Духовно-нравственное воспитание школьников

Автор: Щенникова Ирина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Лицей №7
Населённый пункт: город Кстово, Нижегородская область
Наименование материала: Программа по направлению духовно-нравственного воспитания " Тропинками Мудрости"
Тема: Духовно-нравственное воспитание школьников
Дата публикации: 25.08.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Опубликовано в издании «Вестник Педагога» 25.08.2015г. Дополнительная общеобразовательная программа младших школьников « Тропинками мудрости» по направлению духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать над собой, в паре, группе, развивая коммуникацию и информационную культуру, способствуя личностному росту воспитанника. ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №7

Содержание

1.
Пояснительная записка …………………………………………………………………………………стр.3
2.
Ценностные ориентиры программы « Тропинками мудрости»……………………………………....стр.5
3.
Место программы в учебном плане………………………………………………………………..стр.8
4.
Планируемые результаты изучения программы…………………………………………………….. .стр.8
5.
Содержание занятий…………………………………………………………………………………… стр. 15
6.
Календарно-тематическое планирование ………………………………………………………….... стр. 19
7.
Система оценки достижения планируемых результатов ……………………………………………стр. 28
8.
Уровни сформированности нравственных представлений у младших школьников……………….стр. 30
9.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение…………………………………... стр.31 2
« Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний» (Д.С. Лихачев).
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная программа младших школьников « Тропинками мудрости» по направлению духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом реализации УМК «Гармония» в МБОУ Лицей №7 в духовно-нравственном и гражданско- патриотическом направлении, предназначена для работы с детьми 1 класса. МБОУ Лицей № 7 создаёт условия для реализации личностного развития и воспита ния обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формиро вания у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе люб ви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творчес ких способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье. Воспитывая детей, мы должны ответить на вопрос: «Кого мы хотим воспитать?» и лишь после этого ответить на другой вопрос: «Как надо осуществлять воспитание?» 3
На каждом этапе развития личности я воспитываю в детях положительную
Я – концепцию
(я нравлюсь, я способен, я значу). Это способствует успеху, эффективной деятельности, положительному проявлению личности. Стремлюсь видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать и верить в нее; создавать ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, помочь ощутить собственную успешность, воспитать в нем уважительную самооценку. Для того, чтобы сформировать положительную "Я - концепцию" я считаю, что необходимо: 1. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее ("Все дети талантливы"). 2. Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость: "Учиться победно!". 3. Исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, "Я- концепции" ребенка ("Ребенок хорош, плох его поступок"). 4. Предоставлять возможности и помогать детям, реализовать себя в положительной деятельности ("В каждом ребенке – чудо, ожидай его"). Целью воспитания является : свободная реализация учащимся своих возможностей, умственных и физических данных, открытость для восприятия нового социального опыта, способность сделать осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Новизна программы « Тропинками мудрости» состоит в том, что она направлена на воспитание личности школьника, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приори тетов. В рамках занятий по данной программе колоссальную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное 4
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Умение сотрудничать наиболее полно проявляется и успешно развивается в деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта.
