"Остановим коррупцию".

Автор: Куржева Гульнара Темиржановна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ "СОШ а. Бесленей"
Населённый пункт: аул Бесленей
Наименование материала: Примерная образовательная программа
Тема: "Остановим коррупцию".
Дата публикации: 15.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Примерная образовательная программа Остановим коррупцию. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « СОШ а. Бесленей» Составитель: учитель истории и обществознания МКОУ « СОШ а. Бесленей» Куржева Гульнара Темиржановна 2012г
Пояснительная записка
Школа- это отражение жизни общества со всеми его проблемами и достижениями. В настоящее время в жизни общества одной из самых главных проблем является проблема коррупции. Тема борьбы с коррупцией сегодня является одной из центральных в Российском обществе и мировом сообществе в целом.Так в Указе Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы» говориться, что «не смотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по- прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации». В рамках борьбы скоррупцией одной из самых важных составляющих является школа. Коррупции невозможно противостоять без участия гражданского общества. Молодежи предстоит участвовать в общественной жизни, бизнесе, производстве и т.д. Система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупции, должна органично дополнить мировоззренческую картину подрастающего поколения.Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления – важнейшая задача современного образования. Именно в этот период дети вплотную подходят к ситуации жизнеопределяющего выбора: не только профессионального, но нравственного и т. д. Выбор предполагает понимание ситуации. Основной проблемой для молодежи является необходимость выработки образцов поведения в свободном демократическом обществе, которые старшеклассники не могут заимствовать у своих родителей, так как не будет ни для кого открытием то, что в современном российском обществе коррупция все больше становится повседневной, общепринятой.

План – конспект урока

на тему

«Остановим коррупцию».
Тип урока – урок- изучения нового материала Дисциплина – обществознание Класс: 9
Цели:
1. Образовательная: дать определение понятия «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями, а также нормами уголовной ответственности за коррупционную деятельность; 2. Развивающая: расширять кругозор учащихся, расширять словарный запас учащихся, формировать собственный взгляд на проблемы современного общества, помочь воспитанию негативного отношения к коррупции в стране. Воспитательная: воспитывать ответственность за собственные действия и поступки.
Оборудование
: план-конспект, проектор, презентация.
Межпредметные связи
: история, право, литература Ход урока.
I. Организационный момент

II. Объявление темы и цели урока.
Прочтите внимательно отрывок из произведения: «… Да, если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую пять лет тому назад была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что она начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась!» - Из какого произведения данный отрывок? Кто автор произведения? (Гоголь «Ревизор») - О чем идет речь в отрывке? (растрата, злоупотребление должностными полномочиями, хищение госбюджета) - Кто из героев произведения говорит эти слова? (Городничий) - Законно ли городничий поступил? Почему? Согласно ООН 9 декабря - Международный день борьбы с коррупцией. Вот и сегодня на уроке предметом нашего изучения будет понятие под названием «коррупция». Мы раскроем содержание данного понятия, его проявления, последствия в современном обществе и меру наказаний за проявление коррупционной деятельности.

