"Воспитание родителей как педагогическая проблема".

Автор: Жадан Анна Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ "Школа 1492"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Курсовая работа
Тема: "Воспитание родителей как педагогическая проблема".
Дата публикации: 09.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

0
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Московской области

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра воспитательных систем

Итоговая практико-значимая работа

Тема

: «



Воспитание родителей»

как педагогическая проблема

Слушатель курсов

«Управление инновационной деятельностью

образовательного учреждения в системе

воспитания»

Ф.И.О. Жадан Анна Сергеевна

Школа МОУ СОШ №12 « Центр образования»

Города Серпухова

Москва - 2013

1
ВВЕДЕНИЕ
2
ГЛАВА I Теоретические основы проблемы воспитания педагогической

культуры родителей
4 1.1 История проблемы педагогической культуры родителей 4 1.2 Понятие и сущность педагогической культуры родителей 7
ГЛАВА II
.
Экспериментальная система формирования педагогической

культуры родителей
9 2.1. Формирование педагогической культуры родителей как задача современной школы 9 2.2. Формы, методы и технологии формирования педагогической культуры родителей 13 2.3. Выявление уровня педагогической культуры родителей 17 2.4 Повышение уровня педагогической культуры родителей путём взаимодействия школы с семьёй 20 2.5 Сравнительный анализ уровня сформированности педагогической культуры родителей 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
27
ПРИЛОЖЕНИЯ
29
2 ВВЕДЕНИЕ В Законе «Об образовании» записано, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. ( Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2013 [Глава IV] [Статья 44]) Главными воспитателями своих детей являются родители, но воспитывать детей невозможно без определённых знаний по педагогике и психологии. Родители нередко полагаются на свой индивидуальный опыт, не задумываясь над последствиями неверных воспитательных воздействий на ребенка, недооценивают силу педагогических знаний и умений. Актуальность данной проблемы подтверждается также тем, что многие современные пороки общества (алкоголь, наркомания, преступность, психические расстройства и т.д.) являются следствием воспитания детей родителями с низким уровнем психолого-педагогической культуры, который выражается в безответственном отношении к выполнению своих воспитательных функций, сильнейшей мотивационной ограниченностью в решении проблем, связанных с воспитанием и развитием ребенка в семье, безграмотностью в решении проблем семейного воспитания. Характерной особенностью современной ситуации является увеличение количества неполных, конфликтных семей, а общественная занятость родителей вместе с низким уровнем их психолого-педагогической культуры значительно влияют на изменение характера взаимоотношений между детьми и родителями. Это, в свою очередь, выражается в формализации и обеднении контактов родителей с ребенком, исчезновении совместных форм деятельности, возрастающем дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу, что зачастую провоцирует ребенка к формированию неадекватной самооценки, проявлению неуверенности в своих силах, развитию отрицательных форм самоутверждения в обществе, а
3 также в крайних случаях выражается в задержках психического и речевого развития, проявлению девиантного поведения. Именно поэтому формирование педагогической культуры родителей должно выступать одной из важнейших задач современного общества, частью государственной социальной политики. Вместе с тем, как показывает проведенное исследование, в настоящее время отсутствует система работы с родителями по формированию их педагогической культуры. Нет четкого представления о феноменологии педагогической культуры родителей, формах и методах ее формирования в новых социально-экономических условиях. Целью данной работы является раскрытие форм и методов работы педагога с родителями в школе, необходимых для воспитания педагогической культуры родителей. Объект: воспитание педагогической культуры родителей. В качестве предмета данного исследования выступает система форм и методов воспитания педагогической культуры родителей. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в школе, какой бы высокой ни была квалификация работников данных учреждений, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Крайне важно, чтобы основной составной частью работы в школе была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Поэтому задачи данной работы: 1. Изучить специальную литературу по проблеме воспитания педагогической культуры родителей. 2. Выделить формы работы педагога с родителями и методы активизации родителей с целью возникновения интереса к обсуждаемому материалу
4 и желания активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала. 3. Разработать систему форм и методов воспитания педагогической культуры родителей в СОШ.
Глава I. Теоретические основы проблемы воспитания педагогической

культуры родителей.