Ценностные ориентиры программы « Тропинками мудрости»
Актуальность программы « Тропинками мудрости» в том, что она разработана с учётом культурно - исторических, нравственных, социально - экономических, запросов семей и других субъектов об разовательного процесса. Программа « Тропинками мудрости» направлена на воспитание ценностей: 1. Любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества. 2. Ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира – как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; 3. толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. 4. Ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость. 5. Ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду. 5
6. Ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда – как условия достижения мастерства, ценность творчества. Педагогическая целесообразность данной программы заключается в единстве духовно-нравственного воспитания и развития коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивающих социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей. Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:  общение и взаимодействие (коммуникация), т. е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;  работа в группе (команде), т. е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. В рамках занятий по данной программе коммуникация обеспечивает совместную деятельность детей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра, коллективное обсуждении проблем, сотрудничество со сверстниками и учителем. Сотрудничество — это совокупность способностей, направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую ориентировку в эмоционально-психологических потребностях партнёров по современной деятельности:  оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;  обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;  устанавливать с людьми тёплые отношения взаимопонимания; 6
 устраивать эффективные групповые обсуждения;  обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;  чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей;  адекватно реагировать на нужды других. Также в содержание понятия «коммуникативной компетентности» входят и речевые действия:  владение языковым материалом для его использования в речевых высказываниях;  способность использовать языковые единицы в соответствии с ситуациями общения;  способность понимать и достигать связности в восприятии и порождении отдельных высказываний в рамках коммуникативно-значимых речевых образований  способность понимать текст, предъявляемый зрительно и со слуха (чтение, аудирование), и порождать речевое высказывание (говорение, письмо);  способность ориентироваться в различных источниках информации (словарях, справочниках) и использовать их в учебной деятельности;  степень знакомства с социокультурным контекстом функционирования языка;  способность и готовность к общению (интерактивный аспект обучения). 7
Отличительная особенность дополнительной образовательной программы « Тропинками мудрости» в том, что содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать над собой, в паре, группе, развивая коммуникацию и информационную культуру, способствуя личностному росту воспитанника.
Место программы в учебном плане
. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 6,5-7 лет. состав группы постоянный; мальчики и девочки особенности набора обучающихся (свободный) Форма детского образовательного объединения – кружок « Тропинками мудрости» Режим занятий кружка: 1 класс - 33 занятия, кол-во часов и занятий в неделю - 1 час в неделю. Занятия начинаются с 1 сентября. Длительность занятия – 1 класс период адаптации – 30 минут, с января – 45минут.
Планируемые результаты изучения программы
: Планируемые результаты направлений духовно-нравственного развития и воспитания: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: - ценностное отношение к России, своему народу, свое му краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; 8
- элементарные представления об институтах гражданско го общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страни цах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; - первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; - опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; - опыт социальной и межкультурной коммуникации; - начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. Воспитание нравственных чувств и этического сознания: - начальные представления о моральных нормах и прави лах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этноса ми, носителями разных убеждений, представителями различ ных социальных групп; - нравственно-этический опыт взаимодействия со свер стниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; - уважительное отношение к традиционным религиям; - неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; - способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; 9
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; - знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: - ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; - ценностное и творческое отношение к учебному труду; - элементарные представления о различных профессиях; - первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; - осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; - первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; - потребности и начальные умения выражать себя в раз личных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; - мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): - ценностное отношение к природе; 10
-первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; - элементарные знания о традициях нравственно-этичес кого отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; - первоначальный опыт участия в природоохранной дея тельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; - личный опыт участия в экологических инициативах, проектах. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): - первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; - первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей; - элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; -первоначальный опыт эмоционального постижения на родного творчества, этнокультурных традиций, фольклора на - родов России; - первоначальный опыт эстетических переживаний, на блюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; - первоначальный опыт самореализации в различных ви дах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; 11
- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи. Планируемые личностные результаты: 1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем; 2) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, ориентированного на поступательное развитие и совершенствование российского гражданского общества в контексте прогрессивных мировых процессов, способного противостоять социально опасным и враждебным явлениям в общественной жизни; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания – науки, искусства, морали, религии, правосознания, своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, проектно-исследовательской, коммуникативной и др.); 12
6) сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в н ѐ м взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 7) сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности; 8) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе сознательного усвоения общечеловеческих нравственных ценностей (любовь к человеку, доброта, милосердие, равноправие, справедливость, ответственность, свобода выбора, честь, достоинство, совесть, честность, долг и др.); 9) готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) сформированность основ эстетического образования, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; сформированность бережного отношения к природе; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков, курению; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первичную медицинскую помощь, знание основных оздоровительных технологий; 13
12) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания е ѐ ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем; 13) сформированность основ экологического мышления, осознание влияния общественной нравственности и социально- экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности; 14) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи».
Планируемые метапредметные результаты:
Коммуникативные универсальные учебные действия: Умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Регулятивные универсальные учебные действия: планировать свои действия; контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок; оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления. Познавательные универсальные учебные действия : извлекать и анализировать (с учётом возраста) различного вида информацию, для подготовки небольших сообщений, моделирования ситуаций взаимоотношений людей; сравнивать 14
авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям; приводить мотивированные оценочные суждения о поступках людей, их поведении, положительных качествах личности и т. д.
