"В гости в русскую избу"

Автор: Мызрова Светлана Юрьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 205"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: Конспект непрерывно-образовательной деятельности
Тема: "В гости в русскую избу"
Дата публикации: 23.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект непрерывно-образовательной деятельности по

патриотическому воспитанию для детей средней группы на тему: «В

гости в русскую избу»
Автор: Мызрова Светлана Юрьевна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 205» Ленинского района г.Саратова
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования:
«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Возрастная группа:
средняя.
Образовательная область
: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей:
«социально-коммуникационное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно- эстетическое».
Тема непрерывно-образовательной деятельности:
«В гости в русскую избу».
Цель:
— познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
 познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта: мебелью, посудой, игрушками;  обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;  воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;  развивать художественно-творческие способности детей.
Виды деятельности:
совместная деятельность взрослых и детей.
Формы организации:
групповая.
Формы реализации детских видов деятельности:
игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Предшествующая работа:
экскурсии в мини-музей «Русская изба», чтение русских народных сказок, знакомство с русским народным творчеством: песенками, закличками, загадками и т.д.; знакомство с народными промыслами жителей России.

Ход непрерывно-образовательной деятельности.
Звучит русская народная музыка (спокойная). Дети входят в зал. В центре зала стоит «Русская изба». Хозяйка (воспитатель) расставляет посуду на столе, встречает детей.
Хозяйка:
Ой вы гости дорогие, Все нарядные, какие, Здравствуйте, добры молодцы, Здравствуйте, красны девицы! С порога поспешите, В избу проходите. - Ребята, каждый день люди при встрече, говорят друг другу, здравствуйте. Это приветствие от слова «здравие», «здоровье» значит, т.е. мы желаем человеку быть здоровым, не болеть. - Это пожелание доброе или злое? (ответы детей). - Доброе, поэтому слово «здравствуйте», надо говорить ласково, приветливо, глядя в лицо тому человеку, с кем здороваешься. - Давайте поздороваемся друг с другом и с нашими гостями (дети здороваются). - Ребята, слово «здравствуйте», появилось в далеком прошлом, а вы хотите посмотреть как жили люди давным-давно, когда еще не было ваших пап, мам и даже бабушек и дедушек? - Я приглашаю вас к себе в гости. (дети проходят) - Живу я в старинной избе. Ребята, а вы знаете, что такое изба? (Это – дом построенный из дерева). - С давних времен, да и в наше время у каждого человека должен быть дом. - Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен человеку дом? (ответы детей) - Как мы себя чувствуем дома? (варианты ответов детей). - Есть русская пословица: «В гостях хорошо, а дома лучше?» Как вы ее понимаете? (варианты ответов детей). - Проходите в горницу. Посмотрите, в моей горнице (так раньше называли комнату), все деревянное: стол, лавки, посуда. Как вы думаете, почему? (воспитатель показывает горницу)
«Изба»: Печь, лавки, стол, прялка, корзины.

На столе: самовар, чашки, ложки, плошки…

- С древних пор наши предки селились на берегах рек и озёр, и обязательно возле леса. «Возле леса жить – голодному не быть» - ведь в лесу зверь, птицы, ягоды, грибы, смола, самое главное дерево. - Что делали из дерева? (всё дома, мебель, орудия труда, посуду…)
МЕБЕЛЬ
Столы в избах были большие, а рядом простые длинные скамейки, т.к. стульев еще не было. Мебель была самодельная и очень простая. Сундук для вещей, полки для посуды. А кроватей не было, спали на лавках, да на печке. Раздается чихание из-за печки. Хозяйка привлекает внимание детей. Из-за печки выходит домовёнок Прошка. Здоровается с детьми, знакомится.
Хозяйка:
- Я ребятам рассказываю, что большинство предметов у русских людей было из дерева. Вот мебель…
ПОМОЩНИКИ
- Что же ещё было деревянным? - Ребята, посмотрите какой необычный у меня коврик. Самотканный. Такими же ткали разноцветные длинные дорожки. Вот такие половицы, Ткали раньше мастерицы, А станок им помогал, Тяжелый труд он облегчал. - Посмотрите, как выглядел такой станок. Он тоже был сделан из дерева. - А какие еще помощники были у наших предков? (прялка, плуг, телега…)
ПОСУДА
Подойдите к столу гости дорогие, Посмотрите здесь чаши какие, Да непростые, Все деревянные, расписные. - Посмотрите, какая красивая посуда стоит на моём столе. Мы как раз собирались с Прошкой чай пить. Давайте её рассмотрим (чарки, тарелки, ложки, солоничка, ковшик, …).
Дидактическая игра «Расскажи, для чего нужен предмет»
(Дети рассматривают посуду и угадывают, где и как ею пользуются. Прошка мешает, обманывает… Но потом объясняет назначение предметов). - А кто знает, как называется роспись, которой украшена вся моя посуда? (хохлома).

