"Формирование познавательной компетентности на уроках математики"

Автор: Гришутина Лариса Петровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ " СОШ № 12"
Населённый пункт: г. Энгельс Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование познавательной компетентности на уроках математики"
Дата публикации: 08.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формирование познавательной компетентности на уроках математики.
Учитель математики МБОУ « СОШ № 12» Гришутина Л.П. Каждому педагогу хочется, чтобы на его уроки учащиеся ходили с удовольствием. А поэтому главным правилом в организации урока является взаимный интерес учителя и учеников, который подавляет утомляемость.
Как же организовать работу класса, каждого ученика, чтобы урок был интересным и

в то же время эффективным?
Для того чтобы учащиеся лучше усваивали содержание учебника, научились решать задачи, выполнять геометрические построения, анализировать и находить закономерности при изучении каждой темы чередую следующие виды деятельности:
1.

Работа с текстом.

2.

Работа с моделями.

3.

Осваиваем алгоритмы.

4.

Анализируем и рассуждаем.

5.

Выполняем тест.

6.

Подводим итоги.
Это позволяет эффективно формировать учебно-познавательную и ценностно-смысловую компетенции. Мы должны понимать: если знание не может быть применено - его нет. Нельзя высоко оценивать знания обучающихся за то, что они знают правила. При опросе правил прошу ответы сопровождать рисунками. Важно, чтобы учащийся не формально знал отдельные теоремы и правила, а понимал, какие поставленные жизнью задачи лежат в их основе. Необходимо развивать интуицию, пространственное воображение. Именно при решении таких задач мозг работает эффективнее. При изучении геометрии привлекаю учащихся к самостоятельному доказательству теорем. Сама составляю план доказательства. Ученики, кому удаётся доказать у доски часть нового утверждения или всю теорему, испытывают наслаждение от творческого поиска. Ребята на этом этапе особенно активны. В конце прошлого учебного года мы проводили общественный смотр знаний. Я его приурочила к празднованию 70-летия Победы. Начала его с решения задачи.
Задача.
За годы ВОВ погибли 27 млн. Если по каждому погибшему объявить минуту молчания, то, сколько времени будет молчать страна? Дети с волнением считали, получилось, что страна будет молчать 51 год.
Компетентность нельзя трактовать только как сумму предметных знаний, умений и навыков. Это — приобретаемое в результате обучения и жизненного опыта новое качество, увязывающее знания и умения учащегося со спектром интегральных характеристик качества подготовки, в том числе и со способностью применять полученные знания и умения к решению проблем, возникающих в повседневной практике. Успешное выполнение контекстных заданий может быть обеспечено только при ориентации учебного процесса на решение подобных задач. В своей методической работе применяю такие направления для формирования познавательной компетентности, как: 1. использование исторических сведений, высказываний; 2. создание проблемных ситуаций; 3. применение элементов занимательности на уроках математики; 4. применение задач практической направленности; 5. нестандартные уроки и мероприятия. Первое направление на пути формирования познавательной компетентности заключается в использовании исторических сведений на уроках математики, причём оно содержит в себе не только познавательный, но и воспитательный потенциал, которым обладает история науки. Практика работы с историей математики показывает, что именно при помощи истории науки, которая методически правильно включена в содержание урока, можно формировать у учеников представления о математике как части общечеловеческой культуры. Нужно заметить, что история науки дает возможность показать школьникам при изучении каждого нового раздела или темы, что математика как наука о пространственных формах и количественных отношениях реального мира возникала и развивается в связи с практической деятельностью человека. Так как в свои уроки часто включаю «Исторические минутки», то предлагаю обучающимся найти сведения из истории математики самостоятельно. Так, с большим интересом шестиклассники делают сообщения про «Алгоритм Эвклида», пропорциональные зависимости, число пи, возникновение знаков «+», « - « при изучении положительных и отрицательных чисел и т.д. В своих сообщениях школьники знакомят своих одноклассников с различными учеными математиками и их открытиями. Большой интерес у обучающихся вызывают старинные задачи. Особое внимание уделяем эпиграфам к уроку. Это может быть шуточное стихотворение или высказывание ученых, философов, а также народные мудрости, пословицы и поговорки. Второе направление на пути формирования познавательной компетентности – создание на уроках проблемных ситуаций, оказывающих влияние ещё и на моделирование умственных процессов. Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик,
анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. При ознакомлении учащихся с новыми математическими понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Учитель побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация. В учебной работе наряду с проблемными ситуациями целесообразно применить и проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками. Подать ошибку можно по-разному, но наиболее продуктивный способ – «софистический» или «парадоксальный». Так как для лучшего запоминания ошибку нужно не только осознать, но и «пережить», т.е. сопроводить положительной эмоцией. Третье направление на пути формирования познавательной компетентности – применение элементов занимательности на уроках математики. Занимательная задача – это настоящая математическая задача, только с неожиданным или, как сейчас принять говорить, нестандартным решением. Такие задачи очень полезны для развития гибкости ума, выработки навыков нешаблонного мышления, повышения интереса к предмету. В таких задачах математика предстаёт перед обучающимися новой гранью. Элементы занимательности оживляют уроки, внедрение их в учебный процесс вызывает активную деятельность школьников, стимулирует их мышление, заставляет более осознанно и глубоко вникать в изучаемый материал. Четвёртое направление на пути формирования познавательной компетентности – применение задач практической направленности. Так, обучающиеся должны хорошо понимать, что изучаемый ими материал имеет широкое практическое применение. Поэтому очень важно предлагать им «жизненные задачи». Например, найти более выгодную покупку при различных ценах и скидках (задачи на проценты) или начертить план комнаты, участка, используя масштаб. Большой интерес у обучающихся вызывает задание на построение точек на координатной плоскости по заданным координатам, когда в результате они получают известные созвездия. Работая в 5 классе со слабой математической подготовкой, проводим практические работы. Практические работы играют заметную роль в слабых классах, поскольку такие дети хорошо запоминают только то, над чем потрудились их руки. Если ученик что-то рисовал, чертил, закрашивал, вырезал, то это что-то само по себе станет опорой для его памяти. Например: Задача 1. Как с помощью двух пустых бидонов емкостью17 л и 5 л отлить из молочной цистерны ровно13 л молока? Задача 2. Как, пользуясь двумя пустыми ведрами объемом12 л и 7 л, а также водопроводным краном и раковиной, налить ровно1 л воды? Задача 3. Сколько денег принесет домой мама, если ее зарплата 12000 рублей, а налог равен 13 %. Пятое направление на пути формирования познавательной компетентности заключается в проведении нестандартых уроков и мероприятий. Это уроки - сказки, уроки-игры («Счастливый случай», «Математическая ярмарка», «Путешествие в страну дроби», «Математический бой» т. д.). Математические игры – технология, позволяющая, как никакая другая технология, развивать ключевые компетенции школьника 5-9 класса, готовя его, тем самым, к серьезной исследовательской деятельности (работа над проектом) и обучению в профильной школе. Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.
В своей внеурочной деятельности я провожу каждый год неделю математики, где обучающиеся решают и составляют кроссворды и ребусы, соревнуются в решении задач, ответах на викторины, принимают активное участие в таких мероприятиях, как «Путешествие по станциям», «Математическая рыбалка», «Математическое многоборье», «Один против всех» и др. Использую в работе кроссворды в сети Интернет, созданные на сайте puzzlecup, LearningApps/
,
викторины, созданные на сайте jeopardylabs, дидактические карточки, созданные на сайте flashcardmachine
Литература:
1. Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент: Монография. – М.: АПK и ППРО, 2006. 2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». 3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты //Интернет- журнал «Эйдос». – 2002. 4. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Программа общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компетентности школьников. //Образование в современной школе. - №6.-2002. с. 44-57. 5. Пронина С.М. Гарантии и контроль качества как условия формирования культуры учащихся в процессе обучения. // Инновации в образовании. - №7.-2007. с. 71-78. 6. Воронщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования. // Завуч. Управление современной школой. - №6. – 2007. с. 81-97. 7. Витярис Витилиус, Владимирская О.Д. Центр обучения взрослых: новый этап развития. //Организация и управление. 2007. с.21-24. 8. Денищева Л.О., Глазков Ю.А., Краснянская К.А. Проверка компетентности выпускников средней школы при оценке образовательных достижений по математике. // Математика в школе. - №6 -2008. с. 20-30. 9. Солянкина Н.Л. Профессиональная компетентность: понятие и виды. -Красноярск. 2003 В условиях личностно ориентированного образования актуально формирование именно умений самоорганизаций учебной деятельности у школьников как
личностного, субъектного образования, так как они выступают средством продуктивного усвоения элементов содержания образования, обеспечивают развитие ключевой образовательной учебно-познавательной компетенции, влияют на воспитание личностных качеств (инициативности, самостоятельности, организованности) и способствуют становлению рефлексивной деятельности школьников. Каждодневная обязательная рефлексия производит чудодейственное дело. Если на первых рефлексиях учащиеся только фиксируют, сколько сделано за занятие, как работали и что мешало работать лучше, то в дальнейшем пытаются выяснить, почему не получается задание, оценивают не только работу в целом, но каждый работу своего товарища и свою. Ребята обнаруживают те пробелы в знаниях, из-за которых допускаются ошибки. Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа. Участвуя в различных видах коллективной деятельности, налаживая взаимоотношения в детском коллективе, общаясь с членами коллектива, ребенок оказывает влияние на коллектив детей, другими словами, проявляет самостоятельность . А ведь нет крепче знаний чем добытые самим собой.