"Отделка поверхности гипсовыми изделиями"

Автор: Силин Юрий Викторович
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ "Георгиевский колледж"
Населённый пункт: г.Георгиевск,Ставропольский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Отделка поверхности гипсовыми изделиями"
Дата публикации: 01.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Георгиевский колледж»
Методическая разработка открытого урока

производственного обучения

«Отделка поверхности гипсовыми

изделиями»

Группа 31С



мастер производственного обучения

Силин Юрий Викторович

г.Георгиевск

2015-2016 учебный год


Содержание:
 Аннотация  Введение  План урока  Ход урока  Заключение  Используемая литература


Аннотация
Пособие представляет собой методическую разработку открытого урока производственного обучения профессии «19727» штукатур - «13450» маляр. Цель написания – обобщение и распространение опыта по использованию инновационных форм и методов организации производственного обучения Методическая разработка адресована мастерам производственного обучения. Методическая разработка включает: рекомендации по проведению урока производственного обучения по теме «Монтаж лепных изделий из гипса»

Пояснительная записка
Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обучения и уровня воспитанности личности обучающегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания уроков производственного обучения. Реформирование образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения. Социальный заказ общества в области профессиональной подготовки выдвигает задачу развития личности обучающихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого обучающегося. Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения. На уроке производственного обучения организуются различные формы проведения урока, которые не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у обучающихся удовлетворение от самого процесса труда. Нетрадиционный урок - одна из таких форм организации обучения и воспитания обучающихся. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Подростки охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Снижение уровня знаний обучающихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Избирая разные способы «оживления» урока производственного обучения, привлечения обучающихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы, необходимо для активизации мыслительной деятельности обучающихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках подростки увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает. Но надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Обучающиеся привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно
определяться самим мастером производственного обучения в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала. Отмечая важность развития у учащихся интереса к избранной профессии, следует иметь в виду, что роль мастера производственного обучения не только в том, чтобы пробудить этот интерес, а в том, чтобы постоянно расширять его. Для этого необходимо:  систематически привлекать внимание обучающихся к возможностям изучаемой профессии;  поддерживать это внимание, пока оно не разовьется в интерес к профессии;  закреплять интерес до тех пор, пока он не проявится в деятельности учащегося;  направлять эту деятельность на успешное овладение профессией.
ПЛАН проведения открытого урока производственного обучения по профессии «19727» штукатур - «13450» маляр. мастера производственного обучения Силина Юрия Викторовича Тема: №14 Тема урока: Отделка поверхности гипсовыми изделиями Цели урока: Образовательная цель: области применения и технологии выполнения отделки гипсовыми изделиями, применяя передовые формы организации труда в составе ученических бригад с использованием новейших технологий. Развивающая цель: развитие познавательного интереса и мотивационного компонента на уроке, через использование информационных технологий Воспитательная цель: содействовать воспитанию интереса к своей профессии, активности, внимательности, самостоятельности, профессиональной компетентности и мобильности. Тип урока: Деловая игра Методы обучения: Словесный: рассказ с элементами беседы, фронтальный опрос, инструктаж. Наглядный: демонстрация слайдов , инструкционно-технологическая карта, эскиз шаблона. Практический: самостоятельная работа «Отделка поверхности гипсовыми изделиями». Видео метод: просмотр фильма «Дизайн интерьера». Методы организации урока: имитационная игра с элементами соревнования. Метапредметные связи: «Материаловедение», «Специальная технология» Материально-техническое оснащение урока: 1. Наглядные пособия: презентация, учебник А.А.Ивлиев «Отделочные строительные работы», макеты, рефераты, таблица «Критерии оценок» 2. Индивидуальный раздаточный материал: информационные карты, правила техники безопасности, карточки рефлексии, карточки-задания, наряды, таблица «Технологическая последовательность выполнения операций по отделке поверхности гипсовыми изделиями, набор инструментов необходимых для данной работы. 3. Материалы: Клей монтажный, гипсовые изделия. миллиметровка. 4.Инструменты: Угольник разметочный малярный шнур. 4. Приспособления: ведра, столик, , емкость для воды; 5. Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор.