1.1

История проблемы педагогической культуры родителей.
Проблема педагогического просвещения родителей всегда была предметом внимания любого цивилизованного общества. Ею занимались выдающиеся педагоги прошлого: А.Дистервег, Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский и др. Она стала объектом научной разработки и практической организации деятелей образования: П.П.Блонского, Ф.П.Каптерева, Н.К.Крупской, П.Ф.Лесгафта, А.В.Луначарского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого. Ещё до революции ряд таких известных педагогов, как К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт и другие, считали, что воспитание ребёнка должно осуществляться до семи лет в семье. К. Д. Ушинский говорил о том, что родители должны иметь педагогические знания, для чего следует изучать педагогическую литературу. П. Ф. Лесгафт считал неотложной задачей развитие женского образования в России, ибо естественной и незаменимой воспитательницей детей дошкольного возраста является именно образованная мать. Оценивая воспитательные возможности школы, А. С. Макаренко подчёркивал, что «организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей». ( Макаренко А.С. 'О воспитании' - Москва: Издательство политической литературы, 1990 - с.416) За необходимость оказания родителям педагогической помощи выступали и такие педагоги, как Е. А. Аркин, Л. И. Красногорская, Д. В. Менджерицкая, Е. И. Радина, А. В. Суровцева, Е. А. Флерина и др.
5 Н. В. Шелгунов в своих «Письмах о воспитании» призывал: «Изучайте человека, изучайте общество, думайте в гражданском направлении, и вы воспитаете в своих детях таких людей, в которых нуждается жизнь» С конца 20-х годов XX века начинает складываться система родительского просвещения, целью которого было разъяснение задач новой школы. Особенностью педагогической пропаганды являлось то, что она касалась самых общих вопросов, а консультации педагогов сводились к «выдаче рецептов» по преодолению конкретных отклонений в поведении ребенка. В 30-е годы XX века происходит усиление воспитательного потенциала семьи. Возникает и развивается тенденция воспитательного сотрудничества школы и семьи в сфере воспитания ребенка. Основными формами взаимодействия школы и семьи в этот период становятся традиционные конкурсы на лучшее воспитание детей в семье, вызовы родителей в школу, организация общественных «постов охраны детства». Вместе с тем, изменились формы педагогического просвещения: возникали лектории, кружки, родительские университеты, в школах проводились семинары и «открытые дни» для родителей. Однако педагогическое просвещение не связывалось с возрастом детей, отсутствовала связь между темами занятий и формой их проведения. В 40-е годы XX века были сформулированы основные положения концепции взаимодействия воспитательных сил. Взаимодействие школы и семьи в этот период выражалось, как и раньше, в участии родительской общественности в укреплении материальной базы школы, организации влияния школы на родителей через детей. В то же время школа начала привлекать родителей к воспитательному процессу: непосредственному руководству кружковой работой, оказанию помощи в деятельности школьных детских объединений. Основными формами родительского просвещения оставались лектории и родительские университеты.
6 В 70-е годы под руководством Т. А. Марковой - заместителя директора по научной работе НИИ дошкольного воспитания АПН СССР - организуется лаборатория семейного воспитания. Выявлялись типичные трудности, испытываемые родителями, наиболее существенные факторы, влияющие на формирование нравственных качеств у ребенка в семье (Д. Д. Бакиева, С. М. Гарбей, Д. О. Дзинтере, Л. В. Загик, М. И. Иззатова, В. М. Иванова, Н. А. Стародубова). Таким образом, авторами-специалистами были сделаны попытки определить содержание педагогических знаний и умений, необходимых родителям для успешного решения ряда задач нравственного воспитания. В последние годы проблеме психолого-педагогического просвещения родителей, формированию у них различных сторон педагогической культуры большое внимание уделялось в работах современных отечественных ученых: И.Д.Багаевой, Ю.В. Баскиной, И.Г.Безуглова, Е.В.Бондаревской, А.Я.Варга, М.Я.Виленского, И.В.Гребенникова, Т.В.Иванова, И.Ф.Исаева, С.В.Ковалева, А.К.Колосова, В.В.Краевского, А.И.Мищенко, А.В.Мудрика, Е.Г.Силяевой, В.А.Ситарова, В.А.Сластенина, В.Э.Тамарина, В.Я.Титаренко, А.Г.Харчева, Е.Н.Шиянова, Н.Е.Щурковой, Д.С.Яковлевой и др. Изучению проблемы формирования, повышения и совершенствования психолого-педагогической культуры родителей средствами образовательных учреждений посвящены работы Р.А. Анисимовой, Н.Н. Булановой, И.В. Гребенникова, И.В. Дубровиной, И.Д. Ладанова, Р.В. Овчаровой и др., социальной сферой - Л.С. Алексеевой, Ю.Е. Алешиной, С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, А.Д. Кошелевой и других исследователей. Вместе с тем, в настоящее время отсутствует общепринятая концепция содержания и структуры педагогической культуры родителей, не раскрыты ее содержание, критерии и уровни проявления. Исследования по формированию педагогической культуры родителей в настоящее время достаточно малочисленны, фрагментарны и не отражают системного видения данной проблемы в современных условиях. При этом отечественные исследователи
7 отмечают низкий уровень педагогической культуры родителей, который приходит в противоречие с возрастанием роли семьи в процессе социализации и развития подрастающего поколения.
1.2 Понятие и сущность педагогической культуры родителей
Что же представляет педагогическая культура в современном её значении? Педагогическая культура – это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье. Педагогическая культура родителей служит основой воспитательной деятельности родителей. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей. Педагогическая культура включает несколько компонентов: понимание и осознание ответственности за воспитание детей; знания о развитии, воспитании, обучении детей; практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществления воспитательной деятельности; продуктивная связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа). Под «воспитанием родителей» подразумевают систематическую программу обучения, предназначенную для усвоения информации, аттитюдов и умений, способствующих успешному выполнению роли родителей. ( Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редколлегия: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. С.528). В большинстве случаев эти программы проводятся с группами родителей и обычно состоят из еженедельных встреч продолжительностью в несколько часов, происходящих в течение 4-12 недель. Миллер и Свонсон проследили постепенную трансформацию аттитюдов к выполнению родительской роли, начиная с представления XVIII веке об "абсолютном подчинении воли ребенка" до послевоенной эпохи XX века, когда детям стало
8 предоставляться больше свободы. Однако это сопровождалось ростом осознания того, что такая свобода должна подвергаться ограничениям, чтобы ребенок учился принимать во внимание потребности др. Дрейкурс объяснял эти тенденции резким изменением аттитюдов, касающихся человеческих отношений, - от авторитарных к демократическим. В демократической системе все люди, в том числе и дети, рассматриваются как обладающие потребностью в признании их чувства собственного достоинства и уважении со стороны других. Поэтому битье и другие формы унижающих достоинство наказаний все больше утрачивают свою роль в качестве эффективных методов воспитания ребенка. Семья как направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. Семья – социальный микромир, отражающий в себе всю совокупность общественных отношений: к труду, событиям внутренней и международной жизни, культуре, друг к другу, порядку в доме, семейному бюджету и хозяйству, книге, соседям, друзьям, природе и животным. Семья – первичный коллектив, который даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях. Педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях. Обучение родителей – это деятельность общественных структур и институтов с целью формирования у родителей знаний, умений по воспитанию своих детей в семье; шире сказать, по формированию педагогической культуры населения. Содержание педагогической культуры имеет следующие аспекты: знания по психологии, физиологии детей, медицине, праву; знания и умения педагогические, приемы общения, программы и методики воспитания; ценностно-нравственное сознание родителей, их понимание своей роли,
9 ответственности в воспитании, их педагогические убеждения. Отсутствие у родителей знаний приводит к тому, что воспитание в семье осуществляется вслепую, что рано или поздно обязательно сказывается и на развитии ребёнка, и на уровне его воспитанности. Необходимо заметить, что формирование педагогической культуры родителей начинается с детства. Это происходит за счёт усвоения детьми уроков, даваемых взрослыми, подражания им; воздействия учителей и воспитателей, усвоения используемых ими педагогических приёмов, манеры общения; общения с другими детьми. Продолжается формирование этого качества в собственной деятельности родителей по воспитанию детей, а также в процессе их самообразования и самовоспитания. Доказано, что отношение взрослого человека к людям вообще и детям в частности во многом определяется тем, насколько ласковой, «тёплой» была его мать, сколько любви сам он получил в раннем детстве. Ребёнок, наблюдая за родителями, очень рано подсознательно усваивает и многие приёмы педагогического воздействия, а, став взрослым, использует их в воспитании собственных детей. Исследования показывают, что большая часть семей осуществляет воспитание на низком уровне: детей воспитывают стихийно, неосознанно, безответственно, следуют моделям поведения своих родителей, перекладывают воспитание на детский сад, школу, не знают, что и как надо делать для воспитания детей в семье.
Глава II
.
Экспериментальная система формирования педагогической

