"Зима.Зимние забавы"

Автор: Буздалина Наталья Александровна
Должность: учитель коррекционных классов
Учебное заведение: МБОУ-СОШ №1
Населённый пункт: р.п.Степное Советского района Саратовской области
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Зима.Зимние забавы"
Дата публикации: 04.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СОВЕТСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

- СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА №1 Р. П. СТЕПНОЕ СОВЕТСКОГО РАЙОНА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Открытый урок по развитию речи на основе

изучения предметов и явлений окружающей

действительности в 1-4 коррекционном классе

на тему: «Зима.Зимние забавы»

Провела учитель:

Буздалина Н.А

2016 год


Цели и задачи:

Познавательные:
- закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях; - уточнять знания о зимних забавах.
Коррекционно-развивающие:
- расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы»; - развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание; - развивать фонематическое восприятие; - совершенствовать навыки связной речи; - учить согласовывать речь с движениями; - развивать общую и мелкую моторики; - развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления; - развивать выразительность речи и выразительность движений; - развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви к родной природе, зимним праздникам; - воспитывать толерантное отношение к ответам детей; - формировать умение работать и играть в коллективе.
Оборудование:
учебник Е.Д. Худенко « Окружающий мир и развитие речи»,3 кл.,М.,2010 г., картины по теме « Зимние забавы». Карточки-буквы для кроссворда. Раздаточный материал (аппликация СНЕГОВИК) Презентация «Зимние забавы детей» .
ХОД УРОКА

I.

Психологический настрой к уроку
(1 мин) - Здравствуйте ребята! У нас сегодня необычный урок: присутствуют гости. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу и нашим гостям. -Итак, начнем наш урок. Должданный дан звонок Начинается урок Каждый день- всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, четко, говорим И тихонечко сидим. У: Мы умные Мы дружные! Мы внимательные! Мы старательные! Мы отлично учимся! Все у нас получится!

II. Подготовка учащихся к усвоению учебного материала
(1 мин) 1.Артикуляционная гимнастика с использованием индивидуальных зеркал в стихотворном сопровождении. - Посмотрите в зеркало и улыбнитесь.
«Улыбка»
Наши губки улыбнулись, Прямо к ушкам потянулись. Ты попробуй «И-и-и» скажи, Свой заборчик покажи
«Щечки»
(Попеременно надувать щеки) Пухлые щечки У маленькой Вали. В морозной денёк. Они алыми стали.
«Горочка»
(Язык-«горочкой», кончик язык упирается в нижние резцы. Удержать «горочку» из языка под счёт :один,два,три…) Сделаю я горочку, Горочку круто. Будет эта горочка У меня во рту.
Гимнастика для глаз
Глазки видят все вокруг Обведу я ими круг. Глазкам видеть все дано: где окно, а где кино Обведу я ими круг, погляжу на мир вокруг.
III. Актуализация знаний
( 5 мин
)
-Ребята, посмотрите в окно. Какое время года сейчас? -Я подскажу : Повела она над нами Снеговыми рукавами И посыпались снежинки На деревья и дома. Мы в снежки сражаться будем, Мы с горы кататься будем. И поэтому нам очень, Очень нравится…(зима) -Правильно,зима. -А вы знаете стихи о зиме? (Дети читают стихи о зиме
1. («Зима» Леонид Яхнин

Белые шапки На белых березах. Белый зайчишка на белом снегу. Белый узор На ветвях от мороза. По белому снегу На лыжах бегу.
2.

«Зима» Иван Суриков
Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И наутро снегом Поле забелело, Точно пеленою Всё его одело. Тёмный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно… Стали дни коротки, Солнце светит мало, Вот пришли морозы — И зима настала.
3.Сергей Михалков « Белые стихи»
Снег кружится, Снег ложится — Снег! Снег! Снег! Рады снегу зверь и птица И, конечно, человек! Рады серые синички: На морозе мерзнут птички, Выпал снег — упал мороз! Кошка снегом моет нос. У щенка на черной спинке Тают белые снежинки. Тротуары замело, Все вокруг белым-бело: Снего-снего-снегопад! Хватит дела для лопат,
Для лопат и для скребков, Для больших грузовиков.
4

