"Проект психолого-педагогической характеристики воспитанника центра помощи детям".

Автор: Цурикова Любовь Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГКУСО РО Шахтинский центр помощи детям № 3
Населённый пункт: город Шахты Ростовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Проект психолого-педагогической характеристики воспитанника центра помощи детям".
Дата публикации: 08.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ГКУСО РО Шахтинский центр помощи детям № 3 Проект психолого-педагогической характеристики воспитанника центра помощи детям. Подготовила старший воспитатель Цурикова Л.В.
Принципы построения
психолого-педагогическая характеристики
ребёнка точно описаны еще русским психологом А.Ф.Лазурским: «Для того чтобы эти характеристики не представляли собою беспорядочной груды сырого материала (ценность которого в таких случаях была бы более чем сомнительной), необходимо соблюдать одно очень важное условие:
каждая характеристика должна быть подвергнута детальному

психологическому анализу, с целью определить преобладающие наклонности

данного человека и способ их сочетания, показать, каким образом комбинации

преобладающих основных наклонностей образуют ряд сложных проявлений,

свойственных этому человеку, одним словом – выяснить психологическую

конструкцию данной личности.» Составляя характеристику очень важно
, отмечая у характеризуемого лица какое-нибудь качество, не делать это в общих выражениях, Например, «что наблюдаемый мальчик аккуратен, или настойчив, или рассеян и невнимателен, нередко ограничиваются этим и не считают нужным пускаться в дальнейшие пояснения.» (А.Ф. Лазурский, 1908). Таким образом, составленная педагогом характеристика должна представлять собой анализ особенностей личности ребенка, т.е. раскрывать их внутреннюю связь и связь с окружением и занятиями ребенка, и подтверждаться результатами наблюдений, примерами из жизни. Это должно быть описание живого ребенка, а не абстрактного лица, и вместе с тем это описание на психологическом языке.
Принципы проведения психолого-педагогического исследования
Важно помнить, что ребенок - специфический объект исследования, его психика находится в становлении, развитии, поэтому при ее изучении следует руководствоваться определенными принципами.
Принцип гуманизма
и педагогического оптимизма выливается в требование "Не навреди!". Любое исследование должно помочь развитию воспитанника, а не тормозить его. Нужно верить в будущее ребенка. Диагноз предполагает не только установление наличного уровня развития, но и выявление его резервов.
Принцип объективности
и научности предполагает, что психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, объяснено в понятиях возрастной психологии.
Принцип комплексности
, системности и систематичности предполагает, что изучение ребёнка проводится последовательно. При этом исследуются не отдельно взятые параметры, а прослеживаются все стороны развития, чтобы не только контролировать, но и прогнозировать его ход, ставить педагогические задачи.
Принцип детерминизма
означает, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими, что оно вызывается целым комплексом причин. Важно понять причинно- следственные связи в становлении тех или иных психических особенностей.
Принцип развития психики сознания и деятельности
предполагает, что все психические особенности ребенка находятся в становлении и основным условием их развития является та или иная деятельность. При этом деятельность - не только одно из условий развития психики, но и один из путей ее изучения.
Принцип единства сознания и деятельности
означает взаимосвязь и взаимовлияние сознания и деятельности. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности оно и формируется. Изучать сознание нужно последовательно через деятельность ребенка. Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.

Психолого- педагогическая характеристики воспитанника - структура.

