"Сборник вариативных заданий, направленных на формирование познавательных УУД для учащихся 3 класса"

Автор: Квашнина Светлана Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Камышловский педагогический колледж
Населённый пункт: Камышлов, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сборник вариативных заданий, направленных на формирование познавательных УУД для учащихся 3 класса"
Дата публикации: 15.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»
Сборник вариативных заданий, направленных на

формирование познавательных универсальных учебных действий

у учащихся 3 класса
Камышлов, 2016
Сборник вариативных заданий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий для учащихся 3 класса / сост. Квашнина С.А. Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2016. В основе предлагаемых материалов лежит идея использования вариативных заданий, для формирования познавательных учебных универсальных действий у младших школьников. В подобранных заданиях для учащегося появляется уникальная возможность добывать знания самостоятельно; а также предоставляется право выбора. Данный сборник вариативных заданий предназначен для учителей начальных классов, при проведении уроков, контрольных работ, во внеурочной деятельности, при проведении индивидуальных занятий с обучающихся, для студентов педагогических специальностей при подготовке и проведении занятий ©Камышловский педагогический колледж, 2016 2

Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………..3 1.1 Обобщение и ограничение понятий…………………………………………...6 1.2 Построение лестницы понятий………………………………………………...8 1.3 Задания на классификацию объектов …………………………………………9 2.Задания на определение понятий……………………………………………….11 3. Задания на сравнение объектов………………………………………………...13 4. Задания на выделение главной информации в тексте………………….........17 Список литературы……………………………………………………………......18 3

