"Интегрированные уроки как форма стимуляции творческой деятельности и коммуникативных способностей неслышащих детей"

Автор: Абросимова Галина Анатольевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: БОУ ВО "Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по слуху"
Населённый пункт: г.Грязовец, Вологодская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Интегрированные уроки как форма стимуляции творческой деятельности и коммуникативных способностей неслышащих детей"
Дата публикации: 29.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК ФОРМА СТИМУЛЯЦИИ

ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОММУНИКАТИВНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ.

Введение

Понятие об интеграции.
Изменения, происходящие в нашем обществе, требуют переноса акцента школьного образования с усвоения знаний на развитие ключевых компетентностей, то есть способность решать комплексные жизненно- ориентированные проблемы. Интеграция предметов в школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих осуществить переход к компетентностной модели образования, обновит её структуру и содержание. Интеграция предполагает устранять противоречия между быстро растущим объёмом знаний и возможность. Их усвоения. Она способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает овладение ими комплексным знанием, системой универсальных человеческих ценностей, служит формированию системно-целостного взгляда на мир. В условиях быстрого роста объёма информации возможность её восприятия и осмысления резко уменьшается. Выход видится в усвоении структурированных знаний, представляющих собой определённый комплекс, систему. Будущее школы связано с синтезом разных учебных предметов, и прежде всего предметов гуманитарного цикла, разработкой интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновением всех школьных дисциплин. Идеи интеграции всё настойчивее проникают в школьную практику. Сейчас уже не является неожиданностью увидеть уроки, на которых происходит объединение разных предметов. Не случайно одной из современных тенденций развития методики преподавания изобразительного искусства становится расширение культурологического контекста, стремление к интегрированию знаний из
различных областей науки, различных видов музыки и литературы. В уроки изобразительного искусства вводится философский, исторический, искусствоведческий материал. Цель таких уроков – приобретение системы знаний и ценностей, «погружение» в определённую культурную эпоху, диалог с ней, постижение её картины мира и человека в знаках, символах, образах, моделях бытия. Возникновение интеграции – результат высокого уровня реализации межпредметных связей, предполагающих не просто контакты, коммуникацию предметов, а установление связи глубинной, поскольку она основывается на общих для нескольких предметов идеях, концепциях, дающих целостное представление о человеке, мире, культуре. Исторические корни интеграции в обучении можно отыскать в трудах классиков педагогической мысли. Ещё Я.А.Коменский разработал курс «Космография», который содержал в себе материал из разных областей знаний: астрономии, географии, политики, истории. При этом объединяющая роль всех образовательных предметов принадлежала «пансофии» - всеобщей мудрости, устремлённой к гармонии и мировому порядку. Выдающийся русский педагог К.Д.Ушинский объединял преподавание школьных предметов вокруг христианской идеи любви и гуманизма, а также ведущих понятий, характеризующих мир природы и человека. Последователи Ушинского также стремились выделить интегрирующий дидактический способ деятельности: у Г.Фрезинга и Е.Хофмана – проектная деятельность, у А.С.Макаренко – трудовая деятельность, у В.А.Сухомлинского – творчески-созидательная деятельность, у Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова – теоретическое мышление, мыследеятельность. Интегративные процессы на уровне конкретных учебных предметов в отечественной школе, начиная с 30-х г.г. и вплоть до 80-х г.г., осуществлялись через систему межпредметных связей. В 70-80 г.г. им уделялось огромное значение, даже в учебных программах появился специальный раздел «Межпредметные связи». В нём выделялись опорные понятия, факты, указывались
темы, которые предполагали межпредметную связь данного предмета с материалом других дисциплин. В начале 90-х г.г. в связи с общенаучными интеграционными поисками в педагогике на новом качественном уровне заговорили о содержательной и дидактической интеграции. Причины возникновения интеграции. 1) интеграция наук; 2) колоссальный объём знаний; 3) нестыковка учебных программ; 4) формализм в знаниях; 5) языковой барьер.
Типы, виды и уровни педагогической интеграции.
В рамках педагогической интеграции выделяют общенаучный и частнонаучный способы интеграции. Первый связан с использованием в учебном процессе общенаучных форм и средств познания. К нему относятся следующие типы интеграции:  понятийный (источником интеграции являются общие для нескольких предметов понятия);  предметно-образный (формирование целостных представлений о предметах, явлениях, человеке, мире);  проблемный (разные предметы связываются общими проблемами);  методический тип (интеграция происходит при помощи общих видов, способов деятельности);  методологический (объединение разных фактов, явлений, теорий, концепций единым образом и картиной мира). Частнонаучная интеграция осуществляется во взаимосвязи близкородственных предметов. Второй уровень интеграции представляет собой дидактический синтез, который осуществляется как на уровне содержания, так и на уровне приёмов, методов, форм проведения учебных занятий. Высший уровень интеграции связан с созданием нового учебного курса школьной дисциплины, имеющий собственный предмет изучения (обществоведение, мировая художественная культура, природоведение).
Эти три уровня интеграции обеспечивают интеграцию на уроке, в рамках учебного курса, между учебными курсами.
Значение интегрированных уроков для слабослышащих обучающихся.
