"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 3-5 ЛЕТ ЗНАНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ И ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ".

Автор: Атангулова Эльвира Маратовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №23 "Гуси- лебеди"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 3-5 ЛЕТ ЗНАНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ И ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ".
Дата публикации: 13.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №60 «ЗОЛУШКА».

Консультация для педагогов:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И

ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ У

ДОШКОЛЬНИКОВ 3-5 ЛЕТ ЗНАНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ

ФИГУРАХ И ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ».

Выполнила: Атангулова Э. М.

Нижневартовск 2015г.


Этапы работы педагога по формированию представлений о геометрических

фигурах и форме предметов у детей 3-5 лет с помощью логических блоков

Дьенеша.
Для повышения уровня знаний детей о свойствах предметов (цвет, форма, величина), умения выделять, абстрагировать свойства и обобщать по ним предметы, была выбрана мной методика обучения по логическим блокам Дьенеша. Рассмотрим задачи использования логических блоков Дьенеша в работе с детьми: 1. Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания). 2. Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения. 3. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. 4. Развивать пространственные представления. 5. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач. 6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей. 7. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции. 8. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструктированию. 9. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики и информатики.
Более того, используя блоки Дьенеша, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойствам предмета, к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками, дети сначала осваивают умение выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, толщину, размер), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.). Несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).
Что же представляет собой этот материал?
Набор логических блоков Дьенеша состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Кроме логических блоков, для работы с детьми необходимы карточки (4,5/7 см), на которых условно обозначены свойства блоков. Использование таких карточек, позволит развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать информацию о них. Так, подбирая карточки, которые «говорят» о цвете, форме, толщине или о размере блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств, а в процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать (расшифровывать) информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блоков, создают его своеобразную модель. Карточки – свойства, помогают детям перейти от наглядно-образного мышления, к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – это крохотный мостик к словесно-логическому мышлению. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы должны помнить, что основной метод развития

проблемно-поисковый
, а главная форма организации –
игра
, так как именно игра является ведущим видом деятельности дошкольника.
Формы организации работы с логическими блоками.

1.
Игры – занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность, доступность, смену деятельности.
2.
Совместная и самостоятельная игровая деятельность. а) дидактические настольно-печатные игры («Какой фигуры не хватает», «Рассели жильцов», «Найди место фигуре»); б) подвижные игры (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов); в) сюжетно-ролевые игры («Магазин» - деньги обозначаются блоками, цены на товар – кодовыми карточками).
3.
Вне занятий, в развивающей среде группы. Моделирование из геометрических фигур разнообразит занятие детей, сделает их интереснее, поможет детям легче ориентироваться в пространстве и закономерностях («Дом», «Елочка», «Транспорт», «Животные» и т.д.). Дети с удовольствием используют логические блоки в самостоятельной деятельности, используя при этом схемы, таблицы, рисунки. В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматривается, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования геометрическими фигурами. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомится с логическими блоками. Дети на первом этапе используют их по своему усмотрению в различных видах деятельности. В процессе манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, величину, толщину. На первом этапе знакомства с блоками в игровой деятельности детей идет работа по формированию познавательных способностей, знакомство с формой, цветом, величиной, толщиной. Так как дети в средней группе уже умеют сравнивать объекты по одному-двум свойствам, даются задания на закрепление этих свойств: разложи по цвету; размеру; форме; величине; толщине.
Пример занимательного занятия : Поставим четыре столика и высыпи на середину каждого из них разноцветные геометрические фигуры, предварительно расформированные по форме: на один стол – круги, на второй – треугольники, на третий – квадраты, на четвертый – прямоугольники. За каждым столиком посадим по шестеро детей. Рассматривая фигуры, дети делают вывод, что на каждом столике лежат одинаковые по форме фигуры, но разные по цвету. Настало время преступить к упорядочению геометрических фигур. На каждом из четырех столиков появляется по три кучки: желтые, красные и синие геометрические фигуры определенной формы. Можно предложить детям разбиться на пары с тем, чтобы они занялись дальнейшим делением геометрических фигур каждого цвета на большие и маленькие. Каждая пара распределяет свои фигуры так, чтобы было видно, что одни из них – большие, а другие – маленькие, что одни - толстые, а другие – тонкие. В результате их деятельности, перед каждой парой имеется только одна геометрическая фигура (или круг, или треугольник, или квадрат, или прямоугольник), которая будет и большой, и толстой или и большой, и тонкой; только одна геометрическая фигура определенного вида, которая будет и маленькой, и толстой или и маленькой, и тонкой. Схематически это выглядит так: В следующий раз игра проводилась по-другому: ребенок, видя перед собой какую-либо геометрическую фигуру, должен был перечислить четыре ее признака: форму, величину, толщину и цвет. Сначала каждый из детей по очереди называл признаки своей геометрической фигуры, например: -У меня квадрат, большой, толстый, синий.
-У меня круг, красный, маленький, толстый. - У меня треугольник, желтый, тонкий, большой. Принимая участие в игре, все дети внимательно следили, правильно или неправильно называли признаки геометрических фигур их товарищи.
Карточки с символами свойств.
С помощью этих знаков, дети должны характеризовать признаки определенных геометрических фигур. Если, например, Вика выбрала большой, синий, толстый треугольник, то в этом случае подойдет карточка с треугольником, которую она прикрепляет к доске, говоря при этом: - Это означает, что я выбрала треугольник! Поскольку треугольник синий, я советую ей поставить с первой карточкой карточку, выражающую качество цвета. -А какой еще этот синий треугольник? -Он большой и толстый, - определяет кто-то из детей. Показываем детям четыре карточки, обозначающие величину (большой, маленький дом) и толщину (толстый и тонкий человек). Подвожу детей к выводу, что надо взять карточку с изображением толстого человека, так как фигура толстая. Дети определяют свойство блока: треугольник – синий, толстый. -Но она еще и большая! - дополняет Артем. Показываем две карточки, на одной высокий многоэтажный дом, на другой маленький домик с двумя окошками. Дети быстро догадываются, какая из карточек обозначает «большой», а какая – «маленький». Карточка, обозначающая «большой», ставится на доску, около карточки со значением «толстый». Теперь Вика, «читает», глядя на доску: -Это треугольник, синий, толстый, большой. Тоже повторялось с другими блоками, выбранными детьми. Они были удивлены тем, что могут «прочитать» - какой является выбранная ими геометрическая фигура. Интерес к тому, что они могут «диктовать» и «читать» признаки геометрических блоков не угасал довольно долго.

Дидактическая игра «Расскажи о своем блоке» (паспорт блока).
Цель: научить составлять описание свойств блока, пользуясь моделью. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию. Когда дети свободно научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» (не квадрат, значит круг или треугольник, или прямоугольник, не красный, значит синий, или желтый, или зеленый; не большой значит маленький и т.д.). В результате этих игр и упражнений ребенок сможет свободно рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность действий, приблизиться к пониманию того, что нарушение правил не позволяет достичь верного результата.