"Злая бестудная лая" / о сквернословии /

Автор: Овчинникова Галина Ивановна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГПОУ ТТГТиСО
Населённый пункт: город Таштагол, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: "Злая бестудная лая" / о сквернословии /
Дата публикации: 21.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Таштагольский техникум горных технологий и сферы обслуживания»

Тема работы:
«Злая бестудная лая» - сценарий классного часа
Авторы:
Овчинникова Галина Ивановна – преподаватель русского языка и литературы Степанцова Татьяна Николаевна – заведующая библиотекой.
Аннотация:
Сегодня, в сложный период масштабных политических и социально экономических преобразований в российском государстве и обществе, педагогу крайне трудно вести целенаправленную и эффективную воспитательную работу с обучающимися. Многими утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, деструктивные процессы захватывают общество, проблемы воспитания и культуры перестали быть для государства приоритетными. Но они не утратили при этом своей значимости для общества в целом, и особенно для педагогической деятельности. Вокруг нас существует как прекрасное так и безобразное. Научить обучающихся отличать одно от другого, сохранять в себе первое и бороться со вторым – одна из задач всей воспитательной работы. Именно в ранней юности происходит становление личностного самосознания подростка. Задача педагога - суметь помочь своим воспитанникам в сложнейшую эпоху перемен занять правильную гражданскую позицию, помочь им верно определить целевые ориентиры в жизни, не ошибиться в выборе принципов бытия. Классные часы, реализующие различные воспитательные цели, являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Им отводится очень важная роль в решении самых острых проблем, возникающих у обучающихся, в воспитании у подростка тяги к общечеловеческой культуре, к нравственным ценностям своего народа. Они призваны способствовать формированию самостоятельной личности, помогать профилактике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди подростков и поиску своего пути, являются попыткой влияния на целенаправленный процесс воспитания обучающихся в привлекательных для них формах. Разработка классного часа «Злая бестудная лая» посвящена проблеме сквернословия. Данное мероприятие апробировано на практике. Тема классного часа очень актуальна, так как проблема сквернословия и в России, и во всем мире приобрела особое значение. Цель мероприятия – пробудить в обучающихся негативное отношение к сквернословию, нецензурной речи, заставить задуматься обучающихся над своей речью, вызвать желание очистить её от словесного мусора. В разработке содержится определение сквернословия, объясняются причины его возникновения в древние времена, приводятся высказывания великих людей о языке, обучающиеся знакомятся с законом об охране языка, дается подборка стихов классиков русского слова и рекомендации, как избавиться от сквернословия. Подготовка мероприятия:  подбор музыкального сопровождения;  слайды с высказываниями на тему;  анкета, результаты анализа её;  создание презентации  оформление доски;  подбор фрагментов из видеофильма «Вода»  подбор и подготовка стихов наизусть.
Россия, г. Таштагол, 2016г.


«Злая бестудная лая»
(о сквернословии) Сценарий классного часа Цель: 1. Показать учащимся важность и значение культуры речи в жизни человека. 2. Установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой. 3. Воспитывать любовь и уважение к родному языку. 4. Формировать и развивать навыки культурного речевого общения. Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, но не через меня. А. И. Солженицын Если в вас рождается скверный помысел, то надобно его подавить внутри и не допускать ему переходить в слова. Иоанн Златоуст Гнилое слово от гнилого сердца. /пословица/
Ход мероприятия:

