Интегрированная викторина по химии и биологии "Эрудит"

Автор: Головкова Татьяна Анатольевна
Должность: преподаватель биологии и географии
Учебное заведение: ГОБПОУ "Липецкий техникум общественного питания"
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интегрированная викторина по химии и биологии "Эрудит"
Дата публикации: 08.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ГОБПОУ «Липецкий техникум общественного питания» Методическая разработка внеурочного мероприятия
Интегрированная викторина по химии и биологии «Эрудит»
Выполнила преподаватель биологии и химии: Головкова Т.А. Липецк, 2015г.
Интегрированная викторина по химии и биологии «Эрудит»
Цель:
воспитание коммуникативной культуры студентов; формирование творческой, познавательной самостоятельности; развитие и совершенствование его психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знании).
Задачи:
- расширять знания студентов по биологии и химии; - развивать любознательность, умение наблюдать и делать выводы; - активизировать мыслительные процессы и познавательный интерес у студентов.
Правила игры:
1.От каждой группы выступает команда из 3-4 человек. 2.Все команды участвуют в игре одновременно. 3.В игре могут принимать 3-5 команд 4.Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов по итогам всех конкурсов. При проведении викторины рекомендуется использовать презентацию, что даёт возможность провести данное мероприятие более динамично и эмоционально.
1.«Разминка»
Каждой команде по очереди задается вопрос - за правильный ответ команда получает
3балла
. Если команда отвечает неправильно, то ответить может любая команда первая поднявшая руку и получить
2балла
.
Вопросы для разминки:
1.Какой химический элемент состоит из названий двух животных? (мышьяк = мышь + як) 2.Кто тяжелее: самая большая акула или слон? (китовая акула) 3.Какая кислота всегда находится в желудке здорового человека, а при недостатке – её употребляют как лекарство? (соляная) 4.Употребляя молоко, человек примерно на 80% удовлетворяет потребность в этом элементе. (кальций) 5. Алхимик Брандт в 1669 году получил светящееся в темноте вещество. Назовите это вещество. (белый фосфор) 6. Какой оксид называют угарным газом? (монооксид углерода)
2.«Легенда»
В мире есть много легенд и о растениях, и о животных, и о насекомых. Сейчас каждой команде необходимо разгадать легенду, ответив про какое растение, насекомое или животное в ней говорится. За правильный ответ команда получает
4 балла
.

Легенды:
1.« Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется в самом деле, чудно! Движется и становится всё больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звёздочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя. “ Теперь пора!” – подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку, а позади него что-то перебегает с места на место ». Что за цветок искал Петро в ночь на Ивана Купалу? (папоротник) 2.Многие народы, живущие на территории России, почитали это дерево, как священное. По якутским поверьям, на ветвях этого дерева живёт Хозяйка Земли. А вот что поётся в русской песне об этом дереве: Первое дело – мир освещать, Второе дело – скрип утешать, Третье дело – больных исцелять, Четвёртое дело – чистоту соблюдать. Что это за дерево? (береза) 3.Согласно древнегреческому мифу, бог света и искусств Аполлон полюбил прекрасную нимфу Дафну. Но она в страхе стремилась скрыться от него. Когда же у неё не осталось сил бежать, она превратилась в прекрасное дерево. Опечаленный Аполлон воскликнул: « Пусть венок из твоей зелени украшает мою голову, пусть никогда не вянут твои листья. Стой вечно зелёным!». Появление какого растения объясняла эта легенда? (лавр) 4.Ещё древние римляне были неравнодушны к этому цветку. Античные садоводы увеличили число его лепестков с пяти до ста. Среди двадцати пяти тысяч современных сортов есть чёрные, синие, которые пытался вывести ещё Гёте. Есть растения с огромными цветками диаметром 24 см. А чем они только не пахнут! Например, свежим сеном, чаем, табаком, корицей, геранью. О каком цветке идёт речь? (роза) 5.« Около ста лет тому назад при помощи этого насекомого у шведов в Гранденбурге проходили выборы губернатора (бургомистра), - пишет П. И. Мариковский. – Претенденты на эту должность садились вокруг стола и клали на него бороды. На середину стола помещали насекомое. Бургомистром избирался тот, на чью бороду оно заползало ». О каком насекомом идёт речь? (вошь)
3.«До последней подсказки»
Командам необходимо отгадать химический элемент, слушая подсказки, но имея только одну возможность ответить. Если команда правильно отвечает после первой подсказки – получает
5 баллов
. Если после второй –
4 балла
, после третей -
3балла
, после четвертой –
2 балла
, после пятой –
1 балл
.
Ответ команда пишет на листке и отдает жюри. Правильный ответ дает учитель после всех подсказок.
Подсказки:
№1 Он входит в состав некоторых гербицидов, инсектицидов и пестицидов. №2 Соответствующее простое вещество получают главным образом в результате электролиза солей. №3 Образованное им простое газообразное вещество оказывает сильное раздражающее действие на слизистую оболочку глаз и дыхательную систему. №4 Войска Антанты и германские войска применяли это вещество в боевых действиях. №5 Соединения этого элемента используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах. (хлор)
4 «Ералаш»
Строки данного стихотворения разделены на две части. Первые слова каждой строчки написаны слева, а продолжения справа. Слова все перепутаны. Ваша задача правильно и логично составить стихотворение: за каждую правильно составленную строку дается
0,5баллов
; максимум за стихотворение –
7баллов.
Стихотворение команда пишет на листе и отдает жюри. Злой кабан - Сидел на ветке Пароход- Томился в клетке Соловей - Точил клыки Дикобраз - Давал гудки Кошка - Физику учила Маша - Хвостик свой ловила Буратино - Шил себе штаны Портной - Поел все блины Еж - Накрыт к обеду был Чиж -Усами шевелил Рак - Летал под облаками Стол - Гонялся за мышами Чайник - Прыгал во дворе Мальчик - Булькал на костре
Ответы:
Злой кабан--Точил клыки Пароход--Давал гудки Соловей--Сидел на ветке Дикобраз--Томился в клетке Кошка--Хвостик свой ловила Маша--Физику учила Буратино--Поел все блины Портной--Шил себе штаны Еж--Гонялся за мышами
Чиж--Летал под облаками Рак--Усами шевелил Стол--Накрыт к обеду был Чайник--Булькал на костре Мальчик--Прыгал во дворе
5. «Пословицы в науке»
Командам необходимо разгадать пословицу, которая научно зашифрована. Например: Кровососущее насекомое, которое не может сделать более острым ротовой аппарат. (Комар носа не подточит) За каждую правильно отгаданную пословицу команда получает– 2 балла; максимум 6 баллов. Ответы команда пишет на листе после каждой пословицы и отдает жюри.
Пословицы:
1.Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка ни корми, он всё в лес смотрит) 2.На этот орган кровообращения не распространяется влияние дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь) 3.Престарелое непарнокопытное не приведет в негодность сельскохозяйственные угодья. (Старый конь борозды не испортит)
6. «Блиц»
Каждой команде по очереди задаются быстро вопросы в течении 1 минуты. Команда дает ответ или говорит дальше. За каждый правильный ответ команда получает
1 балл.