Содержание программы
(33 часа) Основной формой работы в программе воспитания « Тропинками мудрости» являются разнообразные формы групповой духовной деятельности. Многие из предложенных форм групповой деятельности людей имеют игровую инструментовку или напрямую являют ся игрой. Потребность в игре никогда не исчезает у человека, если ее целенаправленно не искоренять или не ставить человека в нечеловеческие условия. Для ре бенка же игра представляет особую ценность и в плане его общего развития, физического и духовного, и в плане его подготовки к разным сферам жизни. Игра наделена исследо вательским смыслом: она “копирует, отражает, моделирует существующее вне игры, игра дублирует другую неигровую динамику”. Организуя игру, педагог создает щадящее вхождение ре бенка во взрослую жизнь с ее жесткими нормами. Но игровая инструментовка оправдана и психологически: в игре ребенок беззаботен, психологически раскован и потому более, способен на полное выражение своего индивидуального “я”. Программа занятий включает чтение и анализ этического содержания литературных произведений духовно- нравственной тематики, просмотр и обсуждение спектаклей, мультфильмов и фильмов с точки зрения их нравственной проблематики, рассмотрение жизненных ситуаций с позиции нравственных ориентиров, а также содержит систему практической деятельности и игр, позволяющих вырабатывать правильную модель поведения. Занятие 1. Бережливость Занятие 2. Благодарность 15
Занятие 3. Бережём природу Занятие 4. Бескорыстие Занятие 5. Вежливость Занятие 6. Взаимопомощь Занятие 7. Вера в Бога Занятие 8. Верность Занятие 9. Гордость Занятие 10. Доброта Занятие 11. Добросердечие Занятие 12. Дружба Занятие 13. Дружелюбие Занятие 14. Гостеприимство Занятие 15. Жертвенность Занятие 16. Заботливость Занятие 17. Единство 16
Занятие 18. Красота души Занятие 19. Кротость Занятие 20. Любовь Занятие 21. Любовь к животным Занятие 22. Любовь мамы Занятие 23. Любовь к Родине Занятие 24. Любознательность Занятие 25. Мастерство Занятие 26. Милосердие и сострадание Занятие 27. Мудрость Занятие 28. Умение сотрудничать Занятие 29. Ответственность Занятие 30. Упорство Занятие 31. Правдивость Занятие 32. Поиск прекрасного 17
Занятие 33. Мастерство и служение людям 18
Календарно- тематическое планирование № Тема занятия Планируемые результаты воспитания Универсальные учебные действия 1. Бережливость 19
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; формирование уважительного отношения к иному мнению становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, осознание ценности человеческой жизни. Коммуникативные универсальные учебные действия: Умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Познавательные универсальные учебные действия : извлекать и анализировать (с учётом возраста) различного вида информацию, для подготовки небольших сообщений, моделирования ситуаций взаимоотношений людей; сравнивать 2. Благодарность 20
авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям; приводить мотивированные оценочные суждения о поступках людей, их поведении, положительных качествах личности и т. д. Бережём природу первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;личный опыт участия в экологических инициативах, проектах. 21
Регулятивные универсальные учебные действия: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка – выделение и осознание учащимся Бескорыстие Вежливость Взаимопомощь Вера в Бога Верность начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного 22
Гордость поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону Доброта Добросердечие Дружба и дружелюбие Уважение Гостеприимство Жертвенность Заботливость Стремление к совершенству Красота души Кротость и скромность 23
своих поступков и поступков других людей; уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. Любовь и нежность Любовь к животным ценностное отношение к природе; первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; 24
Любовь мамы уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. 25
Любовь к Родине ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно- историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страни- цах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; Коммуникативные универсальные учебные действия: Умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. 26
Любознатель ность первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества Отзывчивость неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; Милосердие и сострадание Мудрость осмысление основных нравственных норм, ориентация на их выполнение; способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с Коммуникативные универсальные учебные действия: Умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать Умение сотрудничать Ответственность Упорство 27
общероссийскими духовно- нравственными ценностями; готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Правдивость 28
