"Развитие креативного мышления на уроках русского языка и литературного чтения"

Автор: Степалина Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №22"
Населённый пункт: город Саранск Республика Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие креативного мышления на уроках русского языка и литературного чтения"
Дата публикации: 24.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Развитие креативного мышления на уроках русского языка и литературного

чтения у детей младшего школьного возраста
Ученик – это не сосуд, который надо заполнить А факел, который надо зажечь. Плутарх Что такое креативное мышление? Насколько важно его развитие у детей начального школьного возраста? В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода – поражать необычные идеи , отклоняться в мышлении от традиционных схем , быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью или творческим мышлением . Креативное мышление подразумевает использование необычных ассоциаций с помощью собственного опыта , знаний или воображения . И , наконец , этот необычный продукт креативного мышления может быть представлен через органы чувств или понят другими благодаря коммуникации(2) . Поэтому развитие устной и письменной речи –это необходимый этап в развитии креативного мышления у ребёнка. Работа над развитием у детей креативного мышления на уроках русского языка базируется на следующих правилах
1.

Эмоциональное воздействие -
придание некоторым словам , частям речи, частям слова или даже буквам воодушевленный характер .Если уж мы говорим о развитии обратного мышления , то надо попытаться вместе с детьми создавать реальные образы внутри каждой части речи , части слова , которые должны иметь свои недостатки , свои достоинства . Примером создания своего собственного образа служит работа над мягким знаком на уроках русского языка . дети оценили «трудолюбие и
добросовестность»смягчающего мягкого знака в позициях после сонорных(тень, лень) , после парных согласных (путь , прорубь) и высказали своё недовольство его, мягко говоря , странным характером , когда он появлялся иногда после и без него мягких шипящих (речь, помощь).
2.

Провокационный стиль работы
. На уроках русского языка при изучении признаков имен прилагательных утверждается , что прилагательные могут изменяться по временам и «доказывается» это такими примерами :»Вчера была прекрасная погода. Сегодня сияет солнышко . Завтра будет прекрасный день» После подобного утверждения ожидаются опровержения .После некоторой паузы , которая всегда радует и доказывает , что удалось поставить детей в тупик и что они задумались , как, правило дают верные доказательства того, что прилагательные не по временам , а по родам .
3.

Обучение транскрипции
. Транскрипция , в , сущности , это снова образ, новый образ знакомого слова . Работа над транскрипцией и над восстановление буквенного образа по имеющейся транскрипционной записи очень важна по нескольким причинам . Прежде всего, это постоянное разграничения понятия звука и буквы , написания и звучания . А ведь рецидивы смешения этих двух понятий прослеживаются иногда очень долго после начальной школы .Во-первых , это опять обращение к работе правого полушария , это опять создание нового образа . Во вторых , это создание атмосферы удивления и радости , когда из некого ребуса , кажущейся бессмыслицы рождается такое знакомое и понятное слово. Формально этот этап повторяет букварный период и открывает заново давно известные вещи, позволяет детям учиться радостно и создавать свои открытия .
4.

Этимологическая работ
а-придание значимости информации о происхождении слов. Это необходимо для формирования интереса к предмету и постоянного поиска связи между происхождением слова и его написанием .
5.

Работа над развитием письменной речи
.Работа по развитию поэтической письменной речи начинается в первом классе . На первом этапе , как это не странно . приходиться бороться с преодоление стереотипов. Семилетние дети , приходя в школу , уже
имеют своё представление о том, что такое красиво или некрасиво .И на первом этапе часто приходиться их предостерегать от излишнего украшательство своих поэтических текстов . Работа в первом классе , как правило , начинается с подбора детьми большого количества сравнений , метафор, прилагательных , глаголов .Во втором и четвертом классе эта этап работы практически исключается . Обучая детей поэтической письменной речи , можно заранее предупредить их ошибки . Самыми распространенными являются : -смешивание стилей поэтического сочинения со стилем сочинения по окружающему миру . В этом случае , получив задание о красках осени , ребенок пишет о признаках начинающейся осени. « Осеннее солнце было светлое и тёплое . Прилетели на дерево осенние птицы. И кошка смотрела осенними глазами . И шёл осенний листопад»; _ использование в сочинениях знакомых , простых образов . Так, в первом классе дети, описывая узоры на стекле , обязательно начинают упоминать зайчика , хорошо им знакомого по дошкольному детству. Казалось бы. дети в этом возрасте не очень загружены речевыми штампами ,и тем ни менее надо учить их делиться собственным опытом , собственными впечатлениями , образами . « В комнате тихо. Наряжена ёлка. Ярко горит свет « Надо сказать , что не все дети концу четвертого класса справляются с сочинениями . Это не связано с успеваемостью, ни с интеллектом. Часто не получается с созданием поэтических образов у детей, чьи родители обладают тревожным типом мышления или диктаторским типом мышления . Такие дети пишут , как правило , ориентируясь на последующие оценки родителей. И конечно же, хорошие образы рождаются в голове правополушарных детей. Любые детские сочинения дают учителю информацию для размышления . Часто они могут свидетельствовать о низком или высоком пороге тревожности у детей. Поэтические сочинения пишутся только в классе . Родители , пытаясь помочь написанию дома , как правило, направляют ребенка не по тому пути . Обладая уже большим багажом , они не пытаются пробудить в ребенке его
собственные образы . В школе же следует поощрять удачное найденные сравнения , зачитывать вслух хорошие сочинения . В четвертом классе дети с удовольствием пишут сочинения о себе «Моё детство не так уж безоблачно» или «Я счастливый человек» Предваряя работу над сочинениями о времени , детям можно прочитать несколько высказываний великих философов прошлого –Платона , Аристотеля, Шопенгауэра. Вот так размышляли затем о времени дети : 2Время нельзя ни с чем сравнить . Время ни мягкое ни твердое. Его нельзя увидеть , подержать в руках , к сожалению.»
7.Создание игровых ситуаций
Обучение в школе сводиться к нескольким конкретным интеллектуальным операциям : запомнить , сравнить, доказать , сделать вывод, обобщить , построить таблицу. Но хотелось бы ребенка научить по –разному смотреть на одно и тоже , отвечать на нестандартные вопросы , соотносить свои знания , информацию с вопросами, которые формулируются каждый раз по –новому ,каждый раз видеть что –то неожиданно в привычных предметах , ассоциировать , видеть связи между разными предметами . Для этого используют тест Торренса(5),но не с целью диагностирования , а с целью развития креативных способностей путем переработки основных вопросов теста . И в таких случаях эта работа проводится в виде игр. Например : Найди как можно больше прилагательных для слов торт , дождь, стол, учитель, ученик. На первой стадии работы торт был просто вкусный , а стол- деревянный. После нескольких тренировочных занятий дети уже придумывали по 20 и более прилагательных к этим словам .Стол может быть и изящным, ,и величественным , и даже неприступным .А дождь может быть назойливым, отчаянным, грустным . Выше перечисленные принципы работы дают определенные результаты. Дети увлечены созданием творческих работ , они с удовольствием занимаются своим языком и вместе с тем учатся понимать и ценить чужие произведения . Литература
1. Лук, А.Н Теоретические основы выявления творческих способностей /под ред.Карпе, -М Прогресс ,1991 2. Проблемы способностей в отечественной психологии : сб науч. трудов.-М .:Изд-АПН , 1989 3. 3. Туник , Е.Е Тест Торренса /Е.Е Туник / Школьный психолог . -2002.