1 ведущий:
Тема нашего классного часа – сквернословие. Ученый – лингвист с мировым именем С. Виноградов об актуальности данной темы в статье « Культурная катастрофа» сказал так: «Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы стало сквернословие. Оно гнездится не только в группах тусующихся тинэйджеров и давно уже перестало быть «лингвистической прерогативой» пьяного грузчика в овощном магазине. Матерщина свободно и горделиво льется в коридорах и курилках престижных вузов, со сцены и экрана, со страниц нашей печати. Глубоким анахронизмом стало правило «не выражаться при дамах»: мат ныне не избирателен по полу, и некоторые «дамы», особенно в нежном возрасте, способны заткнуть за пояс иного бомжа. Обвальное сквернословие вообще, по-видимому, спутник кризисных времен. Историк и мыслитель XVII века дьяк Иван Тимофеев среди пороков и грехов, которые привели к едва не погубившей Россию Смуте, упоминал и «зловонное произношение языком и устами матерных скверных слов». В наши дни сквернословие существует в разных проявлениях, как бы выступает в нескольких ипостасях. Прежде всего – это привычное сквернословие, свойственное людям с невысоким уровнем культуры. В этом случае матерные слова и выражения для человека, который их употребляет, используются автоматически – и как единицы именования соответствующих предметов и действий, и как междометия, выражающие разнообразные чувства, и как балластные наполнители речевого потока (подобно тому, как некоторые другие люди поминутно говорят: вот, так сказать, значит). Привычный мат – это абсолютное и законченное проявление бескультурья. Хотя он и связан с уровнем образования, но не напрямую: я, например, знал крестьян, за плечами которых было два класса церковноприходской школы, но для которых матерное слово было столь же противоестественно, как лень или плохая работа; в то же время мне известны матерящиеся
студенты, инженеры и врачи. Основная среда формирования привычного сквернословия – семья, основная причина – культурный вакуум, царящий в ней. Поэтому сквернословие так устойчиво: ребенок, который ежедневно слышит, как его родители «ласкают» друг друга забористым словом, почти наверняка вырастает «матерноговорящим» и передаст эту привычку своим детям. Широко распространено так называемое аффективное сквернословие. Оно связано с выражением какого-либо чувства и обычно является эмоциональной реакцией человека на ситуацию, слова или поведение других людей, даже на собственные действия. Еще одно из проявлений сквернословия – намеренный эпатаж, вызов обществу, потуги разрушить общепринятые правила приличия. Диапазон этой разновидности мата весьма широк – от надписей на заборах и в туалетах до манерно-циничных выступлений некоторых представителей интеллигенции и, так сказать, произведений искусства – книг, кинофильмов, спектаклей. Да, в текстах великой русской литературы немало строк и строчек, где соответствующие слова даже в академических изданиях стыдливо заменялись отточиями. Но разве есть что-нибудь общее между ними и матом в угоду моде, для создания ореола скабрезной скандальности или просто потому, что иначе говорить не умеют? Мат – это, увы, объективная суровая реальность. Отчетливо осознавая это, должны ли мы занять безучастную позицию? Вряд ли. Ведь сквернословие не только оскорбляет других людей, но и разрушающе действует на самого человека: мат как бы становится частью его менталитета. Человек начинает смотреть на мир сквозь сетку, узлы которой связаны из матерных слов, и мир этот удручающе примитивен, поскольку все многообразие жизни низводится в нем до простейших отправлений. Нет и не может быть каких-то универсальных рецептов излечения от сквернословия. Ясно мне: это возможно только при значительном повышении культурного уровня как общества, так и отдельного человека. Не нужно тешить себя иллюзиями: спившегося люмпена никто не научит говорить на другом языке. Но многое можно сделать в микроколлективе: в классе, студенческой аудитории и особенно в семье. Давайте будем нетерпимы к сквернословию – наложим на него полный и не подлежащий обсуждению запрет».
Анкетирование
Вопросы анкеты: 1) Почему люди употребляют бранные слова, ругательства? 2) Если Вы используете в своей речи бранные слова, то объясните, почему? 3) Как часто Вы произносите бранные слова? 4) В каких ситуациях это происходит? 5) Как Вы думаете, плохо это или нет? 6) Что Вы сами чувствуете, когда произносите эти слова? 7) Как Вы думаете, что чувствуют или думают окружающие, когда слышат, как Вы произносите бранные слова? 8) Что Вы чувствуете, когда при вас кто-то ругается матом? 9) От кого ты чаще всего слышишь бранные слова? 10) Как Вы думаете, что нужно сделать, чтобы люди, особенно дети, не употребляли бранных слов? 11) Что нужно сделать, чтобы Вы сами не употребляли этих слов? 12) Хотите ли Вы, чтобы ваши будущие дети в своей речи использовали бранные слова?
Анализ результатов анкетирования.


1 чтец:

Слова
Много слов на земле. Есть дневные слова- В них весеннего неба сквозит синева. Есть ночные слова, о которых мы днем Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом. Есть слова - словно раны, слова – словно суд,- С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Словом можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке нашем есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь. Повторять их не смею на каждом шагу,- Как знамена в чехле, их в душе берегу. Кто их часто твердит – я не верю тому, Позабудет о них он в огне и дыму. Он не вспомнит о них на горящем мосту, И забудет иной на высоком посту. Тот, кто хочет нажиться на гордых словах, Оскорбляет героев бесчисленный прах, Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых, Не твердя этих слов, умирали за них. Пусть разменной монетой не служат они,- Золотым эталоном их в сердце храни! И не делай их слугами в мелком быту – Береги изначальную их чистоту. Когда радость - как буря, иль горе – как ночь, Только эти слова тебе могут помочь!
В. Шефнер

