Программа летнего оздоровительного лагеря для детей "Звездочеты"

Автор: Пермякова Татьяна Алексеевна
Должность: педагог организатор мку до рцдютт
Учебное заведение: МКУ ДО РЦДЮТТ
Населённый пункт: Ставропольский край Петровский район, г. Светлоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа летнего оздоровительного лагеря для детей "Звездочеты"
Дата публикации: 06.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ЗВЕЗДОЧЕТЫ

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным

пребыванием детей

г. Светлоград, 2016г.


Содержание
1. Информационная карта программы………………………………3 2. Пояснительная записка…………………….……………………….4-5 2.1. Актуальность программы…………………………………………..5-6 2.2. Нормативно-правовая база…………………………………………6 2.3. Цели и задачи программы…………………………………….……6-7 2.4. Практическая значимость………………………………………......7 2.5. Участники реализации программы……………………………......7 2.6. Сроки и место реализации …………………………………….…...7 3. Структура программы………………………………………………8 4. Результативность программы……………………………………...8-14 4.1. Ожидаемые результаты освоения программы……………………14 4.2. Умения и навыки…………………………………………………….15-16 5. Методическое обеспечение программы……………………………16 5.1. Методы обучения…………………………………………………….16-17 5.2. Организационные формы и приемы обучения……………….…..17 5.3. Принципы отбора содержания программы……………………….18-19 5.4. Методика работы над развитием проектно-исследовательских умений……………………………………………………………….19 5.5. Методические рекомендации по условиям реализации программы………………………………………………………….19-20 5.6. Подготовительная работа с педагогическими кадрами……….....20-21 5.7. Итоги реализации программы……………………………………...21 6. Психолого-педагогическое сопровождение программы…………22-24 6.1. Качественный состав кадров………………………………………..24-26 6.2. Требования к деятельности педагогов………………………..……26 7. Материально-техническое обеспечение……………………………26-27 8. Список используемой литературы…………………………………27-29 2

Информационная карта программы

«ЗВЕЗДОЧЁТЫ»

1.Полное название программы:
«ЗВЕЗДОЧЕТЫ» (исследователи космического пространства)
1.

Цель программы:
создание благоприятных условий, способствую - щих формированию личности, владеющей ключевыми, социально- культурными компетенциями, готовой к позитивному взаимодей - ствию с окружающим миром, миром космоса, самообразованию, самоопределению в новых социально-экономических, культурно- исторических условиях.
2.

Адресат проектной деятельности:
воспитанники летнего лагеря в возрасте 8-14 лет.
3.

Количество участников программы:
60 человек
4.

Сроки проведения программы:
Лето 2016 года
5.

Количество смен
: 2 смены по 21 дню
6.

Тип лагеря:
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Техноград»
7.

Имеющийся опыт по реализации программ:
- «Страна Техноморика», лето 2005г. - «Круиз», лето 2006г. - «Сувенирная фабрика», лето 2007г. - «Дети Кавказа», 2008-2009гг. - «Город больших возможностей», 2010-2011гг. - « УМКИ» лето 2012г. 3

Пояснительная записка
Мне хочется верить, что мы не одни В огромном небесном пространстве, И где-то живут такие, как мы, Любители знаний и странствий. Летняя большая перемена дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Середина ХХ века отмечена великим событием в истории земной цивилизации, кардинально изменившим судьбы человечества - началом практического освоения космического пространства. Понять во всей полноте значение выхода человека в космос станет возможным лишь в будущем, когда мировое сообщество, до этого прикованное к Земле непреодолимой силой земного притяжения, оценит те реальные и потенциальные возможности прогресса и совершенствования потенциалов космонавтики и создаст на этой основе целеустремленную сбалансированную стратегию исследования и использования космического пространства на благо живущих и будущих поколений. Обрести крылья, получить возможность покорить пространство и время, раздвинуть границы познания, проникнуть в тайны микромира и бесконечной Вселенной во все исторические эпохи было самой сокровенной мечтой человека. Ради приближения этой мечты к реальности творили и дерзали лучшие представители многих стран и народов, ученые и инженеры, законопослушные граждане и революционеры, романтики и прагматики. Все они в той или иной степени были единомышленниками К.Э. Циолковского, который утверждал, что планета Земля - колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели. Полеты в космос в мечтах близких и далеких предков. Сколько помнит себя человечество, космос был для него желанным и недостижимым, 4
притягивал к себе огромными просторами и одновременно порождал страх перед неизвестностью, которую неизбежно несли с собой любые замыслы и планы путешествий за пределами Земли. Рожденный на Земле, многие века прикованный к своей родной планете непреодолимыми узами земного тяготения, человек всегда мечтал о небе, стремился в бесконечный полет. Мечта обрести крылья, подняться в воздух, преодолеть расстояния, суметь обогнать ветер красной нитью пронизывает историю технического прогресса. Эти мечты никак не назовешь бесплодными. Их сопровождали настойчивые попытки талантливых людей своего времени создать технические средства для полетов в атмосфере и в космосе.
Актуальность проблемы
Актуальность программы «ЗВЕЗДОЧЕТЫ» состоит в том, что данная программа построена на совместном творчестве младших школьников, у которых только формируются первоначальные исследовательские умения, и подростков, посредством включения их в совместную активную познавательную деятельность, в частности, учебно- исследовательскую. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, не будет оказывать положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоций и речи ребенка. Исследовательская работа младших школьников особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младшем школьном возрасте закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни. Отличительные особенности программы «ЗВЕЗДОЧЕТЫ» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, речи, внимания; умению создавать исследовательские проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы. 5

