"Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ и физической культуры. Внеурочная деятельность".

Автор: Разгильдеев Анвер Фаритович
Должность: учитель физической культуры и обж
Учебное заведение: МОУ СОШ 2 г. Краснослободска
Населённый пункт: город Краснослободск
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ и физической культуры. Внеурочная деятельность".
Дата публикации: 06.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Краснослободска

ДОКЛАД

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА

УРОКАХ ОБЖ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

»

Подготовил:

Разгильдеев Анвер Фаритович,

учитель ОБЖ и физической культуры

МОУ СОШ 2 г. Краснослободска

г. Краснослободск

2016 г.
«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание
своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней» А. Н. Толстой. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. Сегодня нет универсального рецепта, как воспитать ребенка, чтобы он стал настоящим гражданином, любящим свою Родину. Моя задача вырастить именно таких людей: добрых, порядочных, честных, любящих свое Отечество. Сегодня в воспитании патриота, настоящего гражданина — неравнодушного человека, любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим есть ряд трудностей, т.к. в реальной жизни наших ребят окружает непривлекательная действительность: - фильмы, переполненные сценами насилия, где рассказывается о беспредельной власти криминальных структур; - газеты, пестрящие материалами похожего содержания; - компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив. Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизму, как основы консолидации общества и укрепления государства. Значительное место в процессе формирования в подростках качеств гражданина и патриота занимает предмет «Физическая культура» и курс «Основы безопасности жизнедеятельности». В национальной доктрине образования в РФ среди основных целей и задач образования первой названо: - воспитание патриотов России гражданско - правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью. В связи с этим основной целью своей педагогической деятельности считаю: - создание условий для формирования гражданина – патриота через сочетание урочной и внеурочной деятельности в курсе ОБЖ и физической культуры. В своей работе использую педагогические технологии:  технология развития критического мышления;  учебной деловой игры;  проблемного обучения;  педагогических мастерских;  информационные технологии. Использую в качестве вспомогательных средств Интернет, компьютеры для реализации школьной проектной деятельности, которая включала в себя сбор и анализ исторических материалов, работу с домашними архивами, а
также для подготовки тематических уроков, школьных и внешкольных мероприятий. Развивать патриотическое сознание детей, с моей точки зрения, необходимо ещё в дошкольном возрасте. Соблюдая эту преемственность, начиная со среднего звена, использую различные методы обучения и воспитания, а также разнообразные виды деятельности обучающихся. На уроках физической культуры большое значение имеют беседы о спортсменах, ставших в годы суровых испытаний солдатами, и о воинах - героях, неизменным спутником которых в борьбе за свободы Родины был спорт, хорошая физическая закалка. Учащиеся с интересом слушают рассказы о героях - спортсменах:  Николай Владимирович Штейн, советский боксер ( в начале Великой Отечественной войны ушёл добровольцем на фронт, был адъютантом командира 175 мотострелкового полка 1-й гвардейской мотострелковой дивизии. В июле 1941 года за один из первых же боёв был награждён орденом Красной Звезды).  Глеб Владимирович Бакланов, известный гимнаст (герой Советского Союза, генерал-полковник).  В годы Великой Отечественной войны многие бывшие спортсмены стали инициаторами снайперского движения. Среди них был чемпион Ленинграда по стрелковому спорту старшина Борис Сумароков.  