"Школа России.1 класс. Обучение грамоте".

Автор: Дремина Татьяна Владиленовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ ГИМНАЗИЯ №63
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Школа России.1 класс. Обучение грамоте".
Дата публикации: 15.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок обучения грамоте (послебукварный период) в 1 классе по теме «Упражнение в письме

букв, соединений, слов, предложений. Правописание ЧА –ЩА, ЧУ - ЩУ»
Автор: Дремина Татьяна Владиленовна учитель начальных классов ГБОУ Гимназии №63 Ресурс представляет собой подробный конспект урока и презентацию. В каждом этапе урока прописаны формируемые предметные умения и универсальные учебные действия.
Цель
. Создание условий для закрепления написания сочетаний ча-ща, чу-щу.
Задачи
.
Обучающие
. Содействовать формированию у учащихся знание о правописании ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
Развивающие
. Способствовать развитию умений писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу; создать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотного письма. Развивать речь.
Воспитательные
. Воспитывать культуру поведения при работе в паре.
Основные виды учебной деятельности.
Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку.
Планируемые результаты

Личностные результаты
: принимает и осваивает социальную роль обучающегося. Осознаёт личностный смысл учения.
Предметные результаты:
Списывать без ошибок с письменного шрифта. Грамотно оформлять на письме предложение. Выполнять запись под диктовку, соблюдая орфографический режим.
Метапредметные результаты
: определяет цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.Находит средства её осуществления.
Авторский медиапродукт
: презентация
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Дидактические материалы:
-слайды - текст загадок, - ребусы, - звук: стук дятла.

