"Мир вокруг нас".

Автор: Упатова Надежда Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: гимназия№34
Населённый пункт: город Орёл
Наименование материала: конспект
Тема: "Мир вокруг нас".
Дата публикации: 23.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации



«Мы и мир вокруг нас»

Цели:

Образовательные:
* Прививать стремление обогащаться новыми знаниями о природе, чтобы сохранить всё, что нас окружает; * Расширять круг знаний учащихся по окружающему миру; * Создание целостного представления о взаимосвязи в природе.
Воспитательные:
* Воспитывать бережное отношение к природе; * Воспитывать чувство коллективизма во время совместных действий; * Воспитывать экологически грамотных людей; * Прививать чувство прекрасного; * Прививать желание заботиться о «братьях наших меньших»;
Развивающая:

*
Развитие наблюдательности, образного и логического мышления, умения устанавливать причинно- следственные связи, * Развитие памяти, выразительности речи, индивидуальных творческих способностей.

- .
Ход занятия.

Учитель:
Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас принять участие в конкурсе « Мы и мир вокруг нас» , где вы сможете продемонстрировать свои знания в области природы, живой и неживой, в познании себя и заботе о своём здоровье. В природе всё взаимосвязано между собой. И человек, который сам часть природы, тоже связан с окружающей средой: с землёй, реками, воздухом и всеми живущими вокруг другими существами. В наши дни почти нет таких животных, которым не угрожало бы вымирание по вине людей. Здоровье человека тоже сильно пошатнулось и тоже по вине самого же человека. Вмешательство человека в жизнь природы нельзя остановить. Но всем нам надо стремиться к тому, чтобы она как можно меньше страдала от нашего вмешательства. А для этого надо знать и любить природу, знать животных, которые живут на нашей планете рядом и одновременно с нами, их повадки , привычки, образ жизни. Учиться заботиться о себе и о своём здоровье, чтобы жить и наслаждаться красотой окружающей нас природы. Есть просто храм Есть храм науки, А есть еще природы храм – С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй её святынь.
Все-все абсолютно на свете нужны, И мошки не меньше нужны, чем слоны Нельзя обойтись без чудовищ нелепых И даже без хищников злых и свирепых Нужны все на свете Нужны все подряд- Кто делает мед и кто делает яд. Давайте люди дружить друг с другом Как птицы с небом, как ветер с лугом Как парус с морем, трава с дождями Как дружит солнце со всеми нами. Давайте люди любить планету- Во всей вселенной похожей нету, Во всей вселенной на всех одна, Что будет делать без нас она.
1.Конкурс «Приветствие»
Учитель: Первый конкурс нашего КВН – это приветствие: каждая команда сообщает своё название и эмблему.
2.Конкурс «Разминка»
Учитель: Во 2 конкурсе вы будете разгадывать загадки, каждой команде достанется по 2 загадки. 1.Есть у ребят зелёный друг, Весёлый друг, хороший. Он им протянет сотни рук И тысячи ладошек. ( лес) 2.Живу глубоко, плыву легко, Зубастая, большая, я рыба- морская. ( акула) 3.Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубе летом. (белка) 4.Ветки белой краской разукрашу. Брошу серебро на крышу вашу. Тёплые весной придут ветра И меня прогонят со двора.(зима) 5.Все движутся вперёд, А он наоборот, Он может два часа подряд Всё время пятиться назад. (рак)
6. Рассыпалось к ночи на небе зерно, Глянули утром- нет ничего. (звёзды) 7. Дом зелёный тесноват, Узкий, длинный, гладкий. В доме рядышком сидят Круглые ребятки. Осенью пришла беда: Треснул домик гладкий. Поскакали кто куда Круглые ребятки. (Горох) 8.Сильнее солнца, слабее ветра, Ног нет, а идёт, Глаз нет, а плачет . (туча) 2 .