Зимнее утро»А.Пушкин
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.) -Чем отличается зима от других времен года? ( Деревья стоят белые, укутанные снегом, метель намела большие сугробы. Природа спит, даже пение птиц сейчас почти не слышно. Но русский народ всегда любил зиму).
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок слепили, Круглый ,крепкий, очень гладкий. И совсем- совсем не сладкий. Раз-подбросим, Два-поймаем, Три-уроним и …сломаем!
Игра «Незаконченное предложение»
Давайте поиграем с моим снежком. И я проверю все ли вы знаете зимние явления. Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам снежок, договорит несказанное мной словечко. Зимой метель … (метёт) Ночью ветер в трубах …(воет, завывает) Из снеговой тучи снежинки … (падают, летят, кружатся) В лесу зимой голодный волк … (воет) На зиму медведь в берлоге … (засыпает) Мороз щёки и нос … (щиплет) Зимой вода в реке … (замерзает) Иней на ветках деревьев … (блестит) Зимой снег всё вокруг … (накрывает) Деревья зимой … (спят)
IV.Постановка учебной задачи
. ( 5 мин.)
- Вы уже догадались, с каким временем года будет связана тема нашего урока? (с зимой) -Молодцы! Сегодня на уроке мы будем говорить о чём -то зимнем. А вот о чём, вам надо будет догадаться, разгадав кроссворд.
С

Г

С

Н

О

Н

Е

Р

О

Г

К

У

С

О

К

З

А

Б

А

В

А

И

О

Н

И

Т

М

Р

К

К

О

А

Д

И

К
Дел у меня немало – Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лёд реки убираю, Белю поля, дома, Зовут меня … (ЗИМА) Нелегко иногда Забираться туда, Но легко и приятно Прокатиться обратно! (ГОРКА) Он на вид – одна доска, Но зато названьем горд, Он зовётся … (СНОУБОРД) Ой, насыпало снежка, Вывожу коня – дружка, За верёвочку-узду Через двор коня веду, С горки вниз на нём лечу, А назад его тащу! (САНКИ) Что за нелепый человек Пробрался в двадцать первый век? Морковка – нос, В руке – метла, Боится солнца и тепла. (СНЕГОВИК)
Вот серебряный лужок, Не видать барашка, Не мычит на нём бычок, Не цветёт ромашка. Наш лужок зимой хорош, А весною не найдёшь. (КАТОК) На доске перевернутые буквы. Отгадав загадку – открывается отгадка. Буквы, составляющие слово «ЗАБАВА» отличаются от остальных размером и цветом. -Молодцы, ребята! Какое же слово нам открылось? (забава) -Что такое «ЗАБАВА»? (забава – это игра, развлечение) -Итак, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?
V.Решение учебной задачи (20 мин.)
-Сегодня на уроке мы с вами поговорим о зимних забавах детей. -Запишите тему урока в тетрадь
( Зима.Зимние забавы).
Тетрадь с наклоном положу, Ручку правильно держу Сяду прямо.не согнусь. За работу я возьмусь. - Во что играют дети зимой? Какие вы знаете зимние забавы? (Кататься на коньках Играть в хоккей Лепить снеговика Кататься на санках Играть в снежки Кататься на лыжах.) -Запишите в тетради, перечисленные зимние забавы.
Ответь на вопросы:
-Чем полезны зимние игры и забавы? ( Развивается ловкость, быстрота, становишься сильнее).
Пальчиковая гимнастика
Сейчас мы с вами поиграем. Раз,два,три,четыре,пять, Мы во двор пришли гулять. Бабу снежную лепили, Птичек крошками кормили, С горки мы потом катались , А еще в снегу валялись. Все в снегу домой пришли. Съели суп и спать легли. - Ребята, я уже поняла, что вам нравится зима.
- А сейчас я предлагаю вам показать, что же вам нравится зимой.
Игра «Что нам нравится зимой?»
Что нам нравится зимой? (Хлопки) Белые полянки. И на горке снеговой Лыжи или санки Что нам нравится зимой? Мягкие сугробы Чтоб копаться день–деньской Крепость делать чтобы Что нам нравится зимой? Потеплей одеться, В шубке тёплой меховой, На морозе греться . -Молодцы! -Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте. Схватил за щёки, кончик носа, Разрисовал окно без спросу, Но кто же это? Вот вопрос! Всё это делает …(мороз). Ночью снег всё шёл и шёл, И к утру её намёл. Санки брать во двор пора, Ждёт нас снежная …(гора) Во дворе катали ком, Шляпа старая на нём. Нос приделали, и вмиг, Получился…(снеговик). Мчусь стремительно вперёд, Под ногами скользкий лёд. Но шаги мои легки, Ведь несут меня…(коньки) Есть лекарство от тоски: Надеваю две доски. В руки я беру две палки. С ветерком играю в салки! Что же это, говори же! Ну конечно, это …
(лыжи)
Из-под полозьев снег летит, И ветерок в ушах свистит. С крутой горы несёмся вниз, Ты на пути не становись- Препятствий не боятся «танки»! Хорошая забава …(санки).

