"Психологическое здоровье детей"

Автор: Дранишникова Ольга Олеговна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБУО "Центр диагностики и консультирования"
Населённый пункт: город Берёзовский
Наименование материала: Статья
Тема: "Психологическое здоровье детей"
Дата публикации: 30.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ Эта тема является очень важной для педагогов дошкольного образования для людей, которые закладывают фундамент психологического здоровья. Своим примером взрослый воспитывает и развивает способность к укреплению и сохранению детского здоровья. Благодаря взрослым ребенок постигает мир, от них зависит, насколько легко он адаптируется во взрослом мире. Психологиче ское здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности. Трудные экономические условия, недостаток материальных и духовных ресурсов, которые необходимы для полноцен ного развития и социализации детей, а это в свою очередь сказывается на ухудшении детского здоровья - психического, физического и социального. В энциклопедическом словаре медицинских терминов поня тия «психическое здоровье» нет, есть просто слово «здоровье», и им обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Отличие психологического здоровья от психического, главным образом заключается в том, что пси хическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое - относится к личности в целом и позволяет выделить собственно психологиче ский аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского аспекта. Если описать человека психологически здоро вого человека, то ему характерно спонтанность, творчество, жизне радостность, радость, открытость. Этот человек познает не только себя, но и окружаю щий мир, причем не только разумом, но и чувствами, интуици ей. Он полностью принимает самого себя и признает уникальность и ценность окружающих его людей. Ему свойственно находится в постоянном саморазвитии и способствует развитию других людей, такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде все го на себя. Ему важно, чтобы его жизнь была наполнена смыслом. Из вышесказанного можно сделать вывод, что человек будет психологически здоровым, когда он находится в гармонии с окружающей средой, но и когда в гармоничном состоянии будут собственные сферы: интеллектуальные, эмоционально-волевые, телесные и психические. Критериями психологического здоровья у детей дошкольного возраста будут являться следующие показатели: процесс адаптации при поступлении в ДОУ, уровень положительной мотивации к социально важной для данного возраста деятельности, уровень развития коммуникативных навыков,
отсутствие отклонений в поведении. Специфика психологического здоровья ребенка. Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня: - К высокому уровню - креативному - можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отноше нием к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи. - К среднему уровню - адаптивному - отнесем детей в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность. - К низкому уровню - дезадаптивному - отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим же ланиям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потреб ностям. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи. Для того, чтобы ребенок смог приобрести, а также мог сохранить психологическое здоровье необходимы следующие условия: - Ребенку очень важно общение с мамой и папой, наличие теплых, доброжелательных отношений между родителями. Семейная система становится базовой для ребенка в исследовании и принятии мира, благодаря, которой ребенок идентифицирует себя. - Необходимо обеспечить условия ребенку для активности, познания, исследования, что в свою очередь содействует развитию саморегуляции. - Ребенку необходимо создавать условия, в которых он мог бы получить самостоятельный опыт преодоления препятствий. - Приобщение к ценностям и идеалам взрослых, и соответственно этому строить свое миропонимание. Важные качества, которые взрослые должны формировать у детей: - обучать ребенка понимать свое состояние и выражать его словами; - важно побуждать ребенку к оцениванию своих поступков, возможностей, способностей, а также оценивать последствия своего поведения; - принятие своих особенностей развития и особенностей других людей. Примерная модель релаксационного тренинга для детей старшего дошкольного возраста Полет высоко в небе Лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и
легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно счастливыми и спокойными. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он птица. Представьте, что вы медленно парите, плывете в воздухе, а ваши крылья распростерты в стороны, они рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением полета. А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на целый день. Замри Взрослый. Если ты расшалился и тобой недовольны, скажи себе мысленно: «Замри!» Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное занятие, подойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой. Кто-то обязательно согласится, и тебе будет интересно. Слепой и поводырь Взрослый расставляет по залу несколько стульев и делит детей на пары. Один ребенок в паре исполняет роль «слепого», другой — «поводыря». «Слепому» завязывают глаза, «поводырь» берет его за руку и ведет по залу, обходя стулья. Затем участники меняются ролями. Остальные дети наблюдают за парой. Подарки Дети стоят в кругу. Взрослый говорит, что каждый может подарить и получить «подарок». Со словами: «Я хочу подарить тебе сегодня...» он обращается к рядом сидящему и описывает то, что он хочет подарить (настроение, прикосновение, цветок, стихотворение, песенку и т.д.). Чем необычнее будет «подарок», тем лучше. Принимающий благодарит и дарит свой «подарок» следующему по кругу. Взрослый следит, чтобы все получили «подарки». Задуй свечу Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук "у". Ленивая кошечка
Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук "а".
Список литературы:
1. Урунтаева Г.Ю., Афонькина Ю.; Практикум по детской психологии. / Г.Ю. Урунтаева, Ю. Афонькина // М.: «Просвещение», - 1995. 2. Чистякова М.; Психогимнастика./ М. Чистякова// М.: «Просвещение», -1990. 3. Шитова Е.В..;Практические семинары и тренинги для педагогов./сост.: Е.В. Шитова; // Волгоград: Учитель.- 2009. – 171 с.