"Философия бессознательного"

Автор: Анциферова Анна Геннадьевна
Должность: преподаватель истории, философии и обществознания
Учебное заведение: ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ Центр-колледж прикладных квалификаций
Населённый пункт: город Мичуринск, Тамбовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Философия бессознательного"
Дата публикации: 20.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Методическая разработка учебного занятия Философия бессознательного по дисциплине «Основы философии» Преподаватель общеобразовательных дисциплин Анциферова А.Г.


Мичуринск 2015


Оглавление
Введение …………………………………………………………………………..3 Подготовительный этап ………………………………………………………….4 Учебно-методическая карта ……………………………………………………..5 Методика проведения ……………………………………………………………6 Заключение ……………………………………………………………………….7 Литература ……………………………………………………………………..…8 Приложение …………………………………………………………………...…..9
Введение
Как человек думает и придумывает, запоминает и вспоминает, наблюдает и фантазирует? Эти вопросы занимали человечество на протяжении всей его истории. Известный отечественный психолог П.Я. Гальперин, анализируя поведение белого медведя, описанного полярником радистом Э.Кренкелем, делает вывод: медведь сначала действует как бы в своём воображении, «в плане образа» - психика позволяет ему видеть умственным взором белое поле, себя и свой предательски чёрный нос. И лишь потом он начинает действовать реально: прыгает к лунке, одновременно прикрывая лапой нос. Фрейд считал, что бессознательное – это переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание выдвигает мощные барьеры.
Импульсы бессознательной области психики (влечения, вытесненные желания, переживания) оказывают сильное влияние на действия и состояния человека, хотя тот и не подозревает этого, он часто сам не знает, почему совершает что-то. Методическая разработка содержит методику проведения урока на тему «Философия бессознательного » и позволяет преподавателю познакомить студентов с видами бессознательного, определить как З.Фрейд и К.Юнг характеризовали бессознательное. Большой вклад в исследование бессознательного внес З.Фрейд. Благодаря своей трактовке бессознательного и некоторых феноменов культуры, оказал значительное влияние на современную западноевропейскую философию. Последователь Фрейда в исследовании бессознательного К.Юнг обратился к изучению феномена коллективного бессознательного. Актуальность темы сознания и бессознательного велика. В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума; данная тема развивает у студентов умение анализировать, формирует высокие моральные ценности. Цель методической разработки заключается в том, чтобы показать использование словесного, наглядного и практического методов при изучении биографии З.Фрейда и его исследовании о бессознательном, а также продемонстрировать важность закрепляющего материала. Изучение темы « Философия бессознательного» по дисциплине «Основы философии » предлагается провести в форме комбинированного урока со студентами 3-го курса специальности 151031 « Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования».
Подготовительный этап
В ходе подготовительного этапа преподаватель отбирает теоретический и наглядный материалы, систематизирует их, обязательно учитывает связь новой темы с жизненным опытом студентов. Для того чтобы акцентировать внимание студентов на биографии З.Фрейда и его исследовании используется портрет З.Фрейда, учебник по философии, мультимедийная презентация. При подготовке урока преподаватель должен создать благоприятные условия для восприятия студентами нового материала, учесть их возрастные особенности, уровень подготовленности. Целесообразным будет и использование междисциплинарных связей.
Особенно тщательно преподаватель готовит материал для закрепления, так как именно он позволяет студентам лучше усвоить новую тему и осознать её практическую значимость.
Учебно-методическая карта

Дисциплина: «
Основы философии».
Тема:
Философия бессознательного
Цель:
студенты должны знать классификацию бессознательного.
Задачи:

- образовательная:
расширить кругозор, углубить знания по предмету, формировать навык работы с философской литературой.
- воспитательная:
формировать потребность в информационной культуре при минимизации времени на поиск новой информации. Стимулировать потребность в формировании ответственности, аккуратности, а так же социальной коммуникации.
-

развивающая:
развивать исследовательские, проектировочные, исполнительные, коммуникативные, рефлексивные способности студентов, как составляющие любой профессиональной деятельности, способствовать развитию логического мышления.
Вид занятия:
урок.
Тип урока:
комбинированный урок
Оборудование:
мультимедийная презентация.
Время проведения:
90 минут.
Место проведения:
кабинет № 310.
Участники:
студенты 3-го курса специальности 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования».