культуры родителей.

2.1. Формирование педагогической культуры родителей как задача

современной школы.
Педагогическая культура родителей - это такое личностное образование, которое выражается в ценностно-целевой направленности
10 родителей на полноценное воспитание и развитие ребенка, в способности к саморегуляции и контролю своего поведения, в творческом владении психолого-педагогическими знаниями, технологиями, гуманистическим стилем взаимодействия с ребенком, формируя и развивая родительскую культуру. При этом важны, верно, и корректно выбранные методы и способы преподнесения этой информации, как для молодых родителей, так и для будущих родителей. Необходима подготовка высококвалифицированных специалистов, прекрасно разбирающихся в психологии, физиологии и медицине, умеющих грамотно преподнести эти знания, думающих, творчески мыслящих. Программы сексуально-полового просвещения молодежи должны быть максимально адаптированы к российскому менталитету. Одновременно с этим, давно зарекомендовала себя работа с родителями при медико-психолого-педагогических комиссиях в районных и городских управлениях образованием. Эти комиссии создаются для решения проблем, возникающих у детей с серьезными отклонениями в развитии. Комплексное обследование ребенка в этих консультациях является составной частью психолого-педагогической помощи родителям, где в условиях консультирования даются рекомендации в выборе школы, в дифференцированном обучении и развитии таких детей и т.д. Но в данном случае помощь родителям имеет больше медицинскую направленность, т.к. устанавливается именно медицинский диагноз, хотя и с определением психологической структуры дефекта. Формирование, развитие и совершенствование психолого- педагогической культуры родителей невозможно решить силами только становящейся системы социального обслуживания населения. В этом смысле работа с родителями в школе, дошкольных учреждениях, а также в альтернативных формах обучения - лицеях, гимназиях - является одной из наиболее доступных и практически реализуемых форм формирования родительской компетентности.
11 Выше было замечено, что до конца 80-х годов школа, как наиважнейший социальный институт, оказывала определенное влияние на развитие психолого-педагогической культуры родителей, выступая фактически основным транслятором психолого-педагогических знаний. Сейчас отечественные школы, система образования в целом претерпевают огромные трудности в связи с недостаточным финансированием, девальвацией прежних ценностей. Кроме того, в настоящее время нет обязательного указания государственных органов о необходимости проведения педагогического всеобуча для родителей. Очевидно, по всем этим причинам, ушедшие формы педагогического просвещения в современной школе с трудом находят свое отражение в иных, более совершенных способах работы с родителями. Конечно, есть директора учебных учреждений, которые, несмотря на имеющиеся проблемы, придают огромное значение работе с родителями, которые понимают, что воспитание и формирование настоящего гражданина нашего общества невозможно осуществить в одиночку, без содействия с родителями, без формирования чувства ответственности, мотивированности родителей на полноценное воспитание своего ребенка, развития психолого-педагогической культуры родителей в целом. Вместе с тем, проблема повышения психолого-педагогической культуры родителей в условиях современной школы, детского сада вполне разрешима. Одним из направлений такой работы может служить так называемая «дидактическая подготовка родителей», предполагающая обучение родителей будущих первоклассников, совместную подготовку к школе как детей, так и родителей, а также занятия-консультации по наиболее сложным темам, особо требующим родительской подстраховки. Другим направлением может служить оптимизация утративших свою силу различных форм просвещения родителей: лекций, бесед (коллективных, групповых, индивидуальных), посвященных обсуждению разнообразных острых вопросов воспитания и развития детей разного возраста. Необходимо
12 усовершенствовать способы передачи содержания, приемы ужения материала, понятного и доступного для родителей. В настоящее время успешность такой работы во многом определяется желанием, заинтересованностью педагогического коллектива школы в развитии и формировании родительской культуры, а также зависит от комплексного, системного подхода к организации работы с родителями. Однако анализ реальной ситуации, складывающийся в системе образования, показывает, что индивидуальная и групповая работа с родителями по повышению их родительской компетентности силами педагогов ведется слабо, бессистемно, часто эпизодически. В большинстве случаев педагоги недостаточно знакомы с теоретическими и методическими основами работы с родителями, что свидетельствует о низкой профессиональной пригодности, неподготовленности педагогов к такого рода работе с семьей. Часто предметом общения педагогов и родителей в ходе беседы или родительского собрания является преимущественно неуспеваемость и недисциплинированность детей. В результате такого одностороннего и однообразного общения родители начинают усматривать в требованиях учителя предвзятое отношение к ребенку, а потому стараются избегать контактов, которые становятся источником только отрицательных эмоций. Постепенно желание общаться, изменять что-то в себе, в своем отношении к ребенку постепенно исчезает, выливаясь только в неприятие и отказ посещать учебное заведение. В этом случае необходимо учить педагогов строить отношения с родителями, ориентируя на взаимное доверие, проявление чувства заинтересованности учителя в помощи семье. Кроме того, регулярное, не формальное проведение групповых и индивидуальных бесед с родителями, позволит учителю сформировать у родителей положительный настрой на решение проблем воспитания, развития и обучения ребенка, правильно определить причины и источники неблагополучия в семье, выбрать наиболее адекватные пути их решения.
13
2.2. Формы, методы и технологии формирования педагогической