Конкурс «Юный эколог»
Учитель: Ситуация складывается таким образом, что современный человек обязан быть экологически грамотным. Необходимо донести до каждого мысль о том, что только сберегая природу, человечество сохраняет жизнь на земле. Природа была и продолжает оставаться источником существования человека. И наша задача- сберечь природу. И сегодня мы с вами в ходе нашего занятия постараемся закрепить экологические основы. ( От каждой команды участвуют по 1 человеку) 3.
Конкурс «Заморочки из цветочка »
Учитель: В следующем конкурсе вам необходимо взять два разного цвета лепесточка( два описания животного и птицы) , вы должны назвать этих животных и показать их на картинках , которые находятся на доске. 1.Это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко- жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой , а на голове – чёрная шапочка. Питается пауками, насекомыми, семенами. Назвали её за песенку «ции- ции) 2.Эту птичку называют «смотрителем» леса. Она просыпается очень рано и начинает свистеть, будто будить всех ото сна. Живёт она на дереве, в дупле. Всю жизнь она на ногах, бегает туда-сюда по дереву, ей и крылья то нужны для того, чтобы перелететь с одного дерева на другое. Любит орешки, крылатки клёна. Осенью прячет корм под кору, чтобы зимой не голодать . Окраска у неё не очень заметная, не сразу и разглядишь её в густом лесу. 3.Эта птичка необыкновенно нарядная. В её окраске присутствуют цвета: Красный , чёрный, коричневый, жёлтый, белый. Чаще всего можно увидеть на кустиках репейника и чертополоха, где они кормятся. 4.Эта птичка известна тем, что выводит своих птенцов зимой, в лютые морозы. У неё необычный клюв, который хорошо «питает» её зимой.
5.Небольшой зверёк с большим пушистым хвостом. На зиму надевает серую шубку. Гнездо строит в развилках веток или дуплах деревьев. Стенки своего гнезда выстилает мехом. К зиме делает припасы. Питается орехами, грибами, жёлудями, которые насушила осенью. 6.Это животное всеядное. Тело его покрыто щетиной. Этот зверь быстро бегает, роет землю клыками и пятачком, чтобы добыть корешки, которыми питается. Кормится обычно днём, а ночью отдыхает. Детёныши этого животного полосатые, симпатичные. 7.Это крупное животное. Его называют лесным великаном. Кормится он разнообразной растительной пищей: корой, ветками, растениями. У самцов – рога с большой плоской частью, которую называют «лопатой» . В начале зимы животные их сбрасывают. 8.Сильный, умный хищник. Его добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери- кабан, лось. Обычно охотятся эти животные небольшими стаями. Морда хищника выразительна, богата мимикой. Размером этот зверь с крупную овчарку.
Вопросы для зрителей.
Учитель: Все болельщики могут принести пользу своей команде, если правильно ответят на вопросы. 1.Становится ли осьминог белым от страха? 2.Правда ли, что соловей поёт только ночью? 3.Есть ли у птиц уши? 4.Прячет ли страус голову в песок?. 5.Какая птица складывает свой улов в клюв? 6.Какая птица слаба на слух? 7. Кого называют белой вороной? 8.У какой птицы самый красивый хвост? 9.Какую птицу называют лесной газетой? 10.Какой зверёк самый чистоплотный? 11.Кого называют грязнулей? 12 Каким насекомым хлопают в ладоши? 13. Может ли видеть крот? 14. У какой птицы длинный хвост? 15.Кто поёт под водой? 4.
Конкурс «Рассели животных»
белка, медведь, лось, лиса, волк, кабан, заяц, ёж, барсук, бобр, хомяк, лягушка, тигр – по домикам:

Подведение итогов конкурса экологов.
( представляют свой знак и говорят о чём он)
5 .Конкурс «Угадай-ка)
( презентация) для команд
Физминутка. (электронная)

6.Конкурс капитанов «Полезное- вредное»

7.Конкурс «Кто больше?»

Команда 1.
1. У кого щёки вместо мешка? 2. Какая корова сытнее живёт- хвостатая или бесхвостая? 3. Вороне через три года что бывает? 4. Куда зайцу удобнее бежать- в гору или с горы? 5. Как по- другому называют морскую щуку? 6. Как называются птицы, которые улетают на юг? 7. Не зверь, не птица, а нос как спица? 8. Можно ли охотиться на животных весной? 9. Как одним словом назвать животных, тело которых покрыто перьями? 10. Кто любит полакомиться кусочками несолёного сала? 11. Самая опасная змея? 12. Кто, спасая голову, теряет хвост? 13. Вьют ли наши перелётные птицы на юге гнёзда? 14. Где раньше тает снег в лесу или в городе? 15. Кто впервые завёз картошку в Россию?
Команда 2
. 1.Чем питаются цапли? 2. Какой снег быстрее тает- чистый или грязный? 3. Какой страшный зверь падок на малину? 4. Самая большая обезьяна? 5.Чем размножается клубника? 6. Какая птица выводит птенцов зимой? 7. Дышит ли цыплёнок в яйце? 8.Сколько ног у паука? 9. Осадки в виде водных капель, струй? 10. Какие птицы улетают на юг последними?
11. Как называется модель земного шара? 12. Правда ли, что бабочки живут один день? 13. С помощью какого прибора измеряют температуру воды? 14.У какого слона нет хобота? 15.Что за трава, которую и слепые узнают?
Команда 3.
1.Чем питаются ласточки? 2.Где сухого камня не найдёшь? 3. Висит сито не руками сшито? 4.В каком месяце 28 дней? 5.Как называют африканского крокодила? 6. Самое крупное животное на земле? 7. Птенцы, которые не знают своей матери? 8. Какая из птиц быстрее всех летает? 9. Крокодилы могут взбираться на деревья? 10. Какая птица спит на лету? 11.Что ест жаба зимой? 12. Кто появляется ранней весной раньше: летучие мыши или насекомые? 13.Что вниз верхушкой растёт? 14. Что делает ёж зимой? 15. Самое крупное морское животное?
Команда 4.
1. Самая быстроногая птица? 2. .Какие две ноты растут в огороде? 3. Какое животное меняет окраску? 4. С помощью какого прибора измеряют воздух? 5. Снег- белый, а лед? 6. Как называют зелёный покров земли? 7. Цветок для гадания? 8. Ближайшая к Земле звезда? 9. Как называется коллекция из засушенных растений? 10. Птицы, у которых тело покрыто не перьями, а чешуёй? 11. Где чаще всего зимует медведь? 12. Перечислите внешние органы человека. 13. Самая маленькая птичка? 14. Грызуны, которые постоянно донимали Леопольда? 15. Есть ли цветные моря?
8.Конкурс для зрителей
. (Посмотреть презентацию и ответить на вопросы)
Подведение итогов жюри.

Смотрю на глобус- шар земной, И вдруг вздохнул он , как живой. И шепчут мне Материки: -Ты береги нас! Береги! В тревоге рощи и леса, Роса на травах , как слеза! И тихо просят Родники: -Ты береги нас! Береги! Грустит глубокая река, Свои теряя берега, И слышу голос я Реки: -Ты береги нас! Береги! Смотрю на глобус- шар земной, Такой прекрасный и родной! И шепчут губы на ветру: -Я сберегу Вас! Сберегу!
Игра со зрителями.
Учитель Пока строгое жюри подводит итоги, мы поиграем в игру. Она называется «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг допущу ошибку, и вы услышите что- то другое, то нужно топать ногами. Прилетели птицы: Голуби, синицы
Мухи
и стрижи… (-что не правильно?) Прилетели птицы: Голуби, синицы Аисты, вороны, Галки,
макароны.