Литература:
учебник «Основы философии» под редакцией В.Д. Губина; учебник «Философия» под редакцией В.Ф. Титова, И.Н. Смирнова, философский словарь.


Содержание занятия
№ п/п Элементы занятия, изучаемые вопросы Методы обучения Планируемо е время 1. Организационный этап (выявление отсутствующих, организация внимания и готовности студентов к занятию). словесный 2 мин. 2. Проверка домашнего задания. практически й 10 мин. 3. Сообщение темы занятия, постановка целей и задач. Изложение нового материала. Материал излагается по плану: 1. Биография З. Фрейда. 2. История создания бессознательного и виды бессознательного словесный и наглядный 58 мин.
4. Закрепление нового материала. 1.На какие три сферы делит З. Фрейд психический аппарат личности? 2.Дайте характеристику «бессознательному». 3.Охарактеризуйте сферу «Я». 4. Как соотносится «Я» и «Оно»? 5. Почему Фрейд определяет «Я» как несчастное и бедное? 6. Как реагирует «Я» на зависимость от других сфер психики? 7.Что такое «Сверх – Я»? Каковы его функции? беседа, мозговой штурм, решение проблемных ситуаций. 15 мин. 5. Рефлексия: заключение о выполнении поставленных задач, оценка действий студентов, комментарии поставленных оценок. словесный 5 мин. 6. Домашнее задание. Губин В.Д. «Основы философии», с.61- 75. Канке В.А. «Основы философии», с.83- 90. монолог 3 мин.
Методика проведения
Преподаватель начинает занятие с организационного момента, в ходе которого проверяет готовность студентов к занятию, выясняет количество отсутствующих на занятии. Далее следует проверка домашнего задания в форме тестирования. Преподаватель сообщает студентам тему урока, цели и задачи. Подобранный материал помогает лучше усвоить данную тему. План включает два вопроса: 1. Биография З. Фрейда. 2. История создания бессознательного и виды бессознательного Для более эффективного раскрытия этих вопросов целесообразно использовать мультимедийную презентацию. Самостоятельно составленный преподавателем компьютерный сценарий урока с использованием программы презентации Power Point позволяет собрать все материалы к уроку, а затем продемонстрировать их в нужной последовательности на мониторе компьютера. Комбинированный урок позволяет студентам не только получать знания, но и развивать их самостоятельную работу. Закрепление изученного
материала длится в течение 15-ти минут. За это время студентам предлагается ответить на вопросы по теме занятия. Преподаватель в конце занятия подводит итоги урока. Они должны содержать характеристику рассмотренных на занятиях вопросов и оценку работы студентов.


Заключение
Методическая разработка урока на тему «Философия бессознательного» со студентами 3-го курса специальности 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования » содержит материал, позволяющий студентам познакомиться с биографией З.Фрейда, узнать историю создания бессознательного и его виды. Использование будет являться оправданным, поскольку помогает студентам привести полученные знания в систему, улучшить качество обучения. В методической разработке представлено сочетание словесного, наглядного и практического методов. Если словесный и наглядный методы лучше применять в ходе изучения новой темы, то практический метод будет гораздо эффективнее при проверки ранее изученного.



