гимнастика: У зимы стоит изба, Во все стороны резьба. Два столба хрустальных вбиты, Сторожить поставлены.
Ледяные окна скрыты Ледяными ставнями. На столбе на ледяном Ходит ворон ходуном. Смотрит строго вверх и вниз, Все ли дети собрались? - Садитесь на свои места и приступайте к работе. Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь. Рассматривание работ. Подведение итогов.