I. Общие сведения о ребенке:
возраст, класс, школа, социальный статус, состояние здоровья, внешность (краткий словесный портрет). Методы: беседа (с воспитанником, педагогами центра, учителями школы, врачом), изучение документации, наблюдение.
II. Условия семейного воспитания:
состав семьи; краткая характеристика членов семьи (братьев, сестер, бабушек, дедушек и т.д.), взаимоотношения в семь. Методы: изучение документации, беседа с воспитанником ("коллизии"), учителями, родственниками; прожективный тест-рисунок "Моя семья" и его варианты ("Семья зверей", "Кто чем занимается"); детский вариант ТАТ, "Цветопись" ("Какого цвета каждый член семьи"); неоконченные предложения (устный вариант).
III. Деятельность воспитанника.
1. Учебная деятельность: готовность к школьному обучению (для первоклассников); мотивы учения и учебные интересы; отношение к школе, учению и отметкам; учебные достижения (успеваемость, знания, умения, навыки); активность, любознательность, прилежание; наличие "школьной тревожности". 2. Игровая деятельность: место в жизни ребёнка; преобладающие и любимые игры; предпочтительные роли в них; взаимоотношения в игре со сверстниками и взрослыми. 3. Трудовая деятельность: общественно-полезный и бытовой труд (постоянные и ситуативные поручения); мотивы, отношение к труду; активность, способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками; роли и функции в совместной трудовой деятельности. 4. Общение: потребность в общении, общительность, круг желаемого и реального общения, удовлетворенность общением, характер общения (доминирование, подчинение, лидерство, конформизм, конфликтность); общение со взрослыми, сверстниками и младшими; общение с детьми своего и противоположного пола. Методы и методики: наблюдение за воспитанником в различных видах деятельности и анализ продуктов деятельности. Методы и методики: беседа; сочинения "Мой класс», аналогичный рисунок; анкетирование для изучения учебных интересов и мотивов деятельности.
IV. Воспитанник как член классного коллектива:
место воспитанника центра в формальной и неформальной структурах коллектива; осознание своего положения в классе и удовлетворенность им; потребность быть членом коллектива; потребность в признании; авторитет (на чем основан); отношение к культурно-массовым мероприятиям в классе. Методы и методики: наблюдение, беседа, социометрия и ее варианты для младших школьников (метод выбора в действии, "Ракета" и т.п.); сочинение и рисунок "Мой класс", цветопись (по А.Лутошкину); прожективный тест "В школу и из школы".
V. Структура личности воспитанника.
1. Направленность: доминирующие мотивы и цели деятельности, тип направленности (общественная, личная, деловая); интересы (преобладающие интересы, их глубина, широта, устойчивость, степень активности; профессиональные и личностные интересы); мечты и идеалы (степень их обобщенности и действенности). Элементы формирующегося мировоззрения. Методы и методики: анкетирование, беседа, диагностика типа направленности методом попарного сравнения, "Глазомер", "Цветик-семицветик", неоконченные предложения. 2. Характер: описание черт характера по типам отношений (к себе, другим людям, деятельности, вещам), качеств характера, тип акцентуации. Методы и методики: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, рисунок человека, рисунок фантастического существа, цветовой тест Люшера, обобщение независимых характеристик. 3. Самосознание и система управления: Я-концепция, самооценка (уровень, адекватность,
устойчивость, ориентация, дифференцированность). Методы и методики: наблюдение, беседа, анализ документации и продуктов деятельности; "Кто я?", рисунок человека. 4. Уровень притязаний: высота, адекватность, устойчивость, ведущая тенденция. Методики: Ф.Хоппе, моторная проба Шварцландера, детский вариант ТАТ, "Кубики". 5. Способности: общие, специальные, одаренность; как и в каких формах развиваются. Методы и методики: анализ документации и продуктов деятельности, наблюдение, беседа, детский вариант шкалы прогрессивных матриц Равена, рисунок человека (до 10 лет). 6. Темперамент: тип нервной системы, психологическая характеристика (сензитивность, реактивность и активность и их соотношения, экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость, типы реакций), проявления в поведении и общении. Методы и методики: наблюдение, рисунок человека.
VI. Внимание:
виды, свойства, влияние на успеваемость и дисциплину, соответствие возрастным особенностям. Методы и методики: наблюдение, анализ продуктов деятельности
VII. Восприятие:
целостность, скорость и точность, осмысленность; восприятие времени и пространства, восприятие человека; наблюдательность. Методы и методики: наблюдение, задание описать предмет или человека, изучение точности глазомера методом средних ошибок; изучение скорости и точности восприятия
VIII. Память:
уровень развития различных видов памяти, индивидуальные и возрастные особенности, склонность к зубрежке, влияние на успеваемость. Методики: диагностика ведущего типа памяти, выявление объема оперативной, кратко- и долговременной памяти; изучение логической и механической памяти, изучение опосредованного запоминания методом пиктограмм, изучение влияния на непроизвольное запоминание эмоциональной окраски информации.
IX. Мышление:
уровень развития видов и операций; самостоятельность, гиб- кость, активность, скорость протекания мыслительных процессов, логичность; влияние на успеваемость. Методы и методики: наблюдение, анализ продуктов деятельности, сравнение понятий; "4-й лишний", классификация (операции мышления); изучение скорости протекания мыслительных процессов методом заполнения недостающих в словах букв; изучение понимания детьми принципа сохранения (феномены Ж. Пиаже).
X. Речь:
фонематические, лексические, грамматические, стилистические особенности; содержательность и понятность; логичность, богатство словарного запаса, наличие речевых "штампов"; выразительность, эмоциональность; половые особенности; уровень развития устной и письменной речи. Методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.
XI. Воображение
: воссоздающее и творческое, склонность к фантазированию, проявление в творческой деятельности, оригинальность, конвергентность, гибкость, беглость, самостоятельность, обобщенность, эмоциональность; уровень развития креативности личности. Методики: "Круги" (А.Лук, В.Козленко), "Дорисовывание фигур" (Э.Торренс-О.Дьяченко), "Сочинение на тему..." ("Сказка про..."), фантастическое существо; сочинения и рисунки на свободную тему.
XII. Чувства и эмоции
: преобладающие; эмоциональная возбудимость и нестабильность; склонность к аффектам в ситуациях успеха и неуспеха; отношение к педагогическим воздействиям; доминирующие эмоции в межличностных контактах; склонность к психическим состояниям тревожности, агрессивности; фрустрационная толерантность. Методы и методики: наблюдение, детский вариант рисуночного теста Розенцвейга.
XIII. Воля:
уровень развития, целеустремленность, инициативность, решительность, самообладание, наличие волевых привычек. Методы и методики: наблюдение, изучение уровня развития волевых привычек ребенка.