Ход урока: I.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ: 10 минут 1. Проверка явки учащихся к уроку; 2. Осмотр внешнего вида учащихся, наличие спец. одежды 3. Психологическая подготовка к восприятию урока - Здравствуйте ребята! Добро пожаловать в нашу творческую мастерскую… 4. Объяснение хода и последовательности проведения урока Мастер п/о: -В нашей стране идет большое строительство, все больше уделяется внимание отделке и комфортности квартир, офисов и наружности фасадов. Появляются новые строительные материалы и новые технологии. Особое внимание уделяется декорированию и дизайну помещений, его красоте. В условиях рыночной экономики возрастает значение профессионального мастерства маляров . Дорогие ребята, сегодня на уроке мы окунемся в мир декоративных решений современной отделки помещений, используя наши знания и наши руки. И не забывайте правила нашего урока: Работать так, чтобы не мешать другим. Отвечать быстро и четко. Быть находчивым. В ходе урока - имитируется совещание при отделке квартиры. На совещании присутствуют прораб и две бригады штукатуров.
Мастер п/о:
С вашего позволенья в должности прораба буду я. На совещании надо выбрать какими гипсовыми изделиями мы будем отделывать нашу поверхность потолка в комнате, для сдачи объекта в кратчайшие сроки. Каждая бригада должна показать знания и умения в выполнении отделки гипсовыми изделиями, и доказать преимущество своего выбора. 1. Нужно выполнить выбор какими видами гипсовых изделий мы будем выполнять отделку 2. Выполнить отделку гипсовыми изделиями комнаты и тем самым придать комнате неповторимый вид. II.ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ: 40 минут 1. Сообщение эпиграфа, темы и цели урока; 3. Актуализация знаний обучающихся по отделки гипсовыми деталями . 3.1. Фронтальный опрос учащихся по изученному материалу 1. Что такое гипсовые изделия для отделки поверхности? 2. Каково их назначение ? 3. Назовите виды марки гипса используемые для изготовления гипсовых изделий. Чем они отличаются? 3. Какие требования предъявляют к поверхностям, предназначенные для отделки гипсовыми изделиями? 4. Какова цель отделочных работ? Ответы ребят….
4. Формирование знаний, умений, навыков учащихся 4.1.Раскрытие сущности формируемых на уроке профессиональных умений и их значение в предстоящей практической деятельности. 1.Беседа с обучающимися о способах декорирования предметов интерьера (покраска, резьба, отделка гипсокартоными листами, оклеивание обоями, отделке гипсовыми изделиями -А как появилась и где зародилась отделка гипсовыми изделиями помещений , откуда она родом, нам расскажет (
имя докладчика
).
История возникновения отделки помещений изделиями из гипса?:
Искусство оформления помещений лепниной из гипса возникло очень давно. Изделия из гипса использовались еще в архитектурных ансамблях Древнего Египта, о чем свидетельствуют различные исторические факты. Египтяне первыми обратили внимание на качества, которым гипс отличался от других материалов – он был достаточно прочным, огнеупорным и достаточно легким. Гипс использовался для отделки стен древних египетских пирамид. Несмотря на довольно распространенное применение в Египте, название гипс получил благодаря грекам. В переводе с древнегреческого «гипсос» обозначает «кипящий камень». Именно во времена Древней Греции и Рима гипсовая лепнина как и римская мозаика стала широко использоваться для декора интерьера в помещениях. Гипсовые изображения жизни древних богов и мифических героев украшали дворцы римских правителей. В русской архитектуре гипсовая лепнина появилась значительно позже – в 17-18 веках. Гипсовые фигурки украшали царские дворцы и усадьбы богатых помещиков. Не утратил своей популярности гипсовый декор и в наше время. Плавные линии и гармоничные переходы остаются неизменным атрибутом красоты и изящества в современной архитектуре и декоре интерьеров. Уже одно упоминание о гипсовой лепнине рисует в нашем воображении картины роскошных царских дворцов, старинных музеев, богатых поместий. Изготовление гипсовой лепнины – настоящее искусство. Лепнина позволяет создать интерьер древних времен, а сочетание элементов классической архитектуры и современных вариаций декора позволяют создать уникальные ультрасовременный дизайн помещения. 2.-Что такое?
Дизайн-
это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий.

