"Проблемно-диалогическое обучение как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках обществознания"

Автор: Нестеренко Татьяна Викторовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: БОУ Тарская гимназия №1
Населённый пункт: город Тара, Омская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемно-диалогическое обучение как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках обществознания"
Дата публикации: 12.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Нестеренко Татьяна Викторовна,
учитель истории и обществознания
ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Актуальность и необходимость поиска нового подхода к преподаванию обществознания в современной школе обусловлена тремя группами причин: Во-первых, между большой популярностью предмета, недостаточным количеством учебных часов и необходимостью качественного образования. За последние годы самым популярным предметом по выбору среди выпускников стало обществознание. Так, по данным итогового аналитического отчета РФ о результатах единого государственного экзамена в 2011 году ЕГЭ по обществознанию сдавали 48%, в 2012 году – 54,2%, в 2013 году – 60% от общего числа выпускников. Вторая группа причин обусловлена требованиями к педагогической деятельности под влиянием социальных изменений современности, связанных с введением новых стандартов, инновационным характером проектирования целей, результатов и содержания в процессе обучения обществознания. В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, выпускник школы должен быть свободной, творчески развитой, социально-ориентированной личностью, способной к самореализации и саморазвитию, но рекомендуемой системы оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов обучения нет. Отсутствие описания системы оценивания вообще, отсутствие опыта работы по ФГОС делают особенно сложным процесс оценивания достижения планируемых результатов. Третья группа причин связана непосредственно с проблемно-диалоговым обучением. Противоречие современной образовательной ситуации заключаются в том, что, несмотря на очевидность влияния социальных взаимодействий на эффективность обучения, интеллектуальное и личностное развитие обучаемых, в образовательной практике продолжают доминировать монологические, объяснительно-иллюстративные методы. Между тем, именно проблемно-диалоговое обучение, в котором социальное взаимодействие рассматриваются и как результат и как важнейший образовательный ресурс, позволяет интенсифицировать процесс обучения, значительно повысить его развивающий потенциал, расширить содержание образования. В основе противоречия находится, вероятно, и более длительная традиция использования объяснительно-иллюстративных методов в образовании детей и взрослых, и недоверие к относительно инновационным – проблемным, диалоговым – методам, и отсутствие собственного опыта проблемно-диалогового обучения у педагогов, недостаточная методическая подготовленность учителей. Таким образом, в поиске решения данных противоречий, мы поставили перед собой следующую цель: развитие коммуникативных универсальных учебных действий при обучении обществознанию в процессе реализации проблемно-диалогического обучения. Универсальные учебные действия, которые являются метапредметными результатами обучения и составляют основу умений учиться, сегодня являются ключевым понятием педагогики. В федеральных образовательных стандартах данная категория отражена не дифференцированно, без учёта особенностей её воплощения в содержании обучения различным предметам школьного цикла. Вместе с тем в системе универсальных учебных действий выделяется группа коммуникативных универсальных учебных действий, анализ которых позволяет соотнести их компоненты с содержанием обучения обществознания в школе. В составе коммуникативных универсальных учебных действий выделяются те аспекты, овладение которыми возможно только в процессе диалога. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с 1
учителем, так и с одноклассниками. На уроках обществознания коммуникативные действия могут формироваться при организации проблемно-диалогового обучения. Теоретические подходы к проблемно-диалогическому обучению, имеют глубокие исторические корни и привлекают внимание многих ученых В качестве центрального положения выступает проблемно-диалогическая модель обучения, автором которой является кандидат психологических наук Е.Л. Мельникова. Данная модель обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников образовательного процесса и направлена на развитие коммуникативных действий. В след за Е. Л. Мельниковой под проблемно-диалогическим обучением мы понимаем тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Слово «проблемно» означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. В проблемно-диалогическом обучении существует два вида диалога: побуждающий и подводящий. Собственно, диалогочность это – специально организованная познавательная деятельность, носящая ярко выраженную коммуникативную направленность. Проблемно-диалогическое обучение коренным образом меняет традиционную систему обучения. Сам ученик открывает знания, а роль учителя сводится к тому, чтобы подвести его к верным логическим выводам. Оно позволяет формировать активно-познавательную позицию школьников, что соответствует тактическим и стратегическим образовательным потребностям современного учебно-воспитательного процесса. В статье мне бы хотелось подробнее остановиться на связи проблемно-диалогического обучения обществознанию с коммуникативными универсальными учебными действиями. Безусловно, дидактические и методические задачи учителя при организации проблемно- диалогического обучения усложняются. За время работы над темой нам удалось составить информационный банк техник и приёмов проблемно-диалогового обучения, соотнесенных с дидактическими задачами урока, а так же сделать вывод, что для более эффективной работы в проблемно-диалоговом режиме удобно использовать технологическую матрицу урока, как способ его графического проектирования, которая позволяет структурировать урок по выбранным параметрам. 2