Литература
1. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. Горелов А.А. Издательский центр «Академия», 2013. 2. Основы философии: учебное пособие. Губин В.Д. ФОРУМ: ИНФРА- М, 2009. 3. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. Канке В.А. Университетская книга; Логос. 2009. 4. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. Кохановский В.П., Феникс. 2010. 5. Краткий философский словарь. Алексеев А.П. РГ-Пресс, 2010.
Приложение 1 I. Орг. момент. - Здравствуйте, начнем наше занятие. II. Подготовка к активному восприятию темы. - Скажите мне, пожалуйста, какие процессы, по вашему мнению, являются сознательными. - Я услышала множество ответов. Сегодня мы постараемся научиться распознавать сознательные процессы и отличать их от бессознательных. III. Основная часть. Для начала я вас познакомлю с биографией З.Фрейда. Зигмунд Фрейд, нем. Sigismund Schlomo Freud; 6 мая 1856, Фрайберг, Австро-Венгрия (ныне Пршибор, Чехия) — 23 сентября 1939, Лондон) — австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы — терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов.В своих теориях Фрейд во многом исходил из идей эволюционной антропологии. Зигмунд Фрейд родился в семье галицийских евреев. Его отцу, Якову, был 41 год, он имел двух детей от предыдущего брака. Матери Зигмунда, Амалии Натансон, третьей жене Якова, был 21 год. В 1860 году семья Фрейда в связи с финансовыми затруднениями перебралась в Вену. В 9-летнем возрасте Фрейд поступил в гимназию Сперл (среднюю школу), где был одним из лучших учеников, и с отличием окончил её в 17 лет.
После окончания гимназии Фрейд желал сделать военную или политическую карьеру, но вследствие антисемитских настроений и материальных затруднений его амбиции были перечеркнуты. Осенью 1873 года, поступил на медицинское отделение Венского университета. С 1876 по 1882 год работал в лаборатории психологии Эрнста Брюкке, изучая гистологию нервных клеток. В 1881 году он с отличием сдал выпускные экзамены и получил степень доктора медицины. В марте 1876 года Фрейд под руководством профессора Карла Клауса исследовал половую жизнь угря. В частности, изучал наличие семенников у самца угря. Это была его первая научная работа. В 1884 году изобрел метод окрашивания нервных путей хлоридом золота, способ окрашивания был признан несовершенным. В 1882 году Фрейд приступил к медицинской практике. Научные интересы привели его в главную больницу Вены, где он начал исследования в Институте церебральной анатомии.В начале 1880-х гг. сблизился с Йозефом Брейером и Жаном Мартеном Шарко, оказавшими огромное влияние на его научную деятельность. В 1886 году Фрейд вступил в брак с Мартой Бернейс. Впоследствии у них родилось шесть детей — Матильда (1887—1978), Жан Мартин (1889— 1967, назван в честь Шарко), Оливер (1891—1969), Эрнст (1892—1970), София (1893—1920) и Анна (1895—1982). Именно Анна Фрейд стала последовательницей отца, основала детский психоанализ, систематизировала и разрабатывала психоаналитическую теорию, внесла значительный вклад в теорию и практику психоанализа в своих трудах. В 1923 году у Фрейда выявлен рак нёба. Ученый перенёс 33 мучительные операции, но продолжал работать до последних дней жизни. В 1930 году Фрейд стал лауреатом премии Гёте. В 1938 году, после присоединения Австрии к Германии (аншлюса) и последовавших за этим гонений на евреев со стороны нацистов, положение Фрейда значительно осложнилось. После ареста дочери Анны и допроса в гестапо, Фрейд принял решение покинуть Третий рейх. Однако власти не торопились выпускать его из страны. Он был вынужден не только подписать унизительную благодарность гестапо «за ряд добрых услуг», но и выплатить правительству рейха баснословный «выкуп» в 4000 долларов за право покинуть Германию. Во многом благодаря хлопотам и связям принцессы греческой и датской Мари Бонапарт — пациентки и ученицы Фрейда — ему удалось сохранить жизнь и вместе с женой и дочерью эмигрировать в Лондон. Две сестры Фрейда были высланы в концентрационный лагерь, где погибли в 1942 году. Мучительно страдая от рака полости рта, вызванного курением, в 1939 году он попросил своего врача и друга Макса Шура помочь ему совершить эвтаназию, идея которой была в то время достаточно популярной. Тот дал ему тройную дозу морфина, от которой Фрейд умер 23 сентября в возрасте 83 лет. Вот такой интересной личностью был Фрейд. Теперь мы рассмотрим понятие бессознательного.