культуры родителей.
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Завуч по воспитательной работе координирует воспитательные возможности отдельных процессов, в том числе влияние родителей на основе предъявления единых требований к учащимся, учета их индивидуальных особенностей. Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности. Содержание работы школы с родителями состоит в следующем: 1. повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы); 2. вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы); 3. участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты). Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.
Формы работы с родителями
Традиционные Нетрадиционные - Родительские собрания - Родительские тренинги
14 -Обще-классные и общешкольные конференции - Дискуссии - Психологические разминки - Индивидуальные консультации педагога - Посещения на дому - Круглые столы - Устные журналы - Практикумы - Родительские вечера - Родительские чтения - Родительские ринги Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.
Формы психолого-педагогического просвещения:

- Университет педагогических знаний
(такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).
- Лекция
(форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).
- Конференция
(предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).
- Родительские конференции
(общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными
15 членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций. Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
- Практикум
(форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
- Открытые уроки
(цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
- Индивидуальные тематические консультации
(обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах). Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить
16 индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: – особенности здоровья ребенка; – его увлечения, интересы; – предпочтения в общении в семье; – поведенческие реакции; – особенности характера; – мотивации учения; – моральные ценности семьи.
- Посещение семьи
(индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).
- Родительское собрание
(форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания). Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Достаточно полную характеристику семьи на основе данной программы учитель может получить, используя различные методы изучения:
17 – ознакомление со школьной документацией ребенка (личные дела, классные журналы, медицинские карты); – наблюдение за школьником в процессе общения с ним, беседа с учителями, работающими в данном классе; – посещение семьи, беседа с родителями и другими членами семьи; – изучение родителей в процессе занятий в педагогическом лектории; – анкетирование детей и родителей; – анализ сочинений на тему: «Моя семья», «Как я провел выходной день», «Любимые увлечения нашей семьи», «Мои родители», «Брать пример с кого» и т. д.; – анализ характеристик детей (свободного изложения,стандартизированных), написанных по просьбе учителя их родителями. Далее на основе полученных данных рекомендуется на семью каждого воспитанника заполнить примерную «Карточку семьи».
2.3 Выявление уровня педагогической культуры родителей
С целью выявления особенностей и уровня педагогической культуры семей воспитанников можно использовать следующие методы: анкетирование родителей и педагогов, индивидуальные беседы с родителями, тестирование родителей, посещение семьи ребёнка, наблюдение воспитателем за взаимоотношением родителей и детей во время приёма и ухода детей, наблюдение за ребёнком во время сюжетно-ролевой игры «Семья». Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями.
18 Целью данного этапа исследования является выявление особенностей и уровня педагогической культуры семей учащихся 6 «А» класса МОУ СОШ № 12 «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ» города Серпухова. С этой целью решались следующие задачи: 1. Определение типа семьи, образовательного уровня, социального положения и составление социально-демографического паспорта семьи. 2. Выявление основных семейных ценностей. 3. Выявление уровня педагогической культуры родителей. Диагностика проводилась на базе МОУ СОШ № 12 « ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ» города Серпухова с 25 родителями 30 октября 2013 года. С целью корректировки педагогического воздействия необходимо составление социально-демографического паспорта семьи. (Приложение 4 с.42) В результате изучения семей по социальному, образовательному признакам получены следующие результаты: 15% семей являются не полными, в них дети живут без отцов. Большую группу родителей составляют рабочие – 43,5%. 14% родителей являются работниками коммерческих организаций, 10% - военнослужащие. Работники бюджетных организаций (врачи, учителя и т.д.) составляют 19%. Большая группа родителей, в основном матерей, не работают – 25% . Образовательный уровень родителей: среднее —16,5%, среднее техническое – 45,5%, среднее педагогическое — 10%, неполное высшее —5% ; высшее — 40% . Полученные данные важны для создания адекватной картины семейного воспитания и для проведения дифференцированного общения с родителями. Под ценностями мы подразумеваем то, что в данной семье считают самым важным, то, какой смысл вкладывают в понятие воспитания, то, на что направлены основные усилия. С целью анализа семейных ценностей
19 родителям было предложено поработать с опросным листом, в котором нужно выбрать три самых главных качества воспитания. В результате анализа семейных ценностей выяснилось, что самой первой ценностью 50 % обследуемых считают - здоровье, 23% - материальный достаток, 17% выделили самым важным - ум, 12% - послушание, 10% выбрали умение находить выход в любой ситуации, 3% - самостоятельность. Примечательно, что ни кем из опрошенных не были выбраны такие качества как ответственность, умение подчиняться, верность, доброта, образованность. С целью выявления уровня педагогической культуры родителям была предложена анкета, составленная И.О. Пастуховой. Обследовалось 25 родителей. 17% опрошенных получают педагогические знания из средств массовой информации, 32% читают педагогическую литературу, 50% семей получают педагогические знания из жизненного опыта: как воспитывали их, как воспитывают других. Родители сталкиваются со следующими трудностями в воспитании: с непослушанием ребенка – 50% семей , не поддерживают другие члены семьи – 25%, испытывают недостаток педагогических знаний 28% семей, ребенок неусидчив, невнимателен – 19%. Следует отметить, что никто из родителей не ответил, что трудностей в воспитании нет. Для воспитания ребенка 15% обследуемых используют метод порицания, 52% семей – наказания, поощрение используют 25%, а запрещение – 10% семей. В качестве поощрения родители чаще используют словесную похвалу 43% семей, подарки 53% семей, ласки 45% семей. Наиболее действенными видами наказания родители считают: физическое наказание 45% семей, словесную угрозу 35% семей, лишение развлечения 30% семьи, проявление родителями обиды 10% семьи.
20 Для улучшения воспитания ребенка в семье 25% опрошенных считают необходимость регулярных встреч со специалистами в СОШ, 29% освобождение женщины от работы и 25% увеличение тиража педагогических журналов, 45% введение консультационных пунктов для родителей. 15% родителей не считают нужным улучшать воспитание в семье. Полученные данные позволяют сделать вывод: в обследуемом классе 8 человек со средним уровнем педагогической культуры – 42%, 12 человек – с низким уровнем – 50%, высокий уровень 5 человек - 7% . Уровень психолого-педагогической просвещенности родителей низкий. Родители не испытывают потребности в получении психолого-педагогических знаний. Вследствие этого воспитанию детей не уделяется достаточного внимания, воспитание ребенка не является жизненно важной проблемой. Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с учителями.
2.4 Повышение уровня педагогической культуры родителей путём

