Проект "Театральный мир"

Автор: Ярцева Ирина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №9 "Солнышко"
Населённый пункт: Прокопьевск
Наименование материала: Проект
Тема: Проект "Театральный мир"
Дата публикации: 05.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№9 «Солнышко» комбинированного вида»



Автор: Нагорная Ирина Петровна

Должность: воспитатель

Прокопьевск

СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение 2. План проекта 3. Этапы проекта 4. Разделы проекта 5. Формы работы 6. Приложение (диагностические методики, тренинги,игры,фотоколлаж, сценарии мероприятий ,видеотека танцевального искусства, сказок народов мира, совместно организованных спектаклей, праздников.) Введение Театр – это волшебная страна,
в которой ребенок радуется, играя, и в игре он познает мир. Мерзлякова С.И. Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам в нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей со взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимание, воображение, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи и мимики, т.е. держать себя в обществе).Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет играть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет ТЕАТР. ТЕАТР – ОДИН ИЗ САМЫХ ДЕМОКРАТИЧНЫХ И ДОСТУПНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ, ОН ПОЗВОЛЯЕТ РЕШИТЬ МНОГИЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ И Психологии. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде. В современном театре произошло взаимопроникновение искусств. Ответить на вопрос, где театр, а где его нет сегодня непросто, ни одно из определений нельзя назвать исчерпывающим потому, что театр продолжает развиваться. Театр доставляет детям много радости и удовольствие, и создаёт у них
хорошее настроение. Однако нельзя рассматривать спектакль как развлечение. В период психологической адаптации ребёнка в школе у 67-69% детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучению чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, и не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления, именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого либо персонажа. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка. Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко и понятно как
детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. Итак театрализованная деятельность способствует: -развитию артистических способностей и фантазии; -развитию лидерских качеств и уверенности в себе; -снятию стеснительности и застенчивости, психоэмоционального напряжения -развитию воображения и творческого мышления; -координации движений и пластичности; -освоению социальных ролей; формированию межличностных отношений. На основание вышеизложенного мы предлагаем вашему вниманию творческий комплексный проект развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
«Театральный мир»


Сроки реализации: 5лет.

Цель проекта:
способствовать творческому, социально - эмоциональному, художественно эстетическому развитию дошкольника, обогащать нравственно эстетическую посредством театрализованной деятельности. Формулировка цели программы определяет основное направление работы педагога, а также указывает на средство ее осуществления (театральная деятельность). В связи с этим для конкретизации цели в данной программе определены 2 группы задач: в первой перечисляются задачи, реализация которых способствует развитию фантазии, воображения и эмоциональной сферы дошкольников, а во второй - организации театральной деятельности детей.
1-я группа задач:
1. развивать ассоциативное и образное мышление; 2. снимать зажатость и скованность; 3. развивать веру в сценический вымысел; 4. научить детей выражать эмоциональное состояние (радость, обиду, гнев, удивление) мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией;
2-я группа задач:
1. познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусств (живописи, скульптуры, музыки, литературы), отметить его синтетический характер, коллективность творчества; 2. развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться); 3. формировать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела; 4. научить детей выражать эмоциональное состояние (радость, обиду, гнев, удивление) мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией; 5. воспитывать умение взаимодействовать друг с другом в процессе
подготовки и проведения театрализованной игры; 6. работать над культурой и техникой речи (расширять диапазон и силу звучания голоса, учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния, совершенствовать правильное речевое дыхание, улучшать дикцию). 7. Совершенствовать диалогическую речь, ее грамматический строй. 8. Расширять и активизировать словарный запас детей. 9. Развивать выразительность речи, используя вербальные и невербальные средства. 10. Формировать навыки эмоционального и телесного самовыражения. 11. Развивать пластическую выразительность (ритмичность, пластичность, быстроту реакции, координацию движения). 12. Развивать воображение (способность к пластической импровизации).
Задачи способствующие реализации проекта:
1. Подбор определенных форм методов и приемов работы. 2.Педагогическое просвещение родителей, вовлечение их в орбиту театрализованной деятельности, формирование заинтересованности в развитии творческих способност ей детей, как составной части духовных направлений современного общественного устройства Подбор определенных форм методов и приемов работы. 3.организация театрального кружка (разработка перспективного плана работы театрально, сценариев, пошив костюмов для спектаклей
Участники проекта
: дети группы «Ягодка», воспитатель, родители, музыкальный руководитель.