2 ведущий:
Нет и никогда не было общества, в котором не существовало бы запрещенной лексики, как нет общества, не ведущего с такой лексикой борьбу. Сквернословие настолько распространилось, что оставаться равнодушным к этому явлению общество уже не имеет права.
Определение сквернословия
Словарь иностранных слов (1982 г.) определяет бранную речь как «резкое выступление против чего –либо, обличение; оскорбительная речь, выпад» В качестве лингвистического (языкового) термина бранную речь можно определить более жестко, как тот раздел общенационального словаря, который не разрешен к использованию в обществе. А в крайней своей части даже запрещен ( последнее относится к такой подгруппе лексике, которая в словарях обычно помечается как « нецензурная»). В древнерусском языке существовало сочетание «злая бестудная (т.е. бесстыдная) лая», т.е. «лаяться» - «ругаться, браниться».
1 ведущий:

Истоки возникновения сквернословия
Истоки общения с употреблением сквернословия следует искать в предыстории человеческого общества, т. е. в животном мире. Легче всего параллели «человек – животное» обнаруживаются, когда речь идет об угрозах животных друг другу во время образования брачных пар. Такие угрозы чрезвычайно напоминают агрессию человека с целью уничтожения и оскорбления соперника для понижения его социального статуса.
Общим у человека и животного, таким образом, является следующее: путем конфликта, столкновения выразить неприязнь и одним этим заявить о своем превосходстве над противником.
2 ведущий:

Краткий экскурс в древние времена
Брань берет свое начало с первобытного общества. Уже тогда, во время ритуальных обрядов, она широко использовалась как средство выражения эмоций первобытного человека. Через бранные слова люди выражали гнев, страх, агрессию и т.д. В первобытном обществе подобные ритуалы проводились исключительно мужчинами. Женщины и дети на них не допускались, а их присутствие на ритуале могло обернуться для них немедленной смертью. Видимо, этим объясняется, что до сих пор в обществе брань, сквернословие более присущи в употреблении именно мужской части населения. Использование же брани женщиной ощущалось во все времена как измена своему половому статусу, как что –то очень низкое и недостойное образа матери и хранительницы очага. С древних времен обращение к брани и резким выражениям в присутствии женщин и детей резко осуждается обществом, особенно цивилизованным.
1 ведущий:

Брань – оружие слабых
Брань - некое подобие компенсации за невозможность ответить обидчику более ощутимыми средствами. Бранные слова более свойственны людям завистливым, корыстным, малообразованным, не достигшим чего-либо в жизни и т.д., чем тем, кто получил хорошее образование, с уважением относится к себе и к окружающим. Употреблять брань, ругательства – значит расписаться в собственной слабости и бескультурии, бедности своего лексикона.
2 ведущий:

Что такое сквернословие: порок или болезнь?
Так же, как алкоголизм и курение, сквернословие сначала, когда еще не втянулся, можно остановиться, не сказать, не произнести (аналогично: не выпить, не закурить), - безусловно, порок. Потом постепенно, незаметно сквернословие становится болезнью. В медицине известен синдром Турета, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить. Если, не куря сами, мы просто вдыхаем запах чужой сигареты, то тем самым уже вредим себе. Так и скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в нас и наше подсознание. Глагол «материться» («нецензурно выражаться, сквернословить»), так же недопустим, как сами ругательства.
1 ведущий:

Подростки и сквернословие
Дети усваивают взрослый бранный репертуар и в определённом возрасте начинают им пользоваться. В раннем детском возрасте употребление бранных слов бессознательное, в подростковом же имеет определенную цель – « приобщить» подростка к обществу( во всяком случае так думает сам подросток). Другая причина употребления брани в подростковом возрасте – защита от характерных для этого возраста страхов сексуального или иного толка. Лучший пример воспитания здесь – всем взрослым не позволять употребление подобной лексики в присутствии детей и подростков. Исследователи усматривают связь роста популярности брани с утратой людьми идеалов, кризисом семейных устоев, катастрофическим падением авторитета правительства и
вообще всех и всяческих авторитетов. Это очень опасно, т.к. может вырасти поколение людей отчужденных, замкнутых в себе, порождающих асоциальную культуру ( т.е. культуру не для человека, а против него) Формируется общество, лишенное крепких традиций, которые были бы способны цементировать любую нацию.
2 чтец
Язык священный родины моей Язык печалей, стонов, испытаний; Речь матери, что родила детей Не для счастливой жизни – для страданий! Кто не хулил тебя, родной язык, Кто пощадил от порицаний гадких! А ведь никто доселе не приник К мелодии твоих звучаний сладких. Нет, ты упал под гнетом грязных слов, Подавлен общим тягостным позором, И тьма своих и чуждых голосов Тебе хулу плела единым хором! Старательно твердили все они, Что не для мысли творческой, чудесной Пригоден ты, а лишь для болтовни, Что ты уже не прозвенишь высокой песней! Я воскрешу тебя, родной язык, Великолепный, звучный и красивый. Ты поразишь хулителей твоих Своей бессмертной, возрожденной силой.
Иван Вазов ( Болгария)