Серге́ й Генна́ диевич Щербаков- советский, российский и украинский футболист,нападающий и полузащи тник. Мастер спорта СССР (1990). Считался одним из самых одарённых футболистов СССР начала 90-х, однако карьеру прервала тяжелая травма, полученная вне поля. Услышанное не оставляет детей равнодушными, и учащиеся становятся активными участниками беседы, повествуя о подвигах своих дедов и прадедов. У героев войны дети учатся мужеству, отваге, беззаветной любви к своему Отечеству. Чтобы формирование понятия «патриотизм» было для обучающихся ненавязчивым, последовательным, реализую систему уроков в 8-11 классах «Кто такой патриот?», «Портрет патриота». Уроки данной направленности логически встроены в основные разделы и темы курса ОБЖ. Изучение раздела «Чрезвычайные ситуации техногенного характера» в 8 классе, тема «Аварии с выбросом радиоактивных веществ», позволяет познакомиться с недавней историей нашей страны. Отдельный урок- конференцию мы посвящаем Чернобыльской трагедии. Изучая раздел «Безопасность на воде», мало кто из ребят приводит в пример события столетней давности, связанные с гибелью «Титаника», многие вспоминают чрезвычайную ситуацию на Волге. «Какими качествами должны обладать люди, приходящие на помощь тонущему судну? Чем иногда приходится
жертвовать ради спасения других людей? Как бы поступили вы, если бы стали свидетелем катастрофы?» - такая постановка вопросов на злободневные темы вовлекает обучающихся в активный диалог, позволяет каждому осмыслить свои слова и поступки, формирует четкую гражданскую позицию. Материал курса ОБЖ 9 класса дает большие возможности в формировании у обучающихся понятия «гражданин» и «патриот». При изучении вопросов национальной безопасности России важно акцентировать внимание ребят на то, что только совместными усилиями наше общество может решить такие глобальные проблемы, которые на данном этапе резко обозначены в нашей стране – алкоголизм, наркомания, демографический кризис. Неоценимый вклад в развитие нашей страны может внести только человек, который ставит интересы общества и нации выше своих собственных. А не это ли качества настоящего гражданина?! В разделе «Здоровый образ жизни» рассматриваем понятие «патриотизм» как духовное и нравственное начало каждого здравомыслящего человека. Духовное начало связываем с понятием «духовное здоровье», а беседа о нравственном начале каждого человека удачно вписывается в тему «Репродуктивное здоровье населения – национальная безопасность России». В 10-11 классах в разделе «Основы военной службы» провожу мысль, что патриотизм для военнослужащих проявляется прежде всего в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать её интересы, целостность и независимость. Осуществлять эту задачу нам помогают разнообразные формы и методы обучения, главное назначение которых, на мой взгляд, состоит в том, чтобы наиболее полно воздействовать на личность, основательно рассмотреть изучаемый материал, позволить увидеть его во всём многообразии связей и отношений с другими явлениями и фактами. Это и создаёт внутренний стимул интереса и любознательности обучающихся, повышает их познавательную активность. Этому способствуют проводимые уроки- конференции, пресс- конференции, уроки- экскурсии, диспуты, на которых выпускники в игровой форме решают довольно серьёзные вопросы и проблемы по военной тематике. Использование на уроках ИКТ (демонстрация учебных дисков, презентаций, видеофильмов) по таким темам как «Воинская обязанность», «Воинский учет и обязанности граждан по воинскому учету», «Обязательная и добровольная подготовка к военной службе», «Призыв на военную службу и прохождение военной службы по призыву», «Воинские уставы» и другие содействует учебно - познавательной деятельности обучающихся, так как способствуют развитию наглядно- образного мышления, обеспечивают познавательный интерес к учению, создают возможность для изучения ряда ненаблюдаемых процессов и явлений. Ежегодно, в июне, юноши 10 класса проходят 5-тидневные учебно- полевые сборы, где не только знакомятся с основами военной службы, но и могут увидеть своих знакомых ребят, преподавателей в другой обстановке, на