Дизайнер
— творец окружающего мира. Он стремится охватить все сферы жизни современного человека, причем его интересует не только внешний вид (оболочка) предметов, но и их внутренняя суть и функциональная взаимосвязь
Интерьер
-это внутреннее убранство комнаты
Новые слова
: Дизайн, дизайнер, интерьер.
Деловая игра
4.2. Задание бригадам: Подобрать вид отделки потолка жилой комнаты гипсовыми изделиями. Ребята, посмотрите на экран. Какой вид отделки гипсовыми изделиями показан на экране? 1.Крупными изделиями.(слайд) 1. Мелкими изделиями. Рассказ мастера п/о о том чем нужно регламентироваться при выборе отделки гипсовыми изделиями Лепнина на потолках и стенах, техника барельеф настолько стали популярными, что глядя на фото, хочется немедленно попробовать художественные способности и сделать своими руками где-нибудь ремонт. Можно начать в месте, которое не сразу бросается в глаза, так сказать, выполнить пробу пера и потренироваться. Ассоциативное восприятие слова лепнина связано со сводами замков, колоннами, громадными строениями с лепными украшениями прошлых веков. Ничто хорошее не теряется со временем, а наоборот приобретает новые свойства и совершенствуется в плане упрощения технологических процессов. Поэтому отделка стен лепниной и использование её в интерьере, помогает преобразить внутренние помещения и использовать различные элементы для декора. Итак: 
Под потолочным декором подразумеваются лепные профили, корзины,

детали отдельных частей деревьев, розетки. Из розеток выполняется

обрамление ламп, люстр.
Корзины применяются не только в виде украшений, а для придания визуальной высоты потолкам или для маскировки элементов освещения и обобщенности интерьера комнаты.  Потолочная лепнина подразделяется на гипсовую, ручную и из искусственных материалов. Детали лепнины из искусственных материалов приобретаются в магазинах, гипсовые элементы выполняются на заказ, а ручную лепнину выполняют умельцы непосредственно на рабочей поверхности.  Каждый вид лепнины имеет свои характеристики, преимущества и недостатки.  Лепнина из гипса изготовлена из натурального и экологически чистого продукта, не поддерживающего горение, но она имеет значительный вес.
 Все сколы и трещины гипсовых изделий, возникающие при монтаже и транспортировке, можно устранить в процессе работы, замазывая гипсовым раствором и аккуратной шлифовкой.  Материал гигроскопичен, имеет свойство впитывать влагу, но этого можно не допускать, если предварительно окрасить заготовку.  Лепнина, изготовленная из искусственных материалов, эластична, ей присущи лучшие качества гипсовых вяжущих и полимерных добавок, придающие морозоустойчивость, твердость и способность к минимальному водопоглащению. Эти свойства позволяют декорировать не совсем ровные поверхности, она удобная и легкая при монтаже и при этом остается «живым», «дышащим» материалом с высокопрочной, моющейся поверхностью.
Внимание: При выборе лепнины учитывается высота помещения, чем она

больше, тем больший размер лепнины используется для монтажа и наоборот.