взаимодействия школы с семьёй
Результаты анкетирования показали, что необходимо расширять и углублять знания и умения родителей в области воспитания ребёнка. С чего же начать? Для начала необходимо наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными. Педагогам следует пересмотреть основы взаимоотношений с родителями. Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость. Для информационного контакта — готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках. А высшей целью и основным содержанием работы воспитателя должен быть — ребёнок, а не потребности школы и не образовательная программа. Педагогу, желающему наладить конструктивные отношения с родителями необходимо следовать принципам: 1. Использование навыков положительного общения . Во время общения с родителями надо больше спрашивать и слушать, чем указывать
21 или давать им советы. Следует часто сообщать родителям и в устной, и в письменной форме о прогрессе, достижениях в развитии их ребенка, использовать индивидуальные формы направления информации семьям и получения сведений от них. Прежде чем сообщать родителям цели и задачи образовательной программы, нужно узнать, чего хотят они, а также своевременно и положительно реагировать на предложения, идеи и просьбы родителей. 2. Предоставление членам семей возможности делать выбор и принимать решения. Педагог помогает членам семей обобщить то, что они хотят для своих детей и для себя. При планировании и предоставлении услуг следует относиться к родителям как к настоящим экспертам по вопросам, связанным с их детьми. Педагог предоставляет родителям право выбора в вопросе о том, когда, где и каким образом они будут участвовать в образовании своего ребенка. 3. Определение и использование положительных черт, сильных сторон ребенка и семьи. Следует сообщать родителям о сильных сторонах, достижениях и положительных чертах характера ребенка в ходе бесед, телефонных разговоров, посредством записок и т. д. Педагог получает от родителей информацию о долгосрочных целях, надеждах и чаяниях в отношении будущего их ребенка и семьи; признает уникальный вклад родителей в прогресс их ребенка и выражает им благодарность. 4. Уважение разнообразия и уникальности семей. Необходимо принимать и уважать мнения и чувства родителей, даже если они не совпадают с нашими собственными и стараться выработать у себя понимание культурных ценностей семей, с которыми работаем. 5. Создание дружелюбного партнерства между школой и семьей. Педагог предоставляет всем членам семьи возможность для активного участия в школьной деятельности, делает все, чтобы родители при этом чувствовали себя комфортно. Следует давать родителям возможность
22 участвовать в принятии решений, касающихся проведения мероприятий в классе. С целью возникновения интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала в процессе той или иной формы нами использовались методы активизации родителей (Приложение 2 с. 35). Более того, в нашей школе работа с родителями строится согласно целевой программе «Семья», разработанной ответственной группой учителей, с помощью интернет – ресурсов и утвержденной на педагогической совете. (Приложение 3 с.36)
2.5 Сравнительный анализ уровня сформированности педагогической

