Конспект занятия "Звук /А/, буквы А,а

Автор: Ситникова Наталья Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Мужевская СОШ им. Н.В. Архангельского"
Населённый пункт: с. Мужи, ЯНАО
Наименование материала: Обобщение опыта: работа по развитию фонематического восприятия
Тема: Конспект занятия "Звук /А/, буквы А,а
Дата публикации: 10.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Занятие 3: Звук /А/ и буквы А, а

Цель
: Учить детей интонационному выделению звука /а/, отличать /а/ от прочих гласных, развивать произвольное внимание.
Оборудование
: Демонстрационный материал, учебник, тетрадь на печатной основе, карандаши.
Ход занятия

Орг. момент
: - Здравствуйте, ребята. Посмотрите на картинки, которые лежат у вас на столах. Первыми сядут те,. А сейчас сядут те,.
Сообщение темы занятия:
- На прошлом занятии мы узнали про гласные звуки. Их шесть. Сегодня с нами будет дружить звук /а/.
Знакомство со звуком /а/ и его артикуляцией:
- Когда мы произносим звук, то широко открываем ротик, как бегемотик. -Откройте учебник посмотрите, какой бегемотик пришёл к нам на занятие. Кто знает, какой звук он произносит? (звук /а/)
Фонетическая сказка:
-Бегемотик знает сказку о своем любимом звуке. Послушайте. -Жил-был звук /а/. ОН любил петь, широко открывая рот: «А____». Иногда звук /а/ пел очень тихо: «А – а - а …». Иногда очень громко: «А – а – а…». Когда звуку /а/ было грустно, то пел он тихую – тихую, протяжную – протяжную песню: «А__ – а__ – а__ – а__». Бывали времена когда звук /а/ играл на барабане: ААаааААааа. А ещё звук /а/ пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно. Всем вокруг нравится звук /а/ за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.
Фонетическая гимнастика:
- Каждый гласный звук мы поём по разному: широко откройте ротик как бегемотик, и спойте звук /а/ вместе со мной. Молодцы. А сейчас встаньте, вытяните руки вперёд, соединив ладони. Произнося, гласный /а/, плавно разводите руки в стороны ладошками вверх. Постарайтесь передать радость (выполняют три-пять раз).
Физ. минутка:
- Рот пошире открываем, Дети разводят руки: одну в верх, другую – вниз, повторяют несколько раз. В бегемотиков играм, Руками демонстрируют тучность бегемота – покачиваясь в стороны. Широко раскроем ротик, Разводят руки в стороны. Как голодный бегемотик. Поглаживают животики . Закрывать его нельзя, Качают ручкой. До пяти считаю я. Соединяют пальчики рук. А потом закроем рот - Плавно соединяют разведенные руки перед собой. Отдыхает бегемот. Плавно приседают, изображает сон. - Когда мы произносим звук /а/, как у нас раскрывается
Работа по учебнику:
-Посмотрите рисунки на странице 3. Назовите предметы, которые здесь изображены. -Спойте названия этих предметов так, чтобы ушки услышали звук /а/. На прошлом занятии мы говорили, что каждый звук живет в своей квартире – букве. Посмотрите внимательно и скажите буква-квартирка какого звука здесь изображена? Вы видите
гласную букву А
.
При произнесении звука /а/ мы широко открываем рот, как девочка на картинке. И весёлый человечек-звук /а/ тоже широко открывает рот. Вот таким человечком мы с вами и будем обозначать звук /а/ на схемах.
Развитие фонематического слуха:
Покажите нашего друга человечка /а/ когда услышите этот звук:
А, и, о, а, у, ы, а, э, о, а, у, и, э, а…

Работа в тетради на печатной основе:
-Откройте тетради на печатной основе на странице 2. - Какая гласная буква здесь напечатана? -Сколько палочек нужно взять, чтобы построить эту букву? -Попробуйте построить её из карандашей. -А что построил художник в нашей тетради? Обведи по пунктирам вертикальные линии и раскрасьте забор.
Развитие слуховой памяти:
Послушайте стихотворение про гласную букву А и постарайтесь его запомнить. Аня и Алёша любят букву А Очень эта буква для имени важна. Дети повторяют хором вместе с логопедом, а затем по желанию индивидуально. А почему эта буква важна для имени ребят? Послушайте внимательно: Аня. Где будем писать букву А. Поставьте букву А на схему слова. Послушайте внимательно: Алеша. Сколько звуков /а/ мы слышим в этом имени? Где они? Поставьте буквы А на схему слова.
Итог занятия:
- С каким звуком мы дружили сегодня на занятии? - Молодцы. -Занятие окончено. - Тетрадь и учебник говорят вам до свидания! -Но прежде чем уйти, напишите мокрой кисточкой, на доске печатную букву А.