Физкультминутка
Мы на саночки садимся И под горку быстро мчимся Снег,снег,белый снег Мчимся мы быстрее всех Потом в лес мы побежали И в снежки играть мы стали
Игра «Доскажи словечко!»
( подобрать нужное слово, подсказки.) Мороз рисует узор на …(окне) Дети насыпали птицам зёрна в…(кормушку) Ваня слепил из снега…(снеговика) Миша катается с горки на …(санках) Девочки на катке катаются на …(коньках) Ребята съехали на санках с…(горки) Мальчики по лыжне катаются на…(лыжах) Мы любим зимой строить крепость из…(снега)
Практическая деятельность в тетрадях
(с.56 ,задание 3) -Зима – чудесное время года, не правда ли? -Подбери к словам из левого столбика подходящие по смыслу слова из правого столбика Наступила льдом Ночи стали зимой Часто идет длинными Деревья стоят играют Водоемы покрыты голые Дети любят играть зима
VI.Обобщение и систематизация знаний (10 мин.)
Дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно. -Расскажите, пожалуйста, чем можно заниматься на улице зимой? (кататься на санках, на коньках,на лыжах ,играть в снежки) -Как вы думаете, чем завершится прогулка у ребят? (Дети лепят снеговика) -Молодцы, а сейчас мы с вами тоже немного поиграем и слепим снеговика, только необычного, а волшебного. Для начала, давайте вспомним, с чего начинается лепка снеговика. Отвечайте полными предложениями, красиво и правильно. Д: Для лепки снеговика надо скатать снежные комья. У: Сколько снежных комьев понадобиться, чтоб слепить снеговика? Д: Понадобиться 3 снежных кома. У: Какие по размеру должны быть снежные комья?
Д: 1- большого размера (поставим вниз), 2- среднего размера (поставим в середину) 3- маленький( поставим наверх). ( Из белого картона вырезаны круги, вывешиваем их на доску). У: Все готов наш снеговик? Д: Нет. У: Чего не хватает? Д: У снеговика нет глаз. У: Из чего, чаще всего делают глаза снеговику? Д: Глаза снеговику делают из уголька. У: Сделаем глазки. (Вывешиваем черные магниты одинакового размера). У: Чего еще нет у снеговика? Д: У снеговика нет носа. У: Из чего сделаем нос? Д: Нос снеговику делают из морковки. (Крепим к снеговику нос, вырезанный из картона) У: Чего еще нет у снеговика? Д: У снеговика нет рта. У: Из чего делают рот снеговику? Д: Рот снеговику сделаем из веточки. У: Сделаем рот.(Крепим рот, вырезанный из картона). У: Чего еще нет у снеговика? Д: У снеговика нет рук. У: Из чего сделаем руки? Д: Руки снеговику сделаем из снежных комьев и веточек. Л: Делаем руки. ( Крепим снежные комья и руки- веточки, вырезанные из цветного картона).
У: Как можно украсить нашего снеговика? Д: Одеть на голову снеговику ведро. У: Одеваем ведро.(Вырезанное из картона). У: Вот и готов наш снеговик. У: Мы лепили снеговика, старались и немного устали, давайте отдохнем. -Я предлагаю вам поиграть в игру “Что мы делаем зимой?” (Что мы делаем зимой, Дай, дружок, ты мне ответ. Слушай внимательно, Отвечая “да” иль “нет”) В снежки играем мы с друзьями? Грибы по лесу собираем сами? С горки на санках катаемся? В деревне на речке купаемся? По лесу на лыжах бродим? А много цветов находим? В саду своем грядки копаем? И с Дедом Морозом мы пляшем?
VII.Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия

достижения цели (2 мин.)
-Ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке? (о зиме, о зимних забавах). -А что вы делали? (аппликацию – СНЕГОВИК) -За что можете похвалить друзей? Себя? - У меня для вас вот такие снежинки, напишите каждый свое имя. - Те, кому понравилось занятие и те, кто узнал что-то новое подарите снеговику белую снежинку . А те, кому занятие не понравилось, и ему было скучно подарите синюю снежинку. -И мне очень понравилось, как вы сегодня работали? И поэтому сегодня все получают оценку 5. Спасибо!
VIII. Домашнее задание .(1 мин.)
- Придумать рассказ о зимних забавах и нарисовать к нему рисунки