"Занятия единоборствами как инструмент для социальной и психофизической адаптации несовершеннолетних"

Автор: Соловьев Дмитрий Геннадьевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: СПб ГБУ СРЦН ВПЦ"Дзержинец"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Занятия единоборствами как инструмент для социальной и психофизической адаптации несовершеннолетних"
Дата публикации: 28.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Занятия единоборствами как инструмент для социальной

и психофизической адаптации несовершеннолетних.



Введение
Ребенок, попадая в современный мир быстрого технологического и информационного развития, который предъявляет новые, более высокие требования к человеку, к его уровню развития и умению соответствовать изменяющимся условиям жизни, очень сильно нуждается на этом пути своего развития в сильном наставнике в лице родителей, учителей, педагогов, воспитателей и т.п. В связи с этим социальная и психофизическая адаптация становится важной для полноценной жизни личности и поэтому решать эту проблему необходимо с раннего возраста. Сегодня заметно усиление накала военно- политической, экономической, информационной конкуренции; и соответственно необходимости защиты традиционных ценностей; требований повышения престижа активного образа жизни; воспитание личности, впитавшей ценности, историю и традиции своей страны, обладающей широким кругозором и высокой внутренней культурой, способной творчески и самостоятельно мыслить в духе уважения к национальному суверенитету, самостоятельности и самобытности народов; стремления быть лидерами, защищая международное право, в воспитании подрастающего поколения должен быть сделан особый акцент на развитие у подростков целостного мировоззрения с нравственно-ценностной направляющей и опорой, коллективизма и внутренней силы с высокой степенью самоконтроля, внимания и заботы; готовности к высокопроизводительному творческому труду и защите Отечества, гражданственности и патриотизму, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей общества.* Основная цель работы показать как с помощью занятий спортивно- боевыми единоборствами решается проблема социальной и психофизической адаптации подростков. Спортивные достижения как сопутствующий эффект при реализации данной концепции. 1