Нормативно-правовая база
* Конвенция ООН о правах ребенка * Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей * Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников * Рекомендации для организаторов работы с детьми и подростками по месту жительства в современных условиях * Практические рекомендации по организации системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков в образовательной среде «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» * Районная целевая комплексная программа «Молодежь – будущее Петровского района на 2015-2016 годы» * Локальные акты учреждения.
Цели и задачи программы
Цель программы: * создание благоприятных условий, способствующих формированию личности, владеющей ключевыми, социально-культурными компетенциями, готовой к позитивному взаимодействию с окружающим миром и что бы мир стал источником познания и умственного развития ребенка. * приобщение детей к знаниям о вселенной, формирование представлений о роли человека в изучении космического пространства. Задачи программы: * формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, через специально организованную образовательную деятельность; * формировать элементарные знания у детей об истории развития космонавтики, вызвать чувство гордости за наших соотечественников, таких как Циалковский, Королев, Гагарин и многих других, внесших неоспоримый вклад в освоение космоса; * вызвать интерес к космосу, через познания о космических объектах; * прививать любовь к родному краю и стране, через знания об освоении космоса; * формировать элементарные знания у детей о строении солнечной системы; * формировать первоначальное представление о планетах (их размерах, расположении к Солнцу, некоторых особенностях); 6
* формировать элементарные понятия о созвездиях и происхождении их названий; * развивать творческое воображение, используя игры фантазии, художественное творчество; * развивать творческое мышление, используя приемы сравнения, выявления признаков; * обеспечить физическое и психическое развитие детей, через использование подвижных игр на воздухе, физкультминуток, зарядки, игр релаксации… * формировать интерес к познавательно - исследовательской деятельности, через чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, просмотра детских научных фильмов, проведение демонстрационных показов; * формировать умение у детей общаться друг с другом, высказывать свои мысли, предположения, давать оценку себе и другим детям в ходе совместной деятельности; * развивать речевые навыки; * формировать способность к восприятию нового и интересного материала, умение делать элементарные умозаключения; * развивать поисковую активность воспитанников; * вызывать интерес и желание принять участие в проектной деятельности родителей воспитанников; * развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике; * воспитывать гуманные чувства: отзывчивость, сопереживание, умение радоваться успехам товарищей и огорчаться их неудачам.
Практическая значимость
Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся: * расширяется кругозор в предметных областях; * повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации, * происходит непроизвольное запоминание теоретического материала; * наилучшим образом развиваются творческие способности; * развивается речь и умение выступать перед аудиторией.
Участники реализации программы
* администрация учреждения, 7
* начальник лагеря * педагог-психолог, * воспитатели, * вожатые, * воспитанники,
Сроки и место реализации
: Данная программа разработана для реализации в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей (летняя смена или сезонные каникулы) учреждения дополнительного образования. Программа рассчитана на детей 7 – 14 лет. Деятельность осуществляется как в двух разновозрастных группах, наполняемость которых составляет по 15 человек каждая.
Этапы реализации программы.
1.
Креативный
(март 2016г.). Разработка концепции Программы, определение основных целей и задач, изучение имеющихся методического материала, обобщение опыта реализации предыдущих аналогичных программ. 2.
Планировочный
(апрель-май). Разработка планов реализации Программы и сценариев конкретных мероприятий. 3.
Организационный
(май). Подбор кадров для реализации Программы, поиск и привлечение финансовых ресурсов, подготовка материальной базы и формирование контингента. 4.
Деятельный
(1-22июня, 25 июня- 15 июля). Собственно реализация Программы, в соответствии с завяленными целями, задачами и разработанными планами. 5.
Итоговый
(22 июня, 15 июля). Подведение итогов и анализ проделанной работы.
Структура программы