Задачей обучения в классах школ для слабослышащих входят адаптация к новой среде, формирование социального статуса ученика, закрепление нравственных и эстетических норм, достижение уровня речевого развития и эрудиции, характеризующих готовность к дальнейшему обучению. В своё время К.Д.Ушинский отмечал: «Полезное и даже необходимое разнообразие предметов первоначального обучения возможно только при том условии, чтобы в нём не было никаких отдельных предметов, а всё сливалось в одно разумное воздействие взрослого лица, дающего пищу деятельности детей и направляющего к одной разумной цели – к всестороннему развитию телесного и душевного организма дитяти и приготовлению его к тому изучению отдельных предметов, которое ожидает его впереди». В организации учебного процесса, в определении программы обучения слабослышащих детей заложено стремление представить детям мир как нечто единое, не расчленённое на отдельные элементы. Они учатся наблюдать, видеть отдельные части и элементы этого мира в единстве и взаимосвязи. Обучение конкретным «школьным» умениям (читать, писать, считать и т.д.) не является задачей одного учебного предмета. Важно научить детей читать не только на уроках чтения, считать не только на уроках математики. Введение постоянно усложняющихся коммуникативных ситуаций в занятия детей различными видами деятельности способствует обучению их способам и средствам выражения мыслей. Задача заключается в воспитании речевого поведения – речевой активности, желания и умения вступать в контакт с окружающими, воспринимать и обмениваться информацией в устной и письменной форме.
Большое значение придаётся отбору методов работы. Приоритетными являются те из них, которые способствуют развитию детей, интенсификации учебного процесса. Ученикам даются задания, требующие размышления, догадки, вывода. Интенсивная самостоятельная деятельность с эмоциональным переживанием успехов и неудач способствует выявлению и совершенствованию индивидуальных способностей школьников. Вариативная структура урока, свободный подбор форм работы не означает хаоса в учебном процессе. Интегрированные уроки характеризуются максимальным наполнением, правильным распределением времени и ускорением темпа работы на каждом этапе, повышением занятости школьников, осуществлением индивидуального и дифференцированного подхода к обучению. В условиях введения ФГОС общего образования технология проведения интегрированных уроков в школе для слабослышащих детей позволяет в полной мере формировать универсальные учебные действия школьников с недостатками слуха.
Методика интегрированного урока.
Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях (внутрипредметном и межпредметном). Следует обозначить и особенности отбора содержания при интеграции: интеграция материала из традиционных, классических предметов и включение в интеграцию нового для школы содержательного материала. Предметом анализа на интегрированном уроке выступают разноплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных предметах. Традиционный путь обучения следующий: содержание учебного материала + опора на научную информацию других учебных предметов + опора на ранее изученное + межпредметные связи = единство материального мира. Взаимопроникновение. Существует четыре уровня интегрированных уроков: I уровень – примитивный (формулировка интегрированной темы, цели и определение интегративных понятий);
II уровень – информационно-понятийный (отбор учителями информации, близкой по значению); III уровень - сравнительно-обобщающий (носит обучающий характер); IV уровень – сравнительно-обобщающий (групповая работа учащихся). Процесс подготовки к интегрированному уроку представляет собой структурированную систему, состоящую из следующих этапов: I этап – подготовительный: планирование урока, формирование творческой группы учителей, определение общей цели и структуры урока, подбор и систематизация материала, составление плана-урока. II этап - исполнительный (проведение интегрированного урока). III этап - аналитический (анализ проведения урока, выводы). Обращение к интеграции как средству создания целостного восприятия учебного материала, объясняется рядом преимуществ этого достаточно нового вида образовательной деятельности на уроке. 1. Мир, окружающий детей, познаётся ими в многообразии и единстве. 2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать. 3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, повышают познавательный интерес. Структура интегрированных уроков отличается следующими особенностями:  Предельной чёткостью, компактностью, сжатостью учебного материала;  Логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;  Большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке. Школьный предмет «изобразительное искусство», как часть такого процесса, особенно интересен. Его основы и законы могут рассматриваться как
совокупность различных наук. К примеру: физика расскажет, как преломляется луч света на цветовые волны, химия поможет превратить один цвет в другой, из истории и географии ученики узнают цветовые предпочтения любой страны, а биология раскроет тайну восприятия цветов. А всё вместе, получается - цветоведение, как азы изобразительного искусства. Многие понятия ИЗО не могут обойтись без понятий геометрии. Так в 5 классе на уроках, мы рассматриваем круги, квадраты, треугольники в рисунке орнамента. На уроках в 6 классе, говоря о трехмерности пространства и объёме, появляются изображения геометрических тел, линии и точки могут передавать ритм, динамику и статику. Семиклассники учатся изображать фигуру человека, используя схематическое построение, стилизуя и упрощая её до отрезков, овалов, прямоугольников. Любая композиция, рисунок, набросок основывается на правилах перспективы, параллельности или соединения линий. Объясняя элементарные правила предмета «изобразительное искусство», учитель никак не может обойтись без внутрипредметной интеграции с геометрической наукой.
Содержание и организация интегрированного урока по

