"Ошибки, допускаемые студентами при обучении "Кирпичная кладка по цепной системе перевязки швов"

Автор: Черепенина Алевтина Дмитриевна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГПОУ ЯО Ярославский политехнический колледж № 24
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Ошибки, допускаемые студентами при обучении "Кирпичная кладка по цепной системе перевязки швов"
Дата публикации: 01.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

КАМЕННЫЕ РАБОТЫ

ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ СТУДЕНТАМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПО ТЕМЕ

«КИРПИЧНАЯ КЛАДКА ПО ЦЕПНОЙ СИСТЕМЕ ПЕРЕВЯЗКИ ШВОВ»

И СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ИХ
Иногда учащиеся, пришедшие на стройку после окончания обучения в мастерской, какое- то время не могли работать, как профессиональные каменщики, хотя для них были значительно снижены нормы выработки. Это происходило потому, что учащиеся- каменщики не умели класть стены на растворе и не могли рационально организовать свой труд. Такие учащиеся плохо разбирались в растворах и неудовлетворительно освоили способы кладки кирпича в стены вприжим на жестком растворе и вприсык на пластичном растворе с подрезкой или без подрезки раствора. Неподготовленность учащихся в умении класть стены на растворе и хорошо владеть кельмой объясняется тем, что мастер группы не сумел эффективно использовать учебное время в мастерской и не натренировал их в приемах и способах укладки кирпича на растворе под общую причалку всей группой или хотя бы половиной группы. Надо заметить, что учить в мастерской укладывать кирпич на раствор звеньями в 2-3 человека менее продуктивно, так как внимание мастера рассеивается между несколькими работающими звеньями и многие ошибки учащихся остаются незамеченными. Значительно целесообразнее первоначально обучать укладке кирпича на растворе всю группу или в некоторых случаях половину группы и непременно под единую общую причалку. Такой групповой метод обучения помогает мастеру следить за всеми обучаемыми одновременно, замечать ошибки отдельных учащихся и вовремя их исправлять, и, кроме того не дает учащимся отвлекаться от их основной работы. Обычно на этом периоде обучения учащимся трудно освоить операцию укладки кирпича в ложковую или тычковую версты на раствор с подведением кирпича к натянутой причалке, и так, чтобы причалка «не отдувалась», т.е. не выпиралась неверно уложенными кирпичами в наружную сторону, и в то же время тычковая или ложковая грань кирпичей точно совпадали по вертикали и по горизонтали в направлением причального шнура. Надо помнить, что на стройке нельзя научить учащихся укладывать кирпич под общий единый причальный шнур, так как на стройке кладку ведут преимущественно отдельными звеньями и каждое звено кладет кирпич по своей причалке от угловой маячной штрабы до промежуточной, а при обучении это приводит к тому, что получается «ломаная стена», т.е. брак. Во время обучения кладке прямых стен на растворе под общую причалку мастер должен поручить выполнить кладку вертикального ограничения одному из наиболее способных учащихся. Этот учащийся под руководством и контролем мастера накладывает маячный кирпич в наружную или внутреннюю версту вертикального ограничения стены, зачаливает и просматривает направление причального шнура, разрешает другим учащимся заложить промежуточные маяки на растворе, а после дополнительной проверки правильности направления шнура мастер разрешает начать укладывать кирпич на растворе по причальному шнуру. Ошибка учащихся на этом этапе обучения состоит в том, что они, подводя кирпич к вертикальному шнуру, касаются шнура пальцами и сбивают его в наружную сторону. Мастер, находящийся в это время у вертикального ограничения стены, должен
