"Развитие декоративно-прикладных творческих умений учащихся на уроках технологии"

Автор: Дубкова Екатерина Анатольевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: БОУ Тарская гимназия №1
Населённый пункт: город Тара, Омская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие декоративно-прикладных творческих умений учащихся на уроках технологии"
Дата публикации: 12.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Дубкова Екатерина Анатольевна,
учитель технологии
РАЗВИТИЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫХ ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА

УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Актуальность развития декоративно – прикладных творческих умений учащихся на уроках технологии очевидна, потому, что предметы декоративно – прикладного искусства создают среду, в которой живут люди, украшает повседневный быт, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Но самое главное, это искусство, организует общение людей, строит их отношения. Слово «декор» и означает «украшать, придавать красивый вид». У каждого народа складывались свои формы предметов, орнаменты, образы и мотивы, цветовые сочетания. При создании предметов использовались разнообразные материалы: глина, камень, ткань, металл, позже стекло, разные способы художественной обработки материалов. С декоративным искусством дети знакомятся не только на уроках изобразительного искусства, но и технологии. Одним из видов декоративно - прикладного искусства является лоскутное шитьё, корни которого уходят в далёкое прошлое. Традиции лоскутной техники не потеряли своего значения и сегодня. На их основе создаются современные изделия, которые делают наш дом и быт более уютным и красивым. Именно на уроках технологии девочки могут создавать разные изделия декоративно - прикладного искусства. Проблема заключается в том, что во время практической деятельности на уроках технологии, требуется ткань, которую родители с неохотой покупают для своего ребёнка, да и не уверены в том, что дочь может сшить и не испортить ткань. Эту проблему поможет решить один из видов декоративно – прикладного искусства – лоскутное шитьё. При выполнении изделий из лоскута у учащихся развиваются творческие умения, навыки, бережливость, фантазия, художественный вкус и т.д. Декоративно - прикладное искусство – это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человечества. Каждая вещь, будь, то мебель, посуда или одежда, занимает определённое место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но, прежде всего – в его духовном мире. Само существование человека неотделимо от природы, которая даёт материал для жилища, одежды и продуктов питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времён года. Потому и находит своё отражение в произведениях народного творчества, составляющих целостное явление культуры каждого народа. В учебнике Н.А.Горяевой, О.В.Островской «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» 5 класс Москва, «Просвещение» 2003 год под редакцией Б.М. Неменского, авторы пишут: «Знакомство с декоративно - прикладным искусством даёт возможность увидеть и понять особую красоту предмета, его декор, задуматься о смысле, который он выражает. Образному языку декоративно - прикладного искусства свойственны обобщенность и плоскостность изображения, художественная условность, орнаментальность. Все прикладные мотивы – птицы, цветы, растения, животные, человек и т.д. – в декоративном искусстве выглядят иначе, чем в реальности: они всегда преобразованы фантазией человека в выразительный, обобщенный образ без мелких деталей и подробностей». В каждом классе в разделе «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» отводится определённое количество часов для рукоделия и художественных ремёсел. Здесь важно сформировать у детей представление о лоскутном шитье, как о рукоделии и народном искусстве, о причинах его появления. Познакомить и научить выполнять разные изделия по сложности из лоскута. Разработать уроки, во время которых будет происходить знакомство с техникой лоскутного шитья, и изготовить изделие из лоскута. Автор книги «Школа лоскутной техники» И.Ю. Костюкова пишет:
«Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей в исторических описаниях, датированы 11 веком. Ткань – материал не долговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах, на Руси, в Европе, Америке, Австралии. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилось бедность. Именно бедность вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а так же создавать изделия окружающего быта. Не случайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций. Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берёт начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитьё из лоскута называют так же «лоскутная мозаика». С годами отношение к такому виду рукоделия, как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций, постепенно отошло в прошлое». В этой книге «Школа лоскутной техники» И.Ю. Костюковой представлены подробные описания разных техник лоскутного шитья, эскизы и рисунки изделий выполненных из лоскута. Традиционно лоскутная техника у разных народов известна под различными названиями. Например, в Казахстане её называют курак. Сущность её заключается в том, что лоскутки не сшивают между собой, а каждый из них вырезают с помощью шаблона (круглого или квадратного), складывают в треугольник, группируют рядами и настрачивают их основания на основу из любой плотной ткани, получая живописное мозаичное полотно со свободно отходящими вершинами разноцветных треугольников. Об этой технике пишут В.М. Гряникова ст. преподаватель Чимкентского пединститута, Л.В. Вахидова – учитель труда С.Ш.№1 города Чимкента в журнале «Школа и производство» №11 1991 г. статья «Лоскутная мозаика». В журнале «Школа и производство» №1 1995 г. О.