"В гости к осени"

Автор: Гуртовая Ольга Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Музыкально- эстетический лицей им.А.Г.Шнитке"
Населённый пункт: Саратовская область, город Энгельс
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "В гости к осени"
Дата публикации: 09.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Классный час

Тема:
«В гости к осени» Цели: - обобщить знания о деревьях и их листьях; - развивать наблюдательность, любознательность; - воспитывать любовь к природе; - эстетическое восприятие природных явлений.
Ход проведения

1 Погружение в тему
Падают, падают листья. В нашем саду листопад, Жёлтые, красные листья По ветру вьются, летят… -О каком явлении говорится в стихотворении? ( листопад )
2 Обобщение знаний о деревьях и их листьях
• Учащимся заранее раздаются листья деревьев. После отгадывания загадки выходят те учащиеся, у которых данные листья. Все листья прикрепляются на доску. Составляется букет. Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок- Ничего, что плод мой мелок! ( дуб ) Чей пух по городу летает? Среди июля - снегопад! Прохожие его ругают, А это ветер виноват. ( тополь ) -Какое дерево называют красавицей русского леса?( берёзу ) Как это скучно- Сто лет без движенья В воду глядеть В своё отраженье! Свесила ветки с обрыва Очень плакучая… ( ива ) Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла. Здесь дрозды, скворцы снуют И галдя его клюют. ( рябина ) - У какого дерева листья похожи на звёздочки? ( клён )
3 Игра с движениями
1, 2, 3, 4, 5 ( сжимают и разжимают пальцы ) Будем листья собирать. Листья берёзы ( загибают большой палец ) Листья рябины (… указательный палец ) Листики тополя ( … средний палец ) Листья осины ( …безымянный палец ) Листики дуба ( …мизинец ) Мы соберём. Маме осенний букет принесём.
4 Закрепление знаний об осенних листьях
Игра « Листопад» • На полу лежат листья. Звучит музыка. Учащиеся кружатся под музыку. Как только музыка замолкает, учащиеся должны взять лист и объединиться с той группой, у которой листья с того же дерева. При этом повторяется название дерева. Под счёт 1-2-3-лети, учащиеся бросают листья вверх. Игра повторяется несколько раз.
4 Знакомство с новыми сведениями.
Рассказ учителя « Почему листья желтеют» •Осенью листья начинают желтеть, хотя никто не добавляет в них жёлтой краски .Жёлтая краска находится в них всегда. Только летом жёлтый цвет незаметен. Он забивается более сильным-зелёным. Зелёный цвет листьям придаёт особое вещество - хлорофилл. Он в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется .Но происходит это только на свету. Летом солнце светит долго. Хлорофилл разрушается и тут же восстанавливается. Лист всё время остаётся свежими зелёным. Когда наступает осень, день становится короче. Растения получают меньше света. Хлорофилл разрушается, но не успевает восстанавливаться. Зелёный цвет в листве убывает, и заметным становится жёлтый. Лист желтеет. Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода. Если осень дождливая - окраска листьев от избытка воды и недостатка света будет тусклой, невыразительной .Если дни солнечные, то и краски будут сочными, яркими. А вот с ольхи и сирени листва опадает зелёной, независимо от погоды .В их листьях кроме хлорофилла, других красящих веществ нет.
6 Игра с движениями
Листья осенние тихо кружатся ( дети кружатся ) Листья нам под ноги тихо ложатся ( садятся ) И под ногами шуршат, шелестят, Будто опять закружиться хотят
( водят руками по полу влево - вправо )
7 Знакомство с новыми сведениями
Рассказ учителя « зачем деревья сбрасывают листву» • Хотя лиственные деревья живут много лет, листья у них « работают» всего один год .И за это время быстро изнашиваются. В зелёном листе вся нижняя поверхность усеяна мелкими отверстиями - устьицами. Через них зелёный лист втягивает углекислый газ, выделяет кислород, испаряет воду. Устьица то открываются, то закрываются, как форточки в домах. Листья устают, слабеют и опадают. Если бы снег выпал до того, как опадут листья, то под этой тяжестью деревья согнулись бы до земли.
8 Игра с движениями
« Листочки» Мы листики осенние, На ветках мы сидим. Дунул ветер - полетели. Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю тихо сели.
9 Знакомство с народными приметами
( учащиеся готовят и учат их заранее ) -Если с дерева лист не чисто спадёт, будет холодная зима. -Если лист хоть и пожелтел, но опадает слабо - морозы наступят не скоро. -Много желудей на дубе в сентябре - к лютой зиме. -Поздний листопад - к суровой и долгой зиме. -Если листопад пойдёт скоро - надо ожидать холодной зимы. -В лесу много рябины - осень будет дождливая, мало ягод - сухая. -Если осенью листья начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя начнут желтеть снизу- поздняя. -К октябрю берёзы оголяются.
10 Игра «Кто больше назовёт слов-действий?
-Что можно сказать о листьях осенью? Что они делают? (желтеют,увядают,опадают,кружатся,засыхают,осыпаются,шелестят,шуршат )
11 Вопрос
Для чего могут пригодиться осенние листья? (составление букета; изготовление аппликации или поделки, гербария; любование их красотой )
13 Домашнее задание
-Придумать ( сочинить) сказку или стихотворение об осеннем листике.

14 Заключение
Осень длинной тонкой кистью Перекрашивает листья. Красный, жёлтый, золотой- Как хорош ты, лист цветной! А ветер щёки толстые Надул, надул, надул. Красный, жёлтый, золотой, Облетел весь лист цветной. Как обидно, как обидно! Листьев нет - Лишь ветки видно.
15 Итог
Нам очень не хочется прощаться с этой славной порой листопада. Хочется подольше любоваться и наслаждаться этой красотой. Поэтому вы написали Осени письма с просьбой не уходить, подольше гостить у нас. Будем надеяться, что Осень нас услышит.