-Начинаем снова.
Прилетели птицы: Голуби,
куницы,

( если дети не обратили внимание на слово куницы, надо сказать один ноль в мою

пользу, т.к. куница- это зверёк)
Прилетели птицы: Голуби, синицы Чибисы, чижи, Галки и стрижи.
Комары,
кукушки.. Прилетели птицы: Голуби, синицы Чибисы, чижи, Галки и стрижи. Аисты
,
кукушки, Даже совы- сплюшки,
Лебеди , скворцы.. Все вы молодцы! Подведение итогов и награждение команд и отличившихся зрителей .
3.
Конкурс «Заморочки из цветочка»
1.Это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко- жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой , а на голове – чёрная шапочка. Питается пауками, насекомыми, семенами. Назвали её за песенку «ции- ции)
( синица)
2.Эту птичку называют «смотрителем « леса. Она просыпается очень рано и начинает свистеть, будто будить всех ото сна. Живёт она на дереве, в дупле. Всю жизнь она на ногах, бегает туда-сюда по дереву, ей и крылья то нужны для того, чтобы перелететь с одного дерева на другое. Любит орешки, крылатки клёна. Осенью прячет корм под кору, чтобы зимой не голодать . Окраска у неё не очень заметная, не сразу и разглядишь её в густом лесу
. (поползень)
3.Эта птичка необыкновенно нарядная. В её окраске присутствуют цвета: Красный , чёрный, коричневый, жёлтый, белый. Чаще всего можно увидеть на кустиках репейника и чертополоха, где они кормятся.
(щегол)
4.Эта птичка известна тем, что выводит своих птенцов зимой, в лютые морозы. У неё необычный клюв, который хорошо «питает» её зимой.
( клёст)
5.Небольшой зверёк с большим пушистым хвостом. На зиму надевает серую шубку. Гнездо строит в развилках веток или дуплах деревьев. Стенки своего гнезда выстилает мехом. К зиме делает припасы. Питается орехами, грибами, жёлудями, которые насушила осенью. ( белка) 6.Это животное всеядное. Тело его покрыто щетиной. Этот зверь быстро бегает, роет землю клыками и пятачком, чтобы добыть корешки, которыми питается. Кормится обычно днём, а ночью отдыхает. Детёныши этого животного полосатые, симпатичные.
(кабан)
7.Это крупное животное. Его называют лесным великаном. Кормится он разнообразной растительной пищей: корой, ветками, растениями. У самцов – рога с большой плоской частью, которую называют «лопатой» . В начале зимы животные их сбрасывают.
(лось)
8.Сильный, умный хищник. Его добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери- кабан, лось. Обычно охотятся эти животные небольшими стаями. Морда хищника выразительна, богата мимикой. Размером этот зверь с крупную овчарку.
(волк)

Вопросы для зрителей.

1.Становится ли осьминог белым от страха? (да, если рассердился или испугался) 2.Правда ли, что соловей поёт только ночью? (нет) 3.Есть ли у птиц уши? (да) 4.Прячет ли страус голову в песок?. (нет) 5.Какая птица складывает свой улов в клюв? (пеликан) 6.Какая птица слаба на слух? (глухарь) 7. Кого называют белой вороной? (человека, который отличается от других) 8.У какой птицы самый красивый хвост? ( павлин) 9.Какую птицу называют лесной газетой? (сорока) 10.Какой зверёк самый чистоплотный? (енот) 11.Кого называют грязнулей? (лиса) 12.Каким насекомым хлопают в ладоши? (комар) 13. может ли видеть крот? ( да, но очень плохо) 14. У какой птицы длинный хвост? ( сорока) 5.
Конкурс «Рассели животных»
белка, медведь, лось, лиса, волк, кабан, заяц, ёж, барсук, бобр, хомяк – по домикам: Белка медведь лось Бобр ёж лиса Хомяк барсук волк кабан лягушка заяц тигр
7.Конкурс «Кто больше?»