Бессознательное — те психические явления и процессы, которые не осознаются человеком или не контролируются им. Бессознательный характер может иметь любое психическое явление: ощущения, восприятие, память, мышление и т. д. Например, когда после напряженного мыслительного процесса в голове человека вдруг рождается идея, то говорят об интуиции, которая носит неосознанный характер. Или другой пример: подпороговые ощущения, которые не достигают сознания, если сила раздражителя слишком слаба и не превышает минимального абсолютного порога ощущений. Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, неактуально человеком не рефлексируются, т. е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими. Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах. Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т. п которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизволь¬ных реакциях, действиях, психических явлениях. Одно из таких явлений — ошибочные действия, оговорки, описки. В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится, к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты (работа с мультимедиа). - Возьмите, пожалуйста, информационный лист. - Прочитайте выводы. - Согласны ли вы с данными высказываниями? IV. Закрепление. Для закрепления нового материала я предлагаю вам ответить на следующие вопросы: 1. На какие три сферы делит З. Фрейд психический аппарат личности? «Бессознательный» - Оно. Это безличное местоимение кажется, особенно подходящим для выражения основного характера этой области души, ее чуждости Я. Сверх - Я, Я, и Оно – вот три царства, сферы, области, на которые можно разложить психический аппарат личности. 2. Дайте характеристику «бессознательному». Понять Оно можно при помощи сравнения, называя его хаосом, котлом, полным бурлящих возбуждений. Мы представляем себе, что у своего предела
оно открыто соматическому, вбирая оттуда в себя инстинктивные потребности, которые находят в нем психическое выражение, но мы можем сказать, в каком субстрате. Благодаря влечениям оно наполняется энергией, но не имеет организации, не обнаруживает общей воли, а только стремление удовлетворить инстинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия. Для процессов Оно не существует логических законов мышления, прежде всего тезиса о противоречии. Противоположные импульсы существуют друг подле друга, не отменяя друг друга и, не удаляясь друг от друга, в лучшем случае для разрядки энергии, под давлением экономического принуждения объединяясь в компромиссные образования. В Оно нет ничего, что можно было бы отождествить с отрицанием, и мы с удивлением видим также исключение из известного философского положения, что пространство и время являются необходимыми формами наших психических актов. В Оно нет ничего, что соответствовало бы представлению о времени, никакого признания течения во времени и, что в высшей степени странно и ждет своего объяснения философами, нет никакого изменения психического процесса с течением времени. Импульсивные желания, которые никогда не переступают через Оно, а также впечатления, которые благодаря вытеснению опустились в Оно, виртуально бессмертны, спустя десятилетия они ведут себя так, словно возникли заново. Признать в них прошлое, суметь обесценить их и лишить заряда энергии можно только в том случае, если путем аналитической работы они станут осознанными, и на этом в немалой степени основывается терапевтическое действие аналитического лечения. Оно не знакомы никакие оценки, никакое добро и зло, никакая мораль. Экономический или, если может, количественный момент, тесно связанный с принципом удовольствия, управляет всеми процессами. Все эти инстинкты, требующие выхода, находится в Оно. Кажется даже, что энергия этих инстинктивных импульсов находится в другом состоянии, чем в иных душевных областях, она белее подвижна и способна к разрядке, потому что иначе не могли бы происходить те смещения и сгущения, которые характерны для Оно и совершенно не зависят от качества заряженного - в Я мы назвали бы это представлением. 3. Охарактеризуйте сферу «Я». К характеристике Я приблизимся, если принять во внимание его отношение к самой внешней поверхностной части психического аппарата, которую можно обозначить как систему W-Bw. Эта система обращена к внешнему миру, она опосредует его восприятие, во время ее функционирования в ней возникает феномен осознания. Это орган чувств всего аппарата, восприимчивый, между прочим, к возбуждениям, идущим не только извне, но и из недр душевной жизни. 4. Как соотносится «Я» и «Оно»? Я является той частью Оно, которая модифицировалась благодаря близости и влиянию внешнего мира, приспособлена к восприятию раздражений и защите от них, может быть сравнима с корковым слоем,
которым окружен комочек живой субстанции. Отношение к внешнему миру для Я стало решающим, оно взяло на себя задачу представлять его перед Оно для блага Оно, которое в слепом стремлении к удовлетворению влечений, не считаясь с этой сверхсильной внешней властью, не смогло бы избежать уничтожения. Выполняя эту функцию, Я должно наблюдать за внешним миром, откладывая в следах своих восприятий правильный его образ, путем проверки реальностью удалять из этой картины внешнего мира все добавления, идущие от внутренних источников возбуждения. По поручению Оно Я владеет подходами к моторике, но между потребностью и действием оно делает отсрочку для мыслительной работы, во время которой использует остатки воспоминаний из опыта. Таким образом, принцип удовольствия, который неограниченно