Поиск прекрасного. первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей; элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; 29
Мастерство и служение людям ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; ценностное и творческое отношение к учебному труду; элементарные представления о различных профессиях; первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения Коммуникативные универсальные учебные действия: Умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. 30
выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Система оценки достижения планируемых результатов
Что изменится Каким образом фиксируем, замеряем -уровень сформированности духовно-нравственной культуры учащихся; -готовность родителей к активному участию в учебно- воспитательном процессе; -диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана); -методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?» (Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. -активное использование воспитательного потенциала регионально-культурной среды в процессе духовно- нравственного воспитания личности; диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова); -диагностика осознанности гражданской позиции учащихся. 31
приоритетность и общепризнанность в школьном коллективе ценностей гуманизма, уважения к своей «малой родине», толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь, путем активного вовлечения младших школьников в ученическое самоуправление; -изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской); -диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана); диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой); развитость нравственно-духовного компонента в преподавании учебных дисциплин; диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой); письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?», «Что вам нравится в мальчиках и девочках?»; диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла; приобщение детей к здоровому образу жизни; проявление готовности к добросовестному труду в коллективе. диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной);
Уровни сформированности нравственных представлений у младших школьников
32
Уровни Основные параметры Высокий Средний Низкий 1.Осознание нравственных категорий. Осознанность нравственных категорий выражена в положитель- ном отношении к ним, в правильном и полном определении сущности нравственных качеств личности, которое отражает не только знания нравственных норм, но и указывает на соответствующее им поведение. Адекватная оценка наличия нравственных качеств у себя и одноклассников Осознанность нравственных категорий характеризуется сочетанием положительного и сложного мотивированного отношения к ним, наличием в основном правильных суждений при определении сущности нравственных качеств личности, но не полных, на основе частных примеров проявлений моральной нормы. Оценка нравственных качеств у одноклассников и у себя Неосознанность нравственных категорий проявляется в отрица- тельном отношении к ним, в ошибочном определении сущно- сти нравственных качеств личности или смешении понятий, отсутствии определений. Оценка наличия нравственных качеств у себя и одноклассников неадек- ватная. 2.Наличие ценностных ориентации. Приоритет общественно значимых ориентации над личными. Личностно-социальные ориентации с преобладанием общественно значимых ценностей. Приоритет личных ориентаций над общественно значимыми. 33
3. Понимание эмоционального состояния другого человека. Правильное определение всех (6) состояний человека с подбором 1-3 синонимов. Полное соответствие приведенных примеров из собственной жизни состояниям, изображенным на рисунке. Правильное определение большей части (5-4) состояний с указанием 1-2 синонимов. Соответствие большей части приведенных примеров из жизненного опыта к данным состояниям. Ошибочное определение более половины состояний. Несоответ- ствие большей части приведенных примеров из личной практики. 4.Сформированность отношений к окружающим людям. Активно положительное отношение к окружающим людям: внимательное, уважительное, доброе, справедливое отношение к взрослым и сверстникам. Оцениваемые качества личности устойчивы. Верные представления о внимательном, добром, справедливом, уважительном отношении к окружающим. Не все качества личности являются устойчивыми. Неверные представления о нравственном отношении к другим людям, особенно к одноклассникам. Неустойчивость формируемых качеств личности.
Учебно-методическое и материально техническое обеспечение
1. А.Лопатина, М.Скребцова Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / А. Лопатина, М. Скребцова. - 3-е изд., исп. и доп. - М.: Амрита- Русь, 2007. - 304 с. - (Серия «Образование и творчество»). 34
2. Лопатина А., Скребцова М. Притчи для детей и взрослых. в. 3книгах/А. Лопатина, М. Скребцова. — М. : Амрита Русь, 2009. — 208 с. Электронно-программное обеспечение 1) компьютер; 2) презентационное оборудование; 3) выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся – на уровне ознакомления); 35