"Психолого – педагогическое взаимодействие с одаренными детьми"

Автор: Усманова Анастасия Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: Презентация
Тема: "Психолого – педагогическое взаимодействие с одаренными детьми"
Дата публикации: 09.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С

ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.

Подготовила: студентка

Адыгейского государственного

университета группы 3Б

Усманова А.А.

Проверила: Краснова Л.В.
2016 год.


ВВЕДЕНИЕ
 Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

ЦЕЛЬ МОЕЙ РАБОТЫ:

используя литературу по педагогико - психологическому

направлению, изучить проявления одаренности у детей и

рассмотреть особенности педагогической работы с ними.


ЗАДАЧИ:
 раскрыть понятие одаренности;  рассмотреть методы диагностики одаренности;  рассмотреть особенности воспитания и обучения одаренных детей

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
 особенности педагогической работы с одаренными детьми.
Объект исследования
одаренность

ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ

Одаренность -
значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.

ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ:
 Потребность в познании. Детям, имеющим больший потенциал, свойственно стремиться к все новым и новым знаниям. Это свойство появляется очень рано и сопутствует одаренному человеку на протяжении всей его жизни.  Сверхчувствительность к проблемам. Можно смело говорить о том, что это качество отличает настоящую творческую личность от посредственности. Одаренные дети видят проблему там, где другим все ясно.  Склонность к решению задач дивергентного типа. Это любые проблемные или творческие задачи, которые имеют множество вариантов решений. Во взрослой жизни все задачи дивергентны, начиная от выбора профессии и заканчивая творчеством.  Оригинальность и гибкость мышления. Оригинальность мышления проявляется во всем: в рисунках ребенка, сочинениях и фантазиях, в конструировании и т.п. Дети часто выдвигают неожиданные идеи и общаются со сверстниками в необычной манере.  Легкость генерирования идей или беглость мышления. Одаренный ребенок так реагирует на сложную проблемную ситуацию, выдавая множество вариантов ее решения. Из них он обязательно выберет оптимальный.  Легкость ассоциирования. Одаренные дети видят связи и аналогии там, где обычный ребенок, да и взрослый тоже, может их сразу не распознать.  Высокая концентрация внимания. Одаренные дети склонны полностью погружаться в задачу и долго выполнять задание.  Отличная память. Это важнейший фактор одаренности.  Способность к оценке. Одаренный ребенок может оценить собственный поступок, а также действия и мысли других людей. Он отлично понимает, что сделал и как.

УЧИТЕЛЬ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ

ДЕТЕЙ.
 Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в “своем” учителе. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.  Успешный учитель для одаренных — прежде всего прекрасный учитель– предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет.

ТРЕБОВАНИЯ

К

ЛИЧНОСТИ

УЧИТЕЛЯ

,

РАБОТАЮЩЕМУ

С

ОДАРЁННЫМИ

УЧАЩИМИСЯ

:

нравственность

мотивационная

готовность к

работе с

одарёнными

учащимися

знание

психологии

одарённых

учащихся

желание

работать

нестандартно

увлечённость

своим делом

любознательность

поисковая

активность


ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С

ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
 Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями:  1) с помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других;  2) предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;  3) тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

МЕТОДЫ РАБОТЫ
 исследовательский;  частично-поисковый;  проблемный;  проективный;  практические;

Формы работы с одаренными

учащимися

классно-урочная (работа в парах, в малых

группах), разноуровневые задания, творческие

задания

консультирование по возникшей проблеме

дискуссия

ТРИЗ

игры


Формы работы с одаренными

учащимися:

творческие мастерские

групповые занятия по параллелям классов с

сильными учащимися

факультативы

кружки по интересам

занятия исследовательской деятельностью

НОУ

конкурсы


РЕКОМЕНДАЦИИ
 Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.  Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.  Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний.  Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.  Необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.  Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.  Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.  Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. К сожалению, еще очень мало сделано для детей, превосходящих свою возрастную норму в различных отношениях. Между тем, именно высоко одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, и транжирить таланты является непозволительной ошибкой для развития любого государства.

ЛИТЕРАТУРА
 1. Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать»  2. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. «Рабочая концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадрикова.  3. Савенков А.И. «Детская одаренность: развитие средствами искусства»  4. Терасье Ж.К. «Сверходаренные дети»,  5. Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения»