"Частица как часть речи. Разряды частиц"

Автор: Коваленко Таиса Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СШ № 51
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Частица как часть речи. Разряды частиц"
Дата публикации: 10.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации




Конспект урока

Тема «Частица как часть речи. Разряды частиц
»
Класс: 7В

Автор: Коваленко Таиса Юрьевна, учитель русского языка

и литературы МОУ СШ № 51

Цели:
1.Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи. 2.Формирование и развитие познавательных компетенций.
Задачи:
1. Показать отличие частицы от других служебных частей речи и ее своеобразие. 2.Развивать познавательный интерес. 3.Фрмировать мотивацию творческой деятельности. 4.Формировать умение осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата. 5.Развивать умение проводить познавательную и личностную рефлексию. 6.Воспитывать внимательное отношение к слову. 7. Формирование УУД: -развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; -развитие умения применять новые знания; - развитие творческих, речевых способностей учащихся.

Планируемые результаты:

предметный:
1.Учащиеся знают функции частицы как служебной части речи. 2.Учащиееся выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы, поставленной на уроке. 3. Учащиеся осуществляют коммуникативные действия - участвуют в коллективном обсуждении проблемы, излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения. 4.Учащиеся используют приобретенные знания в творческой работе. 5.Учащиеся проводят личностную рефлексию.
метапредметный:
1.Умеют адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения. 2.Сопоставляют и сравнивают речевые высказывания с точки зрения их содержания.
Оборудование:
мультимедийный проектор; компьютер. раздаточный материал
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орган

изацио

нный

момен
- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте

т,

мотива

ция к

учебно

й

деятел

ьности

Актуа

лизаци

я

знаний

Поста

новка

учебно

й
поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. - Мы с вами продолжаем изучение такого раздела науки о языке как морфология. Давайте вспомним, что она изучает? Сегодня мы должны познакомиться с новой частью речи. А с какой - вы мне сейчас ответите сами. У меня в руках что? Апельсин. Давайте вспомним детскую считалочку «Мы делили апельсин…». А помните мультик с этой считалочкой? Хотите его посмотреть? Положительным ответом будут ваши улыбки. Итак, смотрим мультик! -А теперь вспомним, что делали животные? -Подберите к слову «долька» синонимы. Вы работаете в группах. - Запишем ответы каждой группы. -Какое ключевое слово прозвучало у всех групп? Постарайтесь сформулировать тему - Морфология – наука о языке, которая изучает слово как часть речи. (самостоятельны е и служебные) Учащиеся смотрят мультфильм. - Животные делили апельсин на дольки. Учащиеся работают в группах. 1 группа-
часть, единица
; 2 группа-
крупица,

маленькая часть
. 3 группа-
частица


задачи
урока. -Итак, запишем тему урока «Частица как часть речи». -Исходя из темы, сформулируем цели урока. Что сегодня нам предстоит выяснить? О частице мы с вами уже кое-что знаем. А что? Ответить на этот вопрос нам поможет таблица «Знаю- Хочу узнать- Узнал», которая есть в каждой группе у каждого участника. Предлагаю каждой группе поработать и заполнить первые две колонки. ( Учащиеся каждой группы озвучивают свои ответы) - Формулируем задачи урока. -Правильно, в конце урока мы должны выявить особенности частицы как служебной части речи, выявить, какие есть частицы в русском языке, уметь находить частицы в тексте, определять их значение и роль в речи, в чем сходство и в чем различие частицы с др. служебными частями речи. -Частица. 1 группа- «Частица в русском языке» 2 группа- «Частица - служебная часть речи» 3 группа- «Частица и ее употребление в речи» Учащиеся формулируют цели изучения нового материала. Знаю Хочу узнать 1. Частиц а - служеб ная часть речи. 2. Не изменя ется, не являетс я членом предло жения. 3.Нельз я задать вопрос. 1.Особ енност и частиц ы как служеб ной части речи. 2.Какие есть частиц ы в русско м языке? 3.Узнат ь, как находи ть частиц ы в

Изучен

ие

нового

матери

ала.
Открывая для себя эту часть речи вы будете заполнять 3 колонку таблицы «Узнал». Мы выяснили, что название этой части речи говорит само за себя -Частица- маленькая часть речи. Однако, очень значительная. Ой, да вот же они, собственной персоной, в гости к нам пришли представители этой части речи. Встречайте- частица БЫ, частица ЛИ, частица ЖЕ!
(Инсценировка миниатюры

«Служебные слова»)
- Что мы узнали о частицах? Какие записи можем сделать в третью колонку таблицы? тексте, научит ься опреде лять их значен ие. 4. Какова роль частиц в речи? 5. Чем отлича ются и в чем сходств о с др. служеб ными частям и речи? Инсценировка миниатюры Ф. Кривина «Служебные слова» -Частицы имеют различные оттенки значения.
-Но это еще не все! Чтобы получить полное представление о частице как части речи познакомимся с теорией учебника ( стр. 189-191) При работе с текстом используйте значки:(
прием инсерта
)
v


- я это знал;
+
- новое для меня;
?
– интересно (у учащихся есть условные обозначения) и заполняете третью колонку «Узнал». ( Каждая группа озвучивает свои результаты .) Узнал - частица вносит различные оттенки значения в предложение; - частицы служат для образования форм слова(условное и повелительное наклонение глагола: да, пусть, пускай, давай; бы, б) ; степени сравнения прилагательных- более, менее, самый; для образования неопредел. местоимений-- то,-кое, либо,- нибудь; -значения частиц(вопросит ельные, восклицательные , указательные, усилительные, отрицательные) (Слайд №
На слайде для каждой группы дано задание: записать предложение, найти частицу, заключить ее в прямоугольник, определить ее значение. Какими частями речи являются выделенные слова? 1 группа- Я бы прочитал книгу. 2 группа- Вряд ли я прочту книгу до конца,
если
уеду
из
города
на
этой неделе. 3 группа- Я не хочу разочаровать тебя, дорогой читатель! - Что объединяет эти части речи? - А что будет, если убрать из предложения частицы? Что изменится? Прочтите свои предложения. -Частицы
бы(
образ. форму условного наклонения глагола)
, вряд ли(
выраж. сомнение),
не (
оттенок отрицания). Союз
если
; предлоги
на,из
- Они служебные, к ним нельзя задать вопрос. Каждая группа читает и комментирует: 1группа- изменился смысл 2 группа-нарушена логика 3 группа- изменился смысл на противоположный. -Нарушится грамматический строй предложений и станет не понятен

Закреп

ление

изучен

ного.
- А если 2 группа уберет предлог и союз? -Вернемся к таблице «Знаю-Хочу знать- Узнал». В колонке «Хочу знать» есть вопрос, на который вы можете ответить, проведя сравнительный анализ. У каждого из вас есть на парте «Сводная таблица», заполните ее, ответив словами «ДА» или «НЕТ»
Линии

сравнени

я

Частица

Предлог

Союз
Лексическ ое значение Нельзя задать вопрос Не является чл. предложе ния Служит для образован ия форм слова Изменяет смысл. (Слайд № - Помогла нам увидеть сходство и различие частицы

Творче

ская

работа

Подвед

ение

итогов

Рефле

ксия.
ся - А теперь проверим, верно ли вы справились с работой (сверяем с информацией на слайде) - Что помогла нам увидеть эта таблица? Перед вами – предложения с частицами различных разрядов. Сгруппируйте предложения (по номерам) в соответствии с разрядами частиц, определите значения частиц в каждом из предложений. 1.
Пусть
поверят сын и мать в то, что нет меня…(К. Симонов) 2. Сочинит
же
какой-то бездельник, что бывает любовь на земле.(А. Ахматова) 3.Он
бы
тотчас ушел, если
б
не мать.(м. Горький) 4. Она его
не
замечает, как он
ни
бейся… (А. Пушкин) 5. Помнишь
ли
город тревожный, синюю дымку вдали? (А. Блок) 6.
Ни
тоски,
ни
обиды, все померкло, прошло… (А. Блок) 7.
Неужели
вы никогда не видели радугу?! (Е. Ильичев) 8.
Что за
прелесть эти сказки! (А. Пушкин) 9.
Вон
возле ствола осинки папоротник растет. (С. Баруздин) с предлогом и союзом и усвоить тему. Слайд № КЛЮЧ: (1;3) (4;6) (5;7) (2) (8) (9) Вносят различные оттенки: выражают сомнение, усиление, указание, восклицание,

Домаш

нее

задани

е

(диффе

ренци

рованн

ое)
- Исходя из этого задания сделаем вывод, какова роль частиц в речи? -А теперь вас ждет творческая работа! -Какие частички вы употребите, если решите помечтать? А если засомневаетесь? А если будете уверены в себе? -Молодцы! Я вам предлагаю написать сочинение –миниатюру «Семья в моей жизни». 1группа - мечтатели (Бы) 2 группа - сомневающиеся (Вряд ли, едва ли, разве) 3 группа - уверенные в себе ( Даже, же, ведь, уже, все-таки ) -С чем мы сегодня с вами познакомились? -Что нового мы узнали о частице? -Чему научились? - Что бы еще вам хотелось узнать о частице на следующем уроке? -Где могут вам пригодиться знания, полученные на уроке? 1.Выпишите из изученных в этом отрицание. Делают нашу речь выразительной и эмоциональной, точной, яркой. - БЫ; - Вряд ли, едва ли. разве; Даже, же, ведь, уже, все-таки. Слайд № Продолжите предложения: - Мне удалось понять… Меня удивило… Я могу себя похвалить…
году художественных произведений 5-6 предложений, в которых используются различные частицы, определите их разряд, роль в предложении. 2.Сочинить лингвистическую сказку «Жила-была частица…»