Команда 1.
16. У кого щёки вместо мешка? (хомяк) 17. Какая корова сытнее живёт- хвостатая или бесхвостая?( хвостатая) 18. Вороне через три года что бывает? ( четвёртый пойдёт) 19. Куда зайцу удобнее бежать- в гору или с горы? ( в гору) 20. Как по- другому называют морскую щуку? (акула) 21. Как называются птицы, которые улетают на юг? (перелётные) 22. Не зверь, не птица, а нос как спица? (комар) 23. Можно ли охотиться на животных весной? (нет) 24. Как одним словом назвать животных, тело которых покрыто перьями? (птицы) 25. Кто любит полакомиться кусочками несолёного сала? (синичка) 26. Самая опасная змея? ( кобра) 27. Кто, спасая голову, теряет хвост? (ящерица)
28. Вьют ли наши перелётные птицы на юге гнёзда? (нет) 29. Где раньше тает снег в лесу или в городе? ( в городе) 30. Кто впервые завёз картошку в Россию? (Петр 1)
Команда 2.
1.Чем питаются цапли? (лягушками) 2. Какой снег быстрее тает- чистый или грязный? (грязный) 3. Какой страшный зверь падок на малину? (медведь) 4. Самая большая обезьяна? ((горилла) 5.Чем размножается клубника? (усами) 6. Какая птица выводит птенцов зимой? ( клёст) 7. Дышит ли цыплёнок в яйце? (да) 8.Сколько ног у паука? (8) 9. Осадки в виде водных капель, струй? (дождь) 10. Какие птицы улетают на юг последними? (водоплавающие) 11. Как называется модель земного шара? (глобус) 12. Правда ли, что бабочки живут один день? (нет) 13. С помощью какого прибора измеряют температуру воды? (термометр) 14.У какого слона нет хобота? ( у шахматного) 15.Что за трава, которую и слепые узнают? ( крапива)
Команда 3.
1.Чем питаются ласточки? (насекомыми) 2.Где сухого камня не найдёшь? ( в воде) 3. Висит сито не руками сшито? ( паутина) 4.В каком месяце 28 дней? ( в любом) 5.Как называют африканского крокодила? (аллигатор) 6. Самое крупное животное на земле? ( слон) 7. Птенцы, которые не знают своей матери? (кукушата) 8. Какая из птиц быстрее всех летает? (стриж) 9. Крокодилы могут взбираться на деревья? (нет) 10. Какая птица спит на лету? (стриж) 11.Что ест жаба зимой? (ничего) 12. Кто появляется ранней весной раньше: летучие мыши или насекомые? (насекомые) 13.Что вниз верхушкой растёт? (сосулька) 14. Что делает ёж зимой? ( спит) 15. Самое крупное морское животное? ( кит)
Команда 4.
1Самая быстроногая птица? (страус) 2.Какие две ноты растут в огороде? (фа-соль) 3.Какое животное меняет окраску? (хамелеон)
4.С помощью какого прибора измеряют воздух? (термометр) 5.Снег- белый, а лед? (прозрачный) 6.Как называют зелёный покров земли? (трава) 7.Цветок для гадания? ( ромашка) 8.Ближайшая к Земле звезда? (солнце) 9.Как называется коллекция из засушенных растений? (гербарий) 10.Птицы, у которых тело покрыто не перьями, а чешуёй? (пингвины) 11.Где чаще всего зимует медведь? ( в берлоге) 12.Перечислите внешние органы человека. ( руки, ноги, туловище, голова) 13.Самая маленькая птичка? (колибри) 14.Грызуны, которые постоянно донимали Леопольда? (мыши) 15.Есть ли цветные моря? (да. Красное, Чёрное. Белое) Конкурс для зрителей. (Посмотреть презентацию и ответить на тесты) Смотрю на глобус- шар земной, И вдруг вздохнул он , как живой. И шепчут мне Материки: -Ты береги нас! Береги! В тревоге рощи и леса, Роса на травах , как слеза! И тихо просят Родники: -Ты береги нас! Береги! Грустит глубокая река, Свои теряя берега, И слышу голос я Реки: -Ты береги нас! Береги! Смотрю на глобус- шар земной, Такой прекрасный и родной! И шепчут губы на ветру: -Я сберегу Вас! Сберегу! Подведение итогов.