"Активизация познавательной деятельности"

Автор: Вишнивецкая Нина Александровна
Должность: студентка
Учебное заведение: Шахтинского педагогического колледжа
Населённый пункт: Новошахтинск
Наименование материала: статья
Тема: "Активизация познавательной деятельности"
Дата публикации: 28.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Активизация познавательной деятельности старшего

дошкольного возраста в системе дополнительного

образования детей
Музыкальное воспитание, обучение и развитие тесно взаимосвязаны. В музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста особую роль играет воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, обогащение чувств путем приобщения к миру музыкальных образов, отражающих мир природы и человека. В связи с этим встает вопрос о проблеме активизации музыкального воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе музыкального развития. Такое воспитание возможно лишь при активизации познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения, внимания, памяти при получении конкретных знаний, умений и навыков в музыкальной деятельности, поэтому тему нашего исследования можно считать
актуальной.

Цель нашего исследования:
определение и изучение методов активизации музыкально-познавательной деятельности старших дошкольников и апробирование их на занятиях в системе дополнительного образования детей.
Задачи исследования:
 изучить и проанализировать литературу по теме исследования;  рассмотреть возрастные особенности познавательной деятельности старших дошкольников;  раскрыть теоретические и практические аспекты использования активных методов на занятиях музыки в системе дополнительного образования детей;
Гипотеза исследования:
активные методы музыкального образования способствуют активизации музыкально-познавательной деятельности старших дошкольников.
Методологической основой
нашего исследования являются труды ученых, психологов, педагогов-музыкантов, таких как: И.И. Бецкой
«Создание сословных учебных заведений», Ф.И.Янкович «Поиск системы образования и обучения», Н.И. Новикова «Связь интереса с нравственным воспитанием», К.Д. Ушинский «Проблема интереса», Г.И. Щукина «Актуальные вопросы формирования интереса в обучении», Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, Э.Б.Абдулин и др.
Методы исследования:

теоретические
: анализ, сравнение, обобщение энциклопедической, педагогической, психологической и методической литературы по исследуемой проблеме. 
практические
: музыкально-педагогическое наблюдение, метод музыкальной беседы, метод опроса.
Теоретическая значимость
исследования состоит в том, что обоснована необходимость применения активных методов, при активизации музыкально-познавательной деятельности старших дошкольников на занятиях в системе дополнительного образования детей.
Практическая значимость
работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использовании обучающимися педагогического колледжа для подготовки и проведения музыкальных занятий и уроков музыки. Проблема активности изучается в самых различных аспектах: биологическом, психологическом, педагогическом, социологическом и так далее. Так, биологи рассматривают приспособление организма к окружающей среде, реакцию на внешние раздражения, которая является формой проявления активности. Биологическая активность присуща и человеку как наследственное свойство, которое обеспечивает приспособление к среде. Однако если животное, взаимодействуя со средой, только пользуется внешней природой и производит в ней изменения просто в силу своего присутствия, «то человек, как производитель средства труда, приспосабливает природу к своим потребностям, заставляет ее служить своим целям, господствует над ней».

Познавательная активность
- определенный интерес старших дошкольников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к накоплению, расширению знаний и кругозора. А также мы рассматривали музыкальное воспитание, обучение и развитие. В занятиях с детьми дошкольного возраста особую роль играет воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, обогащение чувств путем приобщения к миру музыкальных образов, отражающих мир природы и человека. Такое воспитание возможно лишь при активизации познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения, внимания, памяти при получении конкретных знаний умений и навыков в музыкальной деятельности. Главной задачей системы дополнительного образования детей является общественное понимание необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей. Активные методы обучения - это методы, которые побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. К группе методов, определяемых спецификой музыкального искусства, известные педагоги-музыканты относили и относят: • метод наблюдения за музыкой (а не обучения ей); • метод не навязывать музыку, а убеждать ею; не развлекать, а радовать; • метод импровизации (Б.В. Асафьев); • метод сопереживания (Н.А. Ветлугина);
• методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному, размышления о музыке, эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский и Э.Б. Абдуллин); • метод контрастных сопоставлений; • метод художественного контекста; • метод создания композиций.
Метод
– это то или иное средство, прием, направленные на развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке, культуры чувств, на освоение музыкальных знаний, умений и навыков, опыта музыкальной учебно-творческой деятельности, на формирование музыкальных интересов, потребностей, вкуса; общих и музыкальных способностей, памяти, мышления, воображения и др. На музыкальных занятиях в различных видах деятельности мы использовали специальные музыкальные методы для активизации познавательной деятельности, такие как: 1. Метод Айседоры Дункан.(карнавал животных) 2. Метод пластического интонирования. (Игра «Музыкальная шляпа») 3. Метод импровизации. ( «Знакомство с оркестром русских народных инструментов») 4. Метод цветовой гаммы.( А. Вивальди «Времена года».) Стремление к достижению основной цели – активизации музыкально- познавательной деятельности – придает всей структуре занятия внутреннее единство. В то же время включение различных видов музыкальной деятельности способствует общей заинтересованности всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. От общения с музыкой на занятии дети должны получать удовольствие. Только тогда в полной мере может быть осуществлена ее воспитательная функция. В процессе нашего исследования, мы изучили и проанализировали литературу по теме, рассмотрели возрастные особенности познавательной
деятельности старших дошкольников, раскрыли теоретические и практические аспекты использования активных методов на занятиях музыки в системе дополнительного образования детей, апробировали активные методы музыкального образования, практически проверили эффективность применения активных музыкальных методов в процессе музыкально- познавательной деятельности старших дошкольников. Мы доказали гипотезу

активные методы музыкального образования способствуют активизации музыкально-познавательной деятельности старших дошкольников. Таким образом, можно считать, что цель данного исследования достигнута, все задачи решены.