"Проектная деятельность в начальной школе"

Автор: Солонина Алевтина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ 2 г. Краснослободска
Населённый пункт: город Краснослободск
Наименование материала: доклад
Тема: "Проектная деятельность в начальной школе"
Дата публикации: 06.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Краснослободска

ДОКЛАД

ТЕМА

:

Проектная деятельность

в начальной школе
Подготовила: Солонина Алевтина Александровна, учитель начальных классов МОУ СОШ 2 г. Краснослободска
2016 г.


1. Введение
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важнейшим становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Образование в результате модернизации неизбежно должно перейти на два основания – знаньевую и компетентностную парадигмы. Формирование ключевых компетентностей, к коим относится и проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность – новым содержанием. В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно-ориентированных технологий обучения, интегрирующую в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Таким образом, метод проектов понимается не только как один из способов организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, но и как целостная «педагогическая технология». Которая: а) предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования и проектирования процесса обучения. Поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов; б) включает в себя обоснованную систему приемов и форм деятельности учителя и учащихся на различных этапах реализации учебного процесса, сформулированные критерии оценки результатов этой деятельности; в) применяется при изучении разных школьных предметов в образовательных учреждениях различного типа. Под проектной деятельностью понимают учебно-познавательную активность школьников, основанную на мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого продукта через выполнение последовательных действий с обязательной презентацией результата. Анализ состояния школьной практики формирования проектной деятельности учащихся позволяет сделать вывод о том, что современная школа не в полной мере реализует педагогический потенциал метода проектов как личностно-ориентированной технологии обучения. Для того, чтобы учащиеся умели применять в практической деятельности и 2
повседневной жизни полученные знания, необходимо соблюдать следующие условия: 1. наличие социально или личностно значимой проблемы каждого учебного проекта; 2. ориентация деятельности школьника по выполнению проекта на получение результата, имеющего практическую или теоретическую значимость; 3. выбор темы проекта, структурирование его содержательной части; 4. поэтапное выполнение проекта; 5. осуществление промежуточной и итоговой диагностики результатов работы над проектом в единстве его содержательной и деятельностной составляющих; 6. презентация хода и результатов выполнения учебного проекта. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому 3
вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний. Главная идея метода проектов – направленность учебно- познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата. Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности. Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения. Эту структуру можно представить в следующем виде: Деятельность ученика Деятельность учителя Определяет цель деятельности Помогает определить цель деятельности Открывает новые знания или способы деятельности Рекомендует источники получения информации Экспериментирует Предлагает возможные формы работы Выбирает пути решения Содействует прогнозированию результатов Активен Создает условия для активности школьника Субъект деятельности Партнёр ученика Несёт ответственность за свою деятельность Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки. 4
Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений , на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние: а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение); б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло); в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других); г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт); д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности); е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле); ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела). В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем. Целевые ориентации проектного мышления:  Стимулирование мотивации детей на приобретение знаний.  Включение всех учащихся в режим самостоятельной работы.  Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.  Развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач.  Развитие способности применять знания к жизненным ситуациям.  Развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя. Развитие важнейших компетенций для современной жизни, способности: o брать на себя ответственность; o участвовать в совместном принятии решения; o регулировать конфликты ненасильственным путем; o оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой; o делать свой выбор; o владеть устным и письменным общением; 5
o учиться всю жизнь. Развитие исследовательских умений: анализа (выявление проблем, сбор информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения. Концептуальные позиции: 1) Принцип гуманизма : в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей. 2) Принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика. Это повышает его мотивацию к учению. 3) Деятельностный подход . Процесс обучения для ученика — это процесс работы над проектом своего будущего. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития. 4) Принцип сотрудничества учеников и учителя при решении разнообразных проблем. Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика. 5) Принцип четкого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. 6) Принцип уважения к иной точке зрения. 7) Принцип обеспечения ответственности за результат . Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания. Среди учебных проектов можно выделить следующие
типы:
— исследовательские — по структуре приближены к подлинному научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем; — творческие — не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты); — информационные — сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и ее разработки; — социально значимые — с самого начала четко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы. 6