Примерные вопросы:
1.Основной, резервный углевод растений. (крахмал) 2.Назовите химический элемент, название которого совпадает с названием соснового леса. (бор) 3.Какая структура клетки синтезирует белок. (рибосома) 4.Какую морскую водоросль называют морской капустой. (ламинария) 5.Из каких мономеров состоят белки. (аминокислота) 6.Наука, изучающая клетку. (цитология) 7.Какой газ входит в состав воздуха, поддерживающий дыхание и горение. (кислород) 8.Как называются складки внутренней мембраны митохондрий. (кристы) 9.Какие живые организмы имеют неклеточное строение. (вирусы) 10.Как называется процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа на свету. (фотосинтез) 11.Что используют пчелы для строительства сот. (воск) 12. Назовите птицу-фрукт. (киви) 13.Резервный углерод у животных. (гликоген)
14.Структуры клетки, синтезирующие АТФ. (митохондрии) 15.Сколько цепочек в ДНК. (2) 16.Процесс разрушения структуры белка. (денатурация) 17.Недостаток какого элемента в организме человека приводит к кариесу зубов. (фтор) 18.Хролопласты белого цвета. (лейкопласты) 19.Сколько кДж энергии образуется при расщеплении 1г жира. (38,9 кДж) 20.Как называется белок крови, который транспортирует кислород в клетки. (гемоглобин) 21.Как называются клетки, у которых отсутствует ядро, а наследственный материал находится в цитоплазме. (прокариотическая) 22.Структура клетки, осуществляющая внутриклеточное пищеварение. (лизосома) 25.Какой металл обладает бактерицидными свойствами. (серебро) 26.Какие 4 элемента составляют 98 % клетки. (азот, кислород, водород, углерод) 27.Какое азотистое основание есть в РНК, но нет в ДНК. (урацил) 28.Какие структуры участвуют в образование нитей веретена деления. (клеточный центр или центриоли) 30.Как называется оксид водорода. (вода) 31.Пластиды красного цвета. (хлоропласты) 32.Полное название ДНК. (дезоксирибонуклеиновая кислота) 33.Кто ввел понятие клетка. (Роберт Гук) 34.Как называются нерастворимые в воде вещества. (гидрофобные) 35. Каким химическим элементом богата морская водоросль – ламинария. (йодом) 36.Сколько кДж энергии образуется при расщеплении 1г белка. (17,6 кДж) 37.Какой моносахарид входит в состав РНК. (рибоза) 38.Округлый органоид растительной клетки с клеточным соком внутри. (вакуоль) 39.Какие организмы могут жить в среде, не содержащей кислорода. (бактерии)