"Сохраним родник"

Автор: Иночкина Лариса Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ-СОШ №3
Населённый пункт: город Аткарск Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сохраним родник"
Дата публикации: 23.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МОУ- СОШ №3

города Аткарска Саратовской области

Внеклассное мероприятие во 2 классе

«Сохраним родник!»


Подготовила учитель начальных классов Иночкина Лариса Викторовна
Аткарск 2016
Внеклассное мероприятие «Сохраним родник!»

Родник — не просто источник питьевой воды, это — живая нить, которая

связывает нас не только с прошлым, но и с будущим.

Народная мудрость

Цели:
дополнить представления детей о роли воды для человека, раскрыть основные факторы ее загрязнения; расширить общий кругозор детей; формировать внимательное и бережное отношение к окружающей природе, привить стремление к бережному отношению к водным ресурсам.
Предварительная работа:
Экскурсия к благоустроенному роднику «Дегтярный» и загрязнённому неизвестному роднику. Дети читали стихи местных поэтов и находили стихи о местной реке и родниках, рисовали рисунки родников.
Ход занятия:

Учитель:
Сегодня мы поговорим о том, без чего не может быть жизнь на Земле. Для этого мы должны разгадать загадку: Он без рук, он без ног, Из земли пробиться смог. Нас он летом, в самый зной, Ледяной поит водой.
Дети:
Ручей.
Учитель:
Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто я такая?
Дети:
Вода.
Учитель:
Вы слыхали о воде Говорят она везде! ( Появляются три девочки одетые в синие платья и на голове у них кокошники в виде капли «чистой» воды)
1 капелька:
В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманный заползает
2 капелька:
Ледником в горах зовется, Лентой серебристой вьется. Средь высоких стройных елей Рушится потоком селей.
3 капелька:
На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае.
Учитель:
Мы ее не замечаем, Мы привыкли, что вода- Наша спутница всегда.
Учитель:
Где мы встречаемся с водой? Дети приводят примеры.
Но настоящую цену воде знают лучше всех жители пустыни. Когда вожди племён из пустыни Сахара впервые попали в Европу, они больше всего удивились, увидев водопад в Альпах. Для них слово «вода» равноценно слову «жизнь», и они не могли понять, как можно попусту тратить самое драгоценное сокровище на земле
Учитель:
Сегодня у нас в гостьях “Капельки”. Они помогут нам больше узнать о воде, о родниках.
1капелька:
Мы водяные капельки. Из таких же, как мы капелек, состоят ручьи и родники, моря и океаны, реки и озера, тучи и облака. Мы пришли к вам, чтобы провести по всем местам, где есть вода. Давайте отгадаем наши загадки и вспомним, где же есть вода: (Капельки по очереди загадывают загадки) 1.Долговязый Тимошка Бежит по дорожке.
(Дождь)
2.Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже – тем дождик ближе
. (Туча).
3.Утром бусы засверкали Всю траву собой заткали А пошли искать их днём Ищем, ищем, не найдем.
(Роса)
4. Течёт, течёт – не вытечет, Бежит, бежит, не выбежит.
(Река).
5.Бегу я как по лесенке, По камешкам звеня. Издалека по лесенке Узнаете меня.
(Ручеёк)

2 капелька:
Молодцы! Вы знаете, где встречается вода. (Капельки показывают плакат «Капля воды дороже золота».)
Учитель:
Прочитайте плакат. Это высказывание принадлежит великому химику Дмитрию Ивановичу Менделееву. Как вы думаете, почему он так сказал? (
Ответы детей
: - Потому что без воды растения погибнут; - Человек не может жить без воды; - Животные тоже не могут существовать без воды и т.д.). Без воды человек может жить 5 дней, а растение через 3 дня засыхает. Хватит ли всем чистой воды, как вы думаете?
Дети:
Хватит. Воды много.
3 капелька:
Всякая ли вода пригодна для жизни?
Дети:
Только пресная! Чистая.
Учитель:
Пресной воды не так уж и много. Где мы можем добыть пресную воду? (
Ответы детей
: в реках,
родниках
, озёрах и т.д.)
Учитель:
А везде ли вода чистая и её можно пить. Недавно мы побывали на родниках. Давайте вспомним, что мы увидели.
Ученик:
Родники….. Мы любим их за свежесть хрустальной водицы, за прохладу, которую они дают в жаркий летний день, за красоту и вечность. Издавна о родниках слагали легенды, стихи, сказания. Родники источники чистой
воды. А питьевая вода необходима человеку, особенно в жаркий день. Родники необходимы природе, они, пробиваясь из- под земли едва приметным ключиком, дают подпитку нашим рекам.
Ученица:
Вокруг родника обычно возникает своя особая жизнь: здесь и дерево богаче и разнообразнее, и трава сочнее и выше, и земля лучше. В тени у родника утром отдохнет и ягодник, и грибник, и сборщик трав, сделает привал турист, завернет сюда и случайный прохожий. Всем дарит родник радость!
Ученик:
Ничего нет в мире лучше, чем в палящий летний зной, Людям знать на всякий случай, где звенит родник живой.
Учитель:
Ребята расскажут нам о роднике «Дегтярном».
Группа детей рассказывает о роднике «Дегтярном»:
Дети показывают фотографии родника, читают стихотворение местного поэта Ю.П.Анненкова 1. Из-под земли ключами влага Где склон крутой в ложбине бьёт… И извиваясь, вдоль оврага, Бежит ручей из чистых вод. 2. И не страшны зимы угрозы, Он будет вновь существовать Ведь даже крепкие морозы Ручей не в силах заковать. 3. Сия история богата: Недалеко был стройный лес, Берёзы тут росли когда-то, Из них и дёготь гнали здесь. 4. Но те события едва ли, Дошли чтоб полностью до нас… Овраг «Дегтярный» называли (Так величают и сейчас). 5. Лежит за линией та зона, Сейчас её приличный лик: Ведь где ключи бьют из-под склона, Из камня сделали родник. 6. Ручьём поспешным убегает, Обмыв прибрежную траву, Он с шумом камни омывает, Впадая в речку Аткару. 7. Пожалуй, каждый им гордится – Кто побывал в округе сей, Где в жаркий день спешат напиться Десятки жаждущих людей.
Учитель:
Из истории нашего города известно, что местность родника Дегтярного оврага была покрыта густым лесом, куда опасались ходить люди, боясь водившихся там волков и медведей. По дну оврага били ключи. «Дегтярным родником» его назвали потому что там
росло много берёз, с которых сдирали кору и гнали дёготь. Этот родник часто встречается в летописи города, как родник с чистой и хорошей водой. Но безжалостное время разрушило родник и он постепенно утратил своё значение как источник питьевой воды. И лишь спустя 220 лет со времени письменного упоминания «Дегтярный родник» родился заново, став не только источником отличной воды, но и новым местом отдыха горожан. Участие в этом благородном деле приняли многие предприятия и организации города, население. Все, кто работал на восстановлении родника, заслуживает самых добрых слов. И всё таки в первую очередь, нужно отдать должное главе Аткарского муниципального образования Ю.П. Кошелеву. Он был и душой, и инициатором, и организатором всех работ по возрождению родника в Дегтярном овраге. Пройдут годы, а возрождённый родник, будет дарить людям не только чистую воду, но и радость общения с природой. ( показываю рисунки родника «Дегтярного») Сейчас ребята расскажут о другом роднике, который мы посетили во время экскурсии. (показываю рисунки заброшенного родника)
Вторая группа ребят рассказывает о заброшенном роднике.

