"Можно ли воспитать патриота?"

Автор: Топчиёва Оксана Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №49
Населённый пункт: г.Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Можно ли воспитать патриота?"
Дата публикации: 29.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МОЖНО

ЛИ

ВОСПИТАТЬ

ПАТРИОТА

?

Топчиёва О.А.

Чурсина Е.В.

Короченко О.Н.
г. Белгород МБОУ СОШ № 49 Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм. В.В. Путин, Президент Российской Федерации В последнее время всё чаще говорят о патриотическом воспитании. Воспитание патриота – сложный, долгий, кропотливый процесс. Известный религиозный философ И. Ильин писал: «Патриотизм есть состояние духовное, и поэтому он может возникнуть только самостоятельно в порядке автономии – в личном, но подлинном и предметном духовном опыте. Нельзя любить по принуждению или по чужой указке; любовь может возникнуть только «сама», в лёгкой и естественной предметной радости, побеждающей и умиляющей душу». Решая проблему патриотического воспитания, педагог должен ставить перед собой определённые цели: 1. Воспитывать интерес к прошлому через изучение культуры, быта, знакомство с судьбами людей разных эпох. 2. Дать детям возможность увидеть саму Россию. 3. Организовать участие ребят в решении общественных проблем. 4. Сформировать гражданскую позицию-понимание связи с людьми, живущими в обществе [3]. Толковый словарь Ушакова дает следующее определение понятия «патриот» - (греч. Patriotes - земляк) - человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины. По мнению А.А. Гостева, одного из современных исследователей этого социального феномена, личность патриота должна обладать следующими качествами: 1. Стремится преодолевать иллюзорность восприятия социальной реальности, в частности, относительно и «искренних социальных утопий», и «апокалиптических ожиданий»;
2. Ориентируется на баланс интегративных тенденций в мире и сохранения национально-культурного разнообразия человечества; 3. Распознает многоаспектную подмену духовных смыслов; 4. Различает глобализацию - как процессы усиления взаимозависимости (в первую очередь, экономического плана) стран, культур и глобализм [5]. Патриотизм-это ощущение человеком сопричастности к настоящему и прошлому Родины, поэтому большое воспитательное значение имеет обращение к героическому прошлому нашей страны. Чаще всего, это обращение к теме Великой Отечественной войны. Чтобы заинтересовать учащихся, нужно использовать меньше пафоса, а больше фактов. Как писал Л.Н.Толстой: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни. И надо понимать это и не играть в войну». Учитель должен попытаться показать уникальность человеческой жизни, ужас, жестокость войны, найти примеры для подражания, рассказывая о героях войны. Лучше всего познакомить ребят с судьбами конкретных людей, а если есть возможность, пригласить на внеклассное мероприятие ветеранов Великой Отечественной войны, а также непосредственных участников войны в Афганистане или Чечне. Основные задачи патриотического воспитания в нашей стране со стороны государства в последние годы решаются в ходе реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», являющейся продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы» и сохраняющей непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации [6]. Особую роль в процессе воспитания морально-нравственных качеств
личности школьников имеет приобщение к отечественной и мировой духовной культуре. Во внеучебное время можно использовать такую форму диалога, как «час общения», посвятив его проблемам патриотизма, гражданственности, национального самосознания. Для дискуссии можно использовать целенаправленно отобранные литературные произведения, с учётом их ценности, доступности, воспитательной значимости. Воспроизведение жизни в классических образцах художественной литературы всегда отличалось реалистичностью [4]. Школа призвана помочь становлению у школьников гражданской ответственности, навыков гражданской активности. Содействовать вхождению ребёнка в культуру должна среда, поэтому патриотическое воспитание будет эффективно при взаимодействии школы и семьи. Обоснование актуальности обращения к проблемам патриотического воспитания у современных российских детей и молодежи исходит из следующих соображений: 1. Патриотизм во все времена являлся традиционным источником нравственности; 2. Необходимо коренное улучшение воспитательной деятельности на основе осмысления происходящих в обществе изменений, создания в современной России условий, способствующих патриотическому воспитанию; 3. Необходимо обеспечить более высокий уровень научности, системности, целеустремленности, активности и результативности патриотического воспитания детей и молодежи [5]. Во многих странах теоретические и патриотические задачи гражданского образования начинают решаться уже в начальной школе: 1. Теоретические (учебные) задачи – в основном через групповое обсуждение различных проблемных и проектных ситуаций и дилемм; 2. Практические задачи социальной деятельности – они решаются на протяжении всего школьного обучения в виде разнообразных групповых и индивидуальных социальных проектов, акций и инициатив, что
характерно для школ европейских стран. Для воспитания гражданской активности можно использовать детские парламенты, где дети разрабатывают и приводят в действие механизмы практической реализации собственных проектов (проведение благотворительных, культурных или экологических акций). Опыт детских парламентов распространён в Великобритании, где зародился парламентаризм [2]. Большое значение в воспитании имеют личностные достоинства самого педагога: любовь к Родине, гражданская смелость, его любовь к ученикам, которым он готов отдать лучшее, что есть в нём, он закладывает на всю жизнь те духовные основы, которые формируют подлинного гражданина своей страны. Уже в самом замысле воспитать счастливого человека, любящего свою семью, страну, профессиональное дело, заложена идея патриотического воспитания, неотделимого от общих целей воспитания и образования [1]. Список литературы: 1. Азаров Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания // Воспитание школьников.-2008.-№ 6.-С. 3-12. 2. Крылова Н.Б. Гражданское образование как новое и хорошо забытое старое
.
// Народное образование.-2012.-№1.- С.48-55. 3. Луковицкий В., Русакова Е., Силинг Ю. Патриотическое воспитание: задачи, содержание, акценты // Народное образование .-2009.-№7.-С.212-217. 4. Райхлина Е.Л. «Час общения» -эффективная форма патриотического воспитания старшеклассников //Воспитание школьников.-2009.- №6.-С.27-32. 5. Кто воспитает патриота в современной России? В.А. Мижериков, кандидат педагогических наук