Главный принцип – сохранение пропорциональности.
Виды помещений с декоративной отделкой. (Слайд Рассмотреть виды отделок. Как красиво можно выполнить отделку дома. 4.3. Задание бригаде №1: Перед вами лежит готовый эскиз выделенного угла потолка отделанной гипсовой лепниной ..Нужно выполнить по данному эскизу раскладку деталей на миллиметровке . Бригады выбирают вид лепных изделий . Этот вид отделки будут выполнять на практической работе. Выделение угла лепкой. 4.4.Задание бригаде №2: Нужно подобрать материал для изготовления гипсовых изделий(класс гипса) на что монтируются гипсовые изделия (традиционно и новые материалы монтажа). Карточка-задание: Названия материалов Марки Традиционные материалы Новые строительные материалы Гипс Шпатлёвка ПВА Клей для монтажа гипсовых изделий и пенополиуретановы х
Проверяем правильное решение и выбираем, из каких изделий будут осуществлять будем осуществлять отделку. Выбираем для декоративной мелкие гипсовые детали Обе бригады хорошо зарекомендовали себя, показали знания современных материалов, нашли дизайнерские решения по декоративной отделки потолка и комнаты. 4.5. Мастер п/о: Ребята, давайте вспомним технологическую последовательность выполнения монтажа гипсовых изделий. Обучающиеся называют последовательность выполнения. 1. Выбор и раскладка гипсовых изделий согласна эскизу 2. Обведение контуров деталей на миллиметровке 3.Изготовление припороха. 4.Разметка потолка 5.Монтаж гипсовой лепнины На экране технологическая последовательность выполнения отделки гипсовой лепниной. 4.6. Правила безопасной работы: -Ребята, давайте повторим правила техники безопасности при выполнении малярных работ: обучающиеся по одному объясняют правила Т.Б. -Работать только в спецодежде и перчатках. -Ручки инструментов должны быть гладкими, без сколов. -Леса и подмости устанавливают на очищенные выровненные поверхности. -Инструменты, инвентарь и материалы располагают так, чтобы они не мешали проходу рабочих. -Не бросать инструмент под ногами, не махать, обращаться осторожно, чтобы не ранить себя и товарищей. После окончания работ вымыть руки с мылом. Мастер п\о: Технологию выполнения монтажа лепных изделий мы повторили, правила Т.Б. повторили, теперь нужно выбрать инструменты для выполнения отделки гипсовой лепниной Разложить инструменты для выполнения и малярных работ. Ребята должны выбрать инструменты сами. 4.7.Предостеречь от типичных ошибок. 4.8. Сообщить учащимся критерии оценок 4.9. Подведение итогов вводного инструктажа 1. Какая работа была для тебя особенно интересной и почему? 2
.
Доволен ли ты своей работой? 3. Что нового ты узнал на уроке? В чем его польза? 4. Где в дальнейшем сможешь применить полученные знания?
III.ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ: 4часа 1.Распределение учебно-производственных работ по теме: Раздача практического наряда- задания: 1. 1. Отделка угла гипсовыми изделиями- 3 обучающихся (1 бригада) Выполнение отделки гипсовыми изделиями гипсовой розетки из мелких деталей. 1.2– 3 обучающихся (2 бригада) 2.Самостоятельная работа обучающихся по бригадам, согласно наряду- заданию 3.Целевые обходы рабочих мест обучающихся: Взаимоконтроль. 3.1. Проверка организации рабочих мест. 3.2. Обратить внимание на правильность выполнения приёмов. 3.3.Контроль за качеством, правильностью соблюдения технологической последовательности работы. 3.4. Пронаблюдать за правильностью ведения самоконтроля. 3.5.Обратить внимание на соблюдение правил техники безопасности. 3.6. Выявить недостатки в работе и вовремя их ликвидировать. 4. Провести приёмку выполненных работ. Обучающиеся оценивают качество своей работы. Смонтированные гипсовые изделия должны повторять свою геометрию относительно оси. Обучающиеся рассказывают о выполненной работе, сравнивают с наглядным материалом. На экране готовый отделанный потолок с выделенными углами и гипсовой розеткой вокруг люстры IV.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ: 30 минут Подведение итогов урока: выполнение учебных задач урока 1. Анализ результатов работы каждой бригады, вовлечь обучающихся в активное обсуждение итогов прошедшего урока 2.Объявление оценок 3.Отметить активность и работоспособность обучающихся. Ребята, посмотрите на экран, как красиво выглядит наш потолок в интерьере комнаты, и гипсовая розетка вокруг люстры получилась яркая, красивая. Бригады справились с заданием. Квартиру вовремя сдали в эксплуатацию. - Спасибо за активную работу на уроке… 4. Выдать задание на дом: составить кроссворд «Инструменты применяемые для малярных работ» 5.Уборка рабочих мест. 6. Самооценка на конец урока. 1) Выберите ступень на которой вы находитесь после изучения предложенного материала ( нарисуйте в соответствующем месте «человечка»)
2) Как психологически и эмоционально вы оцениваете урок и себя на уроке Разработал мастер производственного обучения _______/Силин.Ю.В./ Хочу научиться применять понял заинтересовался прослушал

