"Развитие речи дошкольников в игровой деятельности"

Автор: Лежанская Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №64
Населённый пункт: г.Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи дошкольников в игровой деятельности"
Дата публикации: 27.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Развитие речи дошкольников в игровой деятельности
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствуют о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. В связи с этим перед педагогами дошкольных образовательных учреждений встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина - поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Оснащение группы наглядным, игровым и демонстрационным материалом, обеспечивает более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность. «В пустых стенах ребенок не заговорит»…- писала Е.И. Тихеева. В группе накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики. Организация работы с родителями , направленная на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка может осуществляться через: 1. оформление информационного стенда для родителей; 2. консультации; 3. проведение конкурсов; 4. индивидуальные беседы с родителями; 5. мастер-классы; 6. показ открытых занятий по развитию речи и т.д. Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит, а в моем случае стимулирует речь детей. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д. И даже самый молчаливый и застенчивый ребенок рассказывает свою историю о животном, роль которого он играет.Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.
Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития. Именно в процессе игры как ведущей деятельности возникают основные психические новообразования данного возраста. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом.Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык. Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла - человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь - игру в слове. Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной. Особого внимания к себе требуют подвижные игры. Разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения - уже путь к развитию их языка. Надо отметить те игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие («У медведя во бору», «Лохматый пес» и др.). В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети быстро запоминают текст стихотворения. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребенок сам, добровольно подчиняется определенным правилам, причем именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребенка осмысленным и осознанным. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность и как следствие, развить речь. Подводя итоги, можно сделать вывод, что использование игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию речи дошкольников.