2 ведущий:

Русские пословицы о безопасной речи
Слово как раздражитель нервной системы занимает среди других раздражителей особое место, выполняет особую, единственную и незаменимую функцию, которую Иван Петрович Павлов назвал « второй сигнальной системой». Но только человек способен воспринимать слово не только как звук, но и как источник определенного смысла. Каждое слово, которое человек говорит или слышит, несет конкретную смысловую нагрузку и воздействует на определенные отделы нервной системы. Разные слова – это разные раздражители нервной системы, которые вызывают разные психические процессы, психофизические состояния, вызывающие социальное здоровье или нездоровье, провоцирующие опасность или сохраняющие безопасность. Именно психофизическое состояние, обусловленное речью, - основа и источник здоровья или нездоровья. В медицине существует даже направление, рассматривающее различные заболевания как результат неправильного мышления. Оно называется психосоматикой. Известный американский автор Луиза Хэй основными психологическими причинами, вызывающими большинство заболеваний, называет гнев, обиду, придирчивость и ощущение вины. Затаенная обида, глубокая внутренняя рана, непрощение ведут к большой потере энергии, истощают организм и вызывают развитие злокачественных опухолей. Значит, слова и мысли объективно могут быть социально опасными и безопасными, полезными и вредными. Обида, вызванная речевой агрессией, и следующие за ней деструктивные процессы, затрагивает 45% младших школьников.
Особенно опасны слова, грубо обозначающие половые органы и половые отношения, выражающие оскорбления в адрес матери (мат). Подобная лексика не только тормозит, но и извращает развитие ребенка. Реакция на речевую агрессию, проявляющаяся как обида, индивидуальна, но всегда является серьезным повреждением для обиженного. В тесноте живут люди, а в обиде гибнут. Всякому своя обида горька. Но еще более разрушительна обида для обидчика. Обижая другого, человек наказывает себя. Кто кого обидит, того бог ненавидит. Сквернословие несовместимо со здоровьем. Народная мудрость осуждает брань в общении людей, считая ее грехом. Брань не смола, а саже сродни: не льнет, так марает. Гнилое слово от гнилого сердца. Спорить спорь, а браниться грех. Важно научиться не реагировать болезненно на сквернословие, обидные слова, грубость в речи. Умный молчит, когда дурак ворчит.
1 ведущий:

«Слово – дело великое»
- писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить вражде и ненависти». В подтверждении этому приводят такой исторический пример. Знаменитый баснописец Эзоп был в Древней Греции рабом философа Канта. Однажды Эзопу хозяин велел приготовить для гостей самое лучшее кушанье. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. На вопрос, почему он подает только языки, раб ответил: « А что может быть лучше языка на свете?». В другой раз на распоряжение приобрести к обеду самое худшее Эзоп опять пошел покупать языки, объяснив это тем, что посредством языка люди могут ссориться, становиться врагами, развязывать войны; язык несет зло, горе, оскорбление.
3 чтец:
Мы все умрем, Людей бессмертных нет, И это все известно и не ново. Но мы живем, чтобы оставить след: Дом иль тропинку, дерево иль слово.
Р. Гамзатов

2 ведущий:

