"Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для постановки звуков"

Автор: Соловьева Юлия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №6
Населённый пункт: город Рыбинск, Ярославская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для постановки звуков"
Дата публикации: 27.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для постановки звуков. Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка (он находится за нижними зубами), боковые края языка (они плотно примыкают к верхним коренным зубам), спинка языка (передняя часть ее приподнимается к альвеолам и образует с ними щель, а при зауке ц сначала смычку, потом щель); движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка). Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.
Комплекс №1(для свистящих звуков с, з, ц)
Название Цель Краткое описание Методические указания Загнать мяч в ворота Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками 1.Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2.Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой Наказать непослушный язычок Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя... Удерживать 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта
широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти — десяти 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка! если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи Сделать язычок широким Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти — десяти 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа 3. высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу 4. Боковые края языка должны касаться углов рта 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок». Кто дальше загонит мяч? Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как 1. Губа не должна натягиваться на нижние зубы 2. Нельзя надувать щеки
посередине языка бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола 3. Следить, чтобы дети произносили звук ф а не звук х, т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная Почистим зубы Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх 1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки 2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов 3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение бт корней нижних зубов
Комплекс №2 (для шипящих звуков ш, ж, ч, щ )
Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий передний край языка поднимается к передней части твердого нёба, при этом кончик языка образует щель с твердым нёбом (при ч — сначала смычку, а потом щель); боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; губы выдвигаются вперед и округляются; нижняя челюсть слегка опускается; воздушная струя идет посередине языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения. Название Цель Краткое описание Методические указания Наказать непослушный Вырабатывать умение
язычок расслаблять мышцы языка Сделать язычок широким Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении Приклей конфетку Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами 1. Следить, чтобы работал только язык — нижняя челюсть должна быть неподвижна 2. Рот открывать не шире чем на 1,5—2 см 3.Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот) 4.Выполнять упражнение надо в медленном темпе
Грибок Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку) Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.) 1.Следить, чтобы губы были в положении улыбки 2.Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должна опускаться 3.При повторении упражнения надо открывать рот шире Кто дальше загонит мяч? Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка Вкусное варенье Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не 1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно
чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш из стороны в сторону придерживать ее пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта 3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу Гармошка Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная 1.Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны 2.Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти 3.Следить, чтобы при открывании
уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении рта не провисала одна из сторон языка Фокус Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх 1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык 3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы

Комплекс №3(для звука л)
Для произнесения звука л необходима достаточно сложная и дифференцированная работа различных частей языка: кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов, передняя и средняя части спинки языка опускаются, задняя часть спинки языка приподнимается и оттягивается назад, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю. Выработке необходимых движений языка способствуют следующие упражнения: Название Цель Краткое описание Методические указания Наказать непослушный язычок Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка. Вкусное варенье Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх Пароход гудит Вырабатывать подъем спинки языка вверх Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход). Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу Индюк Вырабатывать подъем языка вверх и подвижность его передней части Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе 1.Следить, чтобы язык был широким и не сужался 2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону
вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Снача'ла производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет) 3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед Качели Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными
одного до пяти. Так, поочередно менять положение языка 4—6 раз Пощелкать кончиком языка Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх Улыбнуться» показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык 3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку» а потом вернуть к этому упражнению 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок
щелкал языком, а не чмокал Беззвучно пощелкивать кончиком языка Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука л. Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно 1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык 2. Кончик языка не должен загибаться внутрь 3. Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.
Комплекс №4 (для звука р)
Для произнесения звука р необходима сложная работа всех мышц языка: кончик языка и его передняя часть подняты к альвеолам, наряжены, кончик языка вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть языка опущена, его боковые края прижаты к верхним коренным зубам; выдыхаемая воздушная струя должна быть сильной, направленной. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения. Название Цель Краткое описание Методические указания
Чьи зубы чище? Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. 1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны 2. С ледить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык Маляр Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед- назад 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны 2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта Кто дальше загонит мяч? Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную
воздушную струю, идущую посередине языка Пощелкать кончиком языка Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх Вкусное варенье Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх Индюк Вырабатывать подъем языка вверх и подвижность его передней части Барабанщики Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп 1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык 2. Следить, чтобы звук д носил характер четкого удара — не был хлюпающим 3. Кончик языка не должен
подворачиваться 4. Звук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться Из всех возможных нарушений речи у детей воспитателю в основном приходится встречаться с различными недостатками звукопроизношения. Это, как правило, возрастные особенности звукопроизношения, характерные для определенных этапов речевого развития. При правильном воспитании они ликвидируются и не задерживают развития речи ребенка. Но не всегда их удается исправить даже при систематической работе на фронтальных занятиях и индивидуальной работе дома. В этом случае ребенка надо направить к логопеду.