Особое место среди социально значимых учебных проектов занимают телекоммуникационные (информационные) проекты . Они стали возможны с появлением в начале 80-х гг. телекоммуникационных сетей, позволивших учителям и учащимся из разных стран общаться друг с другом. Под учебным телекоммуникационным проектом понимается совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, которая организована на основе компьютерной телекоммуникации, имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Специфика телекоммуникационных проектов состоит в том, что они по самой своей сути всегда социальны и межпредметны (межрегиональны). Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, необходима более глубокая интеграция, предполагающая знание не только предмета исследуемой проблемы, но и особенностей национальной культуры партнера, специфики его мироощущения.
По затратам времени
метод проектов является довольно трудоемким. Можно выделить: o краткосрочные (2-6 ч.), o среднесрочные (12-15 ч.), o долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т.д.
Виды проектов
При овладении учителем методом проектов, необходимо прежде всего понимание того, что проекты могут быть разными. Типология проектов может быть условно определена по следующим признакам. (Типология предложена Е.С.Полат) Типологические признаки проекта:  Метод, доминирующий в проекте: исследовательский, творческий, информационный, практико-ориентированный, игровой и др.  Продолжительность проекта  Число участников  Характер координации  Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира)
Метод, доминирующий в проекте
Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования. 7
Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике «дизайн-петли»: определение потребности, исследование (дизайн-анализ существующих объектов), обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выборочной, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и пр.) Приключенческие (игровые) проекты предполагают, что участники принимаю! на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах - ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях и т.п. Обязательно намечается проблема и цели проекта. Результаты же не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью. Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать ею частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библио течные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, теле конференция). Практико-ориентированные проекты – это проекты, обязательно предполагающие практический выход. Например, результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность; определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем и др. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта.
Характер координации
Непосредственный, то есть с открытой координацией. Учитель участвует в проекте в своем собственном статусе, направляет работу, организует отдельные этапы проекта. Здесь важным является отказ от авторитарного руководства, работа в содружестве с учащимися, при сохранении консультирующих функций, но без навязывания своего решения. Со скрытой координацией (возможно главным образом в телекоммуникационных проектах). Координатор выступает как полноправный участник проекта и не обнаруживает свой истинный статус 8
учителя в период деятельности групп участников. Свое влияние он осуществляет за счет лидерских и профессиональных качеств по критерию компетентности.
Характер контактов
Внутренние или региональные проекты могут быть организованы внутри одной школы, между школами (классами) внутри региона, одной страны (с помощью телекоммуникаций, Интернет-сети). Международные проекты с участием представителей различных стран. Такие проекты при всей их привлекательности не всегда возможны из-за того, что для них требуются средства информационных технологий, что сегодня может себе позволить не каждая школа. 11о в перспективе учителям надо ориентироваться на выполнение подобных проектов и быть готовыми к их реализации. То есть, уровень квалификации учителя не должен препятствовать осуществлению такого рода деятельности.
Число участников.
По числу участников проекты могут быть индивидуальные, парные и групповые.
Продолжительность проведения.
Проект может быть краткосрочным (разработан на нескольких уроках): среднесрочным (от недели до месяца); долгосрочным (от месяца до нескольких месяцев).
Технология проектного обучения
В теории и практике проектирования обычно выделяются следующие этапы разработки проекта. Исходный этап: разработка проектного задания: - Определение проблемы: выявление затруднения, обоснование актуальности, анализ изученности, формулирование темы проекта («Что делать, чтобы преодолеть затруднение?»). - Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения («Что должно стать результатом моей работы, чтобы преодолеть затруднение, и как этого добиться?») - Определение цели проекта и поэтапных задач. Этап разработки плана работы: - Определение сроков выполнения проекта, составление плана и графика промежуточной отчетности. - Выбор средств и методов выполнения. - Обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания. - Выбор способа оформления результатов и сценария презентации. - Выбор формы работы (индивидуальной, групповой), распределение обязанностей. Реализация проекта: - Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников. 9
- Проведение исследования, выполнение расчетов, - Подготовка наглядно-графического материала (графиков, диаграмм, таблиц, схем, фотографий, видеоматериалов и т.д.). - Оформление материалов для презентации (заключение, статья, доклад, компьютерная презентация, выставка и т.д.) - Контроль и коррекция промежуточных результатов. Завершение проекта: - Общественная презентация проекта. - Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями. - Рефлексия: обсуждение процесса и итогов работы, групповых и личностных достижений.
Особенности учебных проектов младших школьников.
Всё вышеизложенное справедливо и по отношению к учащимся начальных классов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными 10
умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения? Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?» Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию и т.п. 11