Клуб «ЗВЕЗДОЧЕТЫ»
– это увлекательный мыслящий клуб исследователей явлений в космосе, объединяющий 30 мальчишек и девчонок в возрасте от 7 до 14 лет. Вступлением в клуб считается момент регистрации заявления о приеме в летний оздоровительный лагерь с 8
дневным пребыванием детей «Техноград» муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей районного центра детского юношеского технического творчества.
Клуб «ЗВЕЗДОЧЕТЫ» – это не школа
, но здесь можно многому научиться: всё, что вы увидите и попробуете, поможет вам понять загадки космических явлений в устройстве нашего мира и влиянии космоса на жизнь человека.
Клуб «ЗВЕЗДОЧЕТЫ» – это не лаборатория
, но здесь можно провести маленькое научное исследование и увидеть, какие неожиданные открытия таят в себе самые обычные и простые, на первый взгляд, вещи.
Клуб «ЗВЕЗДОЧЕТЫ» - это не мастерская
, но здесь можно из пробок, спичек и всяких других вещей, которые у нас всегда под рукой, сделать своими руками проект космического корабля или инопланетного существа.
Клуб «ЗВЕЗДОЧЕТЫ»
– это добровольное творческое объединение учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания, развивать свои интеллектуальные способности, приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности под руководством педагогов. Руководство клубом осуществляет
Президент клуба
- начальник лагеря.
Совет клуба
включает в себя: Президента клуба, воспитателей, вожатых, педагога-психолога. В организационный период летней смены (3 дня): На Общем собрании членов клуба принимается Устав увлекательного мыслящего клуба исследователей, его эмблема, вручаются членские билеты, дети знакомятся с п
ринципами клуба
:  Добровольность и искренность в общении.  Не критиковать, не оценивать, признавать право каждого на свое мнение.  Конфедициальность (не вынесение обсуждаемых проблем за пределы клуба).  Стоп-правило, позволяющее каждому прекращение обсуждения его проблемы или его участия в каком-то мероприятии.  Участвовать и побеждать, а если надо с честью проиграть.  Поддержка и взаимоуважение.  Сторожилы учат молодых.  Активное участие в жизни лагеря.  Вера в то, что каждый может изменить мир вокруг себя. Члены клуба знакомятся с
Указом Президента «О присуждении

наград в области науки и техники»
, которые присуждаются в конце каждой лагерной смены за значительный вклад в изучении гуманитарных, 9
естественных и технических наук, разработку новых проектов, достижение значительных результатов, полученных на основе научно- исследовательской деятельности. Для того, чтобы ребенок захотел участвовать в научно- исследовательской работе, необходимо разбудить у него желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. школьник должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим. В этот период дети вовлекаются в п одготовительный период проектно-исследовательской работы, который достаточно трудоемок. Педагог должен продумать замысел и разработать структуру проекта; создать организационные, дидактические и методические материалы. На этом этапе очень эффективными являются обучающие игры – исследования на различные темы, интересующие детей, в которых они знакомятся с основами проектно-исследовательской работы, получают все необходимые рекомендации по построению своей первой научной работы. Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа. Как выбрать тему исследования. Выбрать тему исследования не сложно, если точно знаешь, что тебя интересует, какая проблема волнует. Если не можешь сразу понять, попробуй задать себе вопросы: - Что мне интересно больше всего? - Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? - Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа. Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие. Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в 10
которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы педагога. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением. Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам. Правило 4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у детей в летний период ограниченна. Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения. Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях. Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся младшего школьного возраста не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас. Таким образом, каждый ребенок должен усвоить, что проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продук. В основной период летней смены (12 дней): Все члены клуба по выбору и на основе тестирования делятся на подгруппы –
творческие мастерские
, возглавляемые педагогами: - «Компьютерная грамота», - «Робототехника», 11
- «Арт-дизайн», - «Бумажное кружево». На этом этапе каждая подгруппа работает над собственным проектом (исследовательской работой). На долю педагога остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни. На практике чаще всего используются следующие типы проектов: исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; ролево-игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы; информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн, витражи и др.); творческие: оформление результата в виде сценки, внеклассного мероприятия, выставки и т.д. Основные требования к проекту 1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) исследовательской, информационной, практической. 2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. 3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. 4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. 5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной 12
самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Работа завершается коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов, формулировкой выводов. Результаты должны быть реалистичными. Если рассматривается теоретическая проблема, то итогом проектной деятельности является конкретное ее решение: советы, рекомендации, выводы. Если выдвигается практическая проблема, то требуется получить конкретный продукт, готовый к внедрению (видеофильм, альбом, компьютерная газета, альманах, доклад и т. д.). В заключительный период летней смены (3 дня): Итогом исследовательской работы является ее защита на конференции
«Я