Описание проекта

1 этап – исследовательский.

Цель: провести диагностику уровня развития психических процессов и уровня сформированности качеств, умений, необходимых для театр ально – исполнительской деятельности . Направления работы:  отбор эффективных методов и приемов диагностики творческих способностей детей  проведение мониторинга родительской общественности  формирование базы данных по результатам диагностики детей и опросов родителей
2 этап – подготовительный.
Цель: организация работы театрального кружка Направления работы:  разработка перспективного плана работы театральной студии, сценариев  пошив костюмов для спектаклей  создание условий для театра  организация приемственности в системе «дети-воспитатель-родители»
3 этап – основной.
Цель: решение главных задач проекта Направления работы: педагогическое просвещение родителей(беседы информационные стенды, консультации, фотовыставки, видеотека.), показ театральных постановок.
Реализация проекта включает в себя пять разделов:


- "Театральная игра"
- направлен на развитие игрового поведения детей, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого разделы делятся на два вида: общеразвивающие игры, специальные театральные игры.
- " Ритмопластика "
(театрализованная ритмопластика)Раздел включает в себя ритмические, музыкально-пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы, выразительности телодвижений. Естественное развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные упражнения стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр. Занятия предполагают решение следующих задач: - развитие двигательных способностей детей(ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); - развитие пластической выразительности (ритмичность, музыкальность, быстрота реакции и др.); - развитие воображения (способности к пластической импровизации). Необходимым условием решения задач является умение владеть своим телом, так называемая мышечная свобода.

- "Культура и техника речи"
- объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи. Игры и упражнения этого раздела помогают детям сформировать: правильное четкое произношение (дыхание, артикуляция, дикция, орфоэпия); научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т.д.), а так же развивать воображение, умение представлять то, о чем идет речь; расширять словарный запас, сделать речь ярче, образнее.
- "Основы театральной культуры"
- призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве.
- "Работа над спектаклем"
- базируется на авторских сценариях и включает в себя темы "Знакомство с пьесой" и "От этюдов к спектаклю".
ФОРМЫ РАБОТЫ:

1
.Театрализованные игры • общеразвивающие игры • специальные театральные игры • игры на превращение • упражнения и этюды (упражнения на развитие творческого мышления) (тренинги) • игры на действия с воображаемыми предметами
2.
Ритмопластика(театрализованная ритмопластика) • упражнения под музыку на хореографической основе • игры на развитие двигательной способности (подражания)(подвижные игры, эстафеты, развлечения)
• логоритмика • музыкально-пластическая импровизация • жесты как важное средство выразительности • театр в руке
3.
Культура и техника речи: • игры на речевое дыхание • артикуляционная гимнастика • игры на опору дыхания • игры на расширение диапазона голоса • игры со словом • скороговорки
4.
Экскурсии в театры: • просмотры спектаклей • экскурсия по сцене театра • экскурсия за кулисы (гримерная, костюмерная, мастерские по изготовлению декораций и т.д.). • беседа о театре и театральной студии • проведение спектаклей
Организация театрализованной деятельности дошкольников на