Анализ опыта по использованию метода проектов

Педагогические условия использования метода проектов на уроках
Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется не только в высокой успеваемости школьников, но и в таком же их интересе к предмету. Важным направлением своей работы я считаю - научить видеть реальное применение знаний и умений, получаемых на уроке, в своей собственной жизни. Анализируя опыт работы можно сделать вывод о том, что хорошие результаты – устойчивые знания по предмету, практические умения и сформированные навыки при работе информационными источниками - оправдывают применение проектного метода. Одним из важных моментов введения младших школьников в проектную деятельность считаю их участие в исследовательской деятельности, открытии способов решения учебных задач и способов получений знаний самостоятельно, с помощью учителя или при участии сверстников. Потребовалось некоторое время и опыт, прежде чем прийти к выводу, что погружать младших школьников сразу в какой-либо проект нецелесообразно в силу недостаточно развитых умений и навыков самостоятельной деятельности по причине психологических особенностей возраста. Поэтому собственно проектная деятельность со всеми ее требованиями организуется обычно по достижении учащимися определенных навыков исследовательской работы (обычно со второго полугодия 2 класса). Поэтому первая задача учителя – организовать такие педагогические условия, которые способствовали бы развитию у учеников самостоятельности мышления и творческого подхода к делу. Для этого с первых уроков создаю ситуации познавательного затруднения, которые ставят учащихся перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением и др. В этом плане использую следующие приемы: 1. Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов, проблемных задач, проблемных опытов и др. 2. Формирование учебных гипотез по разрешению проблемных ситуаций: высказывание предложений о явлениях, о связях между понятиями, диспуты, дискуссии. 3. Доказательства учебных гипотез на основе сравнений, логических рассуждении, проведение учебно-логических опытов и пр. 4. Формирование новых учебных выводов и обобщений. 12
Постепенно учащиеся овладевают способами и приемами, необходимыми для осуществления самостоятельной поисковой деятельности, такими как:  умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы;  умение наблюдать, работать с научной литературой;  умение проводить эксперименты;  умение сравнивать, делать выводы и обобщения;  умение структурировать собранный материал, определив главное и второстепенное;  умение давать определения понятиям;  умение отбирать наиболее интересные данные и неожиданные результаты, полученные в ходе исследования. Это позволяет систематично и целенаправленно формировать исследовательские умения учащихся: планировать свою работу, предвидеть результат, использовать различные источники информации, самостоятельно отбирать и накапливать материал, анализировать, сопоставлять факты, аргументировать мнение, самостоятельно принимать решение, устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом), адекватно оценивать себя и других. Все проекты проводились внутри класса, как правило, между группами учеников. На первоначальном этапе использовались ролевые, игровые и творческие проекты: «Моя любимая игрушка», «Законы нашего класса». По мере взросления детей составлялись следующие типы проектов: 1)
исследовательские:
ученики экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, коллажей, книжек-малышек, докладов («Помоги птицам зимой», «Геометрические фигуры вокруг нас»); 2)
ролевые, игровые
: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы («Сочиняем свои сказки»); 3)
информационные:
дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы («Растения и животные красной книги»); 4)
практико-ориетированные:
особенность данного типа проектов состоит в достижении учащимися имеющего практическое значение результата, выраженного в материальной форме. («Комнатные растения нашей школы»); 5)
творческие:
(«Осенние мотивы»). В методической литературе обычно представлены алгоритмы проектов, реализуемых во внеклассной работе, считается, что организация проектной деятельности на уроках дело довольно трудное, непонятное, да и требования программы жесткие. Считаю, что полностью отказаться от технологии классно-урочного обучения нецелесообразно, но вводить проектный метод стоит для того, чтобы внести новизну в обычный ход урока, поддержать интерес, дать возможность посмотреть на привычное по-другому. 13
