"РАБОТА С ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТУДИИ"

Автор: Мугак Галина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: БОУ Тарская гимназия №1
Населённый пункт: город Тара, Омская область
Наименование материала: статья
Тема: "РАБОТА С ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТУДИИ"
Дата публикации: 12.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Мугак Галина Николаевна,
Учитель русского языка и литературы, БОУ «Тарская гимназия №1»
РАБОТА С ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ЛИТЕРАТУРНО-

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТУДИИ
Одним из направлений работы с творчески одарёнными детьми является школьная литературно-художественная студия. При всём индивидуальном проявлении талантливости детей существует ряд общих характерных особенностей. Это такие неповторимые качественные черты, которые отличают таких учеников от их сверстников: любознательность, сверхчувствительность к проблемам, эмоциональность, стремление к самовыражению, оригинальность мышления, артистизм, хорошие голосовые, музыкальные, танцевальные данные. Все эти особенности при правильной организации творческой деятельности являются залогом успеха, высокой реализации творческих способностей детей. Одна из важнейших черт, отличающих творческую личность от всех окружающих её людей, - любознательность, которая проявляется в стремлении познавать окружающий мир и реализовывать свои способности в нём. Дети – творцы не боятся дивергентных задач – нестандартных проблем, требующих оригинального решения, Наоборот, они стремятся найти свой путь , потому что необычное , неординарное их не пугает , а привлекает. Школьная литературно-художественная студия позволяет объединить именно таких творчески одарённых детей, дать им возможность самореализации и создать ситуацию успеха. Это объединение позволяет не только развивать способности учеников, но и решать воспитательные задачи, так как складывается сообщество людей, увлечённых общей идеей, общими интересами. В самодеятельном театре возникает ситуация творческого общения, раскрывается богатство и разнообразие человеческих отношений. Учащиеся литературной студии – это сложившийся коллектив, в котором дети сопереживают и помогают друг другу. Только в дружном детском коллективе может развиться талант, дарованный природой и несущий людям радость. Литературно – художественная студия объединяет певцов и танцоров, чтецов и актёров разных возрастов – детей 12-16 лет. Это позволяет осуществлять и принцип преемственности, и воспитательные возможности коллектива, когда старшие помогают младшим в решении трудных артистических задач, а младшие учатся у старших и равняются на них. Состав театральной студии является подвижным, что даёт возможность участвовать в спектаклях многим ученикам, желающим попробовать себя в роли актёра. Детский театр близок по духу обычной игре. Это привлекает детей, поэтому они посещают его с большим удовольствием. Литературно-художественная деятельность позволяет увидеть результаты своего труда в реакции зрителей, отзывах учителей, одноклассников , родителей. Театральная студия предоставляет широкое поле деятельности через разные формы работы . Литературно-художественные композиции к праздникам занимают важное место в жизни гимназии. Традиционным стало выступление ко Дню Победы. Подготовка начинается с тщательного продумывания сценария, распределения ролей. Особенно кропотливая работа ведётся с чтецами и певцами: подбирается репертуар чтения и музыкального исполнения, составляется партитура чтения, отрабатывается дикция и артикуляция, тембр голоса. Важно хорошо продумать художественное оформление, включить хореографические выступления и инсценирования. Подготовка композиции объединяет по-разному одарённых детей: певцов, танцоров , чтецов , артистов. Ещё одна из форм литературно-художественной студии – сценическое чтение по принципу «театр одного актёра». В ней необходимо реализовать все вербальные и невербальные средства: выразительное чтение – реализация голосовых, артикуляционных данных, сценическое исполнение – через мимику, жесты, движения. Таким образом, «театр одного актёра» является художественным самовыражением в
единстве формы и содержания для каждого чтеца. Ежегодным стало участие ребят из театральной студии в конкурсах «Чтобы помнили», «Живая классика», Рождественских чтениях, праздниках, посвящённых писателям-юбилярам. Традиционным в гимназии стало проведение народных праздников: Масленицы, Пасхи. Оно отличается включением обрядового действия на сцене, исполнением народных песен, хореографических номеров. Это позволяет приобщить артистов и зрителей к народной культуре. Такие выступления являются не сценическими, а сымпровизированными в школьных коридорах на переменах, на улице, в классных кабинетах. Немаловажную роль играют посещения Тарского Северного драматического театра им. М.А.Ульянова , где дети не только могут насладиться искусством , но и оценить игру актёров , понять творческий замысел сценариста и режиссёра и воплощение его на сцене. Обычно посещение театра сопровождается обсуждением спектакля или обменом мнениями. Надолго запоминаются встречи с актёрами. Большим успехом у участников и зрителей пользуются школьные спектакли. Новый спектакль – новые впечатления для всех. Сценарий создаётся учителями – руководителями студии. Темы спектаклей различные; некоторые продиктованы школьной жизнью, некоторые – необходимостью принять участие в театральных конкурсах на заданную тему, например «Лекарство от лени», «Суд над героями Салтыкова – Щедрина», традиционным стало участие в конкурсе «Красота спасёт мир». Подготовка спектакля – это полёт творческой фантазии всех его участников. Всем предоставляется широкое поле деятельности: и учителям – руководителям, и ученикам – артистам. Идёт кропотливая подготовительная работа, индивидуальные репетиции: отрабатываются навыки сценической речи, мимика, движения, жесты, подбираются костюмы, режиссёры-оформители создают декорации. Большое внимание уделяется игре актёров, умению воплотиться в сценического персонажа. Необходимо создать общий эмоциональный положительный настрой – та называемую «сыгранность в исполнении», нужную для развития театрального действа. Для спектакля подбирается хорошее музыкальное оформление. Готовясь к спектаклю, дети приобщаются к общечеловеческой культуре, духовно обогащаются, развиваются их творческие способности. Ситуация успешного выступления вселяет ощущение уверенности в себе, чувство коллективизма. Занятия в литературно- художественной студии надолго остаются в памяти и дают хороший жизненный заряд.