– исследователь»
, в рамках которой происходит защита исследовательских работ . Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. И здесь не обойтись без деликатной помощи взрослого. Организация и проведение итоговой конференции направлены на то, чтобы разбудить у детей исследовательский интерес, задор, радость творчества. Мультимедийная презентация обеспечивает наглядное представление результатов исследовательской работы (видеозаписи опытов, снимки полевых изысканий, календарные графики замеров температуры и др.), формирует у младших школьников навыки публичного выступления. Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее исследование не может считаться завершенным. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей (дети, педагоги, родители). Таким образом, ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится 13
доказывать свою точку зрения. Время представления проекта целесообразно ограничить 7–10 мин. Необходимо строго регламентировать вопросы и ответы. Повторяющиеся и малосущественные вопросы должен снимать педагог, ведущий защиту. По завершении прений следует поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и тех, кто задавал интересные вопросы. Заканчивается смена
Торжественной церемонией вручения

наград в области науки и техники
. Награды вручает Президент увлекательного мыслящего клуба исследователей по итогам конференции. Награда в области науки и техники – это самая высокая награда в Клубе. Особенность занимательной науки в том, что приемы ее не исключают работы ума слушателя, а, напротив, побуждают мысль работать. Умственный труд неразрывно связан с приобретением прочных знаний, и занимательная наука ничуть не стремится освободить от него. Она желает лишь сделать этот труд интересным, а потому и приятным, стремится опровергнуть тысячелетнюю поговорку о горьком корне ученья. Ребёнок, удивляющийся и задумывающийся над самыми «очевидными» для окружающих вещами и есть истинный исследователь. Почти все, что нужно для успеха, у него всегда при себе: пытливый ум, кипящая энергия, желание действовать и совершать открытия.
Результативность программы
Ожидаемые результаты освоения программы 1. включение всех детей в исследовательскую работу, 2. выполнение мини-исследований, 3. участие детей в конференции (в конце каждой лагерной смены про - водится презентация проектов с приглашением родителей), 4. умение использовать на практике вновь приобретённые знания и на - выки; 5. умение работать с различными источниками информации. Способы проверки результатов освоения программы проводится в форме презентации исследовательских работ учащихся, где отражается деятельность воспитанников. В процессе лагерной смены формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться 14
исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, курсовую работу. От правильного выбора темы и корректности ее формулировки в значительной мере зависит результат работы. Тема должна быть интересна ребенку и при этом должна нести в себе познавательный заряд. К тому же работа могла быть выполнена относительно быстро, так как в силу возрастных особенностей способность долго концентрировать внимание на одном объекте у учащихся начальной школы ограничена. Умения и навыки В итоге освоения программы обучающиеся должны усвоить понятия: «реферат», «исследование», «тема исследования», «предмет исследования», «объект исследования», «проект», «гипотеза», «источник», «литература», «структура», «композиция», «диаграмма», «график», «схема» и др.; уметь: * определять возможные отклонения от намеченной программы, от прогнозируемого развития исследования; * обосновать основные пути решения исследовательской проблемы; * составлять под руководством педагога программы поиска; * пользоваться справочной литературой; * анализировать результаты исследования; * формулировать выводы; * находить информацию в Интернете; * оценивать речевые высказывания собеседника; * психологически настраиваться на работу с аудиторией; * составлять простейший график, диаграмму, схему, иллюстрирующие процесс исследования; * защищать проект; иметь представление: * о научных открытиях; * о научной гипотезе; * о поисковых системах; * о соответствии плана содержания и плана выражения в речи; * о приемах саморегуляции и т.д. знать и соблюдать: * основные этапы исследования; * правила использования сети Интернет; * структуру исследовательской работы; * требования к оформлению исследовательских работ; * правила поведения на занятиях. 15