внимательно наблюдать за работой учащихся, следить за прямолинейностью причального шнура, чтобы он «не отдувался» наружу, исправлять ошибки учащихся. Метод обучения кладке на растворе под общую причалку является наиболее эффективным и полностью отвечает учебным целям. Фронтальный метод обучения требует от мастера большой выдержки, а от учащихся внимания и постоянной занятости, не дает им отвлекаться от работы посторонними делами , не относящимися к учебным занятиям. Фронтальный метод обучения даст возможность мастеру на последующих занятиях научить учащихся рациональной организации рабочего места и умению работать звеньями по 2-3 человека, научить подавать раствор на стену и расстилать его на стене ковшом- лопатой, разравнивать раствор кельмой под постель, а также укладывать кирпич способами вприжим на жестком растворе и вприсык на пластичном растворе, подрезать раствор и расшивать швы. При обучении кладке на растворе учащиеся иногда ошибаются, неправильно расстилая и разравнивая раствор ковшом-лопатой в грядки под наружные версты и забутку кладки. Под ложковые версты расстилают раствор через боковую грань лопаты, а под тычковые версты – через ее передний край. Разравнивать грядку нужно тыльной стороной лопаты. При кладке забутки раствор набрасывают ковшом-лопатой в «корыто», образованное между наружной и внутренней верстами кладки; разравнивают раствор в этом случае также тыльной стороной лопаты. Ошибки учащихся в несоблюдении заданной толщины стены, что происходит от увеличения ими толщины продольного вертикального шва. Рекомендуется устранять путем проверки шаблонами, размер которых равен установленной толщине стены. Накладывая шаблон сверху стены, они замечают, правильно ли у них выкладывается стена по толщине. Ошибками учащихся при обучении их кладке углов по однорядной (цепной ) системе перевязки швов является неумение заложить вертикальное ограничение угла, а именно: трехчетвертные кирпичи должны быть уложены только в ложковых рядах, а тычковые ряды должны примыкать к ложковым. Между тем, учащиеся кладут трехчетвертки с угла в каждом ряду – и в ложковом и в тычковом, не соблюдая основного правила перевязки швов при цепной системе. Каменная кладка углов стен по однорядной (цепной) системе перевязки образуется из двух основных рядов – ложкового и тычкового, меняющихся местами по высоте кладки. Чтобы учащиеся быстро освоили это правило, мастеру следует совместно с учащимися рассмотреть рисунки в инструкционно-технологических картах и других учебных пособиях. В отдельных случаях рекомендуется сложить эталоны углов каменной кладки. На тренировочной площадке, где будет проходить занятия, сначала следует выставить порядовки по углам и в промежутке, но не реже, чем через 10 м, с учетом выставленных порядовок в примыкании и пересечении стен. Чтобы учащиеся не допускали ошибок, мастер должен лично руководить трудовым процессом при установке порядовок. Так, мастер должен проверить, чтобы порядовки были установлены по отвесу и по уровню, чтобы засечки, обозначающие на них ряды
кладки, находились в одной горизонтальной плоскости. Кроме того, мастер должен предупредить учащихся. Чтобы порядовки устанавливали со стороны наружной поверхности стен. А их стороны с размеченными рядами кладки должны быть обращены во внутрь угла, в данном случае в сторону учащихся. Для отработки приемов кладки углов рекомендуется распределить учащихся на звенья по 2 человека. Каждое звено организует у себя на делянке рабочее место – кирпич в штабелях, раствор в ящиках. Мастер снабжает учащихся кельмой, ковшом – лопатой, угольником для закладки и проверки углов, правилом, отвесом и уровнем для проверки кладки. Кладку на растворе, уже освоенную учащимися на ранее проведенных занятиях. Можно выполнить вприжим, вприсык с подрезкой и без подрезки раствора. Учащиеся на этих занятиях могут допускать следующие ошибки. Неравномерно выравнивать кельмой постель из раствора, что приведет к увеличению толщины горизонтального шва; в этам случае учащийся будет затрачивать излишние усилия – перекидывать кельмой раствор с постели в сторону продвижения; пропуски в зачаливании причального шнура по каждой внутренней версте; несоблюдение одинаковой (10 мм) толщины вертикального поперечного шва; завышение внутренней версты по сравнению с наружной верстой. Так как толщина горизонтально шва будет не одинаковой везде; несоблюдение вертикальности углов кладки, так как учащиеся редко проверяли кладку отвесом или уровнем, укладываемом на правило. Учащиеся должны освоить приемы владения кельмой в правой руке при разравнивании раствора по постели, приемы подгребания части раствора с постели к ранее уложенному в версту кирпичу для образования поперечного шва, а также приемы укладки левой рукой кирпича, загребания кирпичом с постели раствора для образования поперечного шва. Чем лучше и быстрее учащиеся научатся в учебной мастерской укладывать кирпичи в ложковые и тычковые версты способами вприсык и вприжим. а в забутку – способом вполуприсык, тем меньше будет у них ошибок. И тем производительнее будет их работа на стройке.