"Система оценивания в рамках учебного курса ОРКСЭ"

Автор: Долженко Елена Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: БОУ Тарская гимназия №1
Населённый пункт: город Тара, Омская область
Наименование материала: статья
Тема: "Система оценивания в рамках учебного курса ОРКСЭ"
Дата публикации: 12.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Долженко Елена Владимировна,
учитель истории и обществознания, БОУ «Тарская гимназия №1»
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ В РАМКАХ УЧЕБНОГО КУРСА ОРКСЭ
При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Данное положение имеет как плюсы, так и минусы. Безотметочная система обучения с одной стороны обеспечивает открытость общения, обмен мнениями, высказываниями собственной позиции, что позволяет даже слабым ученикам чувствовать себя успешными. А с другой: некоторые ученики могут перестать считать предмет значимым ввиду безотметочного обучения. Появляется проблема снижения мотивации учащихся к изучению предмета. Учителю приходится искать разнообразные подходы к оцениванию результатов обучения на уроках ОРКСЭ. В своей работе использую следующие способы оценивания: 1. оценивание по системе «зачет-незачет»; 2. качественная взаимооценка учениками деятельности друг друга. 3. технологии портфолио; 4. самооценка своей деятельности учащимися и т.д. Остановлюсь более подробно на двух последних способах.
Портфолио
Портфолио – это набор работ учащихся, который связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину [1, с.61]. Алгоритм запуска портфолио на уроках ОРКСЭ выглядит следующим образом: 1. мотивация: каждому учащемуся должно быть понятно, зачем ему нужно работать с портфолио (это одна из составляющих частей получения зачета в конце года); 2. определение сроков сдачи и времени работы над портфолио: на уроках в классе, во время проектной, исследовательской или творческой работы; 3. определение перечня работ, которые должны войти в портфолио; 4. определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с учащимися (при этом возможно выделение обязательных критериев); 5. определение способов оценивания: целесообразно еще до начала работы над портфолио обсудить с учащимися, каким образом будет оцениваться портфолио, все ли материалы, рубрики, разделы будут оцениваться, что именно будет являться объектом оценки. Учащиеся помещают в портфолио свои творческие работы, выполненные на уроках ОРКСЭ в ходе изучения темы. Приведём небольшой перечень таких работ (модуль «Основы светской этики»): 1. Рисунок «Герб моей семьи» (тема «Семья») 2. Рассказ о «добром» человеке (тема «Добро и зло») 3. Интервью «Трудовой путь моего деда» (тема «Труд и терпение») 4. Письмо маме (тема «Сердце матери») и т.д.
Самооценка своей деятельности
Для лучшей наглядности учащиеся заполняют листы самооценки, которые так же можно вложить в портфолио. Кроме того, листы самооценки могут использоваться для закрепления знаний, полученных на уроке, и стимулирования мотивации к дальнейшему поиску информации. Вместе с тем, отзывы учащихся помогут учителю разобраться в правильности построения урока и, в случае необходимости, скорректировать свой учебный план. В ходе групповой работы, учащимся предлагается заполнить листы самооценки «Сотрудничество» Утверждение Абсолютно согласен Согласе н Частичн о согласен Не согласен
Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий группы Я внимательно выслушиваю то, что говорят члены моей группы Если я не согласен с чем-то, я не спорю, а предлагаю другое решение Я помогаю участникам группы, когда они нуждаются во мне Я с уважением отношусь к мнению участников группы, даже если я не согласен с ними Когда мы сталкиваемся с проблемами, я стараюсь искать выход, а не предлагаю прекратить работу Я стараюсь услышать прежде всего то, что участник группы хочет предложить, а не ищу ошибки в его или ее высказывании Пример опросника для самодиагностики Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующих ситуациях? Очень уверенно Уверенно Довольно уверенно Неуверенно 1. Я могу самостоятельно определить цель урока 2. Я могу прочитать и сделать анализ текста 3. Я могу ответить на вопросы к тексту Можно выделить базовые принципы оценивания на уроках ОРКСЭ: – Оценивание является постоянным процессом , естественным образом интегрированным в образовательную практику. – Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. – Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно. – Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. Список использованной литературы: 1. Каптерев П.Ф. Избр. педаг. сочинения. - М., 1982. 2. Левитский А. В. Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: учебно- методическое пособие / А.В. Левитский. - Екатеринбург, 2011.