Технологическая матрица урока проблемно-диалогического обучения

Этапы урока

Учитель

(наиболее типичные действия)

Ученики

Проблемный метод, приём

Доска и оборудование
Создание проблемной ситуации Создаёт для учеников проблемную ситуацию – противоречие, порождающее удивление. - Какое вы заметили противоречие? Что удивило?// Как думали сначала, а как на самом деле? // Почему не смогли выполнить задание? Вступая в диалог с учителем (выполняя задание), выявляют противоречие, проговаривают и осознают его Предъявление ученикам одновременно два противоречивых факта; задание, которое выявляет разные мнения учеников, сталкивая их; задание, которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляется противоречащий ему научный факт. Например, в двух разных углах доски фиксируются (словами, символами) два противоречащих факта. Формулирование проблемы Какой у вас возникает вопрос (проблема)? // Что предстоит выяснить? По-разному формулируют вопрос Основной вопрос записывается Формулирование версий Какие у вас есть версии решения проблемы? Предлагают версии; принимаются и абсурдные Мозговой штурм От проблемы стрелками фиксируются ключевые слова Актуализация имеющихся знаний Что мы уже знаем по этой проблеме? Вспоминают ранее изученный материал. Мозговой штурм Фиксируются в виде признаков понятия, опорного сигнала Планирование деятельности Что нужно узнать для решения проблемы? Определяют, каких знаний им не хватает, где и как их добыть (открыть) Побуждающий диалог, Подводящий диалог План действий: …, …., …… Поиск решения (открытие нового знания) Организует диалог (пассивных можно вытаскивать фразами «Объясни, как ты понял, что сказал Миша..»; Вывод: Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Вступают в диалог Выполняют задания на новый материал (всем классом) Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме Побуждающий диалог, Подводящий диалог Заседание экспертных групп, составление таблиц, схем, рисунков. Ответы, преодолевающие учебную проблему, фиксируются на доске в виде тезисов, рисунков- символов, таблицы и т.п. Выражение нового решения. Применение нового знания. - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Используя свои новые знания … (дается задание на продуктивное применение – рассказ, рисунок и т.п.) Решают задания, обобщают, делают вывод по теме Составление схем, таблиц, логических цепочек. Графическое выражение решения проблемы может использоваться как основа для последующей работы Рефлексия Чьи версии подтвердились? Как вы оцениваете свою работу? Самоанализ, самооценка, взаимное оценивание. Синквейн, лист самооценивания 3
Домашнее задание Главное, не переносить на дом то, что «не успели» на уроке. 4
Работа в режиме проблемно-диалогового обучения предполагает новую систему оценивания. Среди вариантов оценивания процесса и результата учебной деятельности учащихся на уроках обществознания нами используются следующие: – определение среднего балла на основании индивидуальных баллов (оценок) всех членов группы; – общая оценка для всех участников на основании одной, произвольно выбранной работы; – суммирование индивидуальных баллов каждого члена группы и сравнение с общим результатом, полученным другими группами; – изъятие наиболее высокой и наиболее низкой оценки за работу и определение среднего балла на основании оставшихся оценок; – итоговая оценка, которая может состоять из суммы среднегруппового балла и особого балла за активность в диалоге (который может, как повысить, так и понизить итоговый балл). Опыт работы трёх последних лет подтверждается положительной динамикой её результатов, которые позволяют сделать вывод о росте качества знаний обучающихся, повышении активности участия учащихся в различных предметных конкурсах и состязаниях, участия обучающихся в работе предметного кружка и элективным курсам по обществознанию, а главное развитии коммуникативных универсальных учебных действий. Список использованной литературы: 1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 2. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М, 2007 3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пос. для учителя / Е.Л. Мельникова. – М.: АПКиППРО, 2002. – 168 с. 4. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога : методы, формы, средства обучения / Е.Л. Мельникова // Образовательные технологии : сб. мат. – М.: Баласс, 2008. – Вып. 8. – С. 5–55. 5. Мельникова Е.Л. Типология и методические схемы проблемно-диалогических уроков в начальной, основной и старшей школе / Е.Л. Мельникова // Образовательная система «Школа 2100»: Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования: сб. мат. – М.: Баласс, 2009. – Вып. 9. – С. 164– 283. 6. Юнина Е.А. Технологии качественного обучения в школе. – М.: Просвещение, 2007. - 117с. 5