изобразительному искусству.
В программе «Изобразительное искусство» члена - корреспондента РАО, доктора педагогических наук В. С. Кузина, главной целью художественного образования ставится цель формирования духовной культуры личности, приобщения к общечеловеческим ценностям, овладения национальным культурным наследием. В основу программы включена система межпредметных связей с чтением и русским языком, что по мнению авторов позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью. Предусмотрена работа по иллюстрированию литературных произведений, входящих в программные материалы по чтению. Содержание
раздела «Тематическое рисование и иллюстрирование» включает рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование повестей, рассказов, сказок, басен и других литературных произведений. Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодический материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. В целом сохраняется структура урока. Межпредметные связи устанавливаются по составу научных знаний (фактические, конкретные). Межпредметные связи, например, устанавливаются в процессе ознакомления с многочисленными фактами симметрии в строении тел природы. Так на уроке математики изучается тема « Симметрия тел», на уроке природоведения « Осень пришла» демонстрируется иллюстрационный материал. Обсуждаются вопросы, и это помогает увидеть и понять, что факторы симметрии имеют место не только в математике, но и в природе, в изобразительном искусстве, и в технологии изготовления. Межпредметные связи также имеют особое значение для формирования естественно - научных понятий. Например, на уроке окружающего мира дети знакомятся с понятиями, а на уроках изобразительного искусства это понятие закрепляется в рисунке, лепке, аппликации. И при этом это понятие не просто дублируется, а углубляется.
При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать

следующие условия:
-В интегрированном уроке объединяются более 2-3х различных предметов, поэтому очень важно правильно определить главную цель такого урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.
Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков дает сочетание предметов: - окружающий мир - изобразительное искусство; - литература - изобразительное искусство; - музыка - изобразительное искусство и т.д. -Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке. - При проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий. Процесс изображения дает возможность ученику глубже изучить те предметы, с которыми раньше ограничивалось только мимолетным взглядом. В основу изобразительного процесса положено от простого к сложному- от схематизации до обобщения. Более глубокому, сознательному и активному отношению к делу помогает наглядный материал, выполняющий роль своеобразного эмоционального раздражителя, способствующий активной работе разума и чувства: иллюстрации, репродукции, кроссворды, загадки, карточки- упражнения, игры. Очень часто включаю произведения народного искусства, классические музыкальные произведения, сюрпризные моменты, что помогает стимулировать комплексный подход к гармоничному воспитанию личности, активно включаться в творческий процесс по созданию рисунка, видеть новое решение в той или иной технике, обогащает первоначальный замысел и результат изобразительной деятельности, приобретает еще большую выразительность. Органично включенные в ход урока игровые моменты, загадки, сказки, музыкальное сопровождение, отдельные приемы работы в различной технике и с разным материалом создают необходимые условия для развития у учащихся творческих способностей.
Очень важно не выпускать учащихся из поля зрения, все время, привлекая их внимание к основной теме урока, комбинируя теоретическое изложение с показом иллюстративного материала. Уметь правильно подойти к учащемуся, создать атмосферу уверенности в успехе, вселить веру в свои силы, видеть, в чем он нуждается, вовремя оказать ему помощь, изложить материал просто и ясно.
Анализ интегрированного урока.
В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний. Способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Анализируя детские рисунки, определяю их умение понять, видеть взаимодействие различных цветов, а это составляет важнейшую особенность художественного зрения и вкуса. Содержание и компоненты интеграции Какие учебные дисциплины в нее входят? Тема интегрированного урока, проблема, цель. Уровень новизны. Достигнута ли систематизация знаний учащихся, формирование целостного взгляда на предмет? Органически единая, целостная новая структура, параллельное существование различных пластов материала. Спонтанно ли осуществляется этот урок или является результатом тщательной подготовки учителя, учащихся? Какую самостоятельную работу ученики должны
были выполнять до урока: ее цель, объем, характер? Формы проведения интегрированного урока, виды деятельности учителей и учеников. Разумно ли они сочетаются. Ведут ли к поставленной цели? Сотрудничество учителей на интегрированном уровне. На сколько оно ограничено? Не тянет ли кто-то « одеяло» на себя? Действительно ли едины проблемы и содержание проведенных ими урока? Нет ли противоречий в используемых ими материалах? Результаты деятельности учащихся на интегрированном уровне Создалось ли у них единое (интегрированное) представление о проблеме, широта их кругозора, культура суждений, их аргументация, степень убежденности в итогах обсуждения проблемы, культура речи, эмоциональная вовлеченность в проблему. В заключение хотелось бы акцентировать внимание на следующих рекомендациях: 1. Интеграция - это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов, тем разных учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким, последовательным и многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений. 2. При разработке системы интегрированных уроков учителю необходимо определить их цель, пересмотреть содержание изучаемого материала, выбрать методы, средства и формы организации обучения, адекватные поставленной цели, спрогнозировать результат. 3. Система интегрированных уроков должна занимать большую часть годовой программы учебной дисциплины.
4. На интегрированных уроках в соответствии с ФГОС обязательно должен использоваться прием рефлексии, позволяющий педагогу увидеть динамику в развитии личности ребенка, умеющего мыслить, чувствовать, сопереживать, действовать 5. Высокую результативность в обучении и воспитании как эффект интеграции можно получить за счет органичного сочетания урочной и внеурочной деятельности. Поскольку интеграция – это не самоцель, а определённая система в моей деятельности, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения. В чём же он заключается?
В повышении уровня знаний по предмету
, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счёт их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук (тесты, проверочные и контрольные работы и т.п.).
В изменении уровня интеллектуальной деятельности
, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами (проекты, участие в ученических конференциях, интернет-конкурсы, олимпиады и т.п.).
В эмоциональном развитии учащихся
, основанном на привлечении музыки, живописи, литературы (выступления на различных мероприятиях, лепка, пластики движения тела, конкурсы рисунков, конкурсы чтецов и т.п.).
В росте познавательного интереса школьников
, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время.
Во включении учащихся в творческую деятельность
, результатом которой становятся их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
Заключение.

Внедрение разноуровневой интеграции в педагогическую практику убеждает в том, что сами идеи интеграции в совершенствовании учебно-воспитательной функции очень плодотворны. Во-первых, знания, полученные на интегрированных уроках, приобретают системность, становятся обобщёнными, комплексными. Во-вторых, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убеждённость и достигается всестороннее развитие личности. В-третьих, интегрированный урок создаёт атмосферу сотрудническва и поиска, побуждает к диалогу, способствует формированию у учащихся образного мышления. В-четвёртых, интегрированные уроки демонстрируют учащимся единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяют им видеть взаимозависимость различных наук.
БИБЛИОГРАФИЯ.
1. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956. 2. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981. 3. Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа №1 1997 4. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя. М., 1991. 5. Лякишева Т.И., Маркевич Е.Ф. Интегрированнй урок по теме «Зима» с использованием методов «театра педагогики». // Начальная школа №1 1995 6. Лямина Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к учебным предметам. // Начальная школа №11 1995 7. Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела «Устное народное творчество». // Начальная школа №8 1993
8. Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство. // Начальная школа №8 1994 9. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка к семье.-М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995 г. 10. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под общей редакцией Т.Г.Рамзаевой. С-Пб, 1998 г. 11. Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский язык в школе №5-6 1992 г. 12. Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. // Начальная школа №11 1994. 13. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.- Л.,1947. 14. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие – М.:Издательский центр «Академия», 1999г. 15. Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1951. 16. Программы общеобразовательных учреждений Начальные классы (1-3). /Сост. Вохмянина Л.А., Ингнатьева Т.В. и др. –М.: Просвещение ,1994. 17. Программно - методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999г. 18. Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и красок весны». // Начальная школа №10 1995 19. Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (пути развития). Л-д, 1990. 20. Щёголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе С-Пб 1998 г. 21. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя/ Сост. Лабковская Г.С. М., 1983.