Методическое обеспечение программы
В процессе разработки программы «ЗВЕЗДОЧЕТЫ» определились три методических блока, значимых при создании системы исследовательской деятельности в летнем лагере: 1 – педагогическое мастерство взрослого, формирование исследовательских умений и навыков с учётом возрастных особенностей детей; 2 – создание структурных подразделений для организации исследовательской работы (творческие мастерские); 3 – регламентация исследовательской деятельности, структурирование взаимоотношений педагога и ребенка (календарно-тематический план). Методы обучения Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону учебно-воспитательного процесса. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Современное образование строится на таких методах обучения, которые: - формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; - развивают общие учебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; - формируют не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; - приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; - реализуют принцип связи обучения с жизнью. Если развивать навыки научно-исследовательской работы уже с начальной школы, учащиеся становятся самостоятельны в суждениях и заинтересованы в поиске ответов на интересующие их вопросы. А это значит, что работать с такими детьми будет не только легче, но увлекательнее и приятнее. Методы исследования можно разделить на: теоретические, исторические, математические, эмпирические. Рассматривая метод как способ достижения цели, ребенок и педагог в исследовании могут 16
использовать следующие методы: наблюдение, сравнение, счёт, измерение, эксперимент, анализ и синтез, формализация и т.д. Организационные формы и приемы обучения Специфика программы «ЗВЕЗДОЧЕТЫ» требует особого внимания к выбору организационных форм и приемов обучения. Значимыми представляется сочетание объяснения педагога с разными видами практических занятий, направленными на формирование тех или иных учебно – исследовательских умений учащихся (анализ источников, рецензирование, составление аннотаций, тезисов, конспектов и др.). Сущность методики изучения содержания данной программы такова: объяснение педагогом, тренировочные упражнения, на занятиях в группе, самостоятельное выполнение учащимися задач на основе своей работы, итоговая конференция, анализ результатов работы. Используемые формы: - Теоретические и практические занятия, лабораторные занятия, рабо- та в библиотеке, медиатеке, работа в компьютерном классе. - Лекции, мини-беседы «Знаменитые космонавты.», «Знаменитые астрономы», «Неопознано, но факт.» и др. - Дискуссии – «Роль космоса в жизни человека», «Есть ли жизнь на Марсе?» - Ролевые игры, театрализации - «Мир непознанного», « Здравствуй - те, я- инопланетянин!» и др.. - Конкурсы, викторины - «Лучший знаток», «Я мечтаю стать космо - навтом», «Я открываю неизведанные дали» - Анализ конкретных ситуаций - «Падение метеорита на землю», «Вторжение пришельцев» - Психотренинг - Психодиагностические процедуры - «Мои способности», «Что я знаю о космосе?» - Демонстрация фильмов, презентаций – защита исследовательских проектов.
Принципы программы:
* Принцип включенности детей и подростков в социально-значимые отношения – создание реальных возможностей для включения детей и подростков в деятельность, обеспечение гарантии их выбора вида и содержания деятельности, свободы выбора средств ее осуществления, создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой, предоставление права и возможности отстаивания своего мнения. 17
* Принцип сочетания общечеловеческих и культурных норм и ценностей в организации жизнедеятельности детей – признание личности ребенка с ее достоинствами и потенциалом, подготовка детей к необходимости ориентации в проблемных жизненных ситуациях и выбору ценностей для их разрешения, упрочение норм уважительного отношения к другим людям, к их труду и его результатам. * Принцип индивидуального подхода к детям – возможность выбора ребенком направления деятельности, выстраивания индивидуального взаимодействия «ребенок-педагог» в процессе занятий в комфортных формах продуктивного учения, позволяя приобретать навыки само- деятельности, опыт личностного и профессионального самоопределения. * Принцип демократизма в управлении – партнерские доверительные отношения между всеми участниками образовательного процесса. * Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы – при реализации проектной деятельности, когда перед коллективом стоит задача создание единого проекта, но осуществляется путем разбиения на подзадачи, каждая из которых решается индивидуально или группой участников. * Принцип совместной творческой деятельности (сотрудничество). Важнейшим принципом деятельности в лагере является сотрудничество. Сотрудничество включает умение работать в команде, а именно, совместную работу с одним или несколькими людьми над решением поставленной задачи. Данный подход способствует развитию различных видов сотрудничества. Это значит, что у каждого учащегося появится возможность работать в паре с партнером, который поможет ему учиться, решать поставленные задачи и творить. * Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления – формирование у детей чувства ответственности за организацию деятельности своего коллектива, принятое решение, поступок на основе культурных норм общения, приобретение детьми лидерского опыта и в соответствии с их возрастными особенностями и возможностями. * Принцип сочетания воспитательных и оздоровительных мероприятий – создание благоприятных условий для физического, социального, интеллектуального и психологического благополучия ребенка, поддержки, коррекции и развития его здоровья.
Методика работы над развитием проектно-исследовательских