Ход урока

1. Организационный момент

Дидактическая задача:
Подготовка учащихся к работе. Показатели реального результата решения задачи: Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. Формируемые УУД. Формирование личностной заинтересованности (л). Формирование осознания этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самостоятельно планировать и организовывать деятельность в целом и учебную деятельность на уроке, в частности (р). -Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке у нас гости, давайте с ними поздороваемся. Садитесь.Вспомним наши правила письма. Я тетрадочку открою и с наклоном положу. Я от вас друзья не скрою, спину прямо я держу. 2. Актуализация знаний.. Минутка чистописания.
Дидактическая задача:
Активизация познавательной активности учащихся. Актуализация опорных знаний и умений. Показатели реального результата решения задачи: Активность познавательной деятельности, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала. Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли в устной форме (к). Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (п). Формирование умений слушать и понимать речь других(к). Отгадайте загадку, что это за месяц? Все мы знаем: у него 28 дней всего. Високосный год придёт и добавку принесёт.Снег колючий по земле гонит ветер в… (феврале) Конечно, это февраль. Давайте напишем число в тетради. Сегодня 24 февраля. Классная работа. В феврале, в феврале много снегу на дворе…Вот и мне на стол упала снежинка. Да она не простая Какие буквы тут спрятаны? ( Ж,Щ,Ш,Ч) Что это за буквы? (шипящие) Эти буквы будут у нас в чистописании. Давайте посмотрим, куда они нас приведут… ча … ща … Куда мы с вами отправимся?(в лес) Какие слова нам встретятся?(с ча и ща, с жи и ши) Что нам понадобится, чтобы эти слова написать грамотно? Какие знания?(правила) 3.Самоопределение к деятельности. Дидактическая задача: Организовать и направить к цели деятельность учащихся. Показатели реального результата решения задачи: Готовность учащихся к активной познавательной деятельности на основе опорных знаний.
Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других (к). Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую(п). Формирование умений проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, уметь определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя.(р ) Отправляемся в путь. Вот мы и в зимнем лесу. В феврале лесные звери Закрывают в норки двери.Чтобы вьюги и метели В норку к ним не залетели.Кто зверюшки эти? Отгадайте, дети! (СЛАЙД 1) Посмотрите на слайд. Что за слова написаны? Чего в этих словах не хватает? Что вы предлагаете сделать? ( вставить буквы в слова: зайчата, бельчата, щурята) (Дети устно вставляют буквы в слова, проговаривая правило. Когда все буквы вставлены, на слайде появляются картинки животных.) Какое правило нам понадобилось, чтобы правильно записать названия зверей? (запись) Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? ( слова с ча ща чу щу) Физкультминутка.1 Дидактическая задача: Организовать отдых для снятия напряжения с мышц тела. Показатели реального результата решения задачи: Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда. Формируемые УУД. Формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально - волевой сферы и игровой деятельности, черт гармоничной и не закомплексованной личности, соблюдения здорового образа жизни (л). 4. Применение и добывание знаний. Работа в парах Дидактическая задача: Обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в изменённой ситуации, формирование умений работать в паре. Показатели реального результата решения задачи: Формирование практических умений, утверждение в себе, построение человеческих и деловых отношений , развитие контроля и оценки. Формируемые УУД. Формирование умения выполнять последовательность действий (р), позицию по отношению к своей работе в паре (л), быть исследователем , организовывать совместную работу(к). РАБОТА СО ЗВУКОМ ( слайд 2 ) Зверюшки в лесной школе читают книжки. Давайте и мы почитаем вместе с ними. Как услышите сочетания ча ща чу щу, поднимайте руку. Будьте внимательны! Солнце по небу гуляло И за тучу забежало. ( Краденое солнце. Чуковский) Как у наших у ворот чудо-дерево растёт! Чудо, чудо, чудо, чудо расчудесное. (Чудо-дерево. Чуковский)