культуры родителей
Целью данного этапа эксперимента является подведение итогов проделанной практической работы по воспитанию педагогической культуры родителей. Проведя работу в этом направлении, я заметила, что произошли качественные изменения во взаимодействии семьи и педагогов. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения. В процессе работы повысился их интерес к проблемам детей. Изучение результатов взаимодействия школы и семьи в начале исследования и в конце проводилось с помощью методики, разработанной И.О. Пастуховой. В ходе исследования взаимоотношений школы и семьи было проведено анкетирование родителей, изучены детско-родительские отношения, эмоциональное самочувствие ребенка в семье, деловая игра (Приложение 1 с.30) проведено тестирование по Е. Антонину и Е. Бине, направленное на выявление уверенности – неуверенности ребенка в родительской любви.
23 Непринужденная форма общения, обсуждение актуальных проблем воспитания, учет пожелания родителей, использование методов их активизации способствовали формированию активной родительской позиции. Анализ проведенной работы показал: 1. у родителей появился интерес к работе школы, воспитанию детей; 2. увеличилось количество обращений за индивидуальной консультацией к специалистам, с вопросами к педагогам; 3. возрос интерес к мероприятиям, проводимых школой, классом, а также количественный состав их участников. Анкетный опрос родителей в конце работы показал: удовлетворенность работой школы в данном направлении составила 58%, необходимость продолжения работы в данном направлении – 95 %. Все это является подтверждением того, что залог успешной работы с детьми лежит в сотрудничестве педагога и родителей, а также самих детей. Мой опыт работы помог выработать ряд рекомендаций по взаимодействию педагогов с семьей: 1. установите доверительный такт, верный тон разговора; 2. найдите индивидуальный подход к каждой семье с учетом структуры семьи, опыта родителей, условий воспитания; 3. поддерживайте уверенность родителей в собственных педагогических силах; 4. объединяйте и сплачивайте родителей для помощи в решении различных вопросов организации жизни детей , создавайте атмосферу сопричастности и общности интересов. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье.
24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ В психолого-педагогических исследованиях, посвященных изучению роли семейного воспитания в общем психическом и личностном развитии ребенка, показано значительное влияние семейного воспитания на формирование, в первую очередь, особенностей эмоциональной сферы детей и аффективных проявлений в социальном поведении. Эмоциональное отношение родителей к ребенку, особенности контроля, способы предъявления нравственных норм в общении с ребенком, организация совместной деятельности с ним, оценивание поступков ребенка, стиль воспитания в целом выступают факторами, определяющими психологические механизмы такого влияния. Педагогическая культура родителей, ее развитие и совершенствование, отражающееся в эффективном и гармоничном развитии ребенка, всецело зависит от самих родителей, от направленности их желаний, стилей и способов взаимодействия с ребенком. Употребляя термин «психолого-педагогическая культура родителей», мы акцентируем внимание на его психологической основе. Выступая одновременно относительно самостоятельными науками, педагогическая и психологическая науки тесно взаимосвязаны между собой, взаимодополняют друг друга в понимании человеческой природы. Поэтому педагогическая культура родителей в своем фундаменте, в своем базовом основании, содержит целый спектр психологических элементов. Некоторые зарубежные исследователи напрямую связывают заинтересованность родителей в сотрудничестве со школой с их реальным участием в обучении своих детей, в реализации своей «учительской» функции. Но много ли у нас примеров помощи родителям как учителям своих
25 детей? К сожалению, пока нет. Но с развитием альтернативных форм образования (экстернат, домашнее обучение) все больше родителей не против освоить эту роль и «разгрузить» учителя-предметника. Например, наличие у «продвинутых» родителей компьютера с выходом в Интернет позволит им оказывать существенную информационно-методическую поддержку учителям, расширяя поле образовательной базы для своих детей. Обучение родителей целесообразно начинать с того момента, когда, поступая в первый класс, ребенок переходит определенный социальный рубеж и взрослые полны решимости дать ему достойное образование: у них появляется много вопросов по поводу выполнения домашних заданий, и они очень доброжелательно относятся к школе. Каждая форма общения педагога с родителями имеет определённые цели и задачи. Систематическое применение в работе с родителями разнообразных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей. Проведённое исследование доказало, что использование разнообразных форм работы педагога с родителями в школе с применением методов активизации родителей будет способствовать повышению уровня педагогической культуры родителей.
26 ЛИТЕРАТУРА 1. Бондаревская Е.В. Введение в педагогическую культуру. Уч.пособие. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995. 2. Бондарь Ф.Т. Система работы школы с родителями. Вологда, 1978. 3. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». – М.: Новая школа, 1995. 4. Бородушкина Л.С. Изучение отношения младших школьников к родителям Педагогический опыт как источник психолого- педагогических знаний о коллективе и личности школьника. М.: Педагогика, 1986. 5. Винникотт Д.В. Разговор с родителями: Пер. с англ. М., 1994. 6. Беликова Т.В. Учитель и семья. М.-Просвещение, 1980. 7. Кокоева А. Т Проблемы педагогического воспитания родителей. Диссертация на тему. Владикавказ 2003 г 8. Хоменко И.А. Педагогическое просвещение родителей младших подростков в современной общеобразовательной школе. Дисс.канд.пед.наук. СПб.: РГПУ 1997. 9. Яковличева А.Ф. Взаимоотношение, взаимопонимание и взаимодействие в структуре общения учителя и учащихся. Ростов-на- Дону, 1980. 10.Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редколлегия: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. -528 11.Рубченко А. К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии// Вопросы психологии. – 2005. - №4.-с.98- 114. 12.Семейное воспитание: Краткий словарь/Сост.: И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. – М.: Политиздат, 1990. – 319с. 13.Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире: книга для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
27 14.Щербакова С.Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей. Дисс.канд.пед.наук. М.: Mill У, 1998. 15.Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М.: Педфакультет, 1978. №6. 16.Бойко В.В. Общение и взаимодействие в процессе воспитания.//Советская педагогика. 1988, №2. 17.Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах.//Вербум-М. М., 2001. 18.Капрвлова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. М., 1980. 19.Петряевская Л.Г. Образование родителей. // М., Владос, Гуманитарный издательский центр, 1999. 20.Селиванова Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве.//Педагогика. 2000. №6. 21.Солавейчик С. Педагогика для всех. М., 1987. 22.Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч)// Издательство «Учитель», Волглград, 2004. 23. Макаренко А.С. 'О воспитании' - Москва: Издательство политической литературы, 1990 - с.416
28 ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сценарий деловой игры «На тропе сотрудничества»