умений
Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступают исследовательские методы обучения. 18
Инновационный поиск новых средств работы с детьми привел педагогов к пониманию того, что нужны деятельные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно- познавательной деятельности ребенка на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Формы организации обучения по коллективу детей – коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от лагерного периода. По особенностям коммуникативного взаимодействия - игра, конкурсы, презентации.
Методические рекомендации по условиям реализации программы
Программа предполагает кроме вопросов о научном исследовании, структуре исследовательской работы, планировании и требованиях к эксперименту, ознакомление с элементами речевой компетенции учащихся, психологического настроя, взаимодействия с аудиторией. Этапы исследовательской деятельности: * Изучение теоретического материала * Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования * Формулировка рабочей гипотезы * Освоение методики исследования * Сбор собственного экспериментального материала * Обработка материала * Обобщение, анализ, выводы * Представление исследовательской работы Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых-астрономов к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между 19
деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру. Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется при выполнении учащимися практических работ – проведения предметного исследования и оформления собственной исследовательской деятельности.
Подготовительная работа с педагогическими кадрами
Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная и непростая работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения, поиска информации ее обработка и оценка Эффективным для развития учащегося является такое введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческого потенциала. Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, найти информацию ее обработать и оценить, а новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению. Серьёзной проблемой организации исследовательской деятельности учащихся в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей может стать отсутствие соответствующих навыков и умений у задействованных педагогов. Поэтому перед открытием лагерной смены необходимо начать с повышения квалификации педагогов по теме «Метод проектных работ». Директор муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей районного центра детского юношеского технического творчества дважды (2008г., 2009г.) проходила курсы повышения квалификации в Самарском региональном центре гражданского образования по теме «Социальное проектирование». Первым практическим шагом в работе явилось определение основных исследовательских умений и навыков в строгом соответствии с порядком их формирования: · выявление (видение) проблемы; · постановка (формулирование) проблемы; · формулирование предмета как объекта исследования, постановка цели; · прояснение неясных вопросов; 20
· формулирование гипотезы; · планирование и разработка учебных действий; · выбор методов исследования; · сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств); · проведение исследования; · анализ и синтез собранных данных; · сопоставление полученных данных и умозаключений; · обработка результатов; · проверка гипотез; · подготовка, написание работы; · структура текста; · публичная защита.
Итоги реализации программы.
Благодаря реализации программы будут осуществлены: * Активный отдых детей и приобретение ими положительных эмоций; * Развитие способностей детей в научно-исследовательской и проектной деятельности; * Увеличение количества оформленных детских творческих работ, повышение степени участия в различных конкурсах; * Формирование навыков коллективной деятельности, партнерского сотрудничества со сверстниками и взрослыми в решении проблемных ситуаций; * Формирование у детей уверенности в своих силах и возможностях, реализация идеи творческого труда на благо людей; * Отработка механизмов стимулирования творческого роста детей; подкрепление морального удовлетворения материальным вознаграждением;
Психолого-педагогическое сопровождение программы
Важным направлением в организации работы летнего оздоровительного лагеря «Техноград» является психолого-педагогическое сопровождение, которое обусловлено рядом основных причин: - особенностями воспитательного процесса в разновозрастном детском коллективе; - проблемами адаптации детей к новым социальным условиям; 21
- наличием в лагере агрессивных, тревожных, неуверенных в себе детей, провоцирующих проблемы в общении, конфликты; - трудностями педагогов-воспитателей и вожатых в решении различных проблем с детьми, родителями, а также коллегами. Работа педагога-психолога была неотъемлемой частью во все периоды подготовки и завершения разработки программы деятельности летнего оздоровительного лагеря «ЗВЕЗДОЧЕТЫ». Основная цель психолого-педагогического сопровождения – создание условий, способствующих психическому развитию личности, становление субъективности ребенка и развитие его творческой индивидуальности, мыслительных, исследовательских способностей в условиях лагерной смены. В соответствии с поставленной целью и спецификой программы летнего лагеря «ЗВЕЗДОЧЕТЫ» работа педагога-психолога строится по следующим основным направлениям: -
диагностика
, Вводная диагностика Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах: - анкетирование; - беседы в отрядах; - планерки администрации лагеря, вожатых и воспитателей. Пошаговая диагностика Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря. Беседы на отрядных сборах. Итоговая диагностика Анкетирование Творческий отзыв (рисунок «Вместе мы отряд») Беседы в отрядах Цветопись -
консультативная индивидуальная работа
(дети, родители, педагоги) -
коррекционная индивидуальная и групповая работа
(детей) На первом этапе смены, в организационный период, происходит адаптация детей к условиям детского коллектива. Педагогам необходимо знать, с каким багажом познавательной и социальной активности, с какими ценностными ориентациями и нормами прибыл каждый ребенок. Кроме того, каковы уровни эмоциональной устойчивости, тревожности, агрессии, которые могут проявиться у ребенка в детском оздоровительном лагере. 22
Чем меньше возраст детей, тем более выраженные параметры тревожности и замкнутости. С учетом полученных данных разрабатываются и корректируются психолого-педагогические мероприятия. В итоговой диагностике «Анкета на выходе» принимают участие дети, педагоги, родители. Оценивается эффективность работы педагогического коллектива и педагога-психолога. Выводы по результатам анкетирования формируют рекомендации (на следующую смену или год), способствующие оптимизации воспитательной деятельности и летнего отдыха и оздоровления детей. Развивающая работа должна проводиться в течение всего потока. Это различные элементы тренингов: эффективного общения, уверенности в себе, сплочения, креативности, логического мышления развития мыслительной активности. В период лагерных смен запланировано исследование динамики социального и личностного развития ребенка; осмыслены условия и факторы этого роста с целью обеспечения корректировки и поддержки общения и взаимодействия подростков как ведущего средства реализации идей групповой деятельности. Результаты проведенной в игровой форме социометрии будут способствовать выявлению уровня самооценки каждого ребенка, наличие коммуникативных и организаторских способностей у детей. Профилактическая деятельность проводилась согласно тематике: - создание психодиагностического комплекса по выявлению способных и одаренных детей; - развитие познавательной активности и творческого мышления учащихся; - развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста; - профилактика расстройств эмоционально-волевой сферы; - профилактика конфликтных ситуаций. Консультативная работа проводится в форме индивидуальных занятий по проблемам: дезадаптация, неуверенность в себе, повышенная тревожность, проблемы в сфере межличностного общения, взаимодействие со сверстниками и др. Коррекционная деятельность проводится в форме индивидуальных и групповых занятий с детьми согласно плана работы педагога-психолога. Психолого-педагогическое сопровождение летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Техноград» выступает как неотъемлемый элемент работы лагерной смены, способствующий реализации целей развития воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей. 23