-Как выдумаете, почему сегодня на уроке мы слушали отрывки из произведений именно этого автора? (ЧУ-ковский) Давайте хором скажем правило… РАБОТА СО СЛОВОМ К нам пришла телеграмма из лесной школы.. Что в ней написано? Попробуем прочитать. В школе зверюшки отгадывают загадки. А вы умеете? Отгадки записаны на доске. Запиши их в нужном порядке. Чайка, щука, чайник. ( картинные загадки) (СЛАЙД 3) Взаимопроверка. Выделите зелёным цветом орфограмму. РАБОТА СО СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ (СЛАЙД 4) А сейчас у зверят перемена. Ёжик и белочка хотят нам рассказать, что лесные ученики делают на перемене. Попробуем прочитать…Ничего не понимаю Какое задание вы предложили бы сделать с этими словами? ( поставить их в пары) бельчата молчат щурята кричат скачут зайчата Запишите пары, выделите орфограмму. . Обменяйтесь тетрадями и оцените выполненную работу цветными кружками. Кто поставил зелёный кружок? Молодцы Какое правило надо было знать, чтобы выполнить задание? Хором. Физкультминутка. 2 Дидактическая задача: Организовать отдых для снятия напряжения с мышц тела. Показатели реального результата решения задачи: Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда. Формируемые УУД. Формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально - волевой сферы и игровой деятельности, черт гармоничной и не закомплексованной личности, соблюдения здорового образа жизни (л). РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ. (СЛАЙД 5,6 ) Молодцы! Теперь можно и отдохнуть, послушать тишину. ( Слайды., лес.) Мы попали. в густой, труднопроходимый лес.
А как называется такой лес? (чаща) В нашей чаще тихо и только кто –то нарушает эту тишину.Кто это? (звук дятла) -Дятел. - Как же дятлы нарушают тишину? -Зачем они стучат по деревьям? Дятлы стучат в лесу . Они ищут пищу. Давайте запишем предложения про дятлов. Какие правила нам надо помнить, чтобы вставить пропущенную букву? Какие правила записи предложений нам надо знать? Запись. Выделите орфограмму. Проверка. Расскажи, какие орфограммы подчеркнул… Физкультминутка. 3 Дидактическая задача: Организовать отдых для снятия напряжения с мышц тела. Показатели реального результата решения задачи: Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда. Формируемые УУД. Формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально - волевой сферы и игровой деятельности, черт гармоничной и не закомплексованной личности, соблюдения здорового образа жизни (л). 5. Контроль и самоконтроль полученных знаний . Дидактическая задача: Проверить полученные знания. Показатели реального результата решения задачи: Получение информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов. Формируемые УУД. Формирование умения выполнять работу по предложенному плану. вносить необходимые коррективы (р), способствовать к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности(л) 6. Итог урока (СЛАЙД 7) Дидактическая задача: Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели на уроке. Показатели реального результата решения задачи: Чёткость, лаконичность, максимум участия ученика в оценке своей работы. Формируемые УУД. Формирование умения проследить последовательность действий на уроке(р), дать самооценку учебной деятельности(л). Итог урока. Молодцы! Справились с заданием. Где мы с вами сегодня побывали? Что делали на уроке? Какое правило нам очень пригодилось? За то, что вы так хорошо работали добрый ёжик принёс нам угощение: вкусные яблоки из своих запасов. Только яблоки не простые, а со слогами. (до,ка,щу,ща,чу,ча,ро) Что мы могли бы с ними сделать? ( составить слова.) Работа в группах на больших листах. 9. Рефлексия учебной деятельности Дидактическая задача: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения и работы на уроке, оценка успешности достижения цели. Показатели реального результата решения задачи: Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
Формируемые УУД. Формирование умения проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки(р). Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (л). Рефлексия. Если вам понравилось на уроке, нарисуйте ёжику улыбку. Если кое-что не получилось, нарисуйте ёжику спокойное лицо. Если было скучно и многое не понятно, то ёжик станет грустным. А мне очень понравилось, как вы работали. Урок окончен.
№ Этап урока Дидактическая задача этапа Ход урока Работа учеников 1 В Ы З О В
1.Организа-