Ученик:
Санитарное состояние родника на момент обнаружения - не удовлетворительное. Донце и русло было завалено сухой травой, листвой, ветками, камнями. Вокруг родника обнаружен хозяйственный мусор – полиэтиленовые бутылки, пакеты, бумага. Спуск к роднику крутой, обрывистый. Территория вокруг родника не благоустроена.
Ученица:
В глуши лесной, в глуши зеленой, Всегда тенистой и сырой, В крутом овраге под горой Бьет из камней родник студеный
Ученик:
Родник был неприметен, неказист, И не мечтал о водопадах. Порой жалел, что не плечист, Но дело было не в наградах Журчит родник, щебечут звонко птицы, Цветут цветы, течёт-поёт ручей. Родник легко обидеть, он ранимый, Он всем принадлежит и он ничей. Храни родник, как жизнь, как божий дар! Не сотвори вовек ему плохого! Журчит родник... И сердце расцветёт, Как от приветно сказанного слова...
Ученица:
Мне очень жалко стало этот родник. Он напоминает старого человека, у которого нет родственников, и ему некому помочь. Я предлагаю взять шефство над этим родником, ухаживать за ним. Чтобы так же как и родник «Дегтярный» он радовал всех своей красотой. (Капельки незаметно одевают кокошники с «грязной» каплей)
1 капля
: Речушка вдоль околицы текла. Негромкая… Но мы ее любили – дети. Она ведь первою была Для нас и, значит,
Лучшею на свете.
2 капля:
Сейчас в ней всякий хлам, И ржавь, и слизь, Зеленая, и хвощ болотный вылез… Как будто люди целью задались Убить ее – И своего добились.
Учитель:
Как вы думаете из какого родника эти капельки?
Дети:
Из загрязненного родника, который видели во время экскурсии)
Учитель:
Почему вода может быть загрязнена?
Дети:
Предприятия спускают в реке неочищенные стоки, моют машины около водоемов, оставляют мусор на берегах.
Капелька:
Помогите, ребята, сохранить родник, сберечь меня и моих сестер чистыми и живыми.
Учитель:
Что мы можем сделать, чтобы помочь капельке? (
Ответы детей:
Не будем бросать мусор около родника. Нужно очистить родник от мусора. Давайте возьмем шефство над заброшенным родником. и т.д.)
Итог.

Учитель:
Как мы будем беречь воду?
Ученик:
Заповедный исток есть у каждой реки. Это чудо природы и сказка живая. Пусть в лесах и долинах звенят родники. Добрым людям объятья земля раскрывает.
Ученик:
Не умыться, не напиться Без воды. Листику не распуститься Без воды. Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек! И поэтому всегда Всем везде нужна вода!
Ученик:
Живой родник, с живой водою Природой нам подарен он, И мы сберечь должны с тобою И людям тем большой поклон, Кто родники оберегает, И чтит природные дары, От всех невзгод родник спасает. Как светлый лучик доброты. Литература: 1. Стихи Ю.П. Анненкова «Души прекрасные порывы» г. Аткарск 2005 г 2. « Родники Саратовской губернии» А.А. Орлов, А.П. Зотов Саратов 2004 3. Орлова Л. «Тайный код воды.» – Минск: Современный литератор, 2006.
4
. «
Воспитываем бережливых» (Из опыта работы МО учителей начальной школы ГОУ № 719) 5. Областной конкурс «Вода на Земле» Исследовательская работа Трапезникова Л.Е.