Пояснительная записка
Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно. А. Дистервег На данном этапе развития современного общества становится очевидным, что требования к уровню подготовки обучающихся по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания образовательного учреждения, умения выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе. Поэтому, сегодня, когда объём человеческих знаний удваивается каждые 3 — 4 года, современному ученику уже в начальных классах важно не только усвоить определённый объём знаний, но и освоить универсальные учебные действия (УУД), которые дают ему возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). В данном сборнике, представлены вариативные задания для формирования познавательных учебных универсальных действий младших школьников по различным предметам русский язык, математика, литература. Педагог с учетом интересов, возможностей, с учетом уровня развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся может выбрать из предложенного сборника необходимые задания. Вариативные задания – это такие задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде, а можно найти подсказку или иллюстрацию к заданию. Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных учениками заданий оказывает положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствует формированию у учащихся положительного отношения к школе (к процессу познания).Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования познавательных 4
УУД. Задания, разнообразные по содержанию и степени сложности будут способствовать качественному формированию познавательных умений. При отборе вариативных заданий учитывались основные принципы активизации познавательной деятельности, методы, приёмы работы по развитию познавательных универсальных учебных действий (далее УУД):  Принцип поиска  Принцип постановки учебной задачи  Принцип содержательного обобщения  Принцип моделирования  Принцип движения от общего к частному Цель сборника: подбор и систематизация вариативных заданий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 3 классов Задачи: 1) подбор вариативных заданий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников. 2) систематизация вариативных заданий по разделам сборника 3) оформление сборника Сборник состоит из следующих разделов: Задания, направленные на совершенствование мыслительных операции Обобщение и ограничение понятий. Данная группа направлена на формирование общеучебных умений: обобщение и ограничение. Например: «Произведите обобщение и ограничение следующих понятий, то есть подыщите к каждому из них подчиняющее более общее (родовое) понятие и подчинённое более частное (видовое) понятие, для каждого понятия предлагаются на выбор четыре понятия, среди которых вам следует назвать родовое и видовое. Построение лестницы понятий. Данная группа направлена на определение последовательности и построения цепочки понятий. Например: произведите ряд последовательных ограничений и постройте лестницу понятий, в которой каждое новое понятие относится к предыдущему как вид к роду Задания на классификацию. Например: распределите слова по одинаковому звуку Н, В. (жираф, слон, лев, верблюд, носорог, медведь, гепард) Задания на определение понятий. Данная группа направлена на выделение существенных и несущественных признаков, свойственных понятию. Например: назовите более общее (родовое) понятие и найти видовые признаки, то есть те качества, которыми обладают все объекты, относящиеся к данному понятию. Задания на сравнение понятий. Данная группа направлена на умение сравнивать и находить общие признаки в понятиях. Например: сравни пары понятий и найди в них общие признаки. Для этого следует проанализировать каждое понятие в паре. Задания на выделение главной информации в тексте. Данная группа заданий направлена на умение выделять и находить главную информацию в 5
тексте. Данные задания могут использоваться учителями начальных классов ОУ, студентами специальности «Преподавание в начальных классах» при подготовке занятий как урочных, так и внеурочных в рамках прохождения ППУ и преддипломной практики.
Обобщение и ограничение понятий
1. Подберите к каждому из предложенных понятий более общее (родовое) и более частное (видовое) понятие. Местоимение а) часть речи; б) синтаксис; указательное местоимение; г) междометие. Изобразительное искусство а) мозаика; б) искусство; в) театр; г) художник. Деление а) умножение; б) деление с остатком; в) действие с числами; г) разность. 2. Произведите обобщение и ограничение следующих понятий, то есть подыщите к каждому из них подчиняющее более общее (родовое) понятие и подчинённое более частное (видовое) понятие, для каждого понятия предлагаются на выбор четыре понятия, среди которых вам следует назвать родовое и видовое. Пример: лампа – а) свет; б) осветительный прибор; в) телевизор; г) настольная лампа. Для понятия «лампа» родовым является понятие «осветительный прибор», а видовым – «настольная лампа». Их и следует назвать в данном случае. 1. Местоимение – а) часть речи; б) синтаксис; в) указательное местоимение; г) междометие. 2. Изобразительное искусство – а) мозаика; б) искусство; в) театр; г) художник. 3. Ветер – а) атмосферное явление; б) прохлада; в) пассаты; г) снег. 4. Крахмал - а) жиры; б) картофель; в) кукурузный крахмал; г) органическое вещество. 5. Отрицательное число – а) сумма; б) число; в) минус пять; г) положительное число. 6. Деление – а) умножение; б) деление с остатком; в) действие с числами; г) разность. 7. Столица – а) столица европейского государства; б) окраина; в) город; г) деревня. 8. Словарь – а) книга; б) фразеологический оборот; в) учебник; г) 6
орфографический словарь. 3.В этом задании требуется назвать обобщающее (родовое) и ограничивающее (видовое) понятие из данных понятий. 1. История – 2. Озеро – 3. Наречие – 4. Дробь – 5. Повесть – 6. Христианство – 7. Кустарник – 8. Насос – 9. География – 10. Певчая птица – 11. Русский писатель – 4. Соедини названия падежей и вопросы И.п. кого? что? Р.п о ком ? о чём? Д.п кем? чем? В.п кого?чего? Т.п кому?чему? П.п кто?что? 5. Попробуй ограничить понятия: * населённый пункт (город) * столица (столица России) * автомобиль * здание * одежда * мебель - Попробуй обобщить понятия: * русская псовая борзая (русские борзые, охотничьи собаки, собаки, животные) * продолжительный осенний дождь; * большая игровая комната; * детская художественная литература . 6. Найди букву, которая повторяется. Цы- цып- цыплятки, Есть водится в кадке. Кто меня боится, Тем не дам водицы. Вот бегут цыплятки, Не боятся кадки! Возле кадки блюдце, Все они напьются. 7
7. Найди на рисунках
объекты природы
и соедини их стрелками с соответствующим словом-понятием.