ХIV. Уровень социализации:
наличие социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности, на сколько освоены стереотипы поведения в обществе.
XV. Общие выводы и рекомендации:
общий уровень психического развития воспитанника, соответствие возрастным особенностям, необходимость психолого- педагогической коррекции и ее пути, кому адресованы рекомендации. Примерная психолого-педагогическая характеристика – приложение № 1. Дата Подпись психолога, воспитателя. Печать и подпись руководителя центра
Приложение № 1.
П

СИХОЛОГО

-

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА



НА

ВОСПИТАННИКА

ШАХТИНСКОГО

ЦЕНТРА

ПОМОЩИ

ДЕТЯМ № 3

И

ВАНОВА

В

ИКТОРА

П

АВЛОВИЧА

04.01.1997

Г

.

Р

.
Прибыл в детский дом 07.11.2014 года из ГБУ СОН РО «СРЦ» г. Белая Калитва. Социальный статус: оставшийся без попечения родителей. Имеет брата Ивана, который проживает в семье опекуна в п. Синегорском Белокалитвенского района. Взаимоотношения в данный момент не поддерживает, но в планах на будущее намерен быть рядом с ним. Внешний вид соответствует возрасту, опрятный, без особенностей. Высокого роста, спортивного телосложения. Лицо овальное, лоб средний, брови прямые. Глаза карие, волосы прямые, короткие, тёмные. Отношение к учебной деятельности положительное, но по предметам технического цикла имеются удовлетворительные оценки. Имеет навыки самостоятельной работы по овладению знаний. На уроках в школе Виктора отличает активность мышления, направленность на решение мыслительных задач. Имеет склонность к рассуждению, к самостоятельному нахождению способов теоретического обобщения. Речь воспитанника грамотная. Он легко вступает в диалог с окружающими, любит общаться. Готов поддержать любую беседу. Имеет конкретное, творческое мышление. Темп работы размеренный, но не всегда имеет законченный цикл. На взрослых реагирует положительно, со сверстниками ровные доброжелательные отношения. Периодически стремится к первенству, часто проявляет инициативу в общественной деятельности. Активно принимает участие в культурно-массовых мероприятиях различного уровня. Индивидуально-психологические качества: наблюдателен, сосредоточен. Память хорошая. Сообразителен. Преобладающее настроение – позитивное. В сложных, конфликтных ситуациях старается отстоять свою точку зрения. Голос средний, речь не всегда разборчивая. Почерк разборчивый. Координация и ловкость движений нормальные. У воспитанника преобладает темперамент сангвиника. Это говорит о том, что он отличается эмоциональностью. Его темперамент проявляется в инициативности, энергичности, активности. Виктору иногда свойственна несдержанность, нетерпеливость. Но всё это компенсируется живым характером, умением быстро принимать решения. Учитывая его тип личности, юноша отличается умением общаться, способностью к сопереживанию, активностью, решения проблем осуществляются с опорой на эмоции и чувства, преобладают языковые способности. Самооценка у юноши адекватная, он может реально оценить свои силы и возможности. В неудачах не стремится обвинить окружающих его людей, а сначала старается проанализировать ситуацию. В разговоре может отстоять свою точку зрения, приведя необходимые аргументы в её защиту. Критику в свой адрес воспринимает достаточно спокойно. Мотивом выбора будущей профессии юриста стала возможность, перспектива трудоустройства (по окончании школы) на интересную, высокооплачиваемую работу. Принимая активное участие в общественных делах, старается не тратить на это много своего собственного времени. Как правило, охотно берется за работу, старается выполнить ее хорошо. Ответственно подходит к интересному делу, не останавливается на достигнутом. Довольно часто выступает зачинателем нового дела. В большинстве случаев он заинтересован в получении новых знаний не только в рамках школьной программы. Поэтому он много читает научно-популярной и художественной литературы. На основе представленных данных и их анализе можно сделать вывод о разностороннем развитии личности Иванова Виктора Павловича. В целом, Виктор гармонично развивающаяся личность, обладающая интеллектуальными способностями, хорошей
памятью и учебными задатками. Как личность юноша развивается правильно, как физически, так и психически. Он - способный, целеустремлённый, с широким кругозором, коммуникабельный, активный, с очень сильным, волевым характером. При последующей работе с ним следует учитывать, что он болезненно относится к несправедливости (особенно по отношению к себе). Он обязательно будет отстаивать свою точку зрения, но критику при этом воспринимать умеет и относится к ней адекватно. Воспитанник хорошо адаптирован в коллективе, он поддерживает контакт со всеми своими сверстниками, которые часто прислушиваются к его мнению. Виктор общителен, у него очень хорошо развита речь, он начитан. Он обладает творческим потенциалом, дающим возможность развития и совершенствования. Виктор направлен на познание социального мира, стремится к самоутверждению, желает быть компетентным, очень интересуется разными аспектами выбранной профессиональной сферы. Дата Педагог-психолог _______________________________ Воспитатели:____________________________________ ____________________________________ Директор ГКУСО РО Шахтинский ЦПД № 3 ________________________________________________