Например, во время работы над ошибками учитель предлагает детям подумать, каковы причины ошибок в написании безударных гласных, проверяемых ударением. Выписав типичные ошибки на доску, учитель помогает детям увидеть их проблемы: кто-то не всегда верно подбирает родственные слова, кто-то затрудняется в выделении корня, кто-то, подбирая однокоренные слова, не замечает, что гласный в проверочном слове не в сильной позиции. Далее учитель предлагает детям найти пути решения этих проблем. Что можно придумать, предложить, сделать? «Если мы найдем выход, идею, придумаем то, что поможет нам решить проблему, и сделать то, что придумали – это будет наш проект. (Далее рассказывает о сущности понятия «проект»). Учитель предлагает «мозговой штурм»: разделившись на группы, всерьез подумать, что можно сделать, при этом обязательно выслушать всех, обсудить все предложения. Можно выделить группу экспертов – они выберут из предложенных проектов один для реализации. Найти идею – самое главное и самое трудное. Если дети затрудняются, учитель сам предлагает 1-2 предложения в группах (например, составить словарик родственных слов, создать наглядное пособие с передвижными частями слов, сочинить стихи рифмовки на поверочные слова, сделать бланк карточек, настольную игру и др.). Дети, оттолкнувшись от идеи учителя, предлагают свое или обсуждают предложенное, разворачивая замысел, часто меняя его. Учитель поддерживает инициативу детей, привлекает к обсуждению, к совместной работе. Далее учитель организует реализацию замысла, поддерживает самостоятельность ребят, их сотрудничество, помогает подготовить защиту проекта. На заключительном этапе необходимо оценить на только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной работе. Другой пример из опыта преподавания музыки. Детям предлагается проект «Моя любимая песня». Схема работы каждого ученика была следующей: 1. Выбрать любимую песню. 2. Узнать, кто автор слов, музыки, исполнитель песни. 3. Найти дополнительные сведения о песне: когда песня написана, чему посвящена, в каком м/ф или х/ф звучала и т.д. 4. Написать текст песни, выполнить иллюстрацию к песне. 5. Подобрать дополнительное оформление: картинки, портреты композитора, автора слов, исполнителя. 6. Найти музыкальное оформление в формате mp3. 7. Продумать и провести социологический опрос среди выбранной категории людей. Тема соц.опроса “Рейтинг популярности песни”. Вопросы мы выбирали следующие: “Вы любите петь?”, “Вы знаете эту песню?”, “А вы когда-нибудь пели эту песню?” и пр. 8. Выполнить анализ результатов социологического опроса. 9. Подготовить выступление. 14
10. Представить свой проект перед одноклассниками. Обобщая возможности ведения урока в режиме проектного обучения, считаю необходимым выделить следующие этапы работы методом проектов:
1. Мотивационный
(учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
2. Планирующий
– подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
3. Информационно-операционный
(ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
4. Рефлексивно-оценочный
(ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности). В заключение хочется отметить, что относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как русский язык, литературное чтение, математика. Поскольку систематическое построение учебной программы – условие высокого качества знаний «на выходе» – диктует жесткий отбор форм и методов обучения. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов. Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, иностранные языки, информатика, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.
Результативность опыта
Результативность изложенного опыта работы позволяет отметить развитие у учащихся творческой и коммуникативной активности, познавательной самостоятельности, интеллектуальных способностей, уровня обученности и воспитанности. Анализируя опыт организации проектной деятельности, выделяются следующие результаты, указывающие на преимущества применения проектного метода в образовательном процессе школы: 1. Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению 15
интереса к предметам. Это подтверждается следующими фактами:  уроки стали проходить боле оживленно, ученики с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап – презентацию;  прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований, проекты становятся лично значимыми для учащихся;  у ребят проявился стимул не только получить хорошую оценку, но и добиться успехов в выполняемой работе. 2. Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся:  немотивированные на учебу дети, заинтересовавшись какой- нибудь проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, приобретают уверенность в своих силах, таким образом для них создается реальная ситуация успеха в обучении;  для одаренных детей участие в проекте еще одна возможность проявления творчества, развития в совместной деятельности с учителем, родителями и одноклассниками творческого потенциала, накопление опыта самостоятельной роботы. 3. Повышается учебная активность школьников. Было проведено анкетирование (анонимно) с целью выяснения у учащихся 2 класса (2015-2016 уч. год) предпочтения видов учебной деятельности на уроке, определения сформированности навыков проектной деятельности и выявления эмоционального отношения к школе и классу. На вопросы « Нравится ли тебе учиться в школе » и «Нравится ли тебе учиться в твоем классе» все ученики (100%) ответили утвердительно «да», что определяет стабильную положительную учебную мотивацию детей. Ответы на вопрос, « Какие виды деятельности на уроке тебе особенно нравятся» указывают на предпочтение творческих видов, из них «работа над проектом» была в выборах у 80% учеников. Второклассники предпочитают работать в парах, группах или «со всем классом над одним заданием», что соответствует 70%, 60% и 60%, то есть можно судить о наличии навыков групповой работы и развитии коммуникативных умений. Оказывают помощь при выполнении творческих заданий, судя по выборам детей, – учитель (100% выборов), родители (80%), одноклассники (60%), значит можно говорить о том, что цель создания единого творческого образовательного пространства «ученик- учитель - родитель» достигнута. Детям было предложено отметить те виды умений проектной деятельности, которые они выполняют хорошо и с удовольствием. 16