Построение лестницы понятий
1. Произведите ряд последовательных ограничений и постройте лестницу понятий, в которой каждое новое понятие относится к предыдущему как вид к роду (закрытое задание) 1. Часть речи, глагол "приказать", основные грамматические разряды, глагол. 2. Фигура, квадрат, плоская фигура, прямоугольник, многоугольник. 3. Создатель произведений искусства, Фидий, скульптор, человек, древнегреческий скульптор. 2. Произведите ряд последовательных обобщений и постройте цепочку понятий, в которой каждое следующее понятие будет относиться к предыдущему как род к виду (открытое задание). 1. Пятиугольник - ... 2. Отрицательные десятичная дробь – 3.Стихотворение "Узник" - ... 3. Оцените правильность произведенного обобщения. 1. диагональ – сторон 2. сказуемое - главный член предложен 3. мозаика - картина. 4
.
Постройте цепочку понятий из одного слова путём замены определённых букв надо получить совершенно другое слово. Например: ПОЭТ – ПОРТ – ПОРА – ПОЗА – ЛОЗА – ЛУЗА – ЛУНА. Или из «мухи» «слона», а из «узды» – «коня». За один ход можно менять только одну букву. Есть и другой вариант выполнения задания. В этом случае каждый участник должен выбрать какое-нибудь слово и построить за определённое время, о котором вы договоритесь заранее, цепочку понятий. После сигнала подсчитываются результаты. 8
5. Расположите единицы языка в виде лестницы. (Ответ: звук (или фонема, если ученики знают это понятие) – морфема – слово – словосочетание – предложение – текст.)
Задания на классификацию объектов
Распредели слова в 2 группы. а) лист, листья, дом, дома, кот, коты, глаз, глаза. б) ворона, лиса, сорока, медведь, заяц, журавль. 2. Посели буквы в свои домики. А, Б, Ю, Р, Л, У, Я, К,С. 2. Распределите слова по одинаковому звуку Н, В. жираф, слон, лев, верблюд, носорог, медведь, гепард. 3.Помоги героям найти свои племена. 1) Русские народные сказки . 2) Авторские сказки. Сказка Курочка ряба, Волк и семеро козлят, Томкины сны, о рыбаке и рыбки, первая охота. 9
4. Соберите слова в 2 группы роща, пирог, щенок, дуб, рог, щука. 5. Найди слова с ошибкой и исправь их. 10
Собери сло ва в 2 группы. Слон, щявель, сад, роща, дуп, сор. 6. Распредели слова с ь и ъ на две группы
Задания, на определение понятий
1.Назовите более общее (родовое) понятие и найти видовые признаки, то есть те качества, которыми обладают все объекты, относящиеся к данному понятию. 1. Поэт - .... 2. Квадрат - .... З. Натюрморт - .... 2.Выделите существенные и несущественные признаки, свойственные понятиям (закрытое задание) 1. Площадь - а) характеристика плоской фигуры; 6) зависит от величины сторон в) геометрическое понятие; г) земельная 2. Стихотворение - а) смешное произведение; 6) поэтическое произведение; в) короткое произведение; г) хорошее произведение. 3. Радуга - а) природное явление; б) сказочный мост; в) цветная воздушная арка; г) напоминание о детстве; 3. Звери заспорили, какая культура самая важная. Прозвучало несколько мнений. Помоги Хомяку разобраться, что они означают. Установи верные соответствия. Заполни вторую строку таблицы соответствующими буквами. 1) Культура питания А) нормы языка 2) Культура речи Б) растение, выращенное человеком 3) Культурное растение В) сохранение и укрепление здоровья 4) Физическая культура Г) опыт предыдущих поколений 5) Культурное наследие Д) традиции по приёму пищи 11
4. Незнайка до сих пор не знает некоторые выражения. Помоги нашему герою составить памятки. Подбери к каждому слову или выражению из первого столбика соответствующее ему слово или выражение из второго столбика. В таблице ответов под цифрой напиши букву, соответствующую нужному слову. 1) Обжигающий А) день Ответ: 2) Ласковый Б) холод 3) Долгий В) звер 4) Грустный Г) миг 5) Чёрный Д) смех 5. Найди и спиши слово, выделенное в тексте
жирным шрифтом
. Подчеркни в этом слове буквы мягких согласных звуков. Запиши, сколько в этом слове: слогов, звуков и букв.
___
слогов
___
букв
___
звуков 6. Перечитай сказку о рыбе Прилипале. Подчеркни незнакомые тебе слова. Подсчитай их. Запиши в квадрате цифрой, сколько незнакомых слов в тексте тебе встретилось. 7. Прочитайте слова в скобках. Подчеркните те слова, которые являются наиболее существенными для данного предмета. А) БОЛЬНИЦА (сад, врач, помещение, радио, больные) 12
Б) ШКОЛА (здание, ученики, мел, доска, буквы) В) РЕКА (вода, берег, рыба, рыболов, тина) Г) КНИГА (картинка, слово, бумага, читатель, библиотека) Д) СПОРТ (медаль, стадион, победа, соревнование, музыка) Е) КОМПЬЮТЕР (экран, клавиатура, считает, выполняет команды) Ж) ПРИНТЕР (печатает, белый, бесшумный, подключён к компьютеру)
Задания на сравнение понятий
1.Сравни пары понятий и найди в них общие признаки. Для этого следует проанализировать каждое понятие в паре. Стебель – лист. Лёд – пар. Река – озеро. Луг – болото. Капля – песчинка. Гриб – лишайник. «Мороз Красный нос» – Полярник. 2.Сравни слова и схемы, найди пары. сова 13
мост 3.Подбери каждому слову свою картинку. Медведь, белка, щенок, берёза 4. Сравни данные буквы, чем они отличаются? А Я У Ю О Ё Э Е 5. Сравни и найди предложение. Миски кот пьёт из молоко Кот из миски пьёт молоко. 6. Сравни размеры животных. Определи, кто всех длиннее. 14
Кузнечик Стрекоза Прилипала Лягушка 3 см 4 см 20 см 10 см
Ответ
: Самое длинное животное ________________. 7. Сравни примеры в каждом столбике. Определи, по какому правилу они составлены. 10-4-2=41+6-5=29-4+3=8 10-3-3=41+7-4=48-4+4=8 10-2-4=41+8-3=67-4+5=8 8. Сравни характер двух героев Дымки и Антона при помощи его действия, в чем сходство и различие героев? Напиши мини сочинение о героях 15
9.Сравни времена правления Петра 1, Ивана Грозного. Объясни в чем различия? 10. Коля решил поехать к своему другу, Юре , на день рождение. Добраться до дачи Юры можно на электричке или на автобусе. Встреча Коли с Юрой назначена на 16.30. Помоги Коле выбрать подходящий вид транспорта. Вид транспорта Время в пути Время отправления Электричка 2 ч 8:00, 10:00, 12:00, 14:00, 16:00, 18:00 Автобус 3 ч 30 мин 7:45, 9:45, 13:45, 15:45 Обведи буквы выбранных ответов. А. Электричка, 12:00 Б. Автобус, 7:45 В. Автобус, 13:45 Г. Электричка, 14:00 Д. Электричка, 16:00 11. В вагоне метро сидели 5 женщин и 4 мужчины. На станции 1 человек вышел. Сколько человек осталось в вагоне? 16
Лёша решил Толя решил эту задачу так: эту задачу так: 1) 5 + 4 = 9 1) 4 – 1 = 3 2) 9 – 1 = 8 2) 5 + 3 = 8 Ответ: 8 человек. Ответ: 8 человек. Оба решили задачу правильно. Объясни, что узнавал каждым действием Лёша, и что – Толя. 12. Ребята, вам необходимо найти лишний вагон. Сделать это вам помогут слова Поезд № 1. забег, заплыв, закон, запуск. Поезд № 2. чайник, кофейник, молочник, веник. Поезд№3.посмотреть, победить, подумать, погрустить 17