Цель: оптимизация взаимодействия взаимоотношений между педагогами и родителями. Задачи: сплочение родителей и педагогов, развитие сотрудничества; осознание общих задач, стоящих перед школой и семьей; развитие умений поставить себя на место другого человека; реализация творческих способностей. Категория участников: родители и педагоги. Количество участников: 25 – 30 человек. Время проведения: 2 – 2,5 часа. Материалы: две коробки из-под обуви, маркеры, восковые мелки, бумага формата А 3 и А 4.
Ход игры:
Знакомство: Участники располагаются по кругу, взявшись за руки. Каждый участник по очереди называет своё имя и рассказывает о себе. При проведении упражнения необходимо соблюдать правила: не разнимать руки. После знакомства педагогов и родителей нужно разделить на 2 группы (в каждой должно оказаться представители разных стран). Группы размещаются за столами. Упражнение «Коробка» (правую – в одну, левую - в другую).
29 Приглашают 3 участника (по желанию). Один ставит ноги в коробки, участники сбоку ставят ногу в коробку к игроку в центре. В таком положении им предлагают пересечь комнату. По окончанию проводят обсуждение: - Удобно ли было двигаться? - Кому из участников наиболее сложно перемещаться? - В каком случае игроку в центре двигаться легче, увереннее – когда участники сбоку, помогают ему и двигаются в одном направлении или когда каждый участник двигается в своём направлении. Ведущий: В положении человека, стоящего в центре, находится ребёнок. С одной стороны располагается ребёнок со своими методами, а с другой – семья, родители со своими средствами воспитания, взглядами, ожиданиями. Ребёнку необходимо соответствовать ожиданиям школы и семьи, выполнять требования и родителей и педагогов. Успешность воспитания и обучения ребёнка зависит от взаимопонимания, сотрудничества родителей и педагогов. Мы разделились на 2 группы. По сценарию нашей игры каждая группа является отдельным царствам. Сегодня образовались такие царства - государства: 1. Царство Родителей, 2. Царство Педагогов. Каждое государство имеет свою символику, следовательно, жителем царств нужно создать свой герб.
30 Упражнение «Царский Герб» На листах А3 участник каждой группы изображает свою символику. Представление каждой группы. Упражнение «Наши чувства» Ведущий: Царство Родителей граничит с Царством Педагогов. Жители царств часть ездят друг к другу по экономическим и политическим делам, на экскурсии. Поездки иногда бывают интересными, удачными, иногда не очень приятными. Одно дело, когда находишься дома, на родной территории, а другое – когда приезжаешь в чужое государство со своими взглядами, правилами, законами, менталитетом жителей. В разных ситуациях мы испытываем разные чувства. Каждая группа игроков делит лист бумаги на две части. На одной половине листа изображают (в виде образов, предметов, используя определенные цвета) чувства, которые они испытывают, находясь на территории родного царства, на другой половине – чувства, испытываемые при посещении чужого. Обсуждение. Акцентировать внимание участников на том, что чувства у людей из разных государств во многом похожи. На территории родной страны мы испытываем чувство безопасности, спокойствия, на чужой – тревогу, страх быть непонятым и др. Упражнение «Ожидания» Ведущий: Жители Царства Родители каждый день отправляют своих детей в Царство педагогов. Жители Царств постоянно общаются между собой по поводу обучения и воспитания маленьких жителей Царства Родители.
31 Жители каждого Царства-государства имеют свои ожидания. Чего же ожидают родители от педагогов? Игроки каждой группы записывают свои ожидания. Обсуждение. Упражнение «Объединение государств» Ведущий: Много лет существуют царства бок о бок, иногда конфликтуют, иногда мирятся, то оправдывают ожидания друг друга, то предъявляют претензии. Время течёт, всё меняется в мире, всё развивается, всё совершенствуется. Выживать поодиночке становится всё труднее и труднее. Некоторые жители предложили создать союз независимых царств- государств, чтобы совместно решать общие вопросы, проблемы. Однако некоторые граждане были категорически против такого союза. Для решения вопроса создания союзничества государства проведён референдум в обоих царствах. Каждому жителю предоставлялось право высказаться «за» или «против» объединения. Каждый игрок получает лист бумаги («бюллетень»), на котором необходимо написать «за» или «против». «Бюллетени» бросают в ящик для голосования. После того, как все ученики высказали своё мнение с помощью голосования, проводят социологический опрос. - Какие отрицательные стороны есть в создании союза? - Почему не надо объединяться в союзные государства? - Почему лучше создать союз независимых царств- государств? - Какие выгоды приобретёт союз? Подведение итогов референдума. Ведущий: Большинство жителей двух Царств высказались за создания союза. С этого момента провозглашали, союз независимых Царств-государств.
32 Каждое союзное государство именует свои структуры управления. Теперь нам предстоит выбрать главу новоиспеченного союза и сформировать кабинет министров, состоящих из этих министерств. Министрам необходимо разрабатывать положение о деятельности своего министерства (в документе открыть цели и задачи, правила, требования, т.д.). Положение о деятельности своего министерства может быть оформлено в виде схемы, рисунка, оно может быть в стихотворной форме. Оформляется на листах А3.На раскрытии ролей и разработки документов даётся 20-25 минут. Участникам предлагают либо самим окрестить (назвать) свои министерства, либо ведущий называет следующее - Министерство общения, Министерство обучения, или здоровья или воспитания, обсуждение документов, обсуждение работника в группах. Скульптура «Союз Школы и Семьи» Ведущий: Мы провозгласили создания союза независимых Царств Родителей и Педагогов, выбрали главу, сформировали кабинет министров, утвердили пакет документов. Чтобы наши союзные государства не были формальным (на бумаге), продемонстрировали взаимодоверие, сотрудничество в реальной жизни. Для этого нам необходимо создать совместную скульптуру «Союз Школы и Семьи». Все игроки участвуют в создании скульптуры. Педагогический опыт ценен тем, что он реален, работает на практике. Он является отражением выработанных форм и методов работы школы с учениками и их родителями. Конкретный педагогический опыт всегда можно наблюдать в работе преподавателя, который представлен в разработанных им сценариев мероприятий, направленных на оптимизацию взаимоотношений преподавателей, учеников и их родителей.
33 ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методы активизации родителей
В процессе той или иной формы я использовала в работе методы активизации родителей. Они направлены: 1. на возникновение интереса к обсуждаемому материалу; 2. на желание родителей активно участвовать в обсуждении этого материала. Это, прежде всего: 1. постановка дискуссионных вопросов; 2. предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения; 3. приведение примеров из литературных источников; 4. игровой метод активизации родителей (родителям педагог бросает мяч, и тот, кто его ловит, должен дать ответ на вопрос, например: “Что вас радует в вашем ребенке?”, “Что огорчает?”). Родителям можно дать игрушечный микрофон и пустить по кругу, они будут высказывать свои мысли. 5. анализ педагогических ситуаций помогает связать знания с практикой воспитания детей, повышает интерес к педагогическим знаниям и собственному ребенку. Решение педагогических ситуаций требует от родителей самостоятельного ответа на вопрос: “Как поступить?”.
34 Например, на родительском собрании использую методы в их совокупности: беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др. Применение всех этих методов привело родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребенка.
35 ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Программа «Семья»