Инструкционно-технологическая карта «Монтаж

лепных гипсовых изделий
»

Инструкционно-технологическая карта «Монтаж лепных гипсовых изделий
»


п/

п

Наименование

операции

Эскиз

Краткое описание

операции

Материалы

Инструменты и

оборудование

Технологические

требования
1 Изготавливаем эскиз нашего изделия На листе бумаги раскладываем изделия, делаем эскиз Лист ватмана необходимого размера. Карандаш Гипсовые изделия должны быть соответствующего качества и в комплекте 2 Производим раскладку деталей на миллиметровой бумаге Производим раскладку деталей на миллиметровой бумаге с соблюдением симметричности относительно осей и направляющих линий Лист миллиметровой бумаги необходимого размера. Карандаш, линейка, угольник, транспортир Все изделия должны быть расположены симметрично осевой линии. 3 Обводим детали карандашом Разложенные детали придерживая рукой обводим, следя за тем что бы расстояние от оси было одинаковым Лист миллиметровой бумаги необходимого размера, изделия из гипса. Карандаш, линейка, угольник, транспортир Все изделия должны быть расположены симметрично осевой линии.
4 Изготовление припороха По контуру изделия при помощи иголки через 1-2мм проделываем отверстия Трафарет. Швейная иголка большого диаметра. Отверстия должны иметь одинаковый диаметр и строго повторять контур детали . 5 Разметка отделываемой поверхности Размечаем фриз, отбиваем диагонали потолка (поверхности) Сухой пигмент, сажа. Малярный шнур, линейка, карандаш, макет. Аккуратно что бы малярный шнур не был сильно жирным в краске. 6 Осуществляем набивку припороха Прикладываем наш трафарет с имеющимся на нем припорохом, засыпаем в капроновую ткань сухой пигмент и набиваем через отверстия в трафарете узор на поверхность. Трафарет, сухой пигмент, трафарет. Трафарет, сухой пигмент, трафарет, макет. Набивку трафарета осуществлять равномерно бес пропусков, что бы четко просматривались контуры изделия на поверхности.
7 Наносим монтажный клей на обратную сторону изделия. Аккуратно на обратную сторону детали наносим клей Клей монтажный, гипсовые детали комплект. Пистолет монтажный для клея, макет. Работу выполнять аккуратно, клей наносить по всей поверхности изделия. Клей момент для монтажа гипсовых изделий. 8 Монтаж гипсовых деталей на поверхность Деталь с нанесенным на обратную сторону клеем прикладываем согласно точек припороха и оставляем сохнуть Гипсовые детали. Гипсовые детали, Макет. Корректировать положение деталей на поверхности можно в течении 10мин.
9 Механически удаляем выступивший клей. Аккуратно флейцевой кистью смоченной в воде удаляем излишки клея отделываемой поверхности. Изделия из гипса, вода. Кисть флейцевая Аккуратно по всему периметру деталей удаляем излишки выступившего клея. 10 Подшпаклевываем места где получились трещины при монтаже, окрашиваем их водоэмульсионной краской Аккуратно флейцевой кистью при помощи шпатлевки подшпаклевываем изделия, шпатлевку можно навести с добавлением водоэмульсионной дисперсии Шпатлевка, водоэмульси онная краска. Кисть флейцевая, емкость для воды Аккуратно подшпаклевываем окрашиваем смонтированные изделия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Литература, использованная при подготовке занятия: 1.«Отделочные строительные работы» Ивлиев А.А.из-во 3. 2. «Отделочные работы» Н.Н.Завражин, из-во «Академия»М-2011, 3. 4.СНиП «Техника безопасности в строительстве», 5.Урок. Методические рекомендации, Саратов 2010г. 6.Интернет ресурсы Литература, рекомендуемая обучающимся:
«
Отделочные строительные работы» Ивлиев А.А.из-во «Академия» Н.Н.Завражин «Отделочные работы» изд-во «Академия» 2009г. Журналы «Сам»№7-2013г, «Советы профессионалов»№6-2013г.