О языке и нравах
А пробовал ли кто из социологов просчитать, какова убойная сила культурного нравственного террора тех тридцати пяти миллионов взрослых людей, что были перемолоты исправительно – трудовой системой только за последние тридцать лет? Террор этот внушителен. Не только въедливому лингвисту, но и простому смертному заметно, как пестрит «феней» - жаргоном преступников – язык уважаемых газет, журналов, не говоря уж о фильмах и тем более эстраде. Будто боясь опоздать, издатели и режиссеры под флагом демократизации речи открыли шлюзы языковой пошлости и непристойности. Стоит ли удивляться сленгу пионеров, с которым может познакомиться каждый, постояв пять минут в стайке ребят на перемене. Язык – не шутка. Многое с него начинается. Лишения, связанные с изоляцией от общества, создали в субкультуре правонарушителей дикие нормы внутригрупповой нравственности. Объяснение многим из этих норм можно в какой- то мере найти. К примеру, лишение возможности общения с противоположным
полом привело от вполне объяснимой психологической защиты к культу презрения женщины, одной из основ «воровского» закона, предписывающего не просто презрение, но и скотское поведение в отношении к представительницам слабого пола, включая и близких родственников. И не эти ли нормы все больше и больше становятся заметными в отношениях между парнями и девчатами? Т.е общество стало жить по воровским законам, что, естественно, отразилось и в языке.
3 чтец:

Как говорим – так и живем
Не знаю я, куда мне «бечь», Мы засорили нашу речь. Живем то «клево», то в «прикиде», Но в основном на жизнь в обиде. «Блины» висят на языке И грубые слова. И без конца из уст летит Хула, хула, хула.
1 ведущий:

Языковой эксперимент.
Нужно словесно выразить отказ. Как это сделаешь ты? Выбери свой вариант ответа. Варианты ответа: 1 Уважаемый сэр. Очень сожалею, но я не страдаю умственной отсталостью, поэтому ваши аргументы меня не убеждают. Думаю, наш дальнейший разговор не имеет смысла. Не смею вас задерживать. (Литературный язык.) 2. Знаете что? Не надо меня держать за дурака. До свидания. (Разговорный язык.) 3. Слышь, отвали, а? Иди лучше другим свою лапшу вешай. (Жаргонныый язык) 4.. Да пошел ты на хрен! Будешь тут мне еще мозги за…рать. (Нецензурный язык) 5. (Опускаю). (Мат) Учащиеся выполняют задание. Подведём итоги / Комментарий: отказ 1 и 2 способом: это ж надо, слова грубого не сказал, а обложил так, что никакого мата не надо. /
2 ведущий:

Знаете ли вы, что
во многих дореволюционных источниках зафиксирован факт, что самые ярые матерщинники в деревнях очень рано приобретали половые расстройства. Мужчины – импотенцию, женщины – бесплодие.
1 ведущий:

Закон об охране языка.
Статья 20.1. Мелкое хулиганство 1.Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. 2.Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, - влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
4 чтец:

Слово
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный – речь.
И. Бунин

Презентация « О сквернословии».
Просмотр и обсуждение.
2 ведущий:

Как избавиться от сквернословия?
Прослушайте несколько советов. 1) Не говорить плохих слов самому. А.И. Солженицын : « Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, но не через меня». 2) Желание достойной среды несовместимо с недостойным словом. Нужно осознавать и ценить меру своего авторитета, свой рейтинг. 3) Сквернословие не есть способ расслабления, а расслабление не означает вседозволенности. Расслабляться совсем не значит пить вино и сквернословить. 4) Как быть с теми, кто сквернословит? Мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса, группы можно. 5) В речевом поведении следует восстановить приоритет настоящего, приоритет « сегодня». Сегодняшний день – мой главный день. Сегодняшнее слово – мое лучшее слово. 6) Как раньше боролись со сквернословием? Говорилось, что каждое сказанное слово « плоть бысть». Внушалось, что «есть весы, на которых будут взвешены все до единого слова наши». А вот совет Иоанна Златоуста: «Если в вас рождается скверный помысел, то надобно подавить его внутри и не допускать ему переходить в слова». 7) Элементы несогласия, даже насилия в жизни, пожалуй, неизбежны. Ни разу не высказать своего огорчения, не поругать даже любимого человека, не выплеснуть обиду – возможно ли? Но и в таком состоянии следует помнить о неприкосновенности личности и о запрете на сквернословие.
1 ведущий:
Продолжая разговор о силе слова, мы посмотрим небольшой отрывок научно – популярного фильма «Вода» в котором говорится о последних открытиях ученых в этой области, о влиянии дурного слова на окружающую среду. (Просмотр и обсуждение эпизодов фильма).
2 ведущий:

Заключение.
О силе слова очень емко и ярко сказано в стихотворении В. Солоухина «Когда ты хочешь молвить слово». Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай – не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьется, То медью траурной поет. Покуда слово сам не взвесишь, Не выпускай его в полет. Им можно радости прибавить И радость людям отравить. Им можно лед зимой расплавить И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит. Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слушает тебя.