Основная часть
Занятия различными видами спортивно-боевых единоборств очень привлекательны для подростков, (подсознательно стремящихся к силе физической, эмоциональной и т.д.) и здесь предоставляется уникальная возможность воздействовать на подростка с его высокой мотивацией к занятиям. Можно сказать, что воздействие происходит не на прямую (когда даются установки, разрешения и запреты на определённые действия ) , а косвенно, через желание ребёнка заниматься контактными видами единоборств и для достижения определённого результата вынужденного принимать определенные правила, в результате осознанно меняться , формируя необходимые личностные качества ( физические, психологические, нравственно- этические) и модель поведения. При этом сами по себе занятия предъявляют определенные требования, заставляя занимающихся преодолевать возникающие трудности, быть дисциплинированными, адекватно действовать в стрессовых ситуациях, максимально проявить такие качества, как смелость, трудолюбие, честность, упорство, взаимовыручка, коллективизм, толерантность, умение преодолевать боль и слабость. Как следствие при таком воздействии формируются социально необходимые установки, меняется поведение, растёт авторитет и самооценка ребёнка. Тренировочный процесс длится в течении всего периода пребывания ребёнка в тренировочной группе и направлен на создание среды и атмосферы в условиях которых происходит социальная и психофизическая адаптация подростка. Необходимо отметить такие особенности при работе как: - отсутствие отбора и отсеивание неперспективных (со спортивной точки зрения) и «трудных» (с точки зрения социальной и нравственно-этической) детей в процессе занятий - разный возраст и социальная среда детей занимающихся в одной группе (соответственно разный уровень восприятия, подвижности нервной системы, готовности к сотрудничеству, обмену информацией, различная стартовая и повседневная социальная среда и материальное благополучие, различный объём двигательных навыков, умения формирования новых навыков, способности усвоение материала и 2
трудолюбие) т.е. требуется учитывать индивидуальные и возрастные возможности. - комплексный подход для подготовки детей занимающихся в одной группе (требует в одно время совмещать тренировочный, воспитательный, социально-адаптационный процессы с разным уровнем сложности и разными целями в зависимости от необходимого воздействия на каждого воспитанника индивидуально) Эта специфика учебно-тренировочного процесса является ключевой в программе по социальной и психофизической адаптации. Педагогическое воздействие осуществляется на протяжении всего учебного периода, но более глубоко и комплексно в летний период, когда воспитанники выезжают в лагерь. Подготовка к этому этапу начинается задолго до выезда. Прежде всего, необходимо вести работу с родителями или лицами их заменяющими, объясняя важность таких выездов, как для их ребенка, так и для их самих, а так же цели и задачи лагерной компании. Это помогает настроить их на совместную деятельность, высветить проблемы, обозначить направление дальнейшего развития. Работа с родителями необходима. Занимаясь воспитанием и развитием ребёнка, они должны знать, чем он занимается, и осознавать конечную цель. На период выезда поле педагогического воздействия распространяется на все сферы жизни и деятельности подростка. Отъезд из дома, отход от социально знакомой и привычной среды, требования соблюдения внешнего распорядка, умение себя обслуживать и налаживать взаимоотношение в коллективе создаёт психоэмоциональное давление на подростка. При этом нужно проявлять волевые усилия для выполнения учебно-тренировочных заданий, требующих больших затрат физической и эмоциональной энергии. Задача педагога дополнительного образования – создание среды, в которой идёт процесс самоорганизации воспитанника. Заправить кровать, привести в порядок комнату, отследить свои вещи, подготовиться к занятиям, найти нужный материал, включиться в процесс обучения, попробовать себя в роли командира комнаты или его заместителя (взяв на себя еще ответственность и за других); развивает способность к самовоспитанию и самообразованию. Участие в различных конкурсах, подготовка к КВН, обучение танцам, рисованию и т.п. к творческому самовыражению. 3
Непосредственно тренировочный процесс, включает в себя практическую и теоретическую часть. На теоретических занятиях воздействие осуществляется на интеллектуальные компоненты психики, формируется понимание для чего нужен опыт преодоления трудностей, как это влияет на формирование характера и во, что претворяется в дальнейшей жизни. Воздействия осуществляются непосредственно через общение и беседы, лекции, доклады на заданные темы, просмотры художественных, документальных, научно-популярных и мультипликационных фильмов. Для просмотра подбираются материалы создающие атмосферу и настраивающие на работу по собственному развитию. Воспитанники учатся письменно излагать свои мысли, анализировать достигнутые результаты и выявлять проблемные участки. Учатся подбирать нужные слова, которые формируют психологическую атмосферу. Обязательно ведут дневник своих спортивных достижений. Где отмечаются все плюсы и минусы, а за тем на занятиях проводится их анализ и четкий детальный разбор. Перед просмотром видеоматериала рассказывается предыстория, о чём фильм и в какой период происходят события, затрагивается ключевая тема. Во время просмотра делаются периодические остановки, что бы акцентировать внимание, разобрать ситуацию или сложные для понимания моменты, выражается отношение к действиям героев и анализируются причины поступков. Какие мотивы двигают ими и какие качества они проявляют, как это влияет на их жизнь и жизнь людей вокруг них, как меняется отношение героя к кому либо, или чему либо и как это влияет на отношение к нему. В конце подводится краткое резюме и , по возможности, на следующем теоретическом занятии дается письменная работа по видеоматериалу на определенную тему. В своих работах воспитанники самостоятельно пытаются анализировать и высказывать свои мысли, излагая их на бумаге. Предварительная проработка (которая происходила во время просмотра) помогает выбрать правильный настрой и оценочную базу. В то же время, оперируя словами и мыслями пишущий сам строит в своём сознании морально-этические принципы, относительно которых оценивает и на которые опирается, а затем пытается этому следовать, что ведёт к формированию сознания, черт характера и в конечном итоге выбора своего пути развития. Длится работа 1,5 – 2 часа, если не получается успеть, то доделывается в свободное время. Это подталкивает к интенсивной работе и готовности к тому, что нужно успевать в отведенное время и соблюсти определенные требования. Ведущий критерий качества – самостоятельность и самоорганизованность. 4
На практике отрабатываются технические элементы, идет работа по улучшению физических качеств: скорости, выносливости, силы, реакции. Развиваются психологические качества бойца смелость, упорство, умение терпеть и проявлять волевое усилие. Простая утренняя пробежка (кроссовая подготовка) при комплексном воздействии, дает мощный тренировочный эффект. Бежать час, два, три очень тяжело. Бежать в строю и петь заранее выученные песни ещё тяжелее. Необходимо проявлять волевое усилие, что бы на фоне физической усталости, когда организм подает сигналы нервной системе о высоком утомлении, продолжать выполнять задание. Здесь закладывается фундамент дальнейшего роста. Мы подводим воспитанника к границам своих индивидуальных возможностей, и они делают шаг за эту черту. На фоне усталости приходит мощный положительный эмоциональный подъём, от понимания того, что он преодолел трудность и расширил границы своих достижений. Для закрепления эффекта пишется отчет каждым воспитанником о своих достижениях, что получилось или не получилось, ощущения, какие трудности и как преодолевались, что поменялось после выдержанного испытания. Говоря простым языком, мы создаем контролируемые трудности и учим детей и подростков их преодолевать комплексно воздействуя на интеллектуальную, эмоциональную и волевую компоненты психики, закладывая мощную основу роста внутренней мотивации к развитию. 5

Заключение
Анализируя общее физическое и психологическое состояние занимающихся к концу смены можно отметить изменение отношения к тренировочному процессу, а в следствии этого и к самому себе. Появляется легкость в поиске общения и взаимопонимания среди других (вне зависимости от возраста) детей. Повышается самооценка и увеличивается чувство значимости в обществе, появляется или усиливается уверенность в себе. Проявляется желание к дальнейшим занятиям, а следовательно к своему развитию.
Такие изменения точно не остаются без внимания и оценки

со стороны их родителей, родственников, а также учителей и

педагогов учебных заведений!
6
7