"Речевой этикет как норма поведения человека"

Автор: Данцова Лариса Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №10"
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: "Речевой этикет как норма поведения человека"
Дата публикации: 22.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Речевой этикет как норма поведения человека
Являясь элементом национальной культуры, речевой этикет отличается яркой национальной спецификой. Достаточно упомянуть хотя бы обращение по имени отчеству, которого нет у других народов. Обращение — самый массовый и самый яркий этикетный признак у русских людей. Иногда «культурное обращение» мы считаем нормой, иногда нарушение правил речевого этикета становится «нормой». Например, продавец обратился к покупателю на “ты”, знакомый не поздоровался при встрече, кого-то не поблагодарили за услугу, не извинились за проступок. Как правило, такое неисполнение норм речевого поведения оборачивается обидой, ссорой или конфликтом. Ясно, что осознание норм общения и речевого поведения полезно всем в различных ситуациях. Это ситуации обращения, приветствия, прощания, извинения, благодарности, поздравления, пожелания, сочувствия и соболезнования, одобрения и комплимента, приглашения, предложения, просьбы, совета и многих других. Так, если кто-то говорит другому: « Доброго здоровьи ца!», то нет сомнения, что это пожилой житель деревни или выходец из неё. Если среди подростков возможно обращение « Эй, ты!», то ко взрослому человеку подросток обратится иначе. А сколько возможностей осуществить просьбу: Я прошу Вас сделать это; Просьба не шуметь; Сделайте это, пожалуйста; Если Вам не трудно, подвиньтесь, пожалуйста; Вы не могли бы подвинуться?; Вам не трудно подвинуться?; У Вас не найдется, чем записать? Почему же выражения речевого этикета обладают “волшебной силой”? Ответ на этот вопрос – в понимании речевого этикета как нормы поведения. Первое- неписаное требование общества к употреблению знаков этикета, которые воспитываются с раннего детства. Второе- исполнение знаков этикета воспринимается адресатом как словесное “поглаживание” — речевой этикет: Здравствуйте — будьте здоровы; Благодарю — благо дарю. Спасибо — спаси вас Бог за доброе дело; Извините — признаю свою вину и прошу снять с меня грех и т.д. Психологи, педагоги знают, как важно одобрить, вовремя погладить ребенка, да и взрослого! Другой пример: вы получаете поздравительные SMS. Они, как правило, скачанные из интернета. Но как
приятно их получать. И вопрос “Как здоровье?” вовсе не предполагает рассказа о ваших болезнях. Это знак внимания к вашей персоне. В повседневной жизни каждый человек совершает различные действия. Но есть такие, которые могут совершаться только с помощью языка, речи. Как осуществить действие “совет”, или “обещание”, или “благодарность”? Для этого надо сказать советую, обещаю, благодарю… Так, например, Благодарю Вас; Спасибо; Я Вам (так) благодарен; Я Вам признателен; Я хочу поблагодарить; Я хотел бы поблагодарить, Позвольте поблагодарить; Примите мою благодарность и т. д. Поскольку произнесение выражения речевою этикета и есть само дело, причем социально и личностно значимое. Становится ясно, насколько важен речевой этикет. Проявление вежливости- это моральное качество, характеризующее человека, для которого проявление уважения к людям стало привычным способом общения с окружающими, повседневной нормой поведения. Оказание знаков внимания, одобрение, проявление скромности в самооценках, проявление такта, не позволяющего вторгаться в личную сферу собеседника, проявление желания оказать услугу – все это признаки речевого этикета. Вежливые люди в разных ситуациях и по отношению к разным партнерам ведут себя корректно учтиво, галантно. Нужно усвоить, что на грубость нельзя отвечать грубостью,— это порождает целый поток грубости и может вовлечь в скандал окружающих. Корректный, а подчас и подчеркнуто вежливый ответ, как правило, ставит на место грубияна. Речевой этикет служит действенным средством снятия речевой агрессии. Итак, речевой этикет является составной частью общей культуры человека, к которой мы должны стремиться, и должен стать нормой поведения. Л. Данцова, филолог 2