10%

30%

20%

40%
Педагогу - психологу отведена большая роль в период подготовки педагогического коллектива к открытию лагерной смены. Структура педагогических кадров летнего оздоровительного лагеря «Техноград» в период лета 2013 года состоит из профессиональных педагогов дополнительного образования муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей районного центра детского юношеского технического творчества, выступающих в роли воспитателей, и студентов педагогического колледжа, выступающих в роли вожатых.
Качественный состав кадров
Среди педагогического контингента опыт педагогической работы в лагере более одного сезона имеют 40% , 1 сезон – 30%, без опыта работы в лагере – 30%. Педагогом-психологом в рамках программы деятельности «Звездочеты» была разработана и реализована программа «Юный исследователь», целью которой было помочь детям и подросткам в освоении исследовательской деятельности. Задачи программы: - изучить интересы, возможности, ценности детей и подростков - подобрать методики и технологии практической деятельности - провести занятия, способствующие актуализации процесса выработки навыков логического, аналитического мышления у старшеклассников - выявить эффективные методики и технологии работы по формированию навыков логического, аналитического мышления у старшеклассников 24
Основными формами реализации проекта были занятия, диагностики, беседы. Критерии оценки результатов: - наличие знаний о видах исследовательской деятельности; - изменение ценностных ориентаций в положительную сторону; - закрепление мировоззренческих предпосылок. Способы их определения: - наблюдение; - итоговая беседа, анализ занятий; - анализ полученных результатов. В ходе практических занятий каждому участнику программы предстояло на основе матрицы провести исследовательскую работу и продемонстрировать полученные результаты в ходе защиты проекта. Этапами реализации программы определены: Организационно-подготовительный: *выбор и подготовка методик исследования направленности личности; *презентация программы; *первичная корректировка программы (по необходимости). Диагностический (учебно-закрепляющий): *занятие “Что я знаю о своих возможностях” (цель – установление кон- такта с группой; информирование о целях занятий; формирование по - ложительной мотивации);
*
занятие “Склонности и интересы в выборе направления исследова - тельской работы” (определение интересов и склонностей подростков); *занятие “Что я знаю об исследовательской деятельности” Итоговый: *занятие “Личный план проведения исследовательской деятельности” (обобщение и систематизация приобретенных знаний; обучение прави - лам составления личностного плана); *презентация “Я и мой выбор”; * собственный анализ реализации проекта. По окончании лагерной смены в процессе реализации программы «Юный исследователь» у детей прогнозируется повышение актуализации процесса самоопределения, повысилась самооценка, проведена коррекция эмоционального состояния. Срок и место реализации: данный проект может реализовываться в лагере с дневным пребыванием детей (летняя смена или сезонные каникулы) в любом общеобразовательном учреждении, учреждении дополнительного образования, учреждении коррекционного типа. Проект «Звездочёты» рассчитан на детей 7 – 14 лет. Деятельность осуществляется как в одновозрастной, так и разновозрастной группе, наполняемость которой составляет не более 25 человек. 25