правит ходом процессов в Оно, оказывается низвергнутым с трона и заменяется принципом реальности, который обещает больше надежности и успеха. Чем особенно отличается Я от Оно, так это стремлением к синтезу своих содержаний к обобщению и унификации своих психических процессов, которое совершенно отсутствует у Оно. Я в душевной жизни представляет здравый смысл и благоразумие, а Оно – неукротимые страсти. Я является лишь частью Оно, частью, целесообразно измененной близостью к грозящему опасностями внешнему миру. В динамическом отношении оно слабо,свою энергию заимствовало у Оно. Привязанность к объектам исходит из инстинктивных притязаний Оно. Я сначала их регистрирует. Но, идентифицируясь с объектом, оно предлагает себя Оно вместо объекта, желая направить либидо Оно на себя. Мы уже знаем, что в процессе жизни Я принимает в себя большое число остатков бывшей привязанности к объектам. Я должно проводить в жизнь намерения Оно, оно выполняет свою задачу, изыскивая обстоятельства, при которых эти намерения могут быть осуществлены наилучшим образом. Отношение Я к Оно можно сравнить с отношением наездника к своей лошади. Лошадь дает энергию для движения, наездник обладает преимуществом определить цель и направление. Но между Я и Оно слишком часто имеет место далеко не идеальное взаимоотношение, когда наездник вынужден направить скакуна туда, куда тому вздумается. 5. Почему Фрейд определяет «Я» как несчастное и бедное? Бедному Я очень тяжело, оно служит трем строгим властелинам, стараясь привести их притязания и требования в согласие между собой. Притязания все время расходятся, часто кажутся несовместимыми: неудивительно, что Я часто не справляется с работой. Внешний мир, Сверх - Я и Оно – три тирана. Я чувствует себя стесненным с трех сторон, ему грозят три опасности, на которые оно, будучи в стесненном положении, реагирует проявлением страха 6. Как реагирует «Я» на зависимость от других сфер психики? В своем стремлении посредничать между Оно и реальностью Я часто вынуждено одевать бессознательные требования Оно в свои предсознательные рационализации, затушевывать конфликты Оно с
реальностью, с дипломатической неискренностью разыгрывать оглядку на реальность, даже если Оно упорствует и не сдается. С другой стороны, за ним на каждом шагу наблюдает строгое Сверх - Я, которое предписывает ему определенные нормы поведения, невзирая на трудности со стороны Оно и внешнего мира, и наказывает его в случае непослушания напряженным чувством неполноценности и сознания вины. Так Я, движимое Оно, стесненное Сверх - Я, отталкиваемое реальностью, прилагает все усилия для выполнения своей экономической задачи установления гармонии между силами и влияниями, которые действуют в нем и на него. 7. Что такое «Сверх – Я»? Каковы его функции? Идеал Я является выражением наиболее мощных движений в наиболее важных судеб либидо в Оно. Вследствие установления Идеала Я, Я овладело комплексами и одновременно само себя подчинило Оно. В то время как Я, в основном, является представителем внешнего мира, реальности, — Сверх - Я противостоит ему как поверенный внутреннего мира, мира Оно. Если Я вынуждено признать свою слабость, в нем возникает страх, реальный страх перед внешним миром, страх совести перед Сверх – Я, невротический страх перед силой страстей в Оно. V. Заключение. Мы рассмотрели актуальность изучаемой темы в курсе основы философии. Использовали методы: лекция, дискуссия. Нам кажется, что человек – целиком разумное существо, которое живет и действует только рационально или логично, что он понимает мотивы своих поступков, может объяснить свои действия и всегда осознает свои цели. Но ведь наука считает человека дальним потомком высших млекопитающих животных. Опыт показывает, что психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный момент мы знаем; можно сказать, что оно было скрытым, подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, то мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным. Получается, что человеческое сознание не является хозяином в собственном доме, потому что вынуждено постоянно раздваиваться, рваться пополам между бессознательными инстинктами и общественными ограничениями. Человеку всегда приходится выбирать что-то среднее между своими биологическими влечениями (желаниями) и моральными нормами общества, в котором он живет. Говоря проще, ему чего-то хочется и в то же время ему нельзя этого делать. Он вынужден или подавить свои желания, или пренебречь общественными нормами. Ему трудно сделать и то и другое. На этой почве у человека могут возникнуть психические расстройства, главной причиной которых являются, по Фрейду, подавленные или вытесненные
желания (как правило, сексуального характера). Не случайно говорят: «Предупрежден – значит, вооружен». - Спасибо за внимание. Подведение итогов. Оценка действий студентов, комментарии поставленных оценок. VI. Домашнее задание. Губин В.Д. «Основы философии», с. 61-75. Канке В.А. «Основы философии», с.83-90.