ЦЕЛЬ:
Взаимодействие с семьей в целях всестороннего развития и воспитания здоровой личности.
ЗАДАЧИ:
1. Привлечение родителей к делам и проблемам школы. 2. Оказание семье разнообразной специальной помощи. 3. Повышение педагогической культуры родителей. 4. Профилактика негативного семейного воспитания. Направления в работе. Содержание Срок. Ответственные. 1. Школа будущего первоклассника 1. Организационное родительское собрание. 2. Индивидуальные консультации психолога, логопеда. 3. Подготовительные занятия. Август. По необходимости. Один раз в неделю. Зам. директора по нач. классам Администрация Учитель 1го класса.
36 2. Привлечение родителей к делам и проблемам школы. 1. Организация участия в мероприятиях школьных месячников: - Правовой месячник. - Всероссийский день матери. - Новогодние утренники. - За здоровый образ жизни. - Защитники Отечества. - Международный день семьи. 2. Использование возможностей активных, полезных школе родителей. 3. Привлечение к ремонту школы. По плану. Ноябрь. Декабрь. Март. Февраль. Май. В течение год. Март. В течение года Май. Администрация Классные руководители. Классные руководители. Классные руководители. Родительский комитет. Администрация
37 4. Оказание спонсорской поддержки школьных мероприятий. 5. Изучение отношения к уровню деятельности ОУ и предложений по ее улучшению. 3. Оказание различной помощи семье. 1. Родительские дни, субботы по решению проблем школьной жизни. 2. Оказание материальной помощи детям из малообеспеченных семей. 3. Устройство детей из неблагополучных детей в соц. приюты. 4. Организация психологической помощи. 1 раз в две недели. По возможности По необходимости По необходимости В течение года В течение года Классный руководитель. Администрация ГУО. Социальный педагог. Психолог. Зам. директора по В.Р. Социальный педагог.
38 5. Работа кабинета профилактики. 6. Оказание помощи опекаемым учащимся. 4. Повышение педагогической культуры родителей. 1. Классные тематические родительские собрания. 2. Всеобуч родителей (родительские собрания, «круглые столы») с привлечением различных специалистов. 3. Информационно – иллюстративные стенды. 4. Памятки, рекомендации по воспитанию детей. 5. Использование 1 раз в четверть. 1 раз в полугодие. 1 раз в четверть. По возможности. По возможности. Классный руководитель. Администрация Зам. директора по В.Р. Администрация, специалисты других учреждений.
39 видеоматериалов в пед. просвещении родителей. 5. Профилактика негативного семейного воспитания. 1. Индивидуальные встречи, беседы. 2. Рейды в семьи «трудных» учащихся и неблагополучных родителей. 3. Изоляция беспризорных детей и из неблагополучных семей в социальные приюты. 4. Вызов на совет профилактики, КДН. 5. Подготовка и передача материалов на лишение родительских и опекунских прав. В течение года В течение год. По необходимости По необходимости По необходимости Май. Администрация, Кл.руководители ЗДВР, инспектор ОДН Администрация, социальный педагог. Социальный педагог. Администрация, социальный педагог. Социальный педагог.
40 6. Собеседования по организации летнего отдыха. Свою работу с родителями классные руководители стараются строить на методике контактного взаимодействия.
41 ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ СЕМЬИ.
Ф.И.О. ученика: _________________________________ Дата рождения: _______________ Домашний адрес: ____________________________________________ Телефон (домашний, сотовый): _____________________________ Состояние здоровья: _______________________________________ Социальный статус: опекаемый, приемный, сирота, из многодетной семьи, остронуждающийся. (нужное подчеркнуть) Сведения о родителях: Ф.И.О. отца: _____________________________________ Дата рождения: ________________ Образование: ___________________________________________ Место работы: __________________________________________ Должность: _______________________________________ Рабочий или сотовый телефон: ______________________________
42 Социальный статус: ___________________ Ф.И.О. матери: ___________________________________________ Дата рождения: ________________ Образование: ______________________________________ Место работы: ______________________________ Должность: _______________________________________ Рабочий или сотовый телефон: ___________________________ Социальный статус: ____________________ Другие дети в семье (заполняется на каждого ребенка): Ф.И.О.: ____________________________ Дата рождения: ________________________ Место нахождения: ______________________ Ф.И.О.: ____________________________ Дата рождения: ________________________ Место нахождения: _____________________ Жилищно-бытовые условия: Благоустроенная квартира (___ комнаты), частный дом, неблагоустроенная квартира, общежитие, арендуют. (нужное подчеркнуть)
43 Характеристика семьи: Полная, живут с матерью, живут с отцом; благополучная, неблагополучная. (нужное подчеркнуть) Стиль воспитания: Авторитарный, демократический, либеральный. (нужное подчеркнуть) Отношение семьи к учебному заведению: ___________