службе, выполняющих серьёзную мужскую работу. Воспитание не словами, а примером и делом. Именно это и даёт наилучший результат Не умоляя роли урока в основе воспитательного процесса, я убежден, что образование должно работать на результат. Но на результат в патриотическом воспитании большое влияние оказывает внеурочная деятельность учащихся. Обучение и разнообразные формы внеклассной работы создают в школе множество эмоциональных ситуаций, возбуждающих у уча щихся патриотические и интернационалистские пережи вания, побуждающие их к раздумьям о Роди не, ее прошлом и настоящем, о значении дружбы наро дов и сотрудничества с другими странами. В школе проводится ряд мероприятий, способствующих патриотическому воспитанию молодёжи. 1. Военно-патриотическое воспитание учащихся через уроки (истории, литературы, физики, математики, биологии, физкультуры и т.д.) и внеурочную работу по ОБЖ. 2. Участие в военно- спортивных играх «Зарница», «Орленок», соревнованиях допризывной молодёжи, Вахте памяти. 3. Уроки мужества, встречи с ветеранами Ве ликой Отечественной войны. В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и других войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Их выступления на уроках мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвиге боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы. Общаясь с ветеранами войны и труда, слушая их воспоминания, знакомясь с реликвиями народного подвига, подростки овладевают духовным богатством. Учащиеся берут интервью у ветеранов ВОВ, тружеников тыла, посещают семьи, где хранится память о ветеране, записывают рассказы членов семей, а также оказывают ветеранам посильную помощь, поздравляют с праздниками. Традиционными стали встречи с ветеранами афганской и чеченской войн. Ежегодно 14-15 февраля ветераны приходят на школьное мероприятие «Афганистан болит в моей душе…» - звучат стихи, песни, воспоминания людей, прошедших страшное горнило войны. Школьники на основе собранного материала оформляют Книгу памяти, создают мультимедийные презентации. 4. Военная профориентация: а) встречи с выпускниками школы — курсанта ми военно-учебных заведений; б) беседы о военной профессии: - «Сегодня ученик - завтра солдат», - «Офицер - профессия героическая»;
в) индивидуальная работа с кандидатами для поступления в военные училища (беседы, консультации). 5. Сотрудничество с ГКУ Аварийно-спасательной службой Краснослободского ПСП Волгоградской службы спасения, с сотрудниками Краснослободского поисково-спасательного отряда ПСП МЧС (проведение всероссийского открытого урока по ОБЖ) 6. Проведение вечеров и праздников:  вечер, посвященный «Дню защитников Отечества»;  торжественная линейка, посвященная Сталинградской битве;  праздник, посвященный «Дню Победы». 7. Ежегодно в нашей школе в рамках месячника проводится первенство школы по волейболу, по стрельбе из пневматической винтовки, перетягиванию каната. Весной, в апреле-мае, легкоатлетический кросс, посвящённый Дню Победы, День Здоровья, включающий военизированную эстафету. Отработка с обучающимися навыков преодоления элементов полосы препятствия способствует развитию силы, ловкости, выносливости - качеств, необходимых будущему защитнику Родины. Проводятся беседы, посвященные «Дню защитников Отечества; соревнования между классами ««А ну-ка мальчики!» (1-7 классы), «А ну-ка парни!» (8-11 классы); конкурсы на лучший рассказ, рисунок, стихотворение по военной тематике, на лучший «Боевой листок»; диспуты «Героями не рождаются - героями становятся». 8. Наша школа богата на традиции и поэтому в 2014 году, в преддверии дня Победы мы решили возродить конкурс строя и песни. Который назвали «Аты- баты!». Данный конкурс, на мой взгляд, является эффективным средством патриотического воспитания учащихся. Готовясь к нему, школьники разучивают патриотические песни и девизы, учатся строевой подготовке. Такая совместная работа учителя физической культуры, классного руководителя, учащихся - сплачивает классные коллективы, воспитывает чувство долга. 9. Школа поддерживает тесную связь с представителями старшего поколения. Праздники с приглашением учителей-ветеранов, выпускников школы, честно и добросовестно выполняющих свою работу на благо государства, - всё это способствует установлению связи поколений, сохранению исторической памяти, изучению истории Отечества на положительных примерах отдельных человеческих судеб. Разумеется, это далеко не все возможные формы и методы работы с ребятами по воспитанию патриотизма. Но общие принципы этой работы можно сформулировать следующим образом: необходимо обеспечить добродетельную мотивацию школьников, чтобы они проявляли сострадание, а не жестокость, гордость, а не воинственную непримиримость. Воспитание основам
патриотизма – нескучное назидание и морализаторство, а активный поиск оптимальных решений, сопряженных с интеллектуальными усилиями.