ПРОМЫСЛЫ

Х:
- Но не только хохломской росписью славилась Русь. Много разных промыслов было и существует до сих пор. Прошка берет корзину, надевает на голову, хулиганит.
Х:
- Плетение из веток корзин, посуды, предметов мебели… - Резьба по дереву… - Резьбой так же украшали свои избы… - Что же еще делали из дерева? (музыкальные инструменты) Прошка дудит в дудочку или в свистульку.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Хозяйка:
- Вечерами люди собирались в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками. Никакие посиделки не обходились без музыкальных инструментов…
Прошка
: - Музыкальные инструменты тоже делали из дерева.
Хозяйка:
- Люди были такие смекалистые, что даже обычные вещи использовали, как музыкальные инструменты. Вот послушайте загадку…
Загадка про ложки. Песня про музыкальные ложки.

Номер с музыкальными инструментами.
Х: - Ой, повеселили, ой, порадовали.
Прошка:
- Из дерева делали даже игрушки…
-
Да, брали небольшой деревянный чурбачок, обматывали тряпочкой… Вот и готова куколка (всё показывает). - Деревянных дел мастера делали для ребят и такие забавы… (курочки, медведь и мужик, …)
Хозяйка:
Но самой любимой игрушкой была…
Загадка про МАТРЁШКУ

Эстафета «Собери матрёшку».
Матрёшки стоят в разобранном виде (от большой до маленькой) на столах. Дети стоят в колоннах. Первый ребенок бежит до стола, берет самую маленькую матрёшку и несёт своей команде, отдаёт её капитану (Хозяйке или Прошке). К матрёшкам бежит второй участник команды, берет следующую по размеру и возвращается обратно. Таким образом, капитаны команд должны собрать матрёшек полностью. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее.
Хозяйка:
Устали, мои хорошие! Давайте чайку попьём…
Хозяйка заглядывает в чашку на печке, хочет достать крендельки, а их там нет.
Х:
- Ай-ай-ай, как же так! Куда же крендельки подевались? Чем же я ребят буду угощать? Прошка сознаётся, что съел все крендельки с молочком. - Ой, как неудобно получилось. Что же делать?
П:
- Давайте испечём крендельки вместе с ребятами. А я вам помогу.
Хозяйка:
Сможем крендельки испечь? Да вот печь надо разжечь, Тесто надо замесить Кренделёчки накрутить. Будьте добры, помогите, Кренделёчки налепите.
Х:
- Почему в старину говорили: «Без печи и изба не изба» Давайте подумаем, почему печь в избе считалась самой главной? (ответы детей). - Правильно. Она служила источником тепла и света. А где можно было пищу приготовить? Конечно же, в печи!
Прошка:
- А что бы печь растопить – нужны дрова.
Хозяйка:
Давайте печь растопим, Что там у нас посмотрим? Подбросим дров. Прекрасно! Эх, гори, гори ясно! Ну что ж, печь мы затопили Да тесто еще не замесили, С тестом разберемся Да за крендельки возьмемся.
Хозяйка:
А что же для теста нам понадобиться? (дети перечисляют продукты: яйца, мука, вода, соль, дрожжи. Воспитатель показывает перечисляемые продукты детям, доставая из большой чаши, которая стоит на столе прикрытая рушником) - Все продукты мы приготовили. Теперь нам надо замесить тесто.
Пальчиковая гимнастика «Месим тесто».
Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируем процесс вымешивания теста) Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимаем и разжимаем пальцы)
И баранки испечем (выполняем движения, как будто лепим снежки) - Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось! Тесто наше отдохнуло, К ручкам нашим все прильнуло, И сейчас нам нужно, Кренделёчки слепить дружно.
Хозяйка:
Ребята, для того, чтобы сделать кренделёк, нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек, и соединить оба конца вот таким образом (Хозяйка показывает). Дети вместе с Прошкой лепят крендельки, затем складывают на противень. Хозяйка ставит его в печь.
Песня про избу.

Хозяйка:
А крендельки наши уже поспели. Вот они с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи.
Воспитатель:
- Деткам пора возвращаться в детский сад … Хозяйка: - Очень жаль. Крендельки я тогда сложу в корзину. В саду с чайком будете есть да меня вспоминать. Приходите ко мне в гости почаще. До свидания! Дети возвращаются в группу.