"ШКОЛА ПОСЛЕ УРОКОВ. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГИМНАЗИИ"

Автор: Тарасевич Татьяна Николаевна
Должность: заместитель директора по вр
Учебное заведение: БОУ Тарская гимназия №1
Населённый пункт: город Тара, Омская область
Наименование материала: статья
Тема: "ШКОЛА ПОСЛЕ УРОКОВ. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГИМНАЗИИ"
Дата публикации: 12.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ШКОЛА ПОСЛЕ УРОКОВ. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГИМНАЗИИ

Тарасевич Татьяна Николаевна

зам.директора по ВР

БОУ «Тарская гимназия №1»
Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я».Учителям важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Внеурочная деятельность для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения. Заинтересованность образовательного учреждения в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты.
Современная тенденция в деятельности учреждений образования – совершенствование внеурочной деятельности. Сегодня к этому есть целый ряд объективных и субъективных оснований: Школа и учреждения дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора. Материалы стандарта подводят к выводу:  внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;  внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;  происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения. А это уже выход на заданный образовательный результат – способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации. Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали:  соответствие возрастным особенностям обучающихся;  преемственность с технологиями учебной деятельности;  опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;  опора на ценности воспитательной системы школы;  свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка. Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности: Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в карте занятости ребенка, по
итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность. Ориентиры в организации внеурочной деятельности в гимназии:  запросы родителей, законных представителей;  приоритетные направления деятельности школы;  интересы и склонности педагогов;  возможности образовательных учреждений дополнительного образования;  рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка. Запросы родителей – ориентация на работу во внеурочное время по укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни. Педагоги школы рассмотрели целесообразность введения образовательных программ, аргументировали необходимость библиотечного часа и занятий в клубах. Рассмотрены ожидаемые результаты внеурочной деятельности, которые прописаны в стандарте. Выявлялись оптимальные условия внедрения стандартов, применение современных технологий. Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы, изучение образовательных программ ВУД, использование ресурса учреждений дополнительного образования позволяют реализовать учебный план в части «Внеурочная деятельность» в объеме 10 часов в неделю. Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе. Главным аспектом системы дополнительного образования является преемственность и взаимосвязь программ дополнительного образования с программами общеобразовательной средней школы. Несомненно, внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в творческую деятельность
различной направленности. Дополнительное образование как особый самостоятельный тип государственного образования сегодня из всех возможных направлений внеурочной работы максимально разработано нормативно и методологически. В силу своей гибкости оно может решать самые разные образовательные задачи, опираясь на вариативный, неформальный, нестандартизированный характер. Однако следует помнить, что дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительной образовательной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний. Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой в Тарской гимназии№1 выбрана организационная модель внеурочной деятельности, которая опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей. Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС НОО, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами. Данная модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных
специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей. В БОУ «Тарская гимназия №1» внеурочная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС организуется по направлениям развития личности: 1. Спортивно-оздоровительное. 2. Общекультурное направление. 3. Социальное направление. 4. Общеинтеллектуальное направление. 5. Духовно-нравственное направление
Спортивно-оздоровительное
направление реализуется в программе «Тропинка к здоровью» и в программе хореографической студии «Карамель». Повышенная двигательная активность – биологическая потребность младшего школьника, от степени которой зависит его здоровье и общее развитие. Основное внимание этого направления уделяется укреплению здоровья, развитию двигательных способностей, получению теоретических и практических знаний о здоровом образе жизни.
Общекультурное
направление представлено программами «Народные подвижные игры», «Веселый карандаш», «В мире книг», целью которых является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. По этому направлению педагоги осуществляют свою работу в форме игровых занятий, мини-спектаклей, конкурсов, выставок.
Общеинтеллектуальное
направление представлено реализацией программ «Занимательная грамматика», «Занимательная математика», «Занимательное конструирование». Ведущей идеей программ является поиск способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработка новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром. Формы организации работы кружков разнообразны. Это беседы, игры, наблюдения.

Социальное
направление представлено программой «Земля – наш дом», в которой особое внимание уделено экологическому воспитанию. Экологическое воспитание личности младшего школьника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой. Формы организации занятий данного кружка разнообразны. Это беседы, продуктивные (инновационные) игры, эксперименты, наблюдения, экспресс-исследования, коллективные, групповые и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ, коллективные путешествия, посещение объектов с исследовательской целью.
Духовно-нравственное
направление – это реализация программы «Азбука истоков – Золотое сердечко». С целью слаженной организации внеурочной деятельности задействованы такие учреждения дополнительного образования города Тары, как Центр ДЮТ, спортивная школа, станция юных натуралистов, Дом дружбы. Посредством тесного контакта руководителя кружка и педагогов учреждений дополнительного образования занятия проходят в интересной для обучающихся форме. При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1-й класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ребёнок, делая выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать его занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.