ционный

момент
Подготовка учащихся к работе. Показатели реального результата решения задачи: Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. Формируемые УУД. Формирование личностной заинтересованности (л). Формирование осознания этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самостоятельно планировать и организовывать деятельность в целом и учебную деятельность на уроке, в частности (р). -Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке у нас гости, давайте с ними поздороваемся. Садитесь. Вспомним наши правила письма. Я тетрадочку открою И с наклоном положу. Я от вас друзья не скрою, Спину прямо я держу. Дети готовятся к уроку. 2. Актуали-- зация знаний Активизация познавательной активности учащихся. Актуализация опорных знаний и умений. Показатели реального результата решения задачи: Активность познавательной деятельности, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала. Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли в устной форме (к). Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (п). Формирование умений слушать и понимать речь других(к). Минутка чистописания. Отгадайте загадку, что это за месяц? Все мы знаем: у него 28 дней всего. Високосный год придёт И добавку принесёт. Снег колючий по земле Гонит ветер в… (феврале) Конечно, это февраль. Давайте напишем число в тетради. Сегодня 24 февраля. Классная работа. В феврале, в феврале Много снегу на дворе… Вот и мне на стол упала снежинка. Да она не простая Какие буквы тут спрятаны? ( Ж,Щ,Ш,Ч) Что это за буквы? (шипящие) Эти буквы будут у нас в чистописании. Давайте посмотрим, куда они нас
приведут… ча …ща … Куда мы с вами отправимся?(в лес) Какие слова нам встретятся?(с ча и ща, с жи и ши) Что нам понадобится, чтобы эти слова написать грамотно? Какие знания? (правила) 3.Самоопреде -ление к деятельности. Организовать и направить к цели деятельность учащихся. Показатели реального результата решения задачи: Готовность учащихся к активной познавательной деятельности на основе опорных знаний. Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других (к). Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую(п). Формирование умений проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, уметь определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя.(р ) Отправляемся в путь. Вот мы и в зимнем лесу. В феврале лесные звери Закрывают в норки двери.Чтобы вьюги и метели В норку к ним не залетели.Кто зверюшки эти? Отгадайте, дети! (СЛАЙД 1) Посмотрите на слайд. Что за слова написаны? Чего в этих словах не хватает? Что вы предлагаете сделать? ( вставить буквы в слова: зайчата, бельчата, щурята) (Дети устно вставляют буквы в слова, проговаривая правило. Когда все буквы вставлены, появляются картинки животных.) .Какое правило нам понадобилось, чтобы правильно записать названия зверей? (запись) Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? ( слова с ча ща чу щу) Физкульт- минутка. Организовать отдых для снятия напряжения с мышц тела. Показатели реального результата решения задачи:
Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда. Формируемые УУД. Формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально - волевой сферы и игровой деятельности, черт гармоничной и не закомплексованной личности, соблюдения здорового образа жизни (л). Физкульт- минутка. Р Е А Л И З А Ц 4. Применение и добывание знаний. Работа в парах . : Обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в изменённой ситуации, формирование умений работать в паре. Показатели реального результата решения задачи: Формирование практических умений, утверждение в себе, построение человеческих и деловых отношений , развитие контроля и оценки. Формируемые УУД. Формирование умения выполнять последовательность действий (р), позицию по отношению к своей работе в паре (л), быть исследователем , организовывать совместную работу(к). РАБОТА СО ЗВУКОМ ( слайд2) Зверюшки в лесной школе читают книжки. Давайте и мы почитаем вместе с ними. Как услышите сочетания ча ща чу щу, поднимайте руку. Будьте внимательны! Солнце по небу гуляло И за тучу забежало. ( Краденое солнце. Чуковс Как у наших у ворот чудо-дерево растёт! Чудо, чудо, чудо, чудо расчудесное. (Чудо- дерево. Чуковский) -Как выдумаете, почему сегодня на уроке мы слушали отрывки из произведений именно этого автора? (ЧУ- ковский) Давайте хором скажем правило… РАБОТА СО СЛОВОМ К нам пришла телеграмма из лесной школы.. Что в ней написано? Попробуем прочитать. («загадка»
И Я В школе зверюшки отгадывают загадки. А вы умеете? Отгадки записаны на доске. Запиши их в нужном порядке. Чайка, щука, чайник. ( картинные загадки) Взаимопроверка. Выделите зелёным цветом орфограмму. РАБОТА СО СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ (СЛАЙД 3)А сейчас у зверят перемена. Зайчик и белочка хотят нам рассказать, что лесные ученики делают на перемене. Попробуем прочитать…Ничего не понимаю Какое задание вы предложили бы сделать с этими словами? ( поставить их в пары) бельчата молчат щурята кричат галчата скачут Запишите пары, выделите орфограмму. . Обменяйтесь тетрадями и оцените выполненную работу цветными кружками. Кто поставил зелёный кружок? Молодцы Какое правило надо было знать, чтобы выполнить задание? Хором. Р Е Ф Л 5. Итог урока Творческое задание. Работа в группе Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели на уроке. Показатели реального результата решения задачи: Чёткость, лаконичность, Итог урока. Молодцы! Справились с заданием. Где мы с вами сегодня побывали? Что делали на уроке? Какое правило нам очень
Е К С И Я максимум участия ученика в оценке своей работы. Формируемые УУД. Формирование умения проследить последовательность действий на уроке(р), дать самооценку учебной деятельности(л). . пригодилось? За то, что вы так хорошо работали добрый ёжик принёс нам угощение: вкусные яблоки из своих запасов. Только яблоки не простые, а со слогами. Что мы могли бы с ними сделать? ( составить слова.) (СЛАЙД 9) Работа в группах на больших листах. 6. Рефлексия учебной деятельности Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения и работы на уроке, оценка успешности достижения цели. Показатели реального результата решения задачи: Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. Формируемые УУД. Формирование умения проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки(р). Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (л). Рефлексия. Если вам понравилось на уроке, нарисуйте ёжику улыбку. Если кое-что не получилось, нарисуйте ёжику спокойное лицо. Если было скучно и многое не понятно, то ёжик станет грустным. А мне очень понравилось, как вы работали. Урок окончен.