"Развитие математических способностей и логического мышления дошкольного возраста"

Автор: Балдина Лидия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с "Сказка"
Населённый пункт: р.п.Дергачи
Наименование материала: НОД
Тема: "Развитие математических способностей и логического мышления дошкольного возраста"
Дата публикации: 21.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка» р.п.Дергачи

РМО воспитателей

Тема педагогического опыта:

«Развитие математических способностей и логического

мышления дошкольного возраста»

Балдина Лидия Владимировна

воспитатель высшей категории

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени- дошкольному образованию. Проблема в целенаправленном формировании творческих способностей, развития логического мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес. Дошкольный возраст уникален, ибо качество форсированности ребенка программирует его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Меня заинтересовало направление работы с детьми
– создание предпосылок

математического развития малышей
. Цель данного направления : - развитие предпосылок логического и творческого мышления. Данное направление относится к образовательной области «Познавательное развитие» Образовательная область Цель Основные виды деятельности «Познавательное развитие» Развитие продуктивного воображения и творческого мышления в процессе решения познавательных задач, создание условий для построения ребенком целостной образно- смысловой картины мира, формирование начал самопознания Игра, проектная деятельность, обучение на непосредственно образовательной деятельности; в совместной и самостоятельной деятельности с детьми;
Задачи:
 Развитие творческого воображения дошкольников.  Развитие и поддержание у детей познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций
 Расширение перспективы детского развития путем включения дошкольников в разные формы совместной деятельности со взрослым и друг с другом; Все эти направления объединяет идея развития творческого воображения ребенка средствами разных видов детской деятельности: двигательной, игровой, изобразительной, музыкальной, коммуникативной и др. Технология по которой я работаю соответствует принципам ФГОС ДО
1. Принцип развивающего образования

2. Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей

и задач.

3. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с

возрастными возможностями и особенностями воспитанников,

спецификой и возможностями образовательных областей.

4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного

процесса.

5. Решение программных образовательных задач в совместной

деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей

не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на

занятиях), но и проведении режимных моментов в соответствии со

спецификой дошкольного образования;
Многие математические понятия объясняю посредством специально разработанных
математических сказок
, во время прослушивания которых дети проводят различные
исследования
и
преобразования
с последующими логическими выводами. Именно грамотно подобранный
математический
образ помогает разъяснить понятие числа, познакомиться со свойствами плоских и объемных геометрических фигур. Учитывая тот факт, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра, подобрала серию дидактических игр, которые я использую в процессе образовательной деятельности детей. Провожу индивидуальную работу, используя тетради на печатной основе. Чтобы реализовать инновационную технологию в группе я создала условия для развития у детей творческих способностей, где используются все виды
детской деятельности. Оформила уголок развивающих игр, где находятся дидактические, настольно-печатные, лего конструкторы. Имеются крупный строительный материал, конструкторы для напольных игр. Оформила уголок по изобразительной деятельности для свободного творчества детей, где имеется разнообразный художественный материал, уголок театрализации, который используем . при закреплении математических сказок. В образовательной работе с детьми я применяю дидактические игры, они развивают логическое мышление, воображение, конструктивные навыки, закрепление знания цвета и счета. Это такие игры, как «Найди свой домик», «Подбери по цвету», «Собери разрезную картинку» Я использую различные подручные средства, цветные прищепки, косточки от счет, разноцветные шнурки, и др. Психологи доказали, что воображение является основой будущего мышления. Это значит, что если у ребенка плохо развито воображение, то у него плохо развито мышление. Одним из вариантов развития воображения является умение по части видеть целое. Именно этот вид воображения является предпосылкой к развитию геометрического воображения, а значит, способствует и развитию предпосылок математического мышления. Дети учатся соотносить предметы по форме и величине. Подбирая и соединяя правильно части, ребенок тренирует свое внимание. Таким образом, происходит развитие мышления ребенка. Важны и полезны игры – головоломки такие как «Головоломка Пифагора», «листик», «Колумбово яйцо», «Кубики для всех», «Уникуб», пособие палочки Кюизенера. Чтобы из частей соединить целое, необходимо прежде ВООБРАЗИТЬ это целое. Во время игры части – детали необходимо перемещать в пространстве. Чтобы правильно соединить части целого, необходимо логически их связать. Используя игру – пособие «Палочки Кюнзенера», дети решают нестандартные задачи на развитие воображения. Дети выкладывают из геометрических фигур дом, собаку, человека. Наиболее эффективному усвоению пройденного материала способствуют авторские красочные тетради с развивающими заданиями, предложенными в
игровой форме, представляющие собой индивидуальный метод работы в свободное от основных занятий время. Во время НОД я использую дидактические игры
двигательного

характера
Играя в игру «Рассели фигуры в свои домики». Дети учатся группировать фигуры по заданному одному признаку Для этой игры использую дидактическое пособие блоки Дьенеша. Играя в игру «Домино», детям следует соединить не два одинаковых изображения, как в обычном домино, а схожие по заданному признаку, например, только по цвету, учитывая форму и величину, или одновременно по двум признакам. Крупный размер карточек, позволяет выкладывать их на полу. Для снятия напряжения и повышения концентрации внимания провожу физкультминутки по схематичным рисункам Многие математические понятия усваиваются через двигательные образы. Например, дети изображают геометрические фигуры: круг, треугольник, угол. Еще одной способностью методики является применение принципа двигательной активности на занятиях. Двигательные упражнения помогают лучше воспринимать и усваивать материал. Например, чтобы лучше обучить детей решать задания с лабиринтами, прежде чем решать их на бумаге, я предлагаю пройти по веревочке. Результаты своей работы с детьми я увидела по итогам диагностического обследования, в начале, и в конце года. (приложение№4) Я считаю, что правильное введение ребенка в мир математических понятий создает у него предпосылки развития
математического мышления,
поскольку только математика и никакой иной предмет, изучаемый дошкольниками, впервые знакомит их с абстрактными понятиями. Поэтому данный блок занятий невозможно заменить каким-либо другим. Именно на математическом материале удобно закладывать основу будущего логического мышления, развивать чувство пространства и формировать навыки будущего умения исследовать, рассуждать и доказывать, что в свою очередь и создает у дошкольников предпосылки развития
теоретического мышления
.
Комплекс развивающих игр, который я представила вашему вниманию, направлен на развитие у детей творческих и умственных способностей. Он поможет в работе всех воспитателей стимулировать познавательные интересы детей, окажет положительное влияние на уровень развития логического мышления.