"Сохранение и укрепление здоровья дошкольника в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС".

Автор: Богданчик Наталия Владимировна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОУ 2Детский сад №33 "Звездочка"
Населённый пункт: село Александровское Ставропольский край
Наименование материала: Информация из опыта работы:
Тема: "Сохранение и укрепление здоровья дошкольника в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС".
Дата публикации: 21.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Сохранение и укрепление здоровья дошкольника в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС». МДОУ «Детский сад №33 «Звездочка» Инструктор по физическому воспитанию Богданчик Наталия Владимировна август, 2015 год «Сохранение и укрепление здоровья дошкольника в образовательной деятельности»
Информация из опыта работы:

«Здоровье — не все, но все без здоровья — ничто!» Сократ Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле самым ценным является здоровье. А здоровье наших детей – это двойная ценность, потому что дети – самое дорогое, что у нас есть в жизни. К сожалению, в современном мире практически нет здоровых детей. В детском саду дети проводят значительную часть времени, и задача педагогов сохранять и укреплять их здоровье. Здоровый ребенок – счастливый и успешный ребенок а, значит, в какой-то мере, счастье детей и их успехи, настоящие и будущие, – в наших руках, руках педагогов. Искусство счастливой и долгой жизни состоит в том, чтобы научить человека с раннего детства следить за своим здоровьем. Если этим не заниматься с детства, в дальнейшем трудно будет это наверстать. Именно поэтому приоритетом в воспитании дошкольников является повышение уровня физического и психического благополучия и прививание привычки регулярных занятий физкультурой. Поэтому возникает необходимость создать определенную систему внедрения оздоровительной деятельности в образовательную систему. В настоящее время - это одна из основных стратегических задач сохранения, развития страны. Для этого разработаны и действуют нормативно-правовые документы, которые регламентируют эту задачу: Закон РФ "Об образовании", О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения, Указы президента России, ФГОС. Я и мои коллеги активно включаем оздоровительную работу в любой вид деятельности. Я хочу более подробно остановиться на сохранении и укреплении здоровья дошкольников в образовательной деятельности. Изучая данную проблему, я пришла к выводу, что необходимо создавать такую систему работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни. Самое главное в моей работе, чтобы каждая образовательная деятельность сочеталась с активным отдыхом, происходила постоянная смена деятельности. Благодаря использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, у детей появляется устойчивая положительная мотивация к сохранению и укреплению своего здоровья. К тому же дети с большим интересом занимаются познавательной деятельностью, становятся более усидчивыми, внимательными, дольше сохраняют работоспособность и намного лучше усваивают материал. Вся образовательная деятельность проходит с позитивным настроем, дети становятся более улыбчивыми, доброжелательными, открытыми, жизнерадостными и раскрепощенными. Они с большим желанием приступают к образовательному процессу, потому что они знают, что данная работа им не будет в тягость, а наоборот, даст положительные эмоции. И здесь уже можно говорить о сохранении не только
физического, но и психического здоровья, что является немаловажным для полноценного развития дошкольника. Образовательную деятельность, которая требует повышенную познавательную активность и умственное напряжение детей, мы проводим в первой половине дня. Для профилактики утомления детей сочетаем её с физкультурными, музыкальными занятиями. В настоящее время, с введением ФГТ и в дальнейшем ФГОС ДОО, я в своей работе использую интегрированную образовательную деятельность, что способствует снятию стресс образующих факторов в процессе работы, созданию ситуации успеха у каждого ребенка. Перерывы между образовательной деятельностью разного вида не менее 10 мин., это время можно заполнить малоподвижными играми, релаксацией, танцевальными движениями. Основой организации работы с детьми в нашем ДОУ является система дидактических принципов. 1.Принцип психологической комфортности - создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стресс образующих факторов. 2.Принцип деятельности - новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми на предметной основе. 3. Принцип минимакса обеспечивает возможность продвижения каждого ребенка своим темпом. 4.Принцип целостности - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира. 5.Принцип вариативности - умение осуществлять собственный выбор, предоставляется возможность выбора. 6. Принцип творчества - ориентировано на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности 7. Принцип непрерывности - преемственная связь между дошкольной подготовкой и начальной школой. Данные принципы помогают педагогу сохранять и укреплять здоровье дошкольников. В основе лежит системно-деятельностный подход, на ступени дошкольного образования – это ситуация, которая позволяет предотвратить утомление путем постоянной сменой деятельности и поз ребенка, использования различного рода игр, разнообразного дидактического материал, создания игровых ситуаций. В свое практике в образовательной деятельности, помимо физкультурных занятий, я использую:
1.Релаксацию – это состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий. Это особенно актуально в современном образовательном процессе, когда у детей идет активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. 2.Пальчиковую гимнастику, которая развивает мелкую моторику рук, речь, повышает работоспособность коры головного мозга, развивает психические процессы у ребенка, снимает тревожность. 3. Дыхательную гимнастику. Дыхание является важным составляющим здоровья ребенка, от него зависит физическая и умственная деятельность. В образовательной деятельности использую отдельные упражнения, основанные на носовом дыхании. Важно научить ребенка дышать через нос, иначе он не получат достаточно умственного развития, так как носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящихся в носоглотке. 4. Гимнастику для глаз. Глаза – один из важнейших органов, который надо беречь с раннего детства. В современной жизни это очень сложно. Телевизор, компьютер, а в старшем дошкольном возрасте и мобильный телефон - все это неотъемлемая часть жизни любого человека. Поэтому остро встает вопрос о сохранении зрения дошкольника. Зрительная гимнастика – замечательный помощник в борьбе за хорошее зрение. Главной задачей гимнастики для глаз у детей-дошкольников является формирование у малышей правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться. Регулярная гимнастика для глаз позволяет дать необходимый отдых глазам, повышает работоспособность зрения, улучшает кровообращение, предупреждает развитие некоторых заболеваний глаз, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. Кроме того, любой учебный материал усваивается более эффективно. 5. Физкультминутки, динамические паузы, минутки здоровья, в которые включаю несколько упражнений, носящий игровой характер с целью создания возможности для кратковременного отдыха. 6.Так же использую нетрадиционные методы, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы: массаж рук и ног, оздоровительный бег (дозированный), двигательные творческие задания, элементы йоги. Таким образом, я считаю, что в современном мире, чтобы добиться результатов в сохранении и укреплении здоровья дошкольника, нужно этим заниматься не от случая к случаю, а в системе, включая оздоровительную работу в любой вид деятельности.