Задания на выделение главной информации в тексте

1.
Задание. Прочитай и проиллюстрируй текстом. Чтение с иллюстрированием

применяется в двух вариантах: словесное и графическое, как основа при составлении плана, при подготовке к пересказу. Очень важно организовать рассматривание иллюстраций с объяснением перед классом. Например, изображение природы после дождя по рассказу В.В. Набокова «Дождь пролетел». Особо следует обратить внимание на то, что все детали, отмеченные в тексте, должны быть отражены на рисунке.
2.
Составь раскадровку событий в форме мульфильма. Мультфильм - это то, что близко ребятам младшего школьного возраста. И они охотно создают его сами. Данный вид работы похож на работу по составлению плана и иллюстрирование. Сначала учащиеся выделяют главные события в тексте (устно или письменно), затем изображают их графически. Например, в сказке О.О. Дриза «Как родилась Зима» учащиеся выделили следующие события: -знакомство с героем и местом; -радостное настроение леса; -появление холодного Песнееда; -помощь Старичка-Снеговичка. -Познавательные УУД: (умение видеть главные моменты в тексте, передавать их последовательность)
3.
Придумайте продолжение истории Чаще всего работа строится на незаконченных произведениях (отрывках), которые предлагаются в учебнике. Эта работа может строиться в паре, группе, но находятся и такие ученики, которые хотят выразить своё собственное предположение.
4.
Опишите характер главного героя при помощи его действия. Учащиеся используют не только слова из текста, но и дополняют синонимами. Например, сказка К.Д. Ушинского «Проказы старухи Зимы». Вот как отвечают дети : «В сказке характер Зимы изменчивый. Вначале Зима разозлилась, задумала, накинулась, подула, запорошила, завалила, злится. В конце - заплакала». Творческая работа над текстом формирует у ребёнка желание, стремление познавать и любить мир, тогда у него и возникают интересные, оригинальные мысли, которые впоследствии и превращаются в собственные сочинения и даже книги. 5. Найди в тексте, когда и где началась Отечественная война и между кем? Сделай вывод на т основе обобщения знаний. 6. Прочитай сказку и проиллюстрируй текстом, выдели главные моменты в тексте, а затем изобрази графически 7. Прочитай правило. Выдели главные моменты в тексте 18

Список литературы
1. Бобровникова С.В. Приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий. научн. пед. интернет- журн. 21.05.05. URL: menobrmaterials 2000 . (дата обращения: 29.05.05) 2. Дубровская А. И. Детям о писателях: Пособие для учителей начальных классов общеобразовательной школы. М: Минск, 2002. 3. Устьянцева Л.Д. Основы исследовательской деятельности. – Екатеринбург, 2004. 4. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 5. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2009. 6. Федеральный государственный образовательный стандарт от «6» октября 2009 г. № 373. 7. Михеева Ю.В. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: // Академический вестник.2011. №11 8. Планируемые результаты начального общего образования /под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010. 9. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. М.: Академия, 2009. 10. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарты второго поколения. М. «Просвещение». 2009. 11. Савенко А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара.: Фёдоров, 2010. 19