"МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО"

Автор: Ильичева Елена Петровна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 342 "Теремок"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО"
Дата публикации: 20.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методическое сопровождение педагогов по

повышению уровня профессиональной

компетентности в условиях введения

ФГОС ДО


Методическое сопровождение педагогов по повышению уровня

профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО
Воспитатель - ключевая фигура в дошкольной образовательной организации. От его профессионального мастерства зависит жизнь и здоровье детей, их эмоциональное благополучие и развитие. Сегодня общество предъявляет высокие требования к качеству образования и, соответственно, к профессиональному уровню педагогических работников. Особое внимание уделяется педагогической компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций. Существует много трактовок понятия компетентности. Наиболее употребительным является представление компетентности как совокупности знаний и опыта, необходимых для профессиональной деятельности. Содержание профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации сегодня регламентируют нормативные акты: 1. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. № 761н «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») 2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО) 3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (Профстандарт). В условиях введения ФГОС ДО педагогический коллектив нашего детского сада несомненно столкнулся с некоторыми трудностями, в том числе связанными с кадрами:
недостаточная профессиональная компетентность педагогического

коллектива
. Поэтому, одной из приоритетных задач методической службы в условиях введения ФГОС ДО было повышение профессиональной компетентности педагогических работников через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагогического работника. В нашем ДОУ работа велась в трех направлениях:

- информационное:
Цель - обеспечение педагогов необходимой информацией, касающейся обновления образовательного процесса: знакомство педагогов с нормативными документами, с новинками педагогической, методической литературы. На семинарах, педагогических часах мы изучали ФГОС ДО, в особенности уделяя внимание содержанию образовательных областей, требованиям к развивающей предметно-пространственной и, конечно, требованиям к кадровым условиям. В методическом кабинете оформлялись выставки новинок литературы, разработаны методические рекомендации, консультации, памятки, буклеты по различным темам.
- повышение квалификации педагогов:
- курсовая подготовка по вопросам ФГОС ДО. На сегодняшний день 84 % педагогов прошли курсовую подготовку по ФГОС ДО, в том числе и по каскадной модели. -аттестация. 75% педагогов нашего ДОУ аттестованы, 25% (3 чел) имеют стаж работы менее двух лет. -самообразование. «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами» (Али Апшерони). Самообразование как процесс самостоятельного приобретения знаний и умений помогает адаптироваться педагогу в постоянно меняющейся социальной среде. В учреждении имеется план самообразования педагогов.
- организационно-методическое направление:
В условиях введения ФГОС ДО в ДОУ работал постоянно действующий семинар «Обновление образовательного процесса в соответствии с новыми требованиями», в рамках которого рассматриваются различные вопросы: планирование, инновационные формы работы с детьми и родителями, вопросы организации развивающей предметно-пространственной среды и, конечно, вопросы профессиональной компетентности педагогов. Отдельный семинар был посвящен теме «Современный воспитатель. Какой он?». Здесь мы совместно изучили документы, касающиеся профессиональной компетентности педагога, поговорили о таких понятиях, как профессиональная компетентность, профессиональные качества, а также затронули понятие имидж педагога.
В условиях введения ФГОС ДО особое внимание уделялось ИКТ- компетентности педагогов. ИКТ – технологии в ДОУ используются в трех направлениях: - педагоги (составление плана, поиск информации в сети, использование ИКТ на семинарах и т. д.); - дети (презентации, видео, аудио материалы в работе с детьми); - родители (использование ИКТ на родительских собраниях). В нашем ДОУ педколлектив молодой и все педагоги в той или иной мере владеют компьютером. Затруднения в использовании ИКТ мы испытывали лишь по причине недостаточной оснащенности материально-технической базы, и не все педагоги владели программой Microsoft Office Power Point. Педколлективом было принято решение о необходимости проведения практикумов, консультаций по данному вопросу. Педагоги, владеющие программой, обучали других педагогов. На сегодняшний день в нашем ДОУ созданы хорошие условия для использования ИКТ в работе: в трех группах имеются большие телевизоры, в методкабинете есть ноутбук для воспитателей, цветной принтер, приобретен проектор и переносной экран. Результатом этой работы является медиатека в методическом кабинете, которая включает в себя как материалы, скачанные из сети Интернет, так и материалы (презентации) разработанные нашими педагогами. Подводя итоги по внедрению ФГОС ДО на 1 января 2016 года старшим воспитателем проведен анализ профессиональных компетенций педагогов в соответствии с ФГОС ДО. Получили следующие результаты: 78 % - высокий уровень соответствия 15 % - допустимый уровень соответствия 7 % - низкий уровень соответствия. Сегодня мы продолжаем работать в условиях реализации ФГОС ДО. Актуальной остается и реализация «Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций», утвержденной Правительством РФ 28.05.2014 года № 3241п – П8. Программа включает в себя четыре направления повышения профессионального уровня педагогических работников: 1. Внедрение проф. стандарта «Педагог»
2. Модернизация педагогического образования 3. Переход к системе эффективного контракта педагогических работников 4. Повышение социального статуса и престижа профессии педагога. Данные направления взаимосвязаны и направлены на обеспечение повышения профессионального уровня педагогических работников. До официально установленного срока начала применения профессионального стандарта «Педагог» осталось совсем немного времени. С 1 января 2017 года профстандарт будет применяться работодателями при формировании кадровой политики, в управлении персоналом, при организации аттестации, разработке должностных инструкций. В профстандарте четко указано, что педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования должна быть реализована в конкретных действиях, требующих определенных знаний и умений.

Профстандарт также будет применяться работодателями и при заключении эффективных контрактов с педагогическими работниками. В настоящее время некоторые ДОО уже осуществляют переход к системе эффективного контракта педагогических работников. Эффективный контракт - прежде всего трудовой договор с работником, в соответствии с которым условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования. В эффективном контракте уточнены и конкретизированы трудовая функция каждого работника, показатели и критерии оценки эффективности его деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Также в эффективном контракте должны быть конкретизированы должностные обязанности работника, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг.
Таким образом, очевидна взаимосвязь Профстандарта и

эффективного контракта.
Поэтому уже сейчас важно понимать, насколько педагоги ДОО соответствуют требованиям профстандарта. Руководителям и методической службе ДОО необходимо провести анализ профессиональных компетенций педагогов в соответствии с профстандартом, чтобы определить направления дальнейшей методической работы в ДОО.
Алгоритм деятельности ДОО по приведению уровня владения педагогами трудовыми функциями к уровню требований профстандарта. 1. Самоанализ уровня подготовки воспитателя к выполнению трудовых функций. Воспитатели самостоятельно анализируют, каким требованиям профстандарта они отвечают, а где у них имеются затруднения. Определяют, как их решить: пойти на курсы повышения квалификации, заняться самообразованием или посетить открытые показы. 2. Анализ уровня подготовки воспитателей старшим воспитателем (на основе результатов внутреннего контроля). Анализируется соответствие воспитателей требованиям Профстандарта и предлагаются пути решения проблем. 3. Анализ затруднений воспитателей на заседании Педсовета или Педчасе. Совместное обсуждение результатов анализа и предложения всех сторон по возможности их преодоления на уровне ДОО. Разработка оптимальных путей устранения проблем для каждого воспитателя – составление индивидуальной профессионально- личностной образовательно-методической траектории 4. Реализация намеченных целей в максимально короткие сроки.