"Здоровьесберегающие технологии на уроках математики (из опыта работы)"

Автор: Ахромеева Наталья Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Долголесковская ОШ"
Населённый пункт: д. Кондауровка
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики (из опыта работы)"
Дата публикации: 07.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Здоровьесберегающие технологии на уроках математики

(из опыта работы).
Н.И. Ахромеева – учитель математики МКОУ «Долголесковская ОШ» Одной из главных проблем современной школы является проблема сохранения здоровья обучающихся. Здоровье - это величайшая ценность человека. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу инноваций, позволяющих сохранить здоровье детей. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями следует понимать приемы, применение которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся. Цель технологий здоровьесбережения – обеспечить ученику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Можно считать, что здоровье ученика в норме , если: здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой; преодолеть усталость; быть наблюдательным, обладать воображением , проявлять хорошие умственные способности; быть общительным и уравновешенным в коллективе. Я работаю в сельской малочисленной школе. Наполняемость учащихся в классе составляет 2-4 человека. Дети быстро утомляются, большие нагрузки на каждом уроке заставляют находиться в постоянном напряжении. Все это оказывает отрицательное воздействие на здоровье учащихся. Поэтому важной целью моей педагогической деятельности как учителя является: сохранение здоровья учащихся в процессе обучения на уроках математики и создание условий для полноценного проживания ребенком детства. Работая учителем математики при организации учебной деятельности я уделяю внимание на следующие моменты (с позиции здоровьесбережения по Смирнову Н.К.) и использую их в своей работе: - комплексное планирование урока, в том числе задач, имеющих оздоровительную направленность. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; - соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения (наличие оптимального светового и теплового режима в кабинете, условий безопасности, в соответсвии с СанПиНам мебели, оборудования и т.д. Организовано проветривание до и после занятий и частичное - на переменах); -правильное соотношение между темпом и информационной плотностью урока (оно варьируется с учетом физического состояния и настроения учащихся) Норма смены видов деятельности 4-7 за урок. Наличие на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся; - построение урока с учетом работоспособности учащихся; - благоприятный эмоциональный настрой; - проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках. Большое значение в предупреждении утомляемости учащихся является планомерная организация учебного труда. Не все учащиеся могут легко осваивать математику, поэтому провожу работу по профилактике стрессов. Хороших результатов можно добиться, работая в парах, в группах, как за партой, так и у доски, где более “слабый” ученик чувствует поддержку товарищей. На уроке использую стимулирование учащихся, которые решают различными способами, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке 1
такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. Это является хорошим антистрессовым моментом. На уроках стараюсь развивать у учащихся мотивацию к учебной деятельности (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.д). Большинство «слабоуспевающих» учащихся проявляют интерес к математике и самовыражаются на внеурочных мероприятиях (математические недели, конкурсы, творческие проекты, сообщения на заданную тему и т.д.). Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал, т.к. в нашей школе много детей из семей переселенцев. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (опорные конспекты, схемы, подчеркивание, записать более крупно, другим цветом). К дозировке домашнего задания и мере его сложности нужно относиться очень внимательно, т.к. это один из компонентов здоровьесбережения учащихся: соизмерять объем и сложность с возможностями ученика, давая домашние задания по разным уровням (от простого к сложному), где ребенок может сам выбирать себе объем задания по силам. Одной из задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения являются – физкультминутки. В течение урока концентрация внимания различна – она колеблется. У каждого человека есть свои собственные циклы. В конце каждого такого цикла мозг нуждается в кратковременном отдыхе. В среднем дети 5-8 лет могут без перерывов учиться в течение 5-7 минут, не более. Дети 9-13 лет – в течение 8-12 минут, юноши и девушки 14-18 лет – в течении 12-15 минут. После этого должна обязательно следовать пауза. Упражнения для физкультминуток выполняют важные функции: 1. Снижают уровень напряжения и дают возможность ученикам расслабиться. 2. Делают процесс обучения более эффективным, т.к. активизируют все важнейшие системы человеческого организма. 3. Создают в классе обстановку доверия и доброжелательности. Физкультпаузы во время уроков математики – это необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партами. Пауза необходима для отдыха органов зрения, слуха, мышц шеи и спины, и кистей рук. Физкультминутки способствуют повышению внимания, активности учащихся на последующем этапе урока. Так гимнастика для глаз предупреждает зрительное утомление у школьников. В своей работе использую гимнастику для глаз по методу Г.А.Шичко: 1.Вверх-вниз, влево - вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево - вправо. Зажмурившись снять напряжение, считая до десяти. 2.Круг. Представьте себе большой круг. Обводите его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. 3.Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата. Также использую упражнения на релаксацию. Например, игра “Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется. Таким образом, здоровьесберегающие технологии должны способствовать такой организации учебного процесса, чтобы дети успешно развивались как психически, так и 2
физически. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Следует помнить, что содержание и формы учебной деятельности оказывают серьезнейшее влияние (положительное или негативное) на состояние и перспективы здоровья детей. Учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся. И в заключении я хотела бы привести слова Жан-Жак Руссо: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!» 3