разных возрастных этапах


Младшая группа
В возрасте 2 - 3 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах- импровизациях под музыку. Именно на основе первых впечатлений от художественной игры впоследствии будут развиваться творческие способности детей. Вначале это будут короткие инсценировки, например, портретная зарисовка и диалог воспитателя и персонажа с детьми. Например, я показываю куклу детям: -К вам пришла кукла Катя в нарядном платье. Что это у Кати? (Бантик.) Да, это бантик. А это что? (Шляпка) Что у неё на ножках? (Туфельки) Давайте попросим Катю поплясать: "Катя, попляши пожалуйста". (Катя пляшет.) Катя, наши дети тоже умеют плясать. Посмотри. (Дети пляшут под "Гопачок" укр. нар, мелодию). Катя: Я - кукла Катя. У меня красивые платье и шляпка. Я люблю петь. Я спою вам весёлую песенку. (Дети слушают песню " Куколка" муз. Красева). Я спрашиваю у детей: - хорошая песенка? Вам понравилась кукла Катя? Давайте пригласим Катю ещё к нам прийти в гости. Приходи к нам, Катя, еще, пожалуйста. Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, на фланелеграфе, в технике бибабо, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в небыстром темпе и
действие должно быть непродолжительным. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Например, простые этюды "Солнышко встаёт", "Солнышко садиться", в которых эмоциональное состояние передаётся детям при помощи словесной (солнышко встаёт и солнышко садится) и музыкальной (мелодия движется вверх и вниз) установок, побуждающих выполнять соответствующие движения. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно. Упражнение усложняется, когда перед ними встаёт задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка, лица детей делаются устрашающими, в глазах передаётся гамма самых разнообразных чувств. Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей, способствует развитию положительных эмоций, воображения, в дальнейшем соотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной игровой деятельности.
Средняя группа
Ребёнок постепенно переходит: - от игры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя; - игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат; - игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);
- создание в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена. Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Театрально- игровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации. В работе с детьми используются: - многоперсонажные игры - драматизации по текстам двух – трёх - частных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси-лебеди»); - игры - драматизации по рассказам по рассказам на тему " Труд взрослых"; - постановка спектакля по произведению. Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера («Угадай, что я делаю»). Театрально - игровые этюды и упражнения по «Угадай, что я делаю», положительно влияют на развитие психических качеств детей: восприятия, ассоциативно - образного мышления, воображения, памяти, внимания. В ходе такого перевоплощения происходит совершенствование эмоциональной сферы; дети мгновенно, в рамках заданного образа, реагируют на смену музыкальных характеристик, подражают новым героям. Импровизационность становится основой работой на этапе обсуждения способов воплощения образов героев, и на этапе анализа результатов театрализованной игры, детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Развивается режиссёрская игра. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания содержания текста.
Старшая группа

Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Проводятся прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения.) Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте море, песчаный берег. Мы лежим на тёплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их, разгребли тёплый песок руками» и т. д. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Используются мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля - всё это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнёрами. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетических наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.
Подготовительная группа

Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры - беседы, викторины. Например: "Как Лисёнок в театр ходил", " Правила поведения в зрительном зале" и др. Знакомство с различными видами театра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию. Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя. В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. Для выявления степени усвоения детьми материала можно использовать метод ассоциаций. Например, на отдельном занятии дети вспоминают весь сюжет спектакля в сопровождении
музыкальных произведений, звучавших в ходе него, и, используя те же атрибуты, которые были на сцене. Повторное обращение к постановке способствует лучшему запоминанию и пониманию её содержания, акцентирует внимание детей на особенностях выразительных средств, даёт возможность вновь пережить испытанные чувства. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия: - нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театрализованной игры; - знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла; - давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании; - проявлять инициативу и творчество как пример для подражания. Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения и гимнастика, которую дошкольники могут проводить сами. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая его словом, жестом, интонацией, позой, мимикой. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Например, упражнение на звуковое воображение: Можешь ли ты услышать, что говорит облако? Может, оно поёт, вздыхает? Представь и услышишь необыкновенные звуки или придумай свои, никому пока неизвестные. Опиши или нарисуй свой собственный звук. Игра «Кто я?» Представь и расскажи. Я:
- ящерка; - ветерок; - макаронина; - рыбка; - книжка; и т. д.