Практически каждый подчеркнул три из предложенных четырех пунктов: «готовить сообщение»-60%, «презентовать итоги своей работы по заданной теме»-60%, «высказывать предложения по тому, что надо сделать по данной работе»- 50%, «работать в группе сообща»-80%. Полученные ответы на вопрос « Ты участвуешь в проектной деятельности потому, что…» тоже предполагал несколько выборов, предпочтительных для каждого ученика: «узнать что-то новое» выделили 80% второклассников, «можно раскрыть свои способности, подняться в глазах своих одноклассников на более высокий уровень»-50%, «пообщаться с одноклассниками»-30%. Для детей, выполняющих творческие задания, в том числе в рамках проектов, школьная жизнь вызывает положительные эмоции, так практически все учащиеся 2 класса (100%) отметили, что выполняют творческие работы с хорошим настроением. Экспертиза качества успеваемости учащихся начальных классов за период использования проектной технологии в обучении (с 2014г.) показывает, что уровень обученности детей составляет 100%, уровень качества знаний в среднем 85%. Таким образом, можно считать, что участие детей в проектной деятельности действительно способствует развитию их творческих способностей и учебной активности.
Заключение
Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь воспитание умения учиться понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования нового столетия. Основная цель проектной деятельности – реализация детьми своих способностей и потенциала личности. Главнейший основополагающий принцип метода проектов – исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью. Проектное обучение является непрямым, и в нем ценны не только результаты, но и в большей степени сам процесс. Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно: 17
 личностно ориентировано;  использует множество дидактических подходов;  самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;  позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;  приносит удовольствие учащимся, использующим продукт своего труда. Метод проекта в начальной школе позволяет наиболее широко охватить все виды деятельности учащихся, так как включает в себя познавательную, игровую и творческую деятельность, задействует все аспекты жизни детей в школе и дома. Реализация метода проекта на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Обучение школьников проектной деятельности, ее организация и руководство со стороны взрослых влияет на формирование психологических новообразований личности, на формирование средств и способов мыслительной деятельности, на созревание механизмов произвольной регуляции поведения личности. Таким образом, проектная деятельность является средством обучения и развития личности. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что, с одной стороны, использование метода проектов чревато перекосами в учебной программе, ведь ни в один проект невозможно уложить все требуемые знания. С другой стороны, очевидны и преимущества этой системы занятий: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, развитие кооперации и научной пытливости, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, сознательная дисциплинированность группы и т.д. Опыт многих учителей доказывает, что указанный метод разрушает школьную рутину. Практика показала высокую эффективность внедрения проектной технологии в учебно-воспитательный процесс, так как работа над проектом и его последующая защита стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию, способствует:  формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности;  получению хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции;  повышению активности и самостоятельности учащихся;  овладению умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач;  осознанию учеником ценностей совместного труда; 18
 повышению стремление к рефлексии и коллективному анализу выполненной работы;  развитию позитивной внутренней мотивации к познанию;  эстетическому воспитанию;  формированию высокой информационной и общей культуры учащихся. Именно эта педагогическая технология позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях. Реализация метода проектов привела моих учащихся к следующим положительным результатам:  Сохранение учебной мотивации познавательной активности.  Возможность развития своих творческих способностей.  Улучшение качества успеваемости. Опыт работы с применением метода проектов позволяет утверждать, что метод проектов может широко использоваться в практике обучения любому предмету, на любой ступени обучения, и не только в начальной школе, при любой модели обучения, так как он способствует всестороннему развитию ребенка. Обращение к проблеме организации проектной деятельности является в настоящее время актуальным в условиях обновления содержания образования. 19