III. Беседа с учащимися.
Мозговой штурм - Вопросы о понятии «коррупция». Какие ассоциации возникают у вас со словом «коррупция»? (взятка, подкуп, обман, мошенничество). - Вот что говорит об этом понятии словарь: Коррупция (от лат. corruptio) означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц. Коррумпировать (лат. corrumpere), т.е. подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами. Согласно Российскому законодательству, коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.  О чем гласит народная мудрость… - Вспомните, какие пословицы и поговорки отражают коррупционную деятельность в современном обществе? Не подмажешь, не поедешь . Рука руку моет . Загребать жар чужими руками . Видит око, да зуб не мед .  С ообщение учащегося: Коррупция - сложное социальное явление, которое зародилось еще в глубокой древности в странах Египта, Месопотамии, Китая, Индии, Иудеи (т.е. в центрах древневосточных цивилизаций) и существует сегодня во всех странах независимо от уровня ее развития, различаясь лишь своими масштабами. Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. - Законодательством РФ разрешено дарить государственным служащим и служащим органов муниципального образования обычные подарки, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальным заработных плат. В древнеиндийском трактате по искусству управления государством «Артхашастра» (IV в. до н.э.) подчеркивается, что важнейшей задачей, стоящей перед царем, является борьба с казнокрадством. Здесь перечислено 40 способов хищения казенного имущества и делается вывод о том, что легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников. Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Урукагина – шумерский царь полиса Лагаша во 2-ой половине ХХIVв. до н.э.  Что говорит нам летопись … В России же первые упоминания о коррупции, которая определялась понятием «мздоимство», исходят к русским летописям XIIIв. Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности было осуществлено в царствование Ивана III. Судебник 1497г устанавливал розыскную
форму процесса, предусматривал в качестве мер наказания смертную казнь, торговую казнь (битье кнутом). Судебник расширил круг деяний, признававшихся уголовно наказуемыми: крамола, «церковная татьба» (святотатство), ябедничество; дал понятие преступления, а также особо опасного преступления. Его внук Иван IV (Грозный) впервые ввел смертную казнь в качестве наказании за чрезмерность во взятках. При Петре I в России был широкий размах и коррупции, и одновременно жестокой борьбы с ней. Так, Петр I совместно с коллегиями ввел деятельность Тайной канцелярии (тайной полиции) в 1718-1720гг. - Какова была функция Тайной канцелярии? (была в ведении самого императора и занимала центральное место в системе управления государством в донесении и раскрытии преступлений против государства) - Что означает понятие «фаворит»? (придворный, пользующийся особым доверием монарха, влиянием на внутреннюю и внешнюю политику страны) В царствование Романовых коррупция была связана с фаворитизмом (сообщение учащегося):  Фаворит Елизаветы Петровны канцлер Бестужев-Рюмин был агентом влияния со стороны британской короны.  Фаворит Петра I князь Александр Меньшиков – талантливый администратор и полководец, который слыл любовью к деньгам и крупным казнокрадом. Он присвоил себе 1,5 млн рублей во время правления Романовых. Петр не раз наказывал его собственноручно, бил, грозил отставкой, но вскоре прощал друга.
IV. Рассказ учителя.
Проблема необходимости борьбы с коррупцией стала очевидной уже в нач. 90х гг. Во 2-ой половине 20в. коррупция все больше начала становиться международной проблемой, приобретая массовый характер. Законы 1992-1997гг «О борьбе с коррупцией» формировали систему борьбы с коррупцией в России. Самые опасные формы коррупции квалифицируются как уголовные преступления. К ним относятся растрата (хищение) и взятки. Растрата состоит в расходе ресурсов, доверенных должностному лицу, в личных целях.  Виды коррупции: 1. Бытовая – в сфере малого бизнеса 2. Деловая – в сфере управления крупными предприятиями 3. Коррупция верховной власти – в сфере государственного управления  Каковы причины коррупции?  Бюрократизм при рассмотрении законных просьб граждан  Переход к капитализму и распад системы контроля  Упущения в кадровой работе  Нарушения в государственной, финансовой дисциплине чиновников  Не учитывается общественное мнение  Малый доход, низкий уровень жизни  Либерализм к проявлениям коррупционной деятельности  Что влечет за собой коррупция? Суммарные потери от коррупции в бюджете России составляют в среднем 10-20 млрд. долларов в год. Лица коррупции нарушают естественный ход развития и управления делами общества.
Экономика: несправедливость в распределении госбюджета, повышение цен на товары и услуги, нарушение рыночной конкуренции, развитие теневой экономики. Социальная сфера : преступность, социальное неравенство (олигархи и нищие), соц. напряженность в стране, деградация норм морали (деньги – мера всего): религии, отношений между людьми, искусства, роль права и законности падает в глазах общества, в результате – разочарованность, равнодушие и недоверие. Политика: смена общенациональных планов на обогащение олигархических кланов и группировок.  Преступление и наказание Согласно УК РФ,  Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере, - наказывается
штрафом
в размере
от ста тысяч до пятисот тысяч рублей
<…> либо
лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере до десяти

тысяч рублей

<...>
(ст. 159. ч.3 УК РФ Мошенничество)  Присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, - наказываются
штрафом
в размере
до ста двадцати тысяч рублей
<…> либо
исправительными работами
на срок до шести месяцев, либо
лишением свободы на

срок до двух лет.
(ст.160, ч.1. УК РФ Присвоение или растрата).  Вымогательство <…> под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, - наказывается
ограничением свободы на срок до трех лет
<…> либо
лишением

свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч

рублей
или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового. (ст.163 ч.1 УК РФ вымогательство)  Использование лицом коммерческой или иной организации своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, - наказывается
штрафом
в размере
до двухсот тысяч рублей
<…> либо
исправительными работами на срок от одного года до двух лет
<…> либо
лишением свободы на срок до трех лет
. (Ст. 201. Злоупотребление полномочиями ч.1. УК РФ)  Незаконная передача лицу коммерческой или иной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением - наказываются
штрафом
в размере
до двухсот тысяч рублей
<…> либо
лишением

права занимать определенные должности или заниматься определенной

деятельностью на срок до двух лет
<…> либо
лишением свободы на срок до двух
лет (ст. 204, ч.1 Коммерческий подкуп) Коррупция – препятствие к экономическому росту и развитию, ставит под угрозу любые преобразования. Коррупции может быть подвержен любой человек,
обладающий какой-либо властью (чиновники, судьи, администраторы, депутаты, экзаменаторы, врачи и т.д.) Всех их движет один стимул – получить экономическую прибыль. Но при этом они испытывают риск разоблачения и наказания. - Как же отказаться соблазна, бороться с проблемой коррупции, которая ведет к краху и несправедливости? (мнение учащихся)
V. Итог урока. Оценивание учащихся.
- Что подразумевает собой коррупция? Как она проявляется? - Какие последствия влечет за собой постоянная коррупционная деятельность? - Как боролись с казнокрадством ПетрI, ИванIV? - О каких наказаниях говорит УК РФ? - как необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством, взятками в современном обществе? Вывод: прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.