Требования к деятельности педагогов
* обеспечение сохранности жизни и здоровья ребенка * у довлетворение интересов наибольшего числа участников смены через организацию разнообразных видов деятельности * индивидуальный подход к воспитанникам * предоставление детям свободы выбора * одобрение результатов деятельности с целью побудить желание испытать себя в других видах деятельности * предоставление воспитаннику возможности вносить вклад в общее дело коллектива, возможности достижения успеха и признания этого успеха * создание условий для конкретного воплощения творческих идей * исключение какого-либо давления на детей, создание остановки доверия и открытости * помощь в организации самоанализа, оценивания детьми собственной деятельности, самостоятельного решения проблем *стремление к саморазвитию, профессиональному самосовершенствованию.
Материально-техническое обеспечение программы
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы предполагают наличие: - общего кабинета с компьютером и проектором; - кабинет для занятий техническим творчеством, отвечающие санитарным нормам, - видеоаппаратура, аудиоаппаратура, ксерокс, принтер, ноутбук, фотоаппарат; - компьютерный кабинет, где расположены графические планшеты - 6 штук, новейшие компьютеры «Appel» - 8 штук; - комната психологической разгрузки, интерьер которой направлен на то, чтобы вызвать у посетителя положительные эмоции и оказать благоприятное воздействие на организм подростка. В учреждении имеется специальный научно-литературный подбор, содержащий: психолого-педагогическую литературу, специальную литературу по направлениям практической деятельности, учебно- методическую литературу, регламентирующие документы и др. Кроме этого, обширный дидактический материал по отдельным темам программы, наглядные пособия. 26
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: ручка шариковая, простой карандаш, линейка, угольник, тетрадь, книги. Немаловажную роль в реализации проекта играют внешние связи и социальное партнерство с муниципальными и государственными органами власти, различными учреждениями, организациями, структурами, осуществляющими профессионально-ориентационную деятельность. Для реализации проекта привлекаются бюджетные средства учреждения, спонсорские средства и безвозмездная помощь родителей воспитаннико
Список используемой литературы
1. Алексеев Н.Г. и др. Концепция развития исследовательской дея - тельности учащихся. Журнал «Исследовательская работа школьни - ков», 2002. 2. Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность младших школьни - ков». Издательство «Аркти». Москва. 2002г. 3. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006. 4. Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88. 5. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000. 6. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. Директор школы. – 1995. - №6. 7. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998 8. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова). 9. Добротворский И.Л.Технология успеха. 1001 совет школьнику. М.: М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 2007. – 189с. 10. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности млад - ших школьников. Изд. дом «Первое сентября». Начальная школа, 2006, №10. 11. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. Начальная школа. – 2004. - №2. 12. Ильиных Л.М. «Развитие исследовательских способностей школь - ников». Начальная школа 2007, №7. 27
13. «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». Изд. 4 раза в год. Подписной индекс — 81415. 14. Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе.Ростов н/ Дону: Феникс, 2005.- 311с. 15. Коновалова О.Б., Рыжова Ж.В. Социальное проектирование. - Н. Новгород, изд-во «Педагогические технологии», 2004. – 96 с. 16. Кропочева Т.Б. Исследовательские экскурсии в начальной школе. Начальная школа, 2007, №11. 17. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ фор - мирования мировоззрения. Народное образование, № 10, 1999. 18. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии. 1989. № 6. 19. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной дея - тельности. Нар. образование. – 2000. - №7. 20. Организация проектной деятельности в школе: система работы / ав. Сост. С.Г. Щербакова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189 с. 21. Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003. 22. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996. 23. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с. (Методическая библиотека) 24. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55 25. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учре - ждении. – М., 2005. 26. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. ра - боты. Дайджест журнала “Методист”. Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004. 27. Петрусинский В.В. Игры для активного отдыха в процессе обучения. М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 2007. – 127с. 28. Петрусинский В.В. Игры для активного общения. М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 2007. – 157с. 29. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. 30. Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении. Ис - следовательская работа школьников. 2002. №1. 28
31. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2002. 32. Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе. Началь - ная школа, №12, 2000. 33. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. Началь - ная школа, 2006, №2. 34. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство «Учебная литература», 2008. – 208с. 35. Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как сред - ство реализации личности. Начальная школа, 2007, №2. 36. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении – СПб.: Каро, 2005. -96с. 37. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 1999. – 176с. 38. Тыртышная М.А. Все лучшее – впереди… Ростов н/ Дону: Феникс, 2006.- 285с. 39. Щербакова С.Г. Формирование проектных умений школьников: практические занятия. - Волгоград: Учитель, 2009. – 103 с. 40. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обя - занностей всезнающего оракула. Директор школы. – 1998. - №3. 29