Е. Дроздова – учитель технологии школы №28 г. Москва, в статье «Расширять кругозор школьников в области прикладного искусства» пишет о лоскутной технике: 1. «Печвок» (в переводе с английского patch – обрывок, лоскут, work – работа переводится как «лоскутное одеяло»). Под техникой Печвок подразумевают воссоздание целого полотна из кусочков ткани, собранных в геометрические орнаменты. В этой технике делают покрывала, накидки, декоративное панно. 2. «Килтинг» (в переводе с английского guilt – стёганое одеяло) – простёгивание двух полотен ткани, между которыми расположен утеплитель, мелкими стежками по ходу орнамента. В этой технике изготавливают одеяла, тёплую одежду. Интересна и история килтинга. Во время европейской колонизации Северной Америки в 16 веке прибывающие из Старого Света эмигранты оказывались в весьма бедственном положении, часто им даже не из чего было шить одежду взамен изношенной. Поэтому женщины собирали и складывали в мешки хорошие куски от старой одежды, а потом шили из них новую. В начале изготовленные таким образом вещи были простыми, но постепенно стали появляться различные орнаменты и узоры, которые получили свои названия, например: «Бревенчатая хижина» или «Птицы в воздухе». Лоскутные изделия завоевали в России широкую популярность в середине 19 века. Именно в это время появляется большое количество дешёвых фабричных тканей, в сельский и городской быт входят ситцевые сарафаны, рубахи, платки, занавески, начинают появляться вещи сделанные из лоскута. Но, как профессиональное искусство, часто называемое «Печвок», оно стало возрождаться только в конце 60х годов прошлого столетия. Мода тех лет, особенно молодёжная, с её призывом «сделай – сшей – свяжи сам», стимулировала увлечение многих художников фольклорным стилем, интерес к многодельной рукотворной одежде. В приложении к журналу «Стиль» №2 1994 г. представлены фотографии изделий из лоскута разных авторов, в журнале рассказывается о художниках работающих в этой технике лоскутного шитья. Одной из первых среди таких художников была москвичка Тамара Санчес, которая совершенно по-новому раскрыла в костюме возможности ситца
и льна, лоскутной техники в целом. В это же время начинают работать с лоскутом ленинградские художники. Екатерина Писарева создаёт в технике текстильной мозаики свои фантастические панно, а в руках Людмилы Успенской обычные ситцевые лоскутки преображаются в великолепные коллажи, больше похожие на живопись. Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимых колоритов. Своим разнообразием и многоцветием лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы для убранства кухни, спальни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, одеяла, пледы), или гостиной (декоративное панно), и в качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелёк), либо одежды (изящный летний костюм или стёганый жилет). Сегодня в технике лоскутного шитья работают и профессиональные художники, и самостоятельные мастера, используя большое разнообразие приёмов и материалов. Вот наиболее распространённые среди них:  Лоскутное шитьё В этом случае лоскуты сшивают обычным ручным швом «вперёд иголкой». Сравнительно мелкие и простые вещи можно сшить на руках. Более крупные и сложные часто требуют предварительной разметки, изготовления специальных шаблонов и использование швейной машинки. При этом верхние швы могут оставаться открытыми или же декорироваться вышивкой, тесьмой, бейками. Лоскут здесь является основным конструктивным элементом, из него, как из частиц мозаики собирается вся работа. В этой технике можно использовать самые разные материалы, главное – правильно подобрать их по цвету.  Текстильная мозаика Лоскутки собираются и скрепляются между собой машинным швом «зигзаг», который словно рисует изображение. Материалы должны быть достаточно плотными способными хорошо держать фигурно вырезанный край: сукно, драп, кожа.  Текстильный коллаж Изображение набирается из текстильного лоскута, но не сшивается, а наклеивается.  Аппликация Аппликацию иногда называют лоскутное шитьё, но это не верно. Аппликация – это всего лишь декорирующий элемент, она нашивается на изделие и не имеет никакой конструктивной нагрузки. В моделировании аппликация используется гораздо чаще, чем лоскутное шитьё, и её выразительные возможности очень разнообразны. Художественные изделия из лоскута занимают достойное место среди произведений декоративно – прикладного творчества во многих странах мира. Экспозиции музеев таких стран как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия содержат целые коллекции изделий выполненных в стиле лоскутной техники, имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно – прикладного и народного творчества. В наши дни проходят фестивали, и конкурсы, участвуя в которых мастерицы могут показать своё искусство, о них пишет научно популярный журнал «Народное творчество». «В усадьбе Льва Толстого «Ясная Поляна» проходил фестиваль – конкурс «Солнечная Ясная Поляна» показывали свои работы мастерицы с разных уголков России: города Санкт – Петербург, Иваново, Киров и Омск. Из Омска была представлена коллективная работа из лоскута детей художественного отделения школы искусств №16.» Список использованной литературы: 1. Горяева Н.А, Островская О.В. «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» учебник для 5 класса, - М., Просвещение 2003. 2. Канцедикас А.С. «Народное искусство», - М., Знание 1975. 3. Костикова И.Ю. «Школа лоскутной техники», - Москва – Культура и традиции 1997. 4. «Рукоделие» - Приложение к журналу «Стиль»№2, - М., 1994. 5. Уткин П.И., Королёва Н.С. «Народные художественные промыслы», - М., Высшая школа 1992. 6. Журнал «Школа и производство» №1, - М., 1991, №1, - М., 1995. 7. Журнал «Школа и производство» №3, - М., 2007. 8